ПСИХОЛОГИЯ XXI ВЕКА

МЕНЮ

Советы по сдаче госэкзаменов

РЕКЛАМА
Информация о проекте
Конференции, симпозиумы, тренинги
ВУЗы России и Петербурга, осуществляющие подготовку психологов
Статьи, рецензии, тезисы
О студентах-психологах и для них...
Фонды грантовой поддержки - российские и зарубежные
Психологические центры, оказывающие помощь
h UMOR...
Форум
Самарский чат "Психотерритория". Официальное место общения психологов.

А.Г. Грецов

Проблемные переживания и межличностные влечения подростков

Наша работа посвящена изучению межличностных влечений как источнику психологических проблем подростков. Подростковым проблемам посвящено большое количество специальной литературы, однако необходимость повышения эффективности психологической помощи подросткам, переживающим кризис взросления, продолжает оставаться актуальной. Мы предлагаем и обосновываем один из новых подходов к этой проблеме.

Научная новизна нашей работы состоит в том, что в качестве одного из источников подростковых проблем мы рассматриваем межличностные влечения, предлагаем классификацию и методику изучения влечений. Поэтому мы сочли целесообразным более подробно остановиться в данной работе на теоретических аспектах психологии влечений, а в описании подростковых проблем ограничиться нашими экспериментальными данными.

Прежде чем переходить к характеристике влечений и связанных с ними проблемных переживаний подростков, рассмотрим содержание самого понятия “межличностные влечения”.

1. Психология межличностных влечений.

Межличностные влечения изучаются главным образом в рамках не возрастной, а социальной психологии [3, 8]. Однако актуальность исследования влечений именно в контексте психологии подростков подчеркивалась еще Л.С. Выготским [2]. Несмотря на это, тема продолжает оставаться мало исследованной и по сей день. Теоретические предпосылки психологии влечений заложены преимущественно авторами, придерживающимися психоаналитической парадигмы [15], впоследствии эта тема получила развитие и в работах представителей других направлений психологии [например, см. 10].

При анализе литературы нами было выявлено два основных подхода к пониманию природы межличностных влечений. Назовем их условно “потребностный” и “социальный”.

При психологическом описании влечений в рамках первого подхода обычно главный упор делается или на их недостаточно осознанный характер, или на тесную связь с органическими потребностями. Например, в “Психологическом словаре” предлагается следующее определение понятия “влечение”: это “первичное эмоциональное проявление потребности человека в чем-либо, побуждение, еще не опосредованное сознательным целеполаганием” [11, стр. 48]. В монографии К. Обуховского “Психология влечений человека” [10] понятие “влечение” фактически сведено к потребностям, мотивам и установкам.

Приняв за основу тезис о тесной связи влечений и потребностей, можно предположить, что межличностное влечение будет возникать во всех тех случаях, когда с другой личностью связано удовлетворение актуальной потребности индивида. По сути, именно такое предположение и было сделано еще З. Фрейдом [15]. Согласно его концепции, влечения оказываются направлены на других людей тогда, когда они служат средством удовлетворения собственных потребностей индивида. В качестве основной потребности, вызывающей межличностные влечения, Фрейд рассматривал сексуальную. С современной точки зрения такой подход не представляется полностью адекватным (прежде всего, в связи с изменением представлений о структуре потребностей человека). Но развитие понимания межличностных влечений как малоосознанных эмоциональных проявлений потребностей исторически идет именно от фрейдизма.

Последователь З. Фрейда Рапапорт (Rapaport, 1960, цит. по [4]), рассматривает “инстинктивное влечение” как побудительную внутреннюю психическую силу, которой свойственны безусловность, цикличность, избирательность, заменяемость. Эти свойства представляют собой, по Рапапорту, в большей степени количественные, чем качественные характеристики влечений. Однако влечение здесь все равно понимается как неосознаваемое проявление потребностей, прежде всего органических.

В отечественной психологии влечения тоже рассматриваются в тесной связи с потребностями [напр. см. 14]. Проблема влечений подростков затрагивалась в трудах Л.С. Выготского. Структура влечений рассматривалась им в рамках проблемы направленности и движущих сил развития психики, что представляет собойключ к возрастному пониманию психологии” [2].

Однако описанный подход к природе влечений характерен не для всех направлений психологии. Например, в современной зарубежной социальной психологии термином “межличностное влечение” обычно оперируют авторы, интересы которых лежат в области исследования близких взаимоотношений, например чувства любви [18]. Их подход к изучению межличностных влечений, условно названный нами “социальный”, основан главным образом на понятии “аттракция”. Слово “attraction” дословно переводится с английского языка как “привлекательность”. Однако в психологии это понятие трактуется шире, чем просто мера привлекательности одного индивида для другого. Во-первых, этим термином может обозначаться как процесс формирования эмоционального отношения, так и результат этого процесса, то есть некоторое качество сформированного отношения [1]. Во-вторых, даже если рассматривать аттракцию только как характеристику отношения, в ней все равно можно выделить минимум два компонента:

  1. Эмоция, направленная на другого человека.
  2. Установка по отношению к другому как к единичному, уникальному объекту.

Аттракция подразумевает наличие чувства, отношения к другому и его оценку. На возникновение и развитие аттракции действует целый комплекс причин [3], таких, как:

  • Свойства объекта аттракции
  • Свойства субъекта аттракции
  • Соотношение свойств объекта и субъекта аттракции
  • Особенности взаимодействия
  • Особенности ситуации общения
  • Культурный и социальный контекст
  • Время

Возникновение и развитие аттракции всегда носит двусторонний характер и происходит в конкретном социальном контексте. Если один человек кажется другому привлекательным, то нелогично объяснять это только какими-то его уникальными особенностям (а среди подростков это очень распространенная “ошибка атрибуции”). Имеют значение как особенности обоих участников взаимодействия и их соотношение, так и среда, в которой находятся эти люди, а также динамика развития отношений во времени. Простое понимание этого факта может снизить остроту связанных с эмоциональными отношениями проблемных переживаний подростка.

Но вернемся к понятию “влечение”. В рамках такого подхода его можно определить как эмоциональное побуждение к вступлению в контакт с другим человеком, вызванное возникшей аттракцией.

Мы придерживаемся в данной работе тезиса о тесной связи влечений и потребностей и будем рассматривать их применительно к подростковому возрасту. Что касается аттракции, то мы исходим из предположения, что в ее основе у подростков лежит актуальная для этого возраста потребность в эмоционально насыщенных контактах со сверстниками.

Обобщая вышеизложенное, можно предложить следующее определение понятия “межличностное влечение”: это эмоциональное проявление потребности человека в контакте с другим человеком, побуждение к общению, которое не опосредовано сознательным целеполаганием.

2. Влечения и психологические проблемы в подростковом возрасте.

Согласно периодизации психического развития по Э. Г. Эриксону [17], на старший подростковый возраст приходится наиболее острый момент самого важного на протяжении жизни человека кризиса “Идентичность или ролевая неопределенность”. В это время перед подростком стоит задача объединения и осмысления всего того, что он знает о самом себе в разных социальных ролях, в единое целое.

Для успешного решения этой задачи необходимо активное общение с окружающими, в силу чего поиск идентичности является важной предпосылкой общения. В случае спутанной идентичности подросток испытывает мучительные сомнения относительно самого себя и своего места в жизни. Все остальные актуальные социальные потребности подростков так или иначе связаны с процессом поиска идентичности.

Если еще у младших школьников на первом месте по значимости находится общение со взрослыми, то для подростков важнее всего становится общение со сверстниками [напр. см. 12, 13].

Согласно периодизации психического развития по Д.Б.Эльконину, ведущая деятельность подростков - эмоциональное общение со сверстниками [16]. Очень значимой ценностью в этом возрасте является система эмоционально нагруженных отношений со сверстниками. Однако подростки еще не обладают достаточным уровнем социальной рефлексии и большим социальным опытом [13]. Поэтому их эмоциональные отношения недостаточно осознаются. Это позволяет сделать вывод о том, что в подростковом возрасте в сфере эмоционального общения выражены главным образом именно межличностные влечения. Зрелые, более осознанные эмоциональные отношения формируются на их основе в юношеском возрасте (по периодизации Э.Г. Эриксона, это приходится на следующий жизненный кризис: “Интимность или изоляция” [17]).

В общении подростков можно выделить ряд особенностей, на основании которых могут развиваться межличностные влечения. Например, это склонность к идентифицированию себя с партнерами по общению [13]. Такая идентификация - один из механизмов поиска идентичности подростками, “идентификационное поведение и идентичность развиваются непрерывно” [13, стр.120]. В случае выбора асоциального объекта идентификации соответствующие поведенческие проявления тоже скорее всего будут носить асоциальный характер.

Кроме того, для подростков характерна реакция группирования, высокая значимость группового признания [напр. см. 8, 13]. Со временем происходит интериоризация системы ценностей, принятых в референтной группе. Чтобы добиться признания в этой группе, подросток готов вести себя даже вопреки своей собственной системе ценностей. Если добиться признания все же не удается, это вызывает острые переживания и способствует возникновению социальной дезадаптации. Кроме того, происходит идентификация подростка с референтной группой, что может привести к таким же поведенческим последствиям, как и идентификация с отдельными людьми.

Помимо идентификации и группирования, носящих больше внешний, демонстративный характер, для подростков характерны и глубоко личные, интимные переживания, связанные с общением. В качестве новообразования подросткового возраста рассматривают близкую дружбу [6]. Подростку очень важно, чтобы его понимали и чтобы он имел возможность кому-то полностью доверять.

Кроме того, именно у подростков (преимущественно старших) начинает проявляться романтическая любовь [напр. см. 5, 6]. Взрослые обычно относятся к таким проявлениям снисходительно, однако эта любовь сопровождается огромным эмоциональным накалом (вспомните Ромео и Джульетту), хотя, как правило, недолговечна. Такие отношения не являются эмоционально зрелыми и чаще всего вскоре заканчиваются разрывом.

Подобные романтические отношения у подростков еще не очень тесно связаны с сексуальностью, их слияние происходит несколько позже, в юношеском возрасте. Сексуальность подростков проявляется как следствие биологического созревания, однако не сопровождается достижением социальной зрелости [5, 7]. Кроме того, подростки легко возбудимы, их влечение не отличается достаточной дифференцированностью. А поскольку его адекватная реализация сильно затруднена в результате личностной незрелости и социального положения, для подростков характерна высокая частота и разнообразие сексуальных девиаций.

В основу нашей классификации влечений подростков были положены представления об описанных выше наиболее актуальных социальных потребностях, характерных для данного возраста. Классификация отражена в табл. 1.

Естественно, эта классификация во многом условна. Реальные психические явления слишком сложны для того, чтобы четко укладываться в подобные схемы. Мы вряд ли можем наблюдать вышеназванные влечения в “чистом” виде. Например, тесные эмоциональные отношения подростков практически всегда включают и сексуальный компонент, а сексуальные отношения сопровождаются эмоциями. В реальных близких отношениях подростков в той или иной степени представлены все четыре типа влечений.

Учитывая такие факторы, как высокая эмоциональность общения подростков, недостаток социального опыта и социальной рефлексии, высокая значимость для подростков отношений со сверстниками, можно предположить, что межличностные влечения тесно связаны с психологическими проблемами подростков.

3. Экспериментальное исследование межличностных влечений и проблемных переживаний подростков

Анализ литературы позволил нам сформулировать следующую рабочую гипотезу: особенности межличностных влечений могут служить предпосылками психологических проблем подростков, а через работу с влечениями имеется возможность корректировать эти проблемы. Для проверки гипотезы было проведено описанное ниже исследование.

Исследование было организовано комбинированно: частично по лонгитюдному методу, а частично по методу поперечных срезов. Работа была начата в 1997-98 учебном году с одним из 7-х классов средней школы № 309 Центрального района Санкт-Петербурга. В этом классе на протяжение 2-х лет проводились наблюдения, беседы с подростками и работающими с ними учителями, а также велась психодиагностическая работа. В 1998-99 учебном году к работе был подключен также параллельный класс (к тому времени уже 8-й). Работа с этими классами (уже 9-ми) продолжается и на момент написания данной статьи.

Из этих же классов была набрана группа из 11-ти подростков, с которыми автор с декабря 1998 года по май 1999 года проводил социально-психологический тренинг (в рамках кружковых занятий по курсу “Психология общения”), в ходе которого также собиралась информация для данного исследования.

Обобщение результатов, достигнутых в ходе работы, позволило к разработать относительно простую в применении анкету для диагностики степени выраженности влечений подростков, которая позволила продолжить исследование по методу поперечных срезов.

Параллельно с этим проводилось исследование проблемных переживаний подростков. С мая по декабрь 1999 года им были охвачены 254 подростка - учащиеся средней школы309 (с 6-х по 10-е классы). Межличностные влечения изучались с использованием разработанной нами анкеты только на части этой выборки (75 человек, учащиеся 8-х - 9-х классов).

При выполнении исследования мы столкнулись со сложностями, поскольку из применяемых в России психодиагностических методик для диагностики влечений в полной мере не применима ни одна, так как они не являются специфическими для решения данной задачи и поэтому не обладают в отношении влечений достаточной содержательной валидностью. В связи с этим автор был вынужден приступить к разработке такой методики.

Диагностика влечений существенно осложняется тем фактом, что они носят во многом бессознательный характер. Мы использовали в процессе диагностики две основные разновидности проявлений влечений в общении:

  1. Через факт предпочтения в общении.
  2. Через преимущественно невербальное выражение эмоций, направленных на объекты влечения.

Первую разновидность проявлений достаточно легко диагностировать, однако далеко не все влечения проявляются таким образом в силу малоосознанного характера и возможности активизации защитных механизмов. Вторую разновидность проявлений диагностировать гораздо сложнее, при этом существенно выше субъективность полученных результатов, зато удается зафиксировать и те влечения, которые не выражаются через предпочтения в общении.

На первом этапе работы мы использовали для диагностики влечений такие методы, как наблюдение, беседу, социометрию. Их применение само по себе не решило проблему быстрой объективной диагностики влечений, зато создало предпосылки для решения этой проблемы в дальнейшем путем создания специализированной анкеты.

Такая анкета и была нами создана на основании накопленных материалов. Она включает описание 20 социальных установок, подросткам предлагается оценить их применимость к себе по 5-балльной ранговой шкале. Далее вычисляются средние показатели по следующим шкалам:

  • влечение на основе идентификации
  • влечение на основе группирования
  • влечение-аттракция
  • сексуальное влечение

Эти разновидности влечений выделены нами исходя из анализа наиболее актуальных социальных потребностей, характерных для подросткового возраста (см. часть 2). Для подтверждения содержательной валидности анкеты использовались методы наблюдения и беседы.

Анкета была проверена на выборке 75 человек из учащихся 8-х и 9-х классов. Результаты были подвергнуты факторному анализу по методу главных компонент, что позволило установить наличие трех обособленных факторов: “Идентификация (с индивидом или группой” (объясняет 18,5% общей дисперсии), “Эмоциональность в общении” (14,6%), “Сексуальность” (14,5%). Два последних фактора четко соответствуют влечению на основе аттракции и сексуальному влечению. Первый фактор включил в себя влечения на основе идентификации и группирования, которые не удалось обособить на основании факторного анализа. Однако в целом анкета показала достаточно высокую степень факторной валидности.

Разработанная анкета позволяет диагностировать степень выраженности каждого из типов влечений и строить их профиль для подростка в целом, однако она не применима для характеристики конкретных межличностных отношений. Если перед нами стоит задача охарактеризовать конкретные эмоциональные отношения двух или более подростков, необходимо использовать методы наблюдения и беседы.

Для изучения проблемных переживаний подростков мы выбрали в качестве основного диагностического инструмента анкету Seiffqe-Krenke (1984) (“Проблемная анкета”), которая использовалась в ряде исследований психологии подростков и зарекомендовала себя как достаточно надежный диагностический инструмент (см. [9]).

Анкета включает описание 78 проблемных переживаний из 7 разных областей жизни, подросткам предлагается по 5-балльной шкале оценить применимость соответствующих описаний к себе. Мы использовали вариант анкеты, отличающийся от первоначального небольшим сокращением и редакторской правкой.

Кроме того, в качестве дополнительных методов изучения проблемных переживаний подростков использовались наблюдение и беседа (как с самими подростками, так и с их социальным окружением - классным руководителем, сверстниками, а в некоторых случаях и с родителями). Также использовались материалы, накопленные в психологической службе школы309.

В силу социального характера исследуемых влечений и высокой значимости социальных отношений для психического благополучия подростков, мы сочли целесообразным включить в наше исследование также изучение социальной адаптации подростков. Оно проводилось только в одном из экспериментальных классов.

В качестве основного метода исследования социальной адаптации подростков мы избрали методику “Определение характеристик социальной адаптации школьников” К. Роджерса и Р. Даймонда. Этот опросник содержит 101 утверждение, подросткам предлагается оценить их применимость к себе. Потом на основании ответов вычисляются показатели по таким шкалам, как адаптация, самоприятие, приятие других, эмоциональная комфортность, интернальность, стремление к доминированию.

В качестве дополнительного метода исследования социальной адаптации подростков мы использовали социометрию. При диагностике степени социальной адаптации мы исходили из предположения, что, чем больше выборов имеет подросток по сумме социометрических критериев, тем выше степень его адаптации в школьном коллективе.

Обработка данных, собранных методом поперечных срезов (показатели по методикам “Анкета эмоциональных отношений”, “Проблемная анкета”), осуществлялась с помощью персонального компьютера, в программном пакете Statistica for Windows. Все собранные данные были введены в компьютер, после чего рассчитаны показатели описательной статистики, построены корреляционные матрицы, а также проведен факторный анализ результатов (по методу главных компонент).

Что касается результатов, полученных с использованием лонгитюдного метода исследования, то в силу небольшого объема выборки и неоднородности условий проведения диагностики мы не сочли целесообразным прибегать к сложным процедурам статистической обработки и решили ограничиться феноменологическим анализом результатов.

С использованием “Проблемной анкеты” в 1999 году были обследованы учащиеся средней школы № 309 с 6-х по 10-е классы (n=254). Это обычная школа Центрального района Санкт-Петербурга, какой-либо отбор при приеме в нее отсутствует. Это позволяет предположить, что выборка из учащихся в ней подростков достаточно репрезентативна.

Факторный анализ результатов анкетирования позволил установить, что анкета обладает факторной гомогенностью: показатели по всем областям проблемных переживаний укладываются в один фактор “Проблемная нагруженность”, который объясняет 57% дисперсии. Факторная структура анкеты приведена в Табл. 2.

 

Такие результаты свидетельствуют о высокой конструктной валидности “Проблемной анкеты”.

Приведем полученные нами средние показатели проблемной нагруженности подростков по каждой из семи областей в целом по выборке и отдельно для мальчиков и девочек.

Области проблемных
переживаний

Проблемная нагруженность

Среднее, ранг

Мальчики

Девочки

Школа

2,60 (4)

2,52

2,65

Будущее

2,96 (1)

2,90

2,99

Отношения с родителями

2,75 (2)

2,65

2,82

Отношения со сверстниками

2,68 (3)

2,61

2,74

Свободное время

2,53 (5)

2,45

2,58

Другой пол

2,38 (6-7)

2,34

2,40

Собственное “Я”

2,38 (6-7)

2,27

2,46

Среднее значение

2,61

2,53

2,66

Как видно из представленных данных, самые высокие показатели получили такие области проблем, как “Будущее” и “Родители”. Эти же области проблем были наиболее актуальны для наших подростков и в 1993 и 1996 годах (см. [9]). В целом полученные нами средние значения несколько ниже, чем приведенные в [9] для петербургских подростков по состоянию на 1993 и 1996 годы. Однако наша выборка меньше по объему и не столь репрезентативна, как в том исследовании, поэтому нельзя исключить, что различия в результатах являются не отражением объективной тенденции, а следствием недостаточной сопоставимости выборок.

Обращает на себя внимание тот факт, что большинство областей проблем у мальчиков и девочек имеют одинаковый ранг (за исключением последних двух), однако среднее значение по каждой из областей для девочек выше, чем для мальчиков. Различия являются статистически значимыми (по t-критерию Стьюдента) для всех областей, кроме “Будущее” и “Другой пол”. Это позволяет сделать вывод, что по состоянию на 1999 год живущие в Санкт-Петербурге девочки-подростки в целом больше озабочены проблемами, чем мальчики.

Рассмотрим, как изменяется проблемная нагруженность в зависимости от возраста подростков. В Табл. 4 приведены средние значения по разным областям проблем для учеников с 6-го по 10-й классы.

 

Для большей наглядности изобразим графически изменение средних показателей проблемной нагруженности подростков по разным классам.

Как наглядно видно из графика, наибольшая проблемная нагруженность характерна для учащихся 7-х классовЭто . подростки возраста 12-13 лет. Далее средние показатели проблемной вплоть до 10-го класса. Такие же результаты были получены нагруженности плавно снижаются другими исследователями в Во всех изученных нами возрастных группах на первом 1993 и 1996-х гг. [9]. месте стоят проблемы, связанные с будущим.

Значимость проблемных переживаний существенно меняется в сформированным по признаку успеваемости разных классах одной возрастной параллели. В частности, в “коррекционном” 8-м классе на 1-е место по значимости выходят проблемы в области отношений с родителями (2,99), последующие два места занимают проблемы в области будущего (2,93) и школы (2,54). Видимо, это связано с тем, что в данный класс попало большинство учащихся с неблагополучным семейным положением. В “сильном” же 8-м классе первые места занимают проблемы в области будущего (2,85), общения со сверстниками (2,67) и свободного времени (2,62).

В ходе применения “Анкеты эмоциональных отношений” на части описанной выборки (75 человек) были получены следующие средние показатели выраженности типов влечений:

  1. Сексуальное: 3,24 (мальчики 3,3, девочки 3,2)
  2. На основе аттракции: 2,73 (мальчики 2,74, девочки 2,72)
  3. На основе группирования: 2,26 (мальчики 2,2, девочки 2,3)
  4. На основе идентификации: 2,24 (мальчики 2,06, девочки 2,35)

При взгляде на эти показатели становится видно, что для обследованных подростков наиболее актуально сексуальное влечение. Оно несколько более выражено у мальчиков, однако различие не является статистически значимым. Следует учесть, что это понятие используется нами не столько в физиологическом, сколько в психологическом смысле - как стремление как можно больше вступать в отношения с представителями противоположного пола и высокая субъективная значимость таких отношений. Наша анкета диагностирует только гетеросексуальное влечение подростков.

Почти столь же высокую значимость имеет для подростков влечение на основе аттракции. Влечения на основе идентификации и группирования также достаточно актуальны для подростков. Они несколько больше выражены у девочек, что можно объяснить особенностями динамики развития мальчиков и девочек и исследуемом возрасте.

Корреляционный анализ этих результатов позволил установить факт тесной связи влечения на основе идентификации с влечениями на основе группирования (r по общей выборке 0,58) и аттракции (r=0,48). Это говорит о том, что как групповое поведение подростков, так и близкие эмоциональные отношения сопровождаются сильной идентификацией. Кроме того, это вообще ставит под сомнение правомочность выделения данного вида влечения в качестве отдельного фактора (как было сказано выше, по результатам факторного анализа обособить его тоже не удалось) . Мы решили все же сохранить его как отдельный фактор исходя из теоретических предпосылок и своеобразия связанной с ним корреляционной картины.

У мальчиков влечения гораздо менее тесно связаны между собой, чем у девочек. С одной стороны, это может говорить о такой особенности психосоциального и эмоционального развития подростков, с другой стороны, не исключено, что разработанная нами анкета просто обладает более высокой дифференциальной валидностью в отношении мальчиков, чем в отношении девочек. Окончательно объяснить этот факт можно будет только в ходе дальнейших исследований.

В ходе корреляционного анализа результатов применения “Проблемной анкеты” и “Анкеты эмоциональных отношений” получены следующие статистически значимые корреляции* :

Влечение на основе идентификации у мальчиков коррелирует с проблемными переживаниями в области свободного времени (0,43), отношений с другим полом (0,59) и собственной персоны (0,54), а у девочек значимых связей не выявлено.

Влечение на основе группирования у мальчиков связано с проблемами в области школы (0,45) и отношений с родителями (0,46), а у девочек выявлена значимая связь с проблемами в области собственной персоны (0,37) и связь на уровне тенденции с отношениями с родителями (0,26).

Влечение на основе аттракции наиболее прогностично по отношению к проблемным переживаниям подростков. У мальчиков оно значимо связано с проблемами в области отношений со сверстниками (0,51) и другим полом (0,73), свободным временем (0,49), собственной персоной (0,67), на уровне тенденции связь с проблемами в области школы (0,4) и отношений с родителями (0,43). У девочек выявлена значимая связь с проблемами в области отношений с другим полом (0,34) и собственной персоны (0,46), тенденция к связи с проблемами в области отношений со сверстниками (0,33).

Сексуальное влечение у мальчиков только на уровне тенденции обратно связано с проблемами в области отношений с девочками (-0,31), зато у девочек коррелирует с проблемами в области будущего (0,36), собственной персоны (0,43), отношений с мальчиками (0,35).

Выявленные связи схематично отражены на рис. 2.

Корреляционный анализ результатов исследования позволяет подтвердить гипотезу о взаимосвязи межличностных влечений и проблемных переживаний подростков. Эта связь почти всегда является положительной. Хочется обратить внимание на более яркую выраженность прослеженных взаимосвязей у мальчиков и на очень четкую связь влечения на основе аттракции с различными группами проблемных переживаний.

Единственная четко отмеченная отрицательная взаимосвязь - степень выраженности сексуального влечения и озабоченность проблемами в отношении с другим полом у мальчиков. Однако эта связь не является однозначной, так как она резко различалась в разных исследованных классах. В одном из них она была сильно отрицательной, а в другом - даже положительной. Для объяснения этого факта была построена нелинейная регрессия для прогнозирования проблемных переживаний на основе степени выраженности сексуального влечения. Полученная кривая имела сложную форму с двумя подъемами в зоне очень низкой и средней выраженности сексуальности, и третий резкий подъем в зоне максимальных значений. Соответственно, коэффициенты корреляции могут сильно различаться в зависимости от средних показателей данного типа влечения в различных частях исследуемой выборки, что мы и наблюдали. Это указывает на тот факт, что зависимость влечений и проблемных переживаний подростков носит достаточно сложный характер и не во всех случаях может быть адекватно описана коэффициентом линейной корреляции.

Установлено, что школьники, которые смогли указать конкретных сверстников, на которых направлены их влечения, в большинстве случаев характеризуются более благоприятными показателями социальной адаптации и более высоким социометрическим статусом, чем их ровесники, не справившиеся с данным заданием.

Что касается связи степени выраженности влечений (результаты проведения “Анкеты эмоциональных отношений”) с социометрическим статусом и степенью социальной адаптации подростков, то, по всей видимости, такая зависимость в большинстве случаев носит характер инвертированной V-образной кривой. Оптимальные показатели обычно наблюдаются при средней степени выраженности влечений, а как при очень высоком, так и при очень низком уровне их выраженности социометрический статус и социальная адаптация подростков, как правило, ниже. Впрочем, у нас пока нет достаточного количества достоверных данных, чтобы строго статистически подтвердить именно такой нелинейный характер зависимости.

4. Влечения подростков как механизм формирования психологических проблем

Теперь мы попытаемся на основе обобщения собственных экспериментальных данных, информации из литературных источников [5-8, 12 и др.] и опыта работы раскрыть некоторые конкретные механизмы формирования психологических проблем подростков на основе влечений.

Основным источником проблем, связанных в своем возникновении с влечением на основе идентификации, является неадекватный выбор объектов идентификации. Таким объектом может оказаться и другой подросток, обладающий асоциальным поведением, и отнюдь не положительный киногерой, и какой-либо популярный молодежный кумир, совсем не являющийся образцом нравственности. Обычно объектом идентификации становится тот, кто чем-то важным для подростка резко отличается от окружающих, и таким отличием чаще являются не положительные достижения, а неадекватное поведение. А результат - последующая демонстрация асоциального поведения самим подростком. Сначала такое поведение противоречит собственной системе ценностей подростка и приводит к внутренним конфликтам, а впоследствии может произойти полная интериоризация системы ценностей, носителем которой является объект идентификации.

Если значимые другие выбраны подростком более адекватно, то это тоже еще не гарантирует отсутствия проблемы. Ведь подросток не просто идентифицируется с кем-то, но и склонен сравнивать себя с этим человеком. В результате сравнения не в пользу подростка могут развиться такие негативные явления, как зависть и чувство неполноценности. Самое печальное, что это проявится наиболее остро как раз в том случае, когда объект идентификации выбран вполне адекватно и действительно достоин подражания.

В результате всего этого, как было нами экспериментально показано, обостряются проблемные переживания в области свободного времени, собственного “Я”, отношений с другим полом. Интересно, что выражен данный тип влечений более ярко у девочек, а проблемные переживания связаны с ним преимущественно у мальчиков (у девочек связи тоже есть, но они слабые и не являются статистически значимыми)* .

Для психологической помощи подросткам в таких случаях целесообразно акцентировать внимание не на борьбе с вышеописанными проявлениями, носящими вторичный характер, а на повышение уровня рефлексии и помощь в осознании истинных мотивов поведения. Только после этого возможна эффективная помощь подростку в нахождении более адекватного пути поиска идентичности.

Влечение на основе группирования базируется на таких актуальных потребностях подростков, как стремление добиться признания в референтной группе, групповая идентификация. Как и в предыдущем случае, частой причиной поведенческих проблем подростков является выбор асоциальной референтной группы и формирование зависимости от нее. Результат такой зависимости - сначала просто копирование, а потом и полное принятие группового асоциального поведения. Групповому давлению сопротивляться трудно, особенно при высокой значимости данного вида отношений и низкой социальной компетентности, что и имеет место в подростковом возрасте. Не так редки случаи, когда вполне благовоспитанные подростки “за компанию” идут даже на уголовные преступления.

Еще чаще встречается не столь резкое усвоение асоциального поведения, а такие “безобидные шалости”, как курение, употребление алкоголя или наркотиков, усвоение жаргонных или ругательных слов-паразитов и т.д. На первом этапе подобные действия служат “пропуском” в определенную компанию, а потом формируются привычки и отказаться от них становится очень трудно, даже если соответствующая группа давно потеряла для подростка значимость. А виновата в этом не “дурная компания”, как нередко думают окружающие, а неадекватная реализация влечения подростком. Мы ни в коей мере не утверждаем, будто все случаи формирования дурных привычек и патологических зависимостей у подростков обусловлены влечениями, однако и такой механизм развития весьма вероятен. А его следствия - проблемные переживания в области отношений с родителями, школы (у мальчиков), собственной персоны (у девочек).

Но бывает и так, что референтная группа все равно отвергает подростка, сколько бы он не старался перенять принятые в ней модели поведения. И тогда у отвергнутого может нарушиться самооценка, возникнут эмоциональные проблемы и социальная дезадаптация. Возможно и развитие демонстративного асоциального поведения.

Психологическая работа в таких случаях может вестись по пути выявления референтной группы с последующим преодолением зависимости от нее и помощью подростку в рефлексии и переосмыслении своего социального поведения. Можно рекомендовать также общее повышение социальной компетентности в ходе прохождения подростком социально-психологического тренинга.

Влечение на основе аттракции оказалось наиболее прогностично по отношению к проблемным переживаниям подростков. Основная причина этого в том, что для подростков характерна высокая эмоциональность и субъективная значимость близких отношений со сверстниками при низком умении поддерживать такие отношения.

Для подростков часто характерно идеализированное, малореалистичное представление о дружбе и любви. Близкие друзья у подростков могут меняться каждые несколько недель, и за каждой дружбой следует разочарование. Влюбленности носят удивительно пылкий, но кратковременный характер, хотя еще слабо связаны с пробуждающейся сексуальностью (такое слияние происходит несколько позже, в юношеском возрасте). Вообще, у подростков не всегда просто отличить друг от друга такие разновидности эмоциональных отношений, как романтическая дружба и влюбленность.

В результате неизбежных частых нарушений и полных разрывов таких отношений могут возникнуть острые эмоциональные переживания, социальная дезадаптация и общее недоверие к людям, что серьезно затруднят дальнейшее установление интимных отношений. Более того, сами эмоциональные отношения нередко переживаются подростками как проблемы.

Результат - тесная связь влечения на основе аттракции с проблемными переживаниями в области собственной персоны, отношений со сверстниками как своего, так и другого пола, а у мальчиков - еще в области школы и отношений с родителями.

В психологической помощи таким подросткам очень большое значение имеет снятие эмоционального напряжения, связанного с переживанием проблем. Только после этого возможна помощь в переосмыслении возникших сложностей. Также рекомендуется общее повышение социальной компетентности. Кроме того, как показывает наше наблюдение, подобные проблемы гораздо менее характерны для тех подростков, у которых налажен хороший эмоциональный контакт с родителями, поэтому психологическую работу целесообразно вести также и по направлению коррекции внутрисемейных отношений, если они нарушены.

Сексуальное влечение, активизирующееся в подростковом возрасте, само по себе проблемой не является, а представляет собой нормальный и очень важный этап становления сексуальности. Предпосылкой проблем является достижение половой зрелости раньше, чем социальной, а также недостаточная дифференцированность влечения, повышенная возбудимость и незавершенность полоролевой идентификации.

Распространенность среди подростков сексуальных девиаций несет опасность того, что некоторые из них могут закрепляться и препятствовать дальнейшему адекватному сексуальному развитию, вызывать чувство вины, способствовать нарушению социального поведения. В частности, формирование сексуального влечения к лицам своего пола во многих случаях происходит именно в подростковом возрасте путем фиксации в фантазиях случайных эротических переживаний.

У девочек степень выраженности сексуального влечения связана с проблемными переживаниями в области собственной персоны, восприятия будущего, отношений с мальчиками. У мальчиков характер выявленных связей не позволяет полностью адекватно описать их с помощью корреляционного анализа.

Ни для кого не секрет, что современные подростки нередко живут половой жизнью больше и разнообразнее, чем их родители. Не будем вдаваться в бессмысленное морализаторство по этому поводу, отметим лишь, что экстенсивная половая жизнь в сочетании с элементарным сексуальным бескультурьем приводит к возникновению психологических, социальных и медицинских проблем. Видимо, родителям и педагогам рациональнее не вступать в безнадежную борьбу “за чистоту нравов”, а стараться поднимать уровень сексуальной культуры молодежи, хотя бы через обеспечение подрастающего поколения качественной литературой по данному вопросу. Однако реальность оставляет желать лучшего. С одной стороны, программа “полового воспитания” фактически свернута и российская школа продолжает жить по принципу “В СССР секса нет”, с другой стороны, для подростков широкодоступна масса эротических материалов, большинство из которых отличается, мягко говоря, сомнительным качеством.

Незначительные нарушения сексуального поведения обычно субъективно не переживаются социально благополучными подростками и родителями как проблемы. А если нарушения серьезны и (или) вызывают сильные переживания, попытки изменить поведение силовыми методами вряд ли приведут к положительным результатам, необходима специальная психотерапевтическая и, возможно, сексопатологическая помощь. Такая работа в большинстве случаев выходит за рамки компетенции психолога.

В целом можно сказать, что проведенная работа подтвердила перспективность подхода к изучению и коррекции психологических проблем подростков через работу с межличностными влечениями. Конечно, наша небольшая работа поставила больше новых вопросов, чем разрешила старых, однако она подтвердила, что влечения являются объективной психологической реальностью, допускающей возможность экспериментального исследования и актуальной для подростков. Их вполне можно и нужно учитывать в деятельности практических психологов.

Литература

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1997.
  2. Выготский Л.С. Педология подростка // в кн.: Собрание сочинений, т.№4. М., 1984.
  3. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М., 1987.
  4. Изард К.Э. Психология эмоций. СПб., 1999.
  5. Кле М. Психология подростка. Психосексуальное развитие. М., 1991.
  6. Кон И.С. Дружба. Этико-психологический очерк. М., 1989.
  7. Кон И.С. Введение в сексологию: Учебное пособие. М., 1999.
  8. Краковский А.П. О подростках. М., 1970.
  9. Наш проблемный подросток. Под ред. Л.А. Регуш. СПб., 1999.
  10. Обуховский К. Психология влечений человека. М., 1972.
  11. Психологический словарь. Под ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова. М., 1996.
  12. Развитие личности ребенка. Перевод под ред. А.М.Фонарева. М., 1987.
  13. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. М., 1994.
  14. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 1998.
  15. Фрейд З. Введение в психоанализ: лекции. М., 1995.
  16. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детском возрасте // Избранные психологические труды. М., 1989.
  17. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.
  18. Kelly H.H., Berschied E. et al. Close relationships. NY., W.H.Freeman, 1983.

Статья находится в печати. Готовится также перевод на немецкий язык.
© А.Г.Грецов, 1999.

(с) Copyright 2000-2012. Все права защищены. При перепечатке материалов ссылка на ppsychology.ru обязательна.
По вопросам сотрудничества обращайтесь на e-mail: