Если поведение подростка отклоняется от нормы

Тамара Журжу,
ассистент кафедры глубинной психологии и психотерапии
Таврического национального университета
им. В. Вернадского



Проблема преступности среди подростков является одной из тех, что больше всего беспокоят общество. Ежегодно количество несовершеннолетних преступников растет. Так, по данным Главного управления юстиции Автономной Республики Крым с 1991 по 2002 год количество участников преступлений в возрасте 16 - 17 лет увеличилось на 55%, а количество несовершеннолетних преступников, не достигших возраста привлечения к уголовной ответственности, - на 14,6% [ 8]. Сейчас на учете в МВД АРК находится около двух тысяч детей и подростков, совершивших правонарушения.

Постановка проблемы

Проблема поведения подростков, склонных к правонарушениям, исследовалась Н. Максимовой, А. Личко, В. Васильевым, В. Гиндикиним, В. Татенко, В. Гурьева Евой и другими учеными-психологами [4; 5; 6; 9; 10] . Традиционные методы диагностики поведения, отклоняющегося от нормы, которые использовались в этих работах, направленные на изучение эмоционально-волевой сферы, уровня претензий, степени сформированности личности подростков. Мы же предлагаем подойти к этой проблеме с другой стороны: исследовать у подростков, склонных к отклонению от норм поведения, особенности структуры образов сознания и самосознания. Д. Леонтьев, описывая структуру сознания, предлагает рассматривать «образ мира» как отражение будущего, представляет собой систему прогнозов и экстраполяций [5]. Если принять это положение, то надо согласиться, что умение согласовывать свое поведение с культурными нормами, социальными правилами зависит от умения прогнозировать результаты своих действий, соотносить свои цели с целями другого. Для подростков же характерно неумение работать во внутреннем плане сознания. Особенно ярко это проявляется у подростков с отклонениями в поведении. Известно также, что уровень развития самосознания является прогностическим фактором при девиантные поведении. Именно поэтому в своем исследовании мы особое внимание уделяем изучению структуры образов сознания, описанию их изменений, а также исследованию образа «Я» у подростков-правонарушителей.

В нашем исследовании мы изучали три группы подростков. Экспериментальную группу 1 составили подростки, находившиеся на учете в отделе по делам несовершеннолетних Симферополя - 20 человек в возрасте 12 - 14 лет. Экспериментальную группу 2 составили подростки с расстройством личности, проходивших курс лечения в отделении № 4 Крымской республиканской психиатрической больницы № 1 (20 человек в возрасте 12 - 14 лет). Контрольную группу составили 20 учеников общеобразовательной школы № 2 города Саки в возрасте 12 - 14 лет.

Методика исследования

Для исследования структуры образов сознания мы использовали схему, предложенную Ф. Василюком. Согласно этой модели, в структуре образов сознания можно выделить предметное содержание, значение, личностный смысл, чувственную ткань предметного содержания, чувственную ткань значение, чувственную ткань личностного содержания, а также знак и его чувственную ткань. Конкретным материалом нашего анализа были рисунки. С помощью рисунков оценивались рисуночные методы диагностики особенностей сознания и самосознания подростков. Это рисунков методика «Прошлое. Настоящее. Будущее »и рисунок« Я в 10 лет. Я сейчас. Я через 2 года ». Мы использовали нетрадиционную обработку выполненных рисунков с помощью разработанной Ф. Василюком модели образов сознания [1]. Применения в клинической психологии такой нетрадиционный подход к обработке рисунков нашел совсем недавно, но уже неоднократно использовался для выделения особенностей структуры образов сознания и самосознания у больных разных нозологий [2, 4]. Так, в наркологических больных «Я» четко представлено в образе прошлого, а в образе настоящего и будущего восприятие себя расплывчатое и нечеткое. В психопатических личностей при построении образа опора на содержание ситуационная и эмоционально напряженной ситуации может быть чрезмерно выраженной.

Для изучения образа «Я» мы используем семантический дифференциал Фельдеса, а также анализ рисунков «Я в 10 лет. Я сейчас. Я через 2 года »С помощью семантического дифференциала испытуемые шкалувалы« Я ». Шкалы активности, валентности и потентности образуют своеобразный трехмерный семантическое пространство, что позволяет судить об эмоциональном отношении человека к любым объектам, а в данном случае - к самому себе и других людях.

При обработке результатов использовались математические критерии:

c2 Пирсона, Q-критерий Розенбаума [11].

Изучение результатов

Изучая образ «Я», мы получили такие результаты. Точки в семантическом пространстве, отражающие оценку «Я» группой делинквент и группой подростков с расстройством личности очень близки. Различия по каждому из факторов (активности, валентности и потентности) статистически не различаются. На основании этого можно говорить, что представления о своем «Я» и самооценки этих групп подростков подобные. Они чаще, чем обычные подростки, дают негативные характеристики, оценивая собственное «Я» с помощью семантического дифференциала, в то время как здоровые подростки присуждают себе в большинстве случаев положительные оценки (см. таблицу 1). Отнесение себя к негативным полюсов свидетельствует о наличии негативных самооценок, вследствие чего образ «Я» противоречивый: он имеет как положительное, так и негативную окраску. Подростки с расстройством личности и подростки-делинквент оценивают себя по шкалам семантического дифференциала как неуверенных в себе, несимпатичных, отталкивающих, нерешительных, невидвертих, непонимающим других. В экспериментальных группах различия оценок себя не имеют статистически достоверного характера. Различия достоверны в группе нормы и подростков с расстройством личности при в группе нормы и подростков-делинквент при

 

Таблица 1

 

Количество участников испытания, которые дали положительные и отрицательные оценки «Я» по шкалам семантического дифференциала


Группы испытуемых

А

В

П

+

-

+

-

+

-

Группа нормы

18

2

17

3

17

3

Психопатические личности

14

6

13

7

16

4

Группа делинквент

14

6

12

8

13

7

 

А - фактор активности
В - фактор валентности
П - фактор потентности

 

Сходство представлений о своем «Я» проявилась в этих испытуемых и в рисунков методикам. Рисуя прошлое, несовершеннолетние делинквент и подростки с расстройством личности реже, чем здоровые, опираются на полюс личностного содержания и чаще - на полюса предметного содержания (65%) и значение (см. таблицу 2). Различия в опоре на личностный смысл достоверные при

 

Таблица 2

Частота опоры на образующие сознания в рисунках прошлого и Я в 10 лет (в процентах)


Группы испытуемых

Пр

Пр'

Зн

Зн'

См

См'

I

II

I

II

I

II

I

II

I

II

I

II

Група норми

45

35

-

-

-

-

-

-

40

65

15

-

Психопатические личности

65

80

-

-

10

-

-

-

25

20

-

-

Группа делинквент

65

75

-

-

15

-

-

-

20

25

-

-

 

I – прошлое II – Я в 10 лет

 

 

Таблица 3

Частота опоры на образующие сознания в рисунках настоящего и Я сейчас (в процентах)


Групи випробуваних

Пр

Пр'

Зн

Зн'

См

См'

I

II

I

II

I

II

I

II

I

II

I

II

Группа нормы

50

30

-

-

-

-

-

-

40

70

10

-

Психопатические личности

35

55

-

-

10

-

-

-

55

45

-

-

Группа делинквент

20

45

-

-

15

-

-

-

55

55

10

-

 

I - настоящее II - Я сейчас

 

Для них прошлое - слабое видрефлексоване эмоциональное переживание, где "Я" представлено неясно. Иными словами, делинквент и подростки с расстройством личности плохо осознают, какими они были раньше. В своей жизни они не используют имеющегося прошлого опыта, поскольку он остается для них формальным и не относится к системе личностных ценностей. Осознание прошлого опосредованное образами предметов внешнего мира. Для них прошлое - это не история развития их личности, а внешние события. Прошлое не рассматривается сквозь призму смыслов. В то же время здоровые лица, рисуя прошлое, опираются в основном на полюс личностного содержания.

Выполняя фотография настоящего, все три группы испытуемых в одинаковом соотношении опираются преимущественно на полюс личностного содержания и полюс предметного содержания (см. таблицу 3). Подростки-делинквент и подростки с расстройством личности включают себя в образ настоящего, придирчиво относятся к актуальной ситуации. Настоящее воспринимается ими через призму интересов и мотивов; сей день являюсь смысловую отношение. В рисунках достаточно ярко представлено понимание, осознание и представление о себе.

 

Таблица 4

Частота опоры на образующие сознания в рисунках будущего и Я через 2 года (в процентах)



Групи випробовуваних

Пр

Пр'

Зн

Зн'

См

См'

I

II

I

II

I

II

I

II

I

II

I

II

Группа нормы

35

35

-

-

-

-

-

-

55

65

10

-

Психопатические личности

50

75

-

-

25

-

-

-

25

25

-

-

Группа делинквент

50

80

-

-

20

10

-

-

30

10

-

-

 

I - будущее II - Я через 2 года

 

 

Пр - предметное содержание; Пр' - чувственная ткань предметного содержания; Зн - значение; Зн' - чувственная ткань значения; См - личностный смысл; См' - чувственная ткань личностного содержания

В рисунках будущего подростки-делинквент и подростки с расстройством личности реже опираются на личностный смысл, а чаще - на полюс предметного содержания и значения (см. таблицу 4). Снижение роли личностного содержания при осознании индивидуальной будущего, очевидно, лишает делинквент и подростков с расстройством личности инструмента делает будущее предсказуемым, определенным, четким и осознанным. Во всех трех временных отрезках прослеживается одна тенденция: при введении себя в контекст рисунка меняется мировосприятие.

При введении себя в контекст рисунка в делинквент и подростков с расстройством личности отмечаются следующие особенности. В рисунках "Я в 10 лет" увеличивается опора на предметное содержание в 80% подростков, уменьшается опора на личностный смысл, исчезает опора на значение. В рисунках "Я сейчас" увеличивается опора на предметное содержание в 55% случаев, уменьшается опора на личностный смысл. В рисунках "Я через 2 года" увеличивается в 75% случаев опора на предметное содержание, уменьшается опора на личностный смысл, исчезает опора на значение. У здоровых подростков в рисунках «Я в 10 лет» и «Я через 2 года» при введении в контекст рисунка себя увеличивается опора на личностный смысл в 65% подростков, опора на предметное содержание не меняется.

Выводы

1. Образ «Я» у подростков-делинквент и подростков с расстройством личности противоречивый: он включает в себя как положительное, так и негативное отношение, что и проявляется на уровне самооценки. Самооценка в исследуемых подростков шаткая, нечеткая, противоречивая.

2. Подросткам с расстройством личности и подросткам-делинквент присущи подобные изменения при анализе образов прошлого, настоящего и будущего. Образы предвзятые, если ситуация актуальна на данный момент. Так, понятийная образующая наблюдается только в образе настоящего. В образах же прошлого, так же, как и в воображаемых образах будущего, наоборот, предубежденность образа редуцийована. Прошлое и будущее не рассматривается сквозь призму смыслов, оно безликое, в образе прошлого и будущего представлена лишь предметная образующая.

3. При включении "Я" в содержание образа у обычных подростков происходит существенная перестройка его структуры: образ сознания становится требовательнее, понятийная образующая выходит на первый план в его построении. У подростков с расстройством личности и делинквент такой перестройки не происходит.

4. Выявлены особенности в организации сознания частично раскрывают механизмы известных в психологии и психиатрии фактов: подростки с расстройством личности не умеют планировать и прогнозировать свои действия, плохо используют и мало учитывают имеющийся социальный опыт.

5. Выявлены особенности в структуре образов сознания и образа «Я» могут быть использованы в диагностике, профилактике и коррекции поведения подростков с девиантным ее формами. Психологическая коррекционная работа с такими подростками должна быть направлена (в том числе) на улучшение осознания себя, своих возможностей и поступков, формирование адекватной самооценки, выработка личностного смыслового отношения к своему прошлому и планов на будущее.

Литература:

1. Василюк Ф. Е. Структура образа / / Вопросы психологии. 1993, № 5.

2. Гребенюк А. А. Психологическая зависимость от наркогенных веществ.-Симферополь: Таврия, 1999, 186 с.

3. Гурьева В. А., Гиндикин В. Я. Клиническая и судебная Подростковая психиатрия. М.: Триада-Х, 2000.

4. Зябкина И. В. Нарушение волевой регуляции деятельности в больных шизофрения и психопатических личности / / Вопросы психологии. 1995. № 5. С. 116 - 127.

5. Леонтьев Д. А. Психология смысла. М.: Смысл, 1999.

6. Личико А. Е. Подростковая Психиатрия (Руководство для врачей. Второе изд. Л., 1985.

7. Максимова Н. Ю. Диагностика и коррекция поведения трудных подростков / / Вопросы психологии. 1988. № 3. С. 93-98

8. Главное Управление юстиции в АРК. Отчет по осужденным несовершеннолетних. 2002г.

9. Патологические нарушения поведения у подростков (сборник статей) / Под ред. А. Е. Личко .- Л., 1975.

10. Ранняя профилактика отклоняющегося поведения / Под ред. В. А. Татенко, Т. М. Титаренко - Киев.: Просвещение, 1989.

11. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: Изд-во социально-психологический центр, 1996.

 

Loading...

 

Это интересно

загрузка...
Loading...



загрузка...