Все о психологии
Если вашему ребенку 5 - 6 лет
Ваш ребенок уже почти полностью взрослая, через год она пойдет в школу. На шестом году жизни у детей формируются высшие чувства: интеллектуальные (любознательность, любопытство, удивление и чувство юмора), эстетические (чувство прекрасного, героического), нравственные (чувство гордости, стыда, дружбы).
Молниеносно начинает развиваться познавательная активность малышей. Они ждут от взрослых серьезных, вдумчивых и правдивых ответов. Так, с одной стороны, дети проявляют большое желание поделиться с окружающими своими знаниями и умениями, а с другой, богатый кругозор ребенка положительно влияет на успешность ее общения и взаимоотношений со сверстниками.
Восприятие детей этого возраста достаточно активно, но незаметно за счет его полного перехода во внутренний план. Теперь оно становится более осмысленным, целеустремленным, аналитическим. Начинает развиваться произвольное восприятие - наблюдение. Будят сенсорные способности: глазомер, наблюдательность.
В то же время продолжается рост устойчивости и объема внимания. Начинается формирование произвольного внимания, но непроизвольное внимание еще преобладает над произвольной. Довольно сильными и действующими средствами активизации внимания в этом возрасте является игровой и познавательный интересы.
Продолжает формироваться произвольная память. Появляется сознательное. целенаправленное запоминание. Но наиболее тяжелый материал дети вспоминают играючи. Преобладающим видом памяти в этом возрасте есть образная память. Эту особенность преподаватели "Лола" учитывают при обучении детей чтению, счете и письму. Также на шестом году жизни начинает развиваться - смысловая память. Эффективность смысловой словесной памяти зависит от понимания информации, которую надо запомнить. Поэтому на своих занятиях "Лола" поощряет детей к повторению, рифмовки, упражнений с образами воображения, наглядным материалом, отсроченного воспроизведения, установление причинно-следственных связей, как в лучших средств развития памяти в этом периоде.
На шестом году жизни активно заявляет о себе воображение. Начинает развиваться продуктивное воображение. Становятся заметными первые попытки управлять собственными образами, изменять их в соответствии со своим замыслом. Развитию воображения способствуют игры и упражнения, где дети могут легко оперировать представлениями: придумывать или продолжать истории, рассказы, сказки, стихи, сочинять новые конструкции, выходя за пределы образца. Такие игры "Лола" предлагает на творческих занятиях, чередуя их с художественной деятельностью. На занятиях "Лола" играет с детьми в игры, направленные на преодоление конформности, неуверенности в себе, избегание риска, поскольку такие черты блокируют развитие продуктивного воображения.
Мышление у детей 5-6 лет еще наглядно-образное, но появляются элементы словесно-логического. Также происходит формирование образно-схематического мышления. Совершенствуются и развиваются мыслительные операции: анализ, синтез, сравнения, обобщения, классификация, сериация. Развиваются категории мышления: причина-следствие, целое - его составные части, существенные признаки - несущественны. Старшим дошкольным уже доступны задания на предвидения. Они могут рассказать последовательность знакомого процесса или явления. Благодаря сочетанию воображения, мышление и речь развивается символическая функция мышления. А символы являются основой для создания различных моделей предметов (материальных, словесных, графических).
Учтите, что неразвитость символической функции мышления значительно снижает потенциал умственных возможностей детей Развитие мыслительных операций является важным условием развития таких интеллектуальных способностей как: скорость, гибкость мышления, способность к варьирования способов решения задачи, к оригинальности идей. На фоне формирования особенностей мышления возрастает умственная активность детей, что проявляется в вопросах, количество которых в этот период значительно увеличивается. Так, на занятиях в детском клубе "Лоло" будущие первоклассники учатся воспринимать условность задач, планировать их решения во мнении. Преподаватели-воспитатели клуба учат детей рассуждать, доказывать, комментировать, устанавливать причинно-следственные связи.
Продолжается развитие планирующей функции речи ребенка Развитие восприятия, памяти, мышления и воображения позволяет ребенку сделать язык объектом осознания. А значит, наступает благоприятное время для обучения составлению описательных рассказов с опорой на предметные и сюжетные картинки, самостоятельном перевода литературных произведений. Обучение азам грамоты способствуют развитию аналитико-синтетической функции речи, которая делает совершенным процесс звукового анализа слов, который пригодится будущим первоклассникам на уроках чтения и письма.
Со временем интерес ребенка направляется на сферу взаимоотношений между людьми. Дети 5-6 лет начинают анализировать и сравнивать оценку себя взрослыми с собственной оценке, которая в этот период, как правило, есть несколько завышенной (Я - хороший). Так у будущих школьников развивается способность менять свою точку зрения, отличающуюся от собственной, умение увидеть ситуацию глазами другого человека. Ребенок избавляется эгоцентричным позиции. Но достаточно часто в этом возрасте дети проявляют лживость. Такая черта пробуждается тогда, когда требования взрослых к ребенку завышенные или неадекватные их развитию. И тогда, чтобы не потери доверие взрослых, а также избежать нападок, дети начинают придумывать оправдания своим поступкам, перекладывать вину на других. Взрослым в таких случаях необходимо быть очень внимательными, проявить гибкость в своем поведении и методах воспитания, иначе возрастная особенность со временем может перерасти в устойчивую отрицательную черту характера.
На всех занятиях в детском клубе «Лола» будущие первоклассники имеют возможность не только утвердиться как личность, но и адаптироваться к школьным условиям. Уметь успешно преодолевать трудности в обучении, конструктивно решать конфликты с ровесниками, перестраивать собственное поведение в зависимости от событий. Этому способствуют подвижные, мимические и психологические упражнения и игры, поиграть в какие будущие первоклашки могут почти на каждом занятии. Итак, детский клуб "Лола" помогает детям овладеть умениями, знаниями и навыками, которые бы соответствовали уровню готовности к обучению в школе, которая включает в себя три составные части: интеллектуальную, эмоционально-волевого и личностную Интеллектуальная готовность характеризует достаточный уровень развития мышления: уровень обобщений, понимание связей между явлениями, наличие развернутой фразового языка, способность к обучению с помощью взрослых, а также надлежащий уровень развития тонкой моторики. Эмоционально-волевая готовность означает эмоциональную зрелость и волевой регуляции, то есть способность вести себя согласно ситуации и выполнять умственную работу по инструкции или по образцу Личностная готовность проявляется в желании добиться положительного результата, умении ориентироваться на определенную систему требований, способности работать в группе сверстников и умении устанавливать контакт как со взрослыми и со сверстниками.
Своеобразной формой личностной активности и проявления произвольного поведения является самостоятельность и инициативность. Они проявляются в постановке и решении различного рода жизненных задач без помощи взрослого, способности организовать любую деятельность по собственному желанию, использовать свои знания и умения для достижения целей. Самостоятельная и инициативная ребенок - это ребенок в поисках. Она способна на бескорыстный риск, поэтому имеет право делать ошибки, является нормальным показателем ее развития. Поступки, действия и результаты детской деятельности взрослые должны оценивать правдиво, но обязательно - доброжелательно, с определенной степенью уверенности, что ребенок исправит свою ошибку. И это очень важно, потому что в школе предметом взаимодействия и оценки будут в основном соответствие действий образцам и правилам.