Мальчики и девочки: психологические различия


Религиозная традиция четко определяет момент, с которого человек имеет право проявить свои сексуальные возможности: венчание и последующее супружескую жизнь. Считается, что она «чистая душой». И только постепенно «грех» - в том числе и в форме мыслей о другой пол - входит в нее

И само понятие «невинность» - отсюда. Это, а также слабое развитие физиологии и психологии, послужило основой представлений о «сексуальной нейтральности» детства.

Психологические различия и половая принадлежность

Хотя термин «безобидности» этический, а термин «сексуальная нейтральность» - научный, было принято считать, что «сексуальная нейтральность» - хорошо, а проявление сексуального развития ребенка - плохо. Вот, например, что писал в 1964 году один из видных отечественных педагогов: «Мы решительно отрицаем, что детская сексуальность возникает в раннем детстве». Понятно, насколько неожиданными и скандальными выглядели в то время взгляды основоположника учения о сексуальности (и детскую - в частности) австрийского психиатра З. Фрейда (1856-1939), высказанное более чем за полвека до процитированной выше мысли.

Два важных и для нас несомненным положение Фрейда. Первое: ребенок не является сексуально нейтральной существом. Проявления ее сексуального развития можно наблюдать в любом возрасте. И это - нормально. Даже маленький ребенок имеет свой «сексуальный опыт» - естественно, специфический, не такой, как у взрослых. Например, впечатления детства - взаимоотношения с матерью, отцом, наблюдение за их отношениями - играют важную роль в самостоятельной взрослой жизни человека, в том числе в сфере межполовых отношений.

Иногда эти впечатления травмируют психику. Человек психически защищается от них: происходит «вытеснение» этих воспоминаний из сферы сознания. Но и в неосознаваемые виде они могут сказываться на психическом самочувствии взрослого человека и его взаимоотношениях с окружающими, способствуя возникновению неврозов и «комплексов», что подчиняют себе его поведение и образ жизни.

Поскольку эти неосознаваемые, но стойко присутствуют в психике впечатления могут проявлять себя в характере мышления, ассоциациях, реакциях на различные слова, их можно обнаружить. Характерно, что именно их выявления - т.е. перевод в осознаваемые форму - имеет лечебное значение. Почему? Потому, что только после их осознания человек получает возможность их переоценить, т.е. изменить их значимость. Например, в виде такого мнения защитного характера: «это было давно», «теперь уже это не имеет никакого значения» и т. д. В полном соответствии со старой латинской пословице: «Изменения свое отношение к вещам, которые тебя волнуют, и ты будешь от них защищен.

Предложенный Фрейдом метод психоанализа именно в этом и заключается. Человеку, страдающему неврозом, позволяют разговаривать с врачом-психоаналитиком на свободную тему - о чем хочешь. И выясняется, что каждый выбирает для такого разговора какую-то свою тему. И говорит о том, что его волнует больше всего, даже не осознавая этого. Врач же имеет возможность сделать объективный вывод о том, что именно отягощает психику пациента.

Учение Фрейда не могло не привлечь широкого внимания. Во-первых, проблема отношений с другим полом касается каждого, и сама жизнь протекает в формах, связанных с половой принадлежностью. Сын и дочь. Отец и мать. Дедушка и бабушка. Роли разные, но все они зависят именно от половой принадлежности. Но до Фрейда о сексуальности говорили только психиатры и криминалисты. И говорили, естественно, о патологии, отклонения от нормы. Так, тема сексуальности приобрела какой криминальный или патологический оттенок. А Фрейд заговорил о сексуальности как нормальное качество нормального человека, но порой обремененного некоторыми связанными с проявлениями сексуальности жизненными проблемами.

Во-вторых, представление Фрейда о сексуальном развитии ребенка были восприняты как скандальные, что идея развития не была в должной мере освоена общественным сознанием. Поэтому в представление о «сексуальность» ребенка вкладывали такое же содержание, как и у взрослых. А сама эта качество расценивалась как нечто, не имеющее степеней, градаций, фаз. В этой связи уместно напомнить, что в произведениях изобразительного искусства древних ребенок изображалась так же, как и взрослый, только меньших размеров: возрастные различия в пропорциях тела, как правило, не учитывались. Соответственно, и во многом другом детей тоже считали как бы маленькой копией взрослых. И только освоение идеи развития, в ее дополнении к человеку, позволило начать сравнение и анализ возрастных особенностей человека на разных этапах ее жизненного пути.

Каждый, однако, способно сделать вывод: если впечатления детства могут сказываться на взрослой жизни (а разве это можно отрицать?), Значит, эти впечатления неравнодушные человеку в течение всей ее жизни. А значит, даже ребенок не является их отношении «нейтральной». В том числе и в сфере межполовых отношений.

Напомним, что уже в момент зачатия ребенок получает главное для того, чтобы стать мужчиной или женщиной - набор половых хромосом. Дальнейшее зависит от условий развития и воспитания. Сравним это с фотоснимком: его содержание целиком определяется в момент, когда срабатывает затвор фотоаппарата. И ничего другого на снимке появиться уже не может - его можно только нормально проявить или испортить.

Но стать реальным снимком он может лишь после того, как будет проявлена пленка. Вопрос: когда возник снимок? В момент срабатывания затвора или в момент проявки пленки? Правильная формула такова: сначала закладывается природа явления (делается снимок) и формируется его образ (проявляется пленка). Важно понимать это и в дополнении к проблеме половых различий.

Половая принадлежность закладывается в момент оплодотворения. Именно ею определяется характер реакций на условия развития. И было бы нелепо предполагать, что к какому моменту половая принадлежность «не имеет права» себя проявлять - естественно, в специфической для каждого возраста форме и степени.

Итак, психологические различия мальчиков и девочек. Во-первых, это различие в реакциях на окружающую действительность, в том числе и на общественные события. Различия в направленности интересов и склонностей. Во-вторых, это этапы созревания психики, необходимые для того, чтобы человек стал способным иметь собственное потомство. Иначе говоря, люди мужского и женского пола в обществе как граждане и как потенциальные сексуальные партнеры, которые впоследствии создают семью и детей, которых рожают.

Различие между мальчиками и девочками можно выявить еще до рождения: мальчики обычно сильнее толкают мать (при шевеления плода). Физически (в среднем) мальчики сильнее. Они громче и настойчивее кричат, когда голодны. Они рождаются с большим весом (на 200-300 г больше), раньше начинают держать голову в вертикальном положении и на животе - иногда способны на это в первые же дни после рождения.

Уже в раннем возрасте проявляется различие: воспитание девочки и уход за ним обычно связаны с множеством мелких забот и беспокойств, чего, как правило, при воспитании мальчика и уходе за ним нет. Но зато в течение более длительного времени девочки находятся «при матери» - рядом, неподалеку и т.д. Мальчики же по мере взросления склонны отдаляться на более значительные расстояния, что порождает беспокойство родителей.

С возрастом различия между мальчиками и девочками становятся все более отчетливыми. Эти различия проявляются задолго до полового созревания и не определяются характером воспитания: от него зависит только манера их проявления.

Принято считать, что ребенок неосознанно подражает поведение родителей своего пола: мальчик - отца, девочка - матери. При этом, выбирая те же занятия или участвуя в общей игре, они ведут себя по-разному. Например, помогая отцу что-нибудь мастерить, мальчик стремится повторить его действия, работая с инструментом. Девочка вполне может довольствоваться лишь участием в общем деле самим фактом помощи и вспомогательной ролью.

Различия в восприятии пространства и времени

Женский пол хуже чувствует ход времени - очевидно, сказывается более высокая эмоциональность. Дело в том, что именно эмоциональное состояние человека определяет субъективное восприятие времени. Будучи объективно сильным фактором бытия, время субъективный для каждого течет по-разному. И потом неодинаково при разных событиях. Иногда часы «пролетают» как минуты, а иногда минуты субъективно растягиваются «до бесконечности». Эмоции способны «поглощать» или подчинять себе внимание, и поэтому человек перестает воспринимать ход времени.

Что касается пространства, то не случайно мальчики предпочитают игрушкам - предметам перемещения, влияния, преобразования. К первому относятся машины, самолеты, космические корабли и т.д. Ко второму - инструменты и оружие. И потом, именно мужской пол склонна разбирать целое на части - и не только в воображении (анализ), но и в реальности. Это заметно уже с раннего возраста. Напротив, девочки предпочитают игрушкам - имитация живых существ (куклы, плюшевые мишки и др.) и средств, способствующих повседневной жизни (предметы быта, мебель, посуда и др.). В сознании девочки с раннего возраста доминирует человек, и все что с ней связано. Отсюда и особенности выбора игрушек.

Пространство, представляющее для девочки интерес, сравнительно невелик. Однако он тщательно, до мелочей проработанный и актуально отражен в сознании. Напротив, у мальчика пространство, в котором находятся интересующие его объекты, практически не ограничен. Отсюда именно интерес к средствам транспорта (самолеты, пароходы, машины и другая техника). Вместе с тем и по этой причине многое из непосредственного окружения ускользает из его внимания, недостаточно отражается в сознании. И часто в домашних делах, в быту мальчики беспомощные, хотя и интересуются полетами в космос, путешествиями и приключениями. Многое зависит и от воспитания: девочка чаще привлекают к домашнего хозяйства. Однако это делается не вопреки ее склонностям. Мальчики же, как правило, проявляют меньше интереса к домашним (хозяйственно-бытовых) дел.

Различия в направленности интересов


Девочки подвержены попечительского деятельности - ухаживать, нянчить, проявлять заботу. И вообще, взаимоотношения людей в сфере интересов женщины занимают больше места, чем в сфере интересов мужа. Старшие сестры чаще поправляют своих младших братьев, когда последние начинают говорить, чем старшие братья своих младших сестер. Девочки склонны поучать, наставлять, критиковать своих младших братьев или сверстников. Подобное не замечается в отношения старших братьев, ни сестер или мальчиков к девочек вообще.

Тяга женского пола ко всему живому имеет интуитивный характер и проявляется в любой момент жизни. Тяга к живому в мужского пола имеет характер осознанного интереса, если, конечно, такой интерес появляется. Именно с этим связано и то различие, что девочки и женщины более склонны к сохранению целостности вещи и только модификации ее внешнего вида: украшения, оформление, а также согласования между предметами. Они не подвержены разложению целого на части и не имеют соответствующих познавательных интересов. И если игрушки девочки находятся в неудовлетворительном состоянии, то это скорее следствие ее неаккуратности. Жалкий же состояние игрушек мальчика еще несет на себе признаки проявления его познавательных интересов: сначала разобрать на части, а затем бросить.

Девочки, как правило, используют игрушку по назначению, делая ошибки в ее применении только по незнанию. Мальчики же могут приспосабливать игрушку к различным целям, часто не по назначению, осознанно находя для нее неожиданные применения. Их больше интересует устройство игрушки, чем ее назначение. Отсюда вся эта многочисленная разобрана или разломана техника в их «хозяйстве». И хозяйством это назвать сложнее, чем игрушки и вещи девочки. Характерно, что и само знакомство мальчика с игрушкой часто начинается с того, что он лезет внутрь - посмотреть, как она устроена, так и не испытав ее в деле.

В конструктивных играх мальчики проявляют больше изобретательности. Они строят города, дороги, уделяя внимание главным образом самим конструкциям. В аналогичных условиях девочка строит не города, замки, вокзалы, а дом, но зато с мебелью, предметами быта, с различными украшениями. Таким образом, символически охватываемый проектами пространство (объемы) существенно больше у мальчиков. У взрослых - то же различия.

Например, трудно представить себе ситуацию, когда женщина-художник взялась бы создавать нечто вроде панорамы Бородинского боя или обороны Севастополя - это чужое для женской психологии. Хотя на поле боя, оказывая помощь раненым, женщины проявляли самоотверженность, мужество, героизм.

Творчество мужского пола в большей мере носит инновационный характер, тогда как творчество женского пола - жизнеутверждающий, упорядкувальний, декоративный. И не случайно, что при покупке автомобиля мужчина, как правило, выбирает марку (мощность мотора, ходовые качества, а женщина - характер окраски и оформления салона.

Преимущество мальчиков в пространственной памяти проявляется в том, что они лучше знают прилегающую к дому территорию, относительное расположение тех или иных объектов, транспортных маршрутах. Даже взрослые женщины нередко не находят слов для того, чтобы объяснить, как проехать в какое-нибудь хорошо известно им место. И охотно прибегают в подобных случаях за помощью мужа. Сами же они описывают не схему расположения объектов и характер маршрута (план, вид «сверху»), а последовательность действий, давая объяснения типа: сначала возвратите слева, затем два раза вправо, потом увидите магазин и т. д. И не случайно именно женщины чаще, чем мужчины, путают правую и левую стороны.

Вообще, способность четко различать правое и левое вполне должно сформироваться не позднее десяти лет. Если это не произошло, на вопрос, где у нее левая (правая) рука, человек может ответить правильно, только немного подумав, - нет автоматизма. Но в жизни для таких размышлений не всегда есть время.

То, что женщины хуже мужчин различают правое и левое, в том числе и на себе, есть забавным контрастом с тем фактом, что вообще свое тело они знают лучше, относятся к нему с большим вниманием, критичны к своей внешности. Видимо, себя женщины воспринимают в связи преимущественно со своими переживаниями, тогда как мужчины - в сопоставлении с внешними объектами. И когда человек говорит: «Идите направо», дополнительные уточнения обычно не нужны. Если же это говорит женщина, полезно бывает уточнить, что при этом имеется в виду. Иначе может быть и так, что вас направят в противоположном необходимого направления.

Это хорошо согласуется с различиями зрительного восприятия, эмоциональных реакций, характера мышления мужского и женского пола. Мы сравниваем это с различиями в том, что человек видит в видоискателе фотоаппарата с длиннофокусным и широкоугольный объектив. Видение женщиной окружающей подобное его рассмотрению через длиннофокусный объектив: каждый объект попадает в поле зрения, видно крупно, подробно, ярко. Но больше одного объекта при этом в поле зрения не попадает. Чтобы увидеть другой объект, нужно сместить взгляд. И тогда новый объект тоже будет видно крупно, ярко, детально. Но зато бывшего уже видно не будет. Другое дело широкоугольный объектив, которому соответствует мужское видение мира. Одновременно множество объектов, но они не такие большие и не такие яркие, как у женщины. Общий вид и план расположения объектов у мужчин преобладает над деталями и впечатлением от каждого из них.

В девочек уже с первых месяцев жизни наблюдается более высокая чувствительность к звукам. Не случайно они начинают говорить на несколько месяцев раньше мальчиков, немало, поскольку это приходится на возраст полтора-два года.

Различия в поведении

С психологическими различиями, выявляемых с раннего возраста, связаны и лучшие реакции взрослых мужчин и женщин на достоинства другого пола. Не зря сказано: «Мужчина любит глазами, а женщина - ушами». Важнейшим параметром полового подбора для мужчины являются внешние качества женщины: лицо и фигура. Для женщины же не менее важные умственные способности человека и то, что и как он говорит, рядом с его активностью. Напомним частушку: «Хорошо тому любить, кто умеет говорить». То, что говорит женщина, интересует мужчину меньше - по сравнению с внешними достоинствами. Разумеется, кроме случаев такой глупости и такого пустого трепа, перед которыми могут померкнуть и явные достоинства внешности.

Повышенный интерес к людям и их взаимоотношений порождает у женщин такую особенность поведения, как плиткарство. Сплетня - это обсуждение поведения и взаимоотношений кого-нибудь и выдвижение своих версий на этот счет.

Уже к подростковому возрасту ясно, что плиткарство - черта преимущественно женского пола. Мальчиков-подростков в роли сплетников представить труднее, хотя среди взрослых мужчин и бывают выдающиеся «специалисты» этого дела. Но статистически - явно реже, чем среди женщин. Решающее значение, очевидно, имеет тот факт, что мужчин больше интересуют отдаленные предметы и явления. Пищей же сплетен являются в основном повседневную жизнь и бытовые дела - а именно здесь и лежит значительная доля интересов женского пола.

Хорошо спланированная и с определенным (в том числе и политическим) намерением сплетня - это уже интрига. Здесь чаще «отличаются» мужчины. Смысл интриги - путем использования какой-либо информации личностного плана изменить расстановку сил, характер взаимоотношений значимых действующих лиц. Например, нарочито способствовать тому, чтобы испортить отношения между А и В - в интересах С. Понятно, что сплетников больше среди женщин, интриганов - среди мужчин. Если же подойти к этому вопросу с точки зрения профессии, плотва ближе специальности «репортер светской хроники», тогда как интрига - специальности «политик».

Женщины лучше приспосабливаются к обстоятельствам, быстрее находят себе место при различных изменениях, легче «вписываются» в новую обстановку. Они более чувствительны к межличностным отношениям и тоньше реагируют на нормы своей социальной группы. Вместе с тем человек - представитель общества в семье. И он же - представитель семьи во внешнем мире. Еще в прошлом веке было сказано: «Не подлежит сомнению, что носителем общественного мнения является человек, а носительницей общественной чувства - женщина».

Как отмечал один немецкий ученый, «Хорошо воспитанных девочек мы встречаем гораздо чаще, чем хорошо воспитанных мальчиков. Взирцевисть является специфически женским достоинством. Вместе с тем «взирцевисть» девочек, столь часто радует неопытного педагога и столь милая сердцу любителей тишины в детском коллективе, может ввести в заблуждение. Следует исходить из того, что в целом моральный уровень мальчиков и девочек одинаков. И нет никаких оснований в этом плане ставить одну пол выше другой, несмотря на то, что сами моральные понятия формируются несколько раньше у девочек. Если вам кажется, что девочки у вас хорошие, а мальчики озорные, непослушные и т. д. - не обольщайтесь: значит, вы просто не замечаете чего-то существенного.

Типичный пример различий в поведении. На изменении девочки тихо стоят в стороне и дают оценку тому, кто идет мимо. Вот прошла учительница, и девочки потихоньку хихикают вслед, обсуждая детали ее одежды, прическу, манеру держаться. Ни о чем подобном не думая, спасаясь от преследования приятеля, по коридору мчится мальчик. И с размаху налетает на учительницу. Естественно, он сразу же получает замечание или наказания. Причем «тихая» поведение девочек сразу ставится ему в пример.

А теперь, зная ситуацию в целом, поставьте себя на место учительницы и скажите: кто ведет себя «лучше» - мальчик или девочки? И которой поведении вы предпочитаете? Вам нравится, чтобы кто обсуждал и оценивал каждый ваш шаг и каждую деталь вашего поведения и внешности? Мальчикам же вполне достаточно общей оценки учительницы: «зла» она или «добрая». И больше они к этому вопросу не возвращаются.

Различие между мальчиками и девочками проявляются и в том, что девочки склонны чаще апеллировать к старшему. В аналогичных ситуациях они чаще жалуются на мальчиков, чем мальчики на девочек. Это может ввести в заблуждение неискушенного педагога или родителей, так как сторона, жалуется, невольно воспринимается как сторона пострадавшая. Хотя часто это далеко не так. Иногда неопытный учитель правым считает того, кто пожалуется первым. В таких случаях начинает расцветать ябедничество.

Женский пол вообще больше склонна верить авторитетам и опираться на авторитет в затруднительных случаях. Но до правоты или неправоты это не имеет никакого отношения.

Девочки более исполнительные. Часто их хватит убедить, что «так надо». Мальчики же должны сами убедиться в необходимости определенных действий. В учебных заведениях, где общественная работа проводится творчески, соотношение, в котором участвуют мальчики и девочки, примерно равное. Но чем она более формальная, тем значительнее численный перевес девочек на «руководящих» должностях. И тем пассивнее мальчики.

Круг интересов мальчиков шире, чем девочек. Согласно этому в их словарном запасе больше слов, обозначающих отдаленные предметы и общие понятия. В языке мальчиков преобладают слова, передающие действия (глаголы, крики), тогда как девочки подвержены предметно-оценочной речи (имена, существительные и прилагательные, отрицания и утверждения).

Заметны различия в учебных интересах. Обычно мальчики больше любят труд, физкультуру, по гуманитарным предметам - истории. Наименее любимые в них родной и иностранный языки. Девочки чаще предпочитают гуманитарным предметам - истории, литературе. Среди нелюбимых предметов у многих из них физика, биология, математика. Мальчики значительно больше, чем девочки, читают книг по истории и о путешествиях, но меньше художественной литературы и особенно стихов.

В свободное время виды деятельности у мальчиков более разнообразны, но менее организованные. За пределами дома, в непривычной обстановке девочки быстрее теряются, сложнее находят себе занятие. Отправляясь куда-то, они имеют определенную цель, тогда как мальчики находят себе занятие по ходу, легче ориентируясь в незнакомой обстановке и воспринимая ее положительно, в отличие от настороженного отношения девочек.

Зато мальчики, как правило, хуже приучены к самообслуживанию: неловко переодеваются и перевзуваються, не знают, с чего начать дежурства в классе, не умеют пользоваться веником, тряпкой и т. д. И в целом беспомощны - по сравнению с девочками - в обычных делах . Во многом это связано с отсутствием постоянных поручений дома. Но главное все же в том, что мальчиков ко всему этому приучить сложнее.

Девочки более самолюбивы и уязвимы, более чувствительны к критике. У них чаще наблюдается повышенный интерес к своей внешности и они более чувствительны к оценке ее другими людьми. В связи с этим у них чаще наблюдаются ложные идеи о своей физической недолужнисть.

Еще одна особенность женской психологии: способность отождествлять себя с успехом любимого человека, испытывать удовольствие, как будто это твой личный успех. У мужчин подобного личностного отождествления, как правило, не наблюдается.

При прочих равных условиях женщина чаще склонна уступать мужчине пальму первенства. И может создаться впечатление, что у мужчины есть для этого реальные основания. Поэтому полезно различать ситуацию, когда женщина должна решить какой-либо вопрос в присутствии мужа или надеясь на его содействие и когда она вынуждена действовать самостоятельно. Нередко результаты действия супругов в обеих ситуациях будут одинаковыми, но поведение женщин в обоих случаях - разная.

Различие в характере мышления

Еще одна особенность женской психики связана с различиями в объеме и характере осознаваемого и неосознаваемые (интуитивного) в психике. Есть такое мнение: «У женщины много чего происходит в мышлении подсознательно, и как бы в готовом виде выходит на поверхность заключение, а когда ее спрашивают, почему, она может привести случайный мотив, и не лучше. Это так. И причина в том, что у мужчины больше умственных процессов происходит непосредственно в сфере сознания. И потому он четче прослеживает сам ход мысли, а его мышление более логическое и критическое. Но это не означает, что данный путь всегда лучше. Иногда - наоборот.

Что такое женская интуиция? Это способность «увидеть» то, что не дается мужском ума. Дело в том, что при подсознательном мышлении более полно используются ресурсы психики, и заключение может быть более обоснованным. Тем более, что при этом в процесс мышления втягивается и образа-впечатления. Почему? Потому что в сфере сознания содержится меньше психологической информации, чем ее общее количество в психике. И поэтому строго логический контроль течения мысли может препятствовать более полно использовать информационные возможности внутреннего мира.

Таким образом, мужская и женская пол психологически во многом разные, но в целом равнозначны и равноценны, по-разному дополняя друг друга в той или иной жизненной ситуации. И несомненно, что различия мальчиков и девочек необходимо учитывать в процессе воспитания, начиная с самого раннего возраста.

Д. Колесов, "Современный подросток. Взросление и пол"

 

Loading...

 

Это интересно

загрузка...
Loading...



загрузка...