Самоопределение и профессиональная среда

Людмила Музыченко,
сотрудник кафедры психологии, педагогики и конфликтологии
Национального университета "Киево-Могилянская академия"


Актуальность исследования личной идентичности определяется необходимостью понять психологические изменения в процессах развития личности, которые определяются тенденциями развития украинского общества. При современных процессах трансформации молодые люди получают значительное количество идеологических, социальных, профессиональных возможностей. Поэтому перед психологической наукой возникают вопросы: что наполняет внутренний мир современного молодого человека, как формируется ее индивидуальность?

В последнее время заметно растет интерес к изучению юности как одного из определяющих этапов жизненного пути. Важно понять, какие психологические механизмы способствуют развитию активной молодого человека как уникальной личности, достигать контроля над жизненными обстоятельствами, быть деятельным, продуктивной и счастливой.

Исследованию юношеского возраста в современной психологии посвящено много работ. Однако существуют большие разногласия относительно понимания сути развития в юности, границ и главных новообразований этого периода жизни человека.

Идентичность - это результат самоосознания и самоопределения своего "Я". Конечным продуктом процесса самопознания является динамическая система представлений человека о себе. Предлагаются, в частности, следующие определения: "Самоосознание - это осознание и оценка человеком своих действий и их результатов, мыслей, чувств, нравственности и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя и своего места в жизни". Самооценка - это "определенное отношение к себе: к своим качествам, возможностям физических (и духовных) сил". Самооценка - это личностное суждение о личной ценность, которая выражается в установках, присущих индивиду. Итак самооценка отражает степень развития у человека чувства самоуважения, чувства личной ценности и позитивного отношения ко всему, что входит в сферу его "Я". Поэтому низкая самооценка предполагает неприятие самого себя, самоотрицания, негативное отношение к своей личности.

Можно выделить несколько источников формирования самооценки, которые приобретают разной значимости в процессе становления личности. Для юношеского возраста является актуальным сравнение с другими людьми. Группы сверстников играют в детстве и юности очень важную роль, особенно для развития идентификации и формирования установок. Считается, что подростки значительно легче идентифицируют себя с другими подростками, чем со взрослыми людьми.


Периодом возникновения сознательного "Я", как бы постепенно не формировались отдельные его компоненты, считается подростковый и ранний юношеский возраст. Практически все психологи определяют раннюю юность как критический период формирования самосознания и рассматривают развитие самосознания как центральный психический процесс переходного возраста.

Рост самосознания и интереса к личному "Я" у подростков обуславливает изменения в характере.

В юношеском возрасте (15 - 17 лет), в рамках становления нового уровня самосознания, происходит формирование относительно устойчивого представления о себе. До 16 - 17 лет возникает особое личностное новообразование, которое в психологической литературе обозначается термином самоопределение. Этой проблеме посвящено немало исследований зарубежных психологов. Они концентрируют внимание в основном на двух группах вопросов. В работах Б. Ананьева, Л. Божович, А. Леонтьева, С. Рубинштейна, И. Чеснокова, В. Столин, А. Спиркин в общетеоретическом и методологическом аспектах проанализированы проблемы становления самосознания в контексте общей проблемы развития личности. В другой группе исследований рассматриваются специальные вопросы, в первую очередь связаны с особенностями самооценок, их взаимосвязь с оценкой окружающих. Работы Л. Божович дают много для понимания психологической природы самоопределения. Во-первых, она показывает, что потребность в самоопределении возникает на определенном этапе жизни - на грани старшего подросткового возраста и ранней юности, и обосновывает необходимость возникновения этой потребности логикой личностного и социального развития подростка. Во-вторых, потребность в самоопределении рассматривается как потребность в формировании определенной смысловой системы, в которой объединяются представление о мире и самом себе, формирование этой смысловой системы предусматривает поиск ответа на извечную проблему смысла своего личного существования, в-третьих, самоопределение неразрывно это связано с такой важной характеристикой старшего подросткового и раннего юношеского возраста, как направление в будущее и, наконец, в-четвертых, самоопределение предполагает выбор профессии. Вместе понятие самоопределения у Л. Божович остается достаточно расплывчатым, нерасчлененным, не рассмотрено и механизмов самоопределения.

И. Дубровина вносит уточнение в проблему самоопределения как центрального момента раннего юношеского возраста. Результаты исследований позволяют ей утверждать, что основным психологическим новообразованием раннего юношеского возраста следует считать не самоопределение как таковое (личное, профессиональное, шире - жизненное), а психологическую готовность к самоопределению, которая предусматривает:

а) сформированность на высоком уровне психологических структур, в первую очередь самосознания;
б) развитость потребностей, обеспечивающих содержательную наполненность личности, среди которых центральное место занимают моральные принципы, ценностные ориентации и временные перспективы;
в) становление факторов индивидуальности, как результат развития и осознания своих способностей и интересов каждым старшеклассником.


Вместе психологическая готовность войти во взрослую жизнь и занять в нем достойное место предполагает не завершены в своем формировании психологические структуры и качества, а определенную зрелость личности, т.е. у старшеклассника сформированы психологические образования и механизмы, обеспечивающие ему возможность (психологическую готовность) непрерывного роста его личности как сейчас, так и в будущем.

В зарубежной психологии как аналог понятия "личностное самоопределение" выступает категория "психосоциальная идентичность", разработанная и введенная в научный оборот американским ученым Эриком Эриксоном. Центральным моментом, сквозь призму которого рассматривается все становление личности в переходном возрасте, включая и его юношеский этап, является "нормативная кризис идентичности". Термин "кризис" используется здесь в значении поворотной, критической точки развития, когда параллельно обостряется уязвимость и увеличивается потенциал личности. Она оказывается перед двумя альтернативными возможностями, одна из которых ведет к позитивному, а другая - к негативному направлении. Слово "нормативный" означает, что жизненный цикл человека рассматривается как ряд последовательных стадий, каждая из которых характеризуется специфическим кризисом в отношениях личности с окружающим миром, а все вместе определяет чувство идентичности.

Главной задачей, предстает перед индивидом в ранней юности, по мнению Э. Эриксона, является формирование чувства идентичности в противовес ролевой неопределенности личного "Я". Юноша должен ответить на вопрос "Кто Я?" И "Каков мой дальнейший путь?" В поисках личной идентичности человек решает, какие действия являются для нее важными, и вырабатывает определенные нормы для оценки своего поведения и поведения других людей. Этот процесс связан также с осознанием личной ценности и компетентности.

Важным механизмом формирования идентичности становятся, как утверждает Э. Эриксон, последовательные идентификации ребенка со взрослыми, которые составляют необходимую базу развития психосоциальной идентичности в подростковом возрасте. Чувство идентичности формируется у подростка постепенно; его источником служат различные идентификации, корни которых ведут в детство. Подросток уже пытается выработать единую картину мировосприятия, в которых все эти ценности, оценки должны синтезироваться. В ранней юности индивид стремится к переоценке самого себя в отношениях с близкими людьми, обществом в целом - в физическом, социальном и эмоциональном планах. Он напряженно работает, чтобы осветить различные грани своей Я-концепции и стать, наконец, самим собой, потому что все предыдущие способы самоопределения кажутся ему непригодными.

Поиск идентичности может происходить по-разному. Один из способов решения этой проблемы заключается в испытании различных ролей. Некоторые молодые люди после ролевого экспериментирования и моральных поисков начинают продвигаться в направлении определенной цели. Другие вовсе могут обойти кризис идентичности. К таким относятся те, кто беспрекословно воспринимает ценности своей семьи и выбирает путь, определенный родителями. Некоторые молодые люди в поисках идентичности встречают значительные трудности. Нередко идентичность приобретается лишь после длительных испытаний, многочисленных проб и ошибок.

Во многих случаях человеку так и не удается достичь прочного чувства личной идентичности. Главной опасностью, которой, по убеждению Э. Эриксона, должна избежать молодой человек в этот период, является размывание чувства своего "Я" вследствие растерянности, сомнений в возможности направить свою жизнь в нужное русло.

Важное значение в процессе формирования идентичности имеют ценностные ориентации. Это элементы структуры личности, характеризующие содержательный сторону ее направленности. В форме ценностных ориентаций в результате приобретения ценностей фиксируется существенное, самое важное для человека. Ценностные ориентации - это устойчивые инвариантные образования ("единицы") морального сознания - главные его идеи, понятия, "ценностные блоки", смысловые компоненты мировосприятия, выражающие суть нравственности человека, а следовательно и общие культурно-исторические условия и перспективы. В юности главными факторами формирования идентичности выступают факторы социальные. Формирование чувства идентичности связано с осознанием собственной ценности и компетентности.

Профессиональное самоопределение рассматривается как выбор и реализация способа взаимодействия с окружающим миром и поиском смысла в этой деятельности. Современному обществу нужен профессионал, который знает свое дело, может самостоятельно принимать решения и отвечать за них, за себя, за других, за страну. Важным фактором, определяющим сегодня формирование профессионального самоопределения, является коммерциализация отношений в обществе. По сути происходит замена профессиональной карьеры на коммерческую. А это не дает возможности человеку состояться в профессиональном смысле. И это вызывает тревогу. Переходное состояние экономики обусловил отклонения в системе профессиональных ценностей: современный человек (особенно молодой) с ее личностными особенностями, которое вступает в рыночные отношения, стремится добиться материального благополучия кратчайшим путем. Необходимость выживания заставляет изменить свое призвание и выбрать такую профессию, овладение которой принесет большие материальные возможности. То есть существует сильная мотивация овладения "прибыльной" профессии, но как часто у молодого человека нет необходимых для этого личностных качеств. Наблюдается также противоречие между мотивацией выбора профессии и возможностью овладеть ею (элементарная нехватка средств на обучение.

В последние годы наблюдается рост престижа образования. Статистика свидетельствует, что количество абитуриентов, желающих учиться в украинских вузах, растет в арифметической прогрессии. Самыми престижными считаются финансовые и юридические специальности.

Рыночные отношения характерны повышенной динамичностью производства, риском временного безработицы, необходимости внезапно изменить профессию или место работы. В этих условиях от специалиста требуется высокий уровень профессионализма, безупречное качество выполняемой работы, а также постоянное повышение собственной конкурентоспособности на рынке труда. Он должен быть целеустремленным, способным к непрерывному саморазвитию, стресовитривалим т.д.

Нами был проведен опрос студентов по методике американского ученого Рокича с целью выяснения, какие ценностные ориентации для них являются главными при выборе профессии (таблица 1), и базовые ценности (таблица 2). Было опрошено 41 студента из разных факультетов. Юношам и девушкам раздали списки ценностных ориентаций для других людей с инструкцией, в которой предлагалось проранжировать ценности по их значимости для себя, выбрать самую важную и написать у нее цифру 1 и дальше так упорядочить значения оставшихся, чтобы они были пронумерованы от важнейшей к наименее важной для них.

                                                                                                                                                                                                             Таблица 1

Ценности при выборе профессии студентами



Пол Факультет Рейтинг
Категория

Общее

среднее

м  ж  ФСН СТ ФГН ФПвН другие До 85 Выше
Хорошие, дружеские сотрудники 6,1 5,12 6,38 6,54 7,33 5,4 4,85 6 6,12
Интересная работа 2,82 2,66

2,86

2,58

4,16

1,6 3,28 2 2,96
Возможность проявить себя 3,75 3,44 3,83 3,91 2,83 3,6 4,42 3,8 3,75
Конкретные результаты своей работы 5,39 5,37 5,33 5,29 4,33 6,2 6 5,6 5,39
Хорошая зарплата 3,35 3,75 3,33 3,91 2,33 1,8 2,14 2,7 3,66
Возможность развивать свои способности 4,28 3,66 4,44 4,37 5,33 4,2 3,85 5,3 3,87
Участие во всех решениях, касающихся работы 7,9 8 7,88 7,7 7,6 9 7,85 7,7 8,66
Получение помощи, необходимой в работе 8,7 9,33 8,55 8,95 9,83 8,4 8 8,5 8,71
Хорошая организация работы 6,15 7,11 5,91 5,95 4,83 7,6 7,42 6,3 6,45
Признание за работу, которая сделана хорошо 6,43 6,55 6,4 6,16 6,66 7,2 7,14 7,2 6,6

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                                                                                Таблица 2

 

          Базовые ценности



Пол Факультет Рейтинг
Категория

Общее

среднее

м  ж  ФСН СТ ФГН ФПвН другие До 85 Выше
Комфорт 10,2 10,7 10,1 10 11,2 10,8 7,8 10,7 11,9
Интересная жизнь 6,8 4,9 7,5 7,4 7,9 7,4 5,8 7,3 6,0
Социальные достижения 11,2 10,4 11,4 9,9 10,5 9,8 13 11,2 11,7
Мир в мире 12,6 13 12,4 15 10,2 14,6 13,5 13,5 11,8
Мир прекрасного 13,2 11,4 13,7 12,3 12,8 12,4 12,9 11,2 12,9
Равноправие 13,9 10,7 15,0 13,4 12,9 12 15,2 11,6 13,9
Семейный покой 8,1 11,2 7,3 8,6 7 10,4 7,8 8,4 8,2
Свобода 4,8 4,3 6,2 5,9 5,2 6,6 6,6 5,7 6,3
Счастье 5,7 6,1 5,5 5,8 4,8 7,8 7 7,2 5,0
Внутренняя гармония 6,9 7,5 6,7 5,5 7,5  7,8 8 5,8 5,8
Настоящая любовь 8,7 11,0 7,2 8 9,2 9 11,5 8,8 8,2
Спокойствие в стране 12 13,5 11,7 14 10,1 15 10,2 13 11,3
Удовольствие 11,3 8 13,0 11,9 13 9,2 8,7 9,5 11,3
Чистая совесть 9,2 9,9 9,1 8 9,5 12 8,7 9,4 10,3
Самоуважение 8,5 9,1 8,2 7,1 8,7 9 8 7,7 8,9
Социальное признание (Слава) 13 12,1 13,2 12,6 13 11 11,9 14,2 12
Верная дружба 8,2 9,3 7,9 7,5 7,4 8,2 7,7 8,1 8,0

                                                                                                                                                                                                                

 

После обработки результатов видно, что главными ценностями при выборе профессии есть общие ценности для всех студентов: на первом месте - интересная работа, хорошая зарплата, возможность проявить себя, на последнем - равноправие, мир прекрасного, социальное признание. При выборе базовых ценностей подходы диференцийованиши. Для мужчин важнее свобода, спокойствие в стране и социальное признание. Для женщин важнейшим фактором является счастье, свобода и внутренняя гармония; наименее ценными - равноправие, мир прекрасного и социальное признание.

Если сравнивать по факультетам, то для студентов гуманитарного факультета главной ценностью является внутренняя гармония и счастье, а на последнем месте - мир в мире и равноправие, для будущих социальных работников и социологов самое главное счастье, а потом свобода, а наименее значимыми являются равноправие и социальное признание. Для студентов юридического факультета важнее интересную жизнь и свобода, на последнем месте - спокойствие в стране и мире в мире.

Профессиональная среда является одним из важнейших факторов формирования идентичности. Ведь оно имеет свою идеологию, критерии оценивания, отмечается устойчивой органической культурой, которая включает правила вхождения в профессиональное общество, логику развертывания профессиональной карьеры, оценку профессиональных достижений. Поэтому жизнь в профессиональном обществе развивает профессиональную и личную идентичность человека.

 

Теоретический анализ литературы по проблемам идентичности в подростковом и раннем юношеском возрасте позволяет сделать следующие выводы:

 

  • В основе самоопределения в ранней юности лежит личностное самоопределение, которое должно ценностно-смысловую природу; активное определение своей позиции относительно общественно выработанной системы ценностей, определение на этой основе смысла своего личного существования.

 

  • Наиболее объемным определением личного самоопределения является процесс формирования смысловой системы, в которой совмещены представления о себе и мир.


Профессиональная среда выступает определяющим фактором этих процессов.

 

 

     

Комментариев к статье нет..
[ Добавить ] комментарий
Поля с пометкой * обязательны для заполнения

*Ваше имя
  Ваш сайт  
  Ваш город
*Ваше сообщение

Код подтверждения
*Код с картинки   @
код на картинке содержит только цифры (0..9) и буквы англ. алфавита (A..Z)

Новости