Все о психологии
Самоопределение и профессиональная среда
Людмила Музыченко,
сотрудник кафедры психологии, педагогики и конфликтологии
Национального университета "Киево-Могилянская академия"
Актуальность исследования личной идентичности определяется необходимостью понять психологические изменения в процессах развития личности, которые определяются тенденциями развития украинского общества. При современных процессах трансформации молодые люди получают значительное количество идеологических, социальных, профессиональных возможностей. Поэтому перед психологической наукой возникают вопросы: что наполняет внутренний мир современного молодого человека, как формируется ее индивидуальность?
В последнее время заметно растет интерес к изучению юности как одного из определяющих этапов жизненного пути. Важно понять, какие психологические механизмы способствуют развитию активной молодого человека как уникальной личности, достигать контроля над жизненными обстоятельствами, быть деятельным, продуктивной и счастливой.
Исследованию юношеского возраста в современной психологии посвящено много работ. Однако существуют большие разногласия относительно понимания сути развития в юности, границ и главных новообразований этого периода жизни человека.
Идентичность - это результат самоосознания и самоопределения своего "Я". Конечным продуктом процесса самопознания является динамическая система представлений человека о себе. Предлагаются, в частности, следующие определения: "Самоосознание - это осознание и оценка человеком своих действий и их результатов, мыслей, чувств, нравственности и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя и своего места в жизни". Самооценка - это "определенное отношение к себе: к своим качествам, возможностям физических (и духовных) сил". Самооценка - это личностное суждение о личной ценность, которая выражается в установках, присущих индивиду. Итак самооценка отражает степень развития у человека чувства самоуважения, чувства личной ценности и позитивного отношения ко всему, что входит в сферу его "Я". Поэтому низкая самооценка предполагает неприятие самого себя, самоотрицания, негативное отношение к своей личности.
Можно выделить несколько источников формирования самооценки, которые приобретают разной значимости в процессе становления личности. Для юношеского возраста является актуальным сравнение с другими людьми. Группы сверстников играют в детстве и юности очень важную роль, особенно для развития идентификации и формирования установок. Считается, что подростки значительно легче идентифицируют себя с другими подростками, чем со взрослыми людьми.
Периодом возникновения сознательного "Я", как бы постепенно не формировались отдельные его компоненты, считается подростковый и ранний юношеский возраст. Практически все психологи определяют раннюю юность как критический период формирования самосознания и рассматривают развитие самосознания как центральный психический процесс переходного возраста.
Рост самосознания и интереса к личному "Я" у подростков обуславливает изменения в характере.
В юношеском возрасте (15 - 17 лет), в рамках становления нового уровня самосознания, происходит формирование относительно устойчивого представления о себе. До 16 - 17 лет возникает особое личностное новообразование, которое в психологической литературе обозначается термином самоопределение. Этой проблеме посвящено немало исследований зарубежных психологов. Они концентрируют внимание в основном на двух группах вопросов. В работах Б. Ананьева, Л. Божович, А. Леонтьева, С. Рубинштейна, И. Чеснокова, В. Столин, А. Спиркин в общетеоретическом и методологическом аспектах проанализированы проблемы становления самосознания в контексте общей проблемы развития личности. В другой группе исследований рассматриваются специальные вопросы, в первую очередь связаны с особенностями самооценок, их взаимосвязь с оценкой окружающих. Работы Л. Божович дают много для понимания психологической природы самоопределения. Во-первых, она показывает, что потребность в самоопределении возникает на определенном этапе жизни - на грани старшего подросткового возраста и ранней юности, и обосновывает необходимость возникновения этой потребности логикой личностного и социального развития подростка. Во-вторых, потребность в самоопределении рассматривается как потребность в формировании определенной смысловой системы, в которой объединяются представление о мире и самом себе, формирование этой смысловой системы предусматривает поиск ответа на извечную проблему смысла своего личного существования, в-третьих, самоопределение неразрывно это связано с такой важной характеристикой старшего подросткового и раннего юношеского возраста, как направление в будущее и, наконец, в-четвертых, самоопределение предполагает выбор профессии. Вместе понятие самоопределения у Л. Божович остается достаточно расплывчатым, нерасчлененным, не рассмотрено и механизмов самоопределения.
И. Дубровина вносит уточнение в проблему самоопределения как центрального момента раннего юношеского возраста. Результаты исследований позволяют ей утверждать, что основным психологическим новообразованием раннего юношеского возраста следует считать не самоопределение как таковое (личное, профессиональное, шире - жизненное), а психологическую готовность к самоопределению, которая предусматривает:
а) сформированность на высоком уровне психологических структур, в первую очередь самосознания;
б) развитость потребностей, обеспечивающих содержательную наполненность личности, среди которых центральное место занимают моральные принципы, ценностные ориентации и временные перспективы;
в) становление факторов индивидуальности, как результат развития и осознания своих способностей и интересов каждым старшеклассником.
Вместе психологическая готовность войти во взрослую жизнь и занять в нем достойное место предполагает не завершены в своем формировании психологические структуры и качества, а определенную зрелость личности, т.е. у старшеклассника сформированы психологические образования и механизмы, обеспечивающие ему возможность (психологическую готовность) непрерывного роста его личности как сейчас, так и в будущем.
В зарубежной психологии как аналог понятия "личностное самоопределение" выступает категория "психосоциальная идентичность", разработанная и введенная в научный оборот американским ученым Эриком Эриксоном. Центральным моментом, сквозь призму которого рассматривается все становление личности в переходном возрасте, включая и его юношеский этап, является "нормативная кризис идентичности". Термин "кризис" используется здесь в значении поворотной, критической точки развития, когда параллельно обостряется уязвимость и увеличивается потенциал личности. Она оказывается перед двумя альтернативными возможностями, одна из которых ведет к позитивному, а другая - к негативному направлении. Слово "нормативный" означает, что жизненный цикл человека рассматривается как ряд последовательных стадий, каждая из которых характеризуется специфическим кризисом в отношениях личности с окружающим миром, а все вместе определяет чувство идентичности.
Главной задачей, предстает перед индивидом в ранней юности, по мнению Э. Эриксона, является формирование чувства идентичности в противовес ролевой неопределенности личного "Я". Юноша должен ответить на вопрос "Кто Я?" И "Каков мой дальнейший путь?" В поисках личной идентичности человек решает, какие действия являются для нее важными, и вырабатывает определенные нормы для оценки своего поведения и поведения других людей. Этот процесс связан также с осознанием личной ценности и компетентности.
Важным механизмом формирования идентичности становятся, как утверждает Э. Эриксон, последовательные идентификации ребенка со взрослыми, которые составляют необходимую базу развития психосоциальной идентичности в подростковом возрасте. Чувство идентичности формируется у подростка постепенно; его источником служат различные идентификации, корни которых ведут в детство. Подросток уже пытается выработать единую картину мировосприятия, в которых все эти ценности, оценки должны синтезироваться. В ранней юности индивид стремится к переоценке самого себя в отношениях с близкими людьми, обществом в целом - в физическом, социальном и эмоциональном планах. Он напряженно работает, чтобы осветить различные грани своей Я-концепции и стать, наконец, самим собой, потому что все предыдущие способы самоопределения кажутся ему непригодными.
Поиск идентичности может происходить по-разному. Один из способов решения этой проблемы заключается в испытании различных ролей. Некоторые молодые люди после ролевого экспериментирования и моральных поисков начинают продвигаться в направлении определенной цели. Другие вовсе могут обойти кризис идентичности. К таким относятся те, кто беспрекословно воспринимает ценности своей семьи и выбирает путь, определенный родителями. Некоторые молодые люди в поисках идентичности встречают значительные трудности. Нередко идентичность приобретается лишь после длительных испытаний, многочисленных проб и ошибок.
Во многих случаях человеку так и не удается достичь прочного чувства личной идентичности. Главной опасностью, которой, по убеждению Э. Эриксона, должна избежать молодой человек в этот период, является размывание чувства своего "Я" вследствие растерянности, сомнений в возможности направить свою жизнь в нужное русло.
Важное значение в процессе формирования идентичности имеют ценностные ориентации. Это элементы структуры личности, характеризующие содержательный сторону ее направленности. В форме ценностных ориентаций в результате приобретения ценностей фиксируется существенное, самое важное для человека. Ценностные ориентации - это устойчивые инвариантные образования ("единицы") морального сознания - главные его идеи, понятия, "ценностные блоки", смысловые компоненты мировосприятия, выражающие суть нравственности человека, а следовательно и общие культурно-исторические условия и перспективы. В юности главными факторами формирования идентичности выступают факторы социальные. Формирование чувства идентичности связано с осознанием собственной ценности и компетентности.
Профессиональное самоопределение рассматривается как выбор и реализация способа взаимодействия с окружающим миром и поиском смысла в этой деятельности. Современному обществу нужен профессионал, который знает свое дело, может самостоятельно принимать решения и отвечать за них, за себя, за других, за страну. Важным фактором, определяющим сегодня формирование профессионального самоопределения, является коммерциализация отношений в обществе. По сути происходит замена профессиональной карьеры на коммерческую. А это не дает возможности человеку состояться в профессиональном смысле. И это вызывает тревогу. Переходное состояние экономики обусловил отклонения в системе профессиональных ценностей: современный человек (особенно молодой) с ее личностными особенностями, которое вступает в рыночные отношения, стремится добиться материального благополучия кратчайшим путем. Необходимость выживания заставляет изменить свое призвание и выбрать такую профессию, овладение которой принесет большие материальные возможности. То есть существует сильная мотивация овладения "прибыльной" профессии, но как часто у молодого человека нет необходимых для этого личностных качеств. Наблюдается также противоречие между мотивацией выбора профессии и возможностью овладеть ею (элементарная нехватка средств на обучение.
В последние годы наблюдается рост престижа образования. Статистика свидетельствует, что количество абитуриентов, желающих учиться в украинских вузах, растет в арифметической прогрессии. Самыми престижными считаются финансовые и юридические специальности.
Рыночные отношения характерны повышенной динамичностью производства, риском временного безработицы, необходимости внезапно изменить профессию или место работы. В этих условиях от специалиста требуется высокий уровень профессионализма, безупречное качество выполняемой работы, а также постоянное повышение собственной конкурентоспособности на рынке труда. Он должен быть целеустремленным, способным к непрерывному саморазвитию, стресовитривалим т.д.
Нами был проведен опрос студентов по методике американского ученого Рокича с целью выяснения, какие ценностные ориентации для них являются главными при выборе профессии (таблица 1), и базовые ценности (таблица 2). Было опрошено 41 студента из разных факультетов. Юношам и девушкам раздали списки ценностных ориентаций для других людей с инструкцией, в которой предлагалось проранжировать ценности по их значимости для себя, выбрать самую важную и написать у нее цифру 1 и дальше так упорядочить значения оставшихся, чтобы они были пронумерованы от важнейшей к наименее важной для них.
Таблица 1
Ценности при выборе профессии студентами
Пол | Факультет | Рейтинг | |||||||
Категория |
Общее среднее |
м | ж | ФСН СТ | ФГН | ФПвН | другие | До 85 | Выше |
Хорошие, дружеские сотрудники | 6,1 | 5,12 | 6,38 | 6,54 | 7,33 | 5,4 | 4,85 | 6 | 6,12 |
Интересная работа | 2,82 | 2,66 |
2,86 |
2,58 |
4,16 |
1,6 | 3,28 | 2 | 2,96 |
Возможность проявить себя | 3,75 | 3,44 | 3,83 | 3,91 | 2,83 | 3,6 | 4,42 | 3,8 | 3,75 |
Конкретные результаты своей работы | 5,39 | 5,37 | 5,33 | 5,29 | 4,33 | 6,2 | 6 | 5,6 | 5,39 |
Хорошая зарплата | 3,35 | 3,75 | 3,33 | 3,91 | 2,33 | 1,8 | 2,14 | 2,7 | 3,66 |
Возможность развивать свои способности | 4,28 | 3,66 | 4,44 | 4,37 | 5,33 | 4,2 | 3,85 | 5,3 | 3,87 |
Участие во всех решениях, касающихся работы | 7,9 | 8 | 7,88 | 7,7 | 7,6 | 9 | 7,85 | 7,7 | 8,66 |
Получение помощи, необходимой в работе | 8,7 | 9,33 | 8,55 | 8,95 | 9,83 | 8,4 | 8 | 8,5 | 8,71 |
Хорошая организация работы | 6,15 | 7,11 | 5,91 | 5,95 | 4,83 | 7,6 | 7,42 | 6,3 | 6,45 |
Признание за работу, которая сделана хорошо | 6,43 | 6,55 | 6,4 | 6,16 | 6,66 | 7,2 | 7,14 | 7,2 | 6,6 |
Таблица 2
Базовые ценности
Пол | Факультет | Рейтинг | |||||||
Категория |
Общее среднее |
м | ж | ФСН СТ | ФГН | ФПвН | другие | До 85 | Выше |
Комфорт | 10,2 | 10,7 | 10,1 | 10 | 11,2 | 10,8 | 7,8 | 10,7 | 11,9 |
Интересная жизнь | 6,8 | 4,9 | 7,5 | 7,4 | 7,9 | 7,4 | 5,8 | 7,3 | 6,0 |
Социальные достижения | 11,2 | 10,4 | 11,4 | 9,9 | 10,5 | 9,8 | 13 | 11,2 | 11,7 |
Мир в мире | 12,6 | 13 | 12,4 | 15 | 10,2 | 14,6 | 13,5 | 13,5 | 11,8 |
Мир прекрасного | 13,2 | 11,4 | 13,7 | 12,3 | 12,8 | 12,4 | 12,9 | 11,2 | 12,9 |
Равноправие | 13,9 | 10,7 | 15,0 | 13,4 | 12,9 | 12 | 15,2 | 11,6 | 13,9 |
Семейный покой | 8,1 | 11,2 | 7,3 | 8,6 | 7 | 10,4 | 7,8 | 8,4 | 8,2 |
Свобода | 4,8 | 4,3 | 6,2 | 5,9 | 5,2 | 6,6 | 6,6 | 5,7 | 6,3 |
Счастье | 5,7 | 6,1 | 5,5 | 5,8 | 4,8 | 7,8 | 7 | 7,2 | 5,0 |
Внутренняя гармония | 6,9 | 7,5 | 6,7 | 5,5 | 7,5 | 7,8 | 8 | 5,8 | 5,8 |
Настоящая любовь | 8,7 | 11,0 | 7,2 | 8 | 9,2 | 9 | 11,5 | 8,8 | 8,2 |
Спокойствие в стране | 12 | 13,5 | 11,7 | 14 | 10,1 | 15 | 10,2 | 13 | 11,3 |
Удовольствие | 11,3 | 8 | 13,0 | 11,9 | 13 | 9,2 | 8,7 | 9,5 | 11,3 |
Чистая совесть | 9,2 | 9,9 | 9,1 | 8 | 9,5 | 12 | 8,7 | 9,4 | 10,3 |
Самоуважение | 8,5 | 9,1 | 8,2 | 7,1 | 8,7 | 9 | 8 | 7,7 | 8,9 |
Социальное признание (Слава) | 13 | 12,1 | 13,2 | 12,6 | 13 | 11 | 11,9 | 14,2 | 12 |
Верная дружба | 8,2 | 9,3 | 7,9 | 7,5 | 7,4 | 8,2 | 7,7 | 8,1 | 8,0 |
После обработки результатов видно, что главными ценностями при выборе профессии есть общие ценности для всех студентов: на первом месте - интересная работа, хорошая зарплата, возможность проявить себя, на последнем - равноправие, мир прекрасного, социальное признание. При выборе базовых ценностей подходы диференцийованиши. Для мужчин важнее свобода, спокойствие в стране и социальное признание. Для женщин важнейшим фактором является счастье, свобода и внутренняя гармония; наименее ценными - равноправие, мир прекрасного и социальное признание.
Если сравнивать по факультетам, то для студентов гуманитарного факультета главной ценностью является внутренняя гармония и счастье, а на последнем месте - мир в мире и равноправие, для будущих социальных работников и социологов самое главное счастье, а потом свобода, а наименее значимыми являются равноправие и социальное признание. Для студентов юридического факультета важнее интересную жизнь и свобода, на последнем месте - спокойствие в стране и мире в мире.
Профессиональная среда является одним из важнейших факторов формирования идентичности. Ведь оно имеет свою идеологию, критерии оценивания, отмечается устойчивой органической культурой, которая включает правила вхождения в профессиональное общество, логику развертывания профессиональной карьеры, оценку профессиональных достижений. Поэтому жизнь в профессиональном обществе развивает профессиональную и личную идентичность человека.
Теоретический анализ литературы по проблемам идентичности в подростковом и раннем юношеском возрасте позволяет сделать следующие выводы:
- В основе самоопределения в ранней юности лежит личностное самоопределение, которое должно ценностно-смысловую природу; активное определение своей позиции относительно общественно выработанной системы ценностей, определение на этой основе смысла своего личного существования.
- Наиболее объемным определением личного самоопределения является процесс формирования смысловой системы, в которой совмещены представления о себе и мир.
Профессиональная среда выступает определяющим фактором этих процессов.