Анализ психологических аспектов

"Анализ психологических аспектов. Урок", автор: Н. Островерхова

Психологический аспект урока, как один из его основных аспектов, в определенной степени освещен в отечественной и зарубежной литературе, учитывается в практической деятельности учителей и руководителей общеобразовательных учебных заведений. Это объясняется тем, что центральное место на уроке или на любом его структурном этапе, независимо от типа урока и специфики учебного предмета, занимает учебно-познавательная деятельность учащихся.

Надежда Михайловна Островерхова раскрывает сущность и технологию анализа психологической составляющей современного урока.

Анализ психологического аспекта урока предусматривает изучение и оценку того, какой степени содержание обучения и дидактические приемы обеспечивают развитие учащихся, целостность и эффективность процесса познания, активизацию учебно-познавательной деятельности учащихся.

Методологической основой учебно-познавательной деятельности является философское учение о единстве сознания и деятельности объективного и субъективного. Отображение объективно существующих знаний в сознании человека осуществляется на основе индивидуальных, субъективных, психологических особенностей и опыта личности.

Анализ психологического аспекта урока представляет собой синтез анализа его основных компонентов, которые выступят в качестве объекта преимущественного наблюдения, - это развитие высших психических процессов учащихся в обучении; психологические основы учебно-познавательной деятельности учащихся на уроке; биологический фундамент личности; общения субъектов учебно-воспитательного процесса (учитель, ученик). Вышеперечисленные подсистемы находятся в органической взаимосвязи и взаимообусловленности и в комплексе составляют психологическую основу развития личности.

Идею двуаспектная анализа урока выдвинул Э. Стонус, понимая под этим анализ деятельности ученика и деятельности учителя на уроке. «Вполне логично рассматривать такой анализ как расширение анализа задач обучения. Э. Стоунс предложил схему анализа урока, включив в нее такие компоненты, как содержание, конкретные примеры, способ предъявления информации, тип научиння, реакция учеников, обратная связь, оценка. В ней, как видим, автор реализовал свою идею двуаспектная анализа урока, т.е. анализ деятельности учителя и учебной деятельности учащихся. При этом учитель выступает как экспериментатор, который проверяет теорию вчиння в условиях класса, совмещая технологическую теорию с практикой обучения.

Развитие высших психических процессов учащихся

К основных психических процессов развития учеников зарубежные и отечественные психологи относят: ощущения, восприятие, внимание, память, мышление, воображение, эмоционально-волевую сферу учащихся.

Рассмотрим суть каждого из них, их характерные признаки, содержание, методы и средства развития в процессе обучения; методика и технология наблюдения и анализа.

Развитие ощущений учеников в процессе обучения

Ощущение - это наиболее элементарный познавательный процесс, это отправная точка в психологическом развитии ребенка, с которой начинается познание ней окружающего мира. «Ощущение - это отражение в коре головного мозга отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира, действующие в данный момент на мозг человека» Отличают три группы чувств:

- Первую группу составляют зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные ощущения.

- Вторую группу составляют органические ощущения равновесия и движению;

- Третью группу составляют касательные и болевые ощущения.


В процессе наблюдения состояния развития чувств учеников на уроке целесообразно сосредоточить внимание на таких параметрах:

- Содержание, методы и средства развития у учеников ощущений с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;

- Учет в процессе обучения специфики видов ощущений и их характеристик;

- Направление учебно-познавательной деятельности учащихся на развитие отдельного вида ощущения - доминанты или рационального для данной возрастной группы комплекса ощущений;

- Знание и реализация в процессе обучения закономерностей ощущения (абсолютный порог ощущения, порог отличия, абсолютная чувствительность, адаптация);

- Подбор упражнений для задействования различных анализаторов в процессе развития чувств учеников;

- Отбор и реализация различных способов интеграции ощущений различных видов.

Развитие восприятия и наблюдательности учащихся в процессе обучения

«Восприятие - это отражение в коре головного мозга предметов и явлений, действующих на анализаторы человека» В основе восприятия лежат ощущения. Психологи отмечают, что восприятие не сводится к сумме ощущений. Это не пассивное отражение, а сложная деятельность, в процессе которой человек познает окружающий его мир. Отличают такие виды восприятия, как зрительные, слуховые, чувственные. Восприятие носит выборочный характер.

Целенаправленное, планомерное восприятие называется наблюдением. Вследствие сформированности у учащихся умений и навыков наблюдать в них формируется такое важное качество личности, как наблюдательность, т.е. умение замечать особенности предметов и явлений.

Развитие восприятия и наблюдательности учеников разных возрастных групп имеет свою специфику.

В процессе наблюдения состояния развития восприятия и наблюдательности учащихся на уроке целесообразно сконцентрировать внимание на таких параметрах:

- Рациональность выбора и реализации на уроке содержания учебного материала, форм, методов и средств развития восприятия и наблюдательности учеников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;

- Учет в процессе обучения такого свойства восприятия и наблюдения, как избирательность (выделение среди других «объекта наблюдения»; основного, существенного на фоне того, что наблюдается; концентрация внимания учащихся на существенном.

- Развитие восприятия как важного психического процесса личности на основе знаний его основных характеристик (константу, предметность, целостность, обобщенность.

- Формирование у учащихся на уроке целенаправленного планомерного восприятия и наблюдения, т.е. умений и навыков наблюдать предметы и явления, сравнивать их, отличать;

- Содержание, формы и средства формирования у учащихся любознательности, интереса к окружающему миру, предмета, изучается на уроке.

Развитие внимания учащихся в процессе обучения

Внимание - это направленность и сосредоточенность сознания на конкретных объектах или конкретной деятельности при абстрагирование от всего остального. Внимание следует рассматривать как ограничение поля восприятия.

Внимание носит выборочный характер. Ее избирательность определяется факторами внешнего поля, т.е. физическими параметрами сигнала (интенсивность, частота и т.д.). Вторую группу составляют факторы, характеризующие деятельность самого человека (внутреннее поле). К ним относятся: соответствие информации потребностям человека, его эмоциональному состоянию, актуальность данной информации для нее.

В процессе обучения учителю следует тренировать учеников прежде всего во внешнем проявлении внимания - это: «Обратите внимание на ...»,« Сядьте как следует »,« Послушайте, это чрезвычайно важно »и т.п. Но соответствующая вне ученика, выражение лица не всегда являются свидетелями его внимания. Поэтому следует внешне внимательных учеников контролировать, предложив им повторить то, что сказал учитель или ученик.

В процессе наблюдения за состоянием развития у учащихся внимания целесообразно воспользоваться такими оценочными параметрами:

- Выбор и реализация содержания учебного материала, методов и средств развития внимания учащихся с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;

- Знание и учет учителем в процессе развития внимания учащихся внешних и внутренних факторов, обусловливающих избирательность внимания;

- Рациональность выбора и использования способов, средств тренировки внешнего проявления внимания учащихся;

- Рациональное сочетание развития произвольного и недовильнои внимания учащихся в процессе обучения;

- Направление деятельности учителя и учащихся на формирование основных свойств внимания (сосредоточенность, устойчивость, объем, распределение, переключение);

- Реализация совокупности факторов воспитательного характера, способствующих развитию внимания учащихся в процессе обучения (чувство долга и ответственности, организованность, дисциплинированность, самостоятельная творческая работа учащихся.

Развитие памяти учащихся в процессе обучения

Человеческий мозг накапливает информацию об окружающем мире и сохраняет ее. Образы предметов и явлений сохраняются в виде изображений памяти. Изображение памяти - это образы тех предметов и явлений, которые человек восприняла раньше, а теперь воспроизводит в уме. Изображение памяти могут быть слуховые, зрительные, вкусовые, обонятельные, касательные.

Память по своему строению и функции неотрывно от живого субстрата и получила название генетической памяти. В ходе эволюции на ее основе возникли еще более сложные формы биологической памяти - иммунологическая и, наконец, нервная память - память центральной нервной системы.

В процессе наблюдения состояния развития у учащихся памяти на уроке целесообразно сконцентровуваты внимание на таких параметрах:

- Выбор и реализация содержания, методов и средств развития памяти учащихся с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;

- Приемы организации учебно-познавательной деятельности, которые способствуют запоминанию, сохранению в памяти изученного материала, воспроизведению и распознаванию информации;

- Рациональное сочетание развития различных видов памяти (ориентир на развитие оперативной и долговременной.

- Установка в процессе обучения на запоминание учащимися изученного материала;

- Выделение в процессе обучения цели - доминанты в развитии памяти учеников, то есть преимущественное формирование одного-двух видов памяти;

- Выработка у учащихся рациональных приемов запоминания и тренажа памяти;

- Учет в процессе обучения объективной свойства памяти человека - способности забывать.

Развитие мышления учащихся в процессе обучения

Мышление - это опосредованное познание отношений и закономерных связей между предметами и явлениями окружающего мира.

В процессе наблюдения за состоянием развития мышления учащихся на уроке целесообразно сконцентрировать внимание на таких параметрах:

- Содержание, методы и средства развития у учащихся мышления с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;

- Оптимальное сочетание слуховых, зрительных, двигательных анализаторов для развития мышления учащихся;

- Рациональность выбора и использования способов формирования у учащихся тельных операций (сравнение, анализ, синтез, обобщение, абстрагирование);

- Обеспечение интеграции основных форм мышления (понятия, суждения, умозаключение) в процессе его развития;

- Способы и средства развития предметно-действенного, наглядно-образного и абстрактного мышления в комплексе или одного из них - доминирующего;

- Развитие устной и письменной условия учеников как средства мышления и общения.

Развитие воображения учащихся в процессе обучения

«Воображение - это создание образов таких предметов и явлений, которые никогда не воспринимались человеком раньше»

В процессе наблюдения состояния развития воображения у учащихся на уроке целесообразно сконцентрировать внимание на таких параметрах:

- Содержание, методы и средства развития воображения учащихся в процессе обучения;

Знание учителем физиологической основы воображения и опора на нее в процессе обучения;

- Формирование недовильнои и произвольной воображения, выделение воображения-доминанты, их рациональное сочетание;

- Способы формирования воспроизводящей и творческого воображения, их рациональное сочетание, акцент (в случае необходимости) на воображении-доминанте;

- Развитие у учащихся специфических форм воображения-мечты, фантазии;

- Использование различных форм организации творческой учебно-познавательной деятельности учащихся как важного условия развития воображения.

Развитие эмоционально-волевой сферы учащихся в процессе обучения

К эмоционально-волевой сферы человека психологи относят чувства, эмоции и волю. Переживания человеком своего отношения к различным объектам окружающего мира, проявляющееся в форме радости, горя, страха, гнева, любви и т.п., называют эмоциями.

Чувство появляются в результате ощущения. Чувства - это стабилизированное отношение человека, черта личности. Чувства и эмоции нельзя отождествлять, чувства сильнее, чем эмоции. Чувство выражаются через эмоции.

В процессе наблюдения состояния развития эмоционально-волевой сферы учащихся на уроке целесообразно сосредоточить внимание на таких параметрах:

- Содержание, методы и средства развития у учеников эмоций, чувств, воли.

- Учет учителем в процессе обучения взаимодействия положительных и отрицательных эмоций, невозможности существования одного без другого;

- Ознакомление учащихся с формами внешнего проявления эмоций в их оптимальном варианте;

- Обеспечение условий на уроке для хорошего настроения учащихся;

- Выбор и использование способов предупреждения аффекта и стресса в процессе обучения;

- Формирование у учащихся в процессе обучения высших чувств (моральных, интеллектуальных, эстетических.

- Привитие и выработка у учащихся навыков управлять своими чувствами;

- Формирование у учащихся свободы и умений преодолевать трудности, препятствия и т.п.;

- Формирование у учащихся таких качеств личности, как целеустремленность, самостоятельность, решительность, настойчивость, выдержка, мужество, смелость, дисциплинированность.

Следовательно, знание сущности развития психических процессов учащихся в процессе обучения и их параметров позволяет:

- Выявить «узкое место» в этом процессе и сосредоточиться на нем с целью устранения «разрыва» в логическом, природной цепи его развития;

- Всесторонне изучить и проанализировать состояние каждой составляющей развития высших психических процессов учащихся (например, памяти, внимания и т.д.), дать ей оценку.

- Проанализировать и оценить (по предложенным параметрам) в целом состояние развития психических процессов индивида.

В помощь руководителям школы предлагается технологическая карта наблюдения и анализа развития высших психических процессов учащихся в обучении.

Психологические основы учебно-познавательной деятельности учащихся и ее анализ

Относительно содержательной стороны учебно-познавательной деятельности учащихся, то она включает знания, умения и способности учащихся, то есть все то, что определяет интеллектуальную сферу личности и трактуется как интеллектуальные способности. Современная психология придает большое значение содержания знаний, которые должны быть усвоены учениками. Сегодня дилемма: что важнее - вооружить учащихся знаниями или обеспечить их психическое развитие, отбрасывается как псевдопроблема. И то, и другое входит в учебные цели, причем добиться соответствующего развития ученика можно, только обучая его на определенном дидактическом материале. Содержание усваиваемых знаний имеет большое значение, ведь процесс формирования мышления во многом зависит от содержания усваиваемых знаний. Поэтому содержание усваиваемых знаний рассматривается как один из основных факторов, определяющих эффективность учебно-познавательной деятельности учащихся.

Острой проблемой современности является формирование самостоятельной познавательной деятельности учащихся в процессе обучения. При этом под самостоятельной деятельностью учеников следует понимать такую деятельность, которая выполняется на репродуктивно-творческом или на творческом уровне. Цель самостоятельной познавательной деятельности учащихся - самостоятельно добывать знания на творческом уровне. А для этого необходимо научить учеников четко определять предмет своей деятельности и вооружить учебно-познавательным аппаратом, в частности умением выделять познавательные задачи, общие и конкретные (умение в структуре учебной ситуации выбрать цель, увидеть задачи); подбирать, определять и применять адекватные способы действий, ведут к решению задачи (умение выбрать путь и средства решения задачи. умением осуществлять контроль над тем, решается поставленная задача подобранными и использованными способами (умение применять усвоенные знания и навыки в процессе практической реализации решения задачи.

Учебно-познавательная деятельность учащихся на уроке, как компонент его психологического аспекта, может быть объектом преимущественного наблюдения и анализа.

Цель наблюдения и анализа: эффективность содержания, организации и результативности учебно-познавательной деятельности учащихся на уроке.

В процессе наблюдения и анализа учебно-познавательной деятельности учащихся на уроке целесообразно сосредоточить внимание на таких параметрах:

- Содержание, методы и средства формирования позитивных, педагогически целесообразных и социально значимых мотивов учебно-познавательной деятельности учащихся;

- Формирование интеллектуальной сферы личности (знания, умения, способности) с помощью соответствующего содержания учебного материала и способов его реализации;

- Развитие интереса учащихся к учебно-познавательной деятельности и ее результатов;

- Рациональный выбор и использование учащимися способов действий в решении учебных задач;

- Обеспечение оптимального сочетания функций образа действий учащихся (исполнительная, ориентировочной, контрольная) в учебно-познавательной деятельности, направления ее на приоритетность ориентировочной функции;

- Место и удельный вес на уроке самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся реконструктивного характера.

Данные параметры включены в технологическую карту наблюдения и анализа учебно-познавательной деятельности учащихся на уроке.

Комментариев к статье нет..
[ Добавить ] комментарий
Поля с пометкой * обязательны для заполнения

*Ваше имя
  Ваш сайт  
  Ваш город
*Ваше сообщение

Код подтверждения
*Код с картинки   @
код на картинке содержит только цифры (0..9) и буквы англ. алфавита (A..Z)

Новости