Анализ психологических аспектов. Продолжение

Темперамент учеников и анализ состояния учета его в процессе обучения

В структуру личности вносит свой вклад не только темперамент. Каждый человек от природы имеет определенную совокупность других свойств, к которым относятся задатки и способности. Причем линиях формируются в деятельности на основе генетически заложенных задатков. Какой же мерой способности обусловлены наследственностью, а какой - влиянием окружающей среды и обучения? Установлено, что генотип определяет лишь теоретически достижимые пределы возможностей индивида, а среда и воспитание - насколько эти возможности будут практически реализованы.

Темперамент и способности личности - это психофизиологический фундамент формирования характера, который определяется как синтез типологических способов реагирования с психическими особенностями и особенностями психических процессов. Знание психофизиологических особенностей каждого ученика обязательно для учителя, в зависимости от этого строит учебно-воспитательный процесс на дифференцированной основе. Вот почему знание типов темперамента учащихся, их задатков и способностей, учет их особенностей в обучении может быть относительно самостоятельным объектом наблюдения и анализа на уроке.

Цель наблюдения: эффективность учета учителем типов темперамента учащихся в процессе обучения, формирования способностей учащихся в соответствии с их природных задатков.

Общение учителя и учеников на уроке и его анализ

Общение - это проявление фундаментальных свойств психики человека. Человек общается всегда. Л. С. Выготский обращает внимание на то, что и наедине с собой человек сохраняет функции общения. Позже Пиаже отметил, что индивидуальный творческий процесс связан с рефлексией (анализ собственных мыслей и переживаний. А это значит, что человек постоянно ведет мысленно диалог со своими оппонентами. Межличностное общение осуществляется на разных уровнях.

Низкий уровень обозначенный как общение на основе совместного пребывания (например, пассажиры в трамвае, зрители в кино). У участников такого общения нет общего предмета общения. Их объединяет только общая цель. Такое общение довольно поверхностное. Средний уровень общения - это когда есть общая цель и производятся групповые нормы поведения, способствующие ее достижению. Высшая степень общения - это общение в группе, когда учитываются личностные свойства человека, его особая позиция и свои взгляды на общие нормы и способы достижения поставленных целей (классификация А. В. харашо.

В учебно-воспитательном процессе общения учителя с учениками - это общение высшего уровня. Цель у них общая: овладеть знанием, приобрести практические навыки и умения, успешно продвигаться в своем развитии, формировать черты воспитанного человека. При этом особое значение приобретают реализация и самореализация личностного потенциала субъектов навчальновиховного процесса, учета специфических свойств каждого из них (темперамента, способностей, интереса, развития и т.п.).

Общение будет оптимальным при условии объективной оценки и самооценки деятельности учителя и учащихся, осознание их роли и места в совместной работе, состояния реализации их функциональных обязанностей. Самооценка участников учебно-воспитательного процесса - это оценка каждым из них собственной деятельности и ее результативности, своих поступков и поведения, отношение к труду, отношение к людям. Наблюдается такая закономерность: кто высоко себя ценит, тот ставит высокие требования и в общении. Поэтому учителю следует обучать учащихся умению оценивать себя объективно, критически и даже придирчиво относиться к себе.

Самооценка учеников зависит от возраста, то есть ступени обучения. В младших школьников она подавляющим степени зависит от мнения и оценки окружающих (учителя, родителей, друзей) и усваивается в готовом виде без критического анализа.

Социализация - это сложный процесс, в котором синтезируются навыки общения, отношения к учебной работы, сверстников, старших и младших, межличностные отношения в коллективе; взгляды на социально-экономические и политические процессы, происходящие в обществе; убеждение, мировоззрение, действия и поступки согласно со своими убеждениями, которые не идут вопреки нормам права и морали общества. Вот почему в процессе обучения особое значение приобретает общение учителя с учениками, учеников с учениками. Общение выступает как важный фактор обеспечения оптимальных условий для совместной работы на уроке, повышение работоспособности учителя и учеников.

Таким образом, общение субъектов учебно-воспитательного процесса, как подсистема структуры психологического аспекта урока, может быть объектом преимущественного наблюдения и анализа.

Цель наблюдения и анализа: эффективность стиля общения учителя и учеников на уроке.

В процессе наблюдения и анализа данного компонента психологического аспекта урока целесообразно сосредоточить внимание на таких параметрах:

Знание учителем уровней общения и обеспечение условий для формирования общения высшей ступени (общая цель, общая работа на основе проявления индивидуальных особенностей каждого ученика - взглядов, позиций, знаний и умений.

- Характер стиля общения учителя и учеников на уроке (демократический, автократический, либеральный.

- Взаимная позитивная установка учителя и учеников на оптимальное общение высшей ступени на уроке;

- Формирование у учащихся объективных подходов к самооценке общения в системах «учитель-ученик», «ученик-ученик»;

- Осуществление социализации личности ученика в процессе общения на уроке.

Данные параметры положены в основу разработки технологической карты наблюдения и анализа общения учителя и учеников на уроке.

Технология анализа психологического аспекта урока

Если руководитель школы изучил состояние реализации основных компонентов психологического аспекта урока отдельным учителем или группой учителей, овладел содержанием оценочных параметров каждого из них, технологии наблюдения и методикой анализа, то за объект преимущественного наблюдения он может взять психологический аспект урока в целом. В этих условиях оценочным параметрам эффективности реализации психологического аспекта урока выступать его основные компоненты, а оценка состояния его реализации осуществляется на основе синтеза оценок реализации каждого из основных компонентов.

Памятка учителю по подготовке и реализации психологического аспекта урока

1. Развитие высших психических процессов учащихся на уроке

Развитие у учащихся ощущений в процессе обучения:

- Содержание, методы и средства развития у учеников ощущений с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;

- Учет в процессе обучения специфики видов ощущений и их характеристик (первая группа: зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные, вторая группа: органические ощущения, ощущения равновесия и двигательные ощущения; третья группа: касательные и болевые ощущения.

- Определение для группы учащихся (не исключено, одного) отдельного вида ощущение-доминанты и направления их учебно-познавательной деятельности на его формирование;

- Знание учителя и реализация в процессе обучения закономерностей ощущения (абсолютный порог ощущения, абсолютная чувствительность, адаптация);

- Подбор дидактического материала с целью задействования различных анализаторов учащихся в процессе развития чувств;

- Отбор и реализация различных способов интеграции ощущений различных видов.

Развитие восприятия и наблюдательности учащихся в процессе обучения:

- Рациональный выбор и реализация на уроке содержания, форм, методов и средств развития у учащихся восприятия и наблюдательности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;

- Учет в процессе обучения такого свойства восприятия и наблюдения, как избирательность (нечто существенное, остальное - фон.

- Развитие восприятия у учащихся на основе знания его основных характеристик (константу, предметность, целостность, обобщенность.

- Формирование у учащихся целенаправленного восприятия и наблюдения, т.е. умений и навыков наблюдать предметы и явления, сравнивать их и отличать;

- Средством рационального отбора содержания учебного материала, форм и методов формировать у учащихся любознательность и интерес к окружающему миру, предмета, изучается на уроке.

Развитие внимания у учащихся в процессе обучения:

- Выбор и реализация содержания учебного материала, методов и средств развития внимания учащихся с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;

- Знание и учет учителем в процессе развития внимания учащихся внешних и внутренних факторов, обусловливающих избирательность внимания;

- Выбор и рациональное использование способов и средств тренировки внешнего проявления внимания учащихся;

- Обеспечение рационального сочетания развития произвольного и невольной внимания учащихся в процессе обучения;

- Обеспечение целенаправленного формирования у учащихся основных свойств внимания (сосредоточенность, устойчивость, объем, распределение, переключение);

- Реализация совокупности факторов воспитательного характера, способствующих развитию внимания (чувство долга и ответственности, организованность, дисциплинированность, самостоятельность и др.).

Развитие у учащихся памяти в процессе обучения:

- Выбор и реализация содержания, методов и средств развития у учащихся памяти с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;

- Отбор и реализация приемов организации учебно-познавательной деятельности учащихся, способствуют запоминанию, сохранению в памяти изученного материала, воспроизведению и распознаванию информации;

- Рациональное сочетание развития разновидностей памяти с ориентацией на развитие оперативной и долговременной.

- Психолого-педагогическая установка в процессе обучения на запоминание учащимися изученного материала;

- Выделение в процессе обучения цели-доминанты в развитии памяти учеников (преимущественное формирование одного-двух видов);

- Выработка у учащихся рациональных приемов запоминания и тренажа памяти;

- Учет в процессе обучения объективной свойства памяти человека - способности забывать.

Развитие у учащихся мышления в процессе обучения:

- Содержание, методы и средства развития у учащихся мышления с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;

- Оптимальное сочетание слуховых, зрительных, двигательных анализаторов для развития мышления учащихся;

- Рациональность выбора и использования способов формирования у учащихся тельных операций (сравнение, анализ, синтез, обобщение, абстрагирование);

- Обеспечение интеграции основных форм мышления (понятия, суждения, умозаключение) в процессе его развития;

- Отбор и реализация способов и средств развития предметно-действенного, наглядно-образного и абстрактного мышления в комплексе или одного из них - доминирующего;

- Развитие устной и письменной речи учащихся как средства мышления и общения.

Развитие у учащихся эмоционально-волевой сферы в процессе обучения:

- Рациональный подбор содержания, методов и средств развития у учеников эмоций, чувств, воли.

- Учет учителем в процессе обучения взаимодействия положительных и отрицательных эмоций, невозможности существования одного без другого;

- Ознакомление учащихся с формами внешнего проявления эмоций в их оптимальном варианте;

- Обеспечение условий в процессе обучения для хорошего настроения учащихся;

- Выбор и использование (в зависимости от ситуации) способов предупреждения аффекта и стрессов у учеников на уроке;

- Формирование у учащихся в процессе обучения высших чувств (моральных, интеллектуальных, эстетических.

- Привитие и выработка у учащихся навыков управлять своими чувствами;

- Формирование у учащихся воли и умений преодолевать трудности, препятствия и т.п.;

- Формирование у учащихся таких качеств личности, как целеустремленность самостоятельность, решительность, настойчивость, выдержка, мужество, смелость, дисциплинированность.

2. Учебно-познавательная деятельность учащихся на уроке:

- Отбор и реализация содержания, методов и средств формирования позитивных, педагогически целесообразных и социально значимых мотивов учебно-познавательной деятельности учащихся на уроке;

- Формирование интеллектуальной сферы личности (знания, умения, способности) с помощью соответствующего содержания учебного материала и способов его реализации;

- Развитие интереса учащихся к учебно-познавательной деятельности и ее результатов;

- Формирование у учащихся умения выбирать рациональные способы действий в решении учебных задач;

- Обеспечение оптимального сочетания функций и способа действий учащихся (исполнительная, ориентировочной, контрольная) в учебно-познавательной деятельности, направления ее на приоритетность ориентировочной функции;

- Обеспечение организации и содержания самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся на уроке реконструктивного и творческого характера.

3. Опора на биологический фундамент учеников в процессе обучения:

- Дифференцированный выбор содержания и объема учебного материала, форм, методов и средств обучения с учетом типов темперамента учащихся;

- Обеспечение оптимального темпоритму труда учеников на уроке с учетом особенностей типов темперамента учащихся;

- Мотивация и целевая установка в процессе обучения и повышения производительности труда учеников, достижения цели учебно-познавательной деятельности;

- Выявление природных задатков учащихся и развитие на этой основе их способностей;

- Учет в процессе обучения особенностей мышления учащихся (конвергентное, дивергентного) и типов интеллекта (конкретный, символический, абстрактно-семантический, социальный).

4. Стиль общения учителя и учеников на уроке:

- Ориентация учителя и учеников на формирование общения высшего уровня (на основе общей цели и деятельности, учета индивидуальных возможностей каждого участника процесса);

- Обеспечение формирования демократического стиля общения учителя и учеников на уроке как важной предпосылки реализации и самореализации потенциальных возможностей субъектов учебного процесса;

- Взаимная позитивная установка учителя и учеников на общение высшего уровня на уроке;

- Формирование у учащихся навыков и умений самооценки стиля общения в системах «учитель-ученик», «ученик-ученик»;

- Осуществление социализации личности ученика в процессе общения на уроке.

Комментариев к статье нет..
[ Добавить ] комментарий
Поля с пометкой * обязательны для заполнения

*Ваше имя
  Ваш сайт  
  Ваш город
*Ваше сообщение

Код подтверждения
*Код с картинки   @
код на картинке содержит только цифры (0..9) и буквы англ. алфавита (A..Z)

Новости