Психогигиеническая аспекты гуманизации высшей школы

Владимир Носков,
доктор психологических наук, профессор,
ректор Донецкого института управления


В статье определяются психогигиеническая аспекты гуманизации образовательной деятельности в высшей школе в связи с практическими потребностями и запросами общества. Очерчиваются статус, функции и роль определенных психогигиенических аспектов и рассматривается модель качеств выпускника высшего учебного заведения, который должен способствовать раскрытию интеллектуального творческого потенциала будущих специалистов. Речь идет также о перспективах исследований в области гуманизации высшего образования.

На современном этапе развития общества проблема гуманизации высшего образования стала чрезвычайно актуальной. В самом общем контексте под гуманизацией понимают признание человека как личности, его права на свободу, реализацию ее способностей, утверждение блага человека как ведущего критерия общественных отношений.

Существенные изменения в системе политических и общественных отношений, вызваны объективными тенденциями их совершенствованию и социально-экономическими преобразованиями, выдвигают как жизненно необходимый требование развития высшего образования на гуманистических принципах. В связи с этим появились и новые проблемы психогигиенической обеспечения и совершенствования условий умственного труда. Для решения этих проблем необходимо изучать психофизические возможности человека в тесной связи с социальным и личностным развитием, а также потребность повышения ответственности индивидуума за его действия и поступки. Такое изучение должно способствовать глубокому раскрытию творческого потенциала студентов и активизации его саморазвития.

Итак, целью осуществленных исследований было определение психогигиенических аспектов гуманизации образовательной деятельности в высшей школе в связи с практическими запросами и потребностями общества на современном этапе его трансформации. Задачами исследования было: установить статус, функции и роль психогигиенических аспектов гуманизации образовательной деятельности в высшей школе; определить новые идеи, подходы и принципы организации учебного процесса в контексте гуманизации высшего образования; рассмотреть модель качеств выпускника высшего учебного заведения, которая способствует раскрытию интеллектуального творческого потенциала будущих специалистов; очертить перспективы дальнейших исследований проблем гуманизации обучения в условиях высшей школы.

Период обучения в вузе - это подготовка к трудовой деятельности, в ближайшем будущем должна стать для человека основным источником существования и средством личностной самореализации. Именно это время в мотивационном плане корне отличается от школьного обучения. Поэтому психогигиеническая обеспечения гуманистически ориентированной профессиональной подготовки студентов требует обновленного обоснования образовательного процесса, разработки соответствующих инновационных подходов, методов, технологий. Необходимо также определить средства психопрофилактики, чтобы устранить (или хотя бы уменьшить) влияние факторов, которые негативно влияют на психику человека, и активизировать действие тех, стабилизирующих и развивают ее.
Формирование мировоззрения, базирующегося на отношении к человеку как к высшей ценности, стимулирование гармоничного развития и проявления творческого потенциала личности в труде - основа гуманизации современного образования. Но она может остаться набором благих намерений, если на практике не принимать меры для улучшения состояния здоровья молодых людей, обучающихся в высшей школе.

Анализ свидетельствует, что развитие системы высшего образования многих стран мира предусматривает формирование объективных предпосылок для развития активной, творческой и гармоничной личности, ее духовных и моральных основ с помощью образования, предоставления необходимой помощи в обучении, поощрение и мотивацию обучения в течение всей последующей жизни. Такая стратегия по своему содержанию совпадает с положением доклада Туринской группы Европейского фонда образования "Переосмысление развития сферы управления в новой Европе". Исходя из ее постулатов, общество обязано заботиться об обеспечении качественного образования всех видов и предоставить возможность гражданам свободно выбирать такой вид образования, который наиболее соответствует их природе.

Согласно Национальной доктриной развития образования в XXI веке  и основными нормативно-правовыми актами в сфере образовательной деятельности подготовка специалистов новой генерации должна строиться на новых, современных идеях и подходах к организации учебного процесса. Они должны системно воплощать такие основные принципы:

  • Гуманизация образования, единство обучения и воспитания, привлечение студенческой молодежи к духовным ценностям, формирования ценностей общечеловеческой морали;
  • Свобода выбора и ответственность за результаты образовательной деятельности, профессиональное самоопределение личности, что обеспечивает соответствующую самодетерминации обучения студентов, актуализирует внутреннюю мотивацию, развивает потребность в свободе творчества, автономности, самоуправлении и самокоррекции, обеспечивает толерантность по отношению к личности студента;
  • Открытость и демократичность образовательной деятельности, доступность обучения для любого гражданина с учетом уровня его довузовской и индивидуальной подготовки;
  • Опережающий характер обучения на основе психодиагностики и коррекции поведения личности;
  • Органическая связь с национальной и мировой культурой, историей, традициями;
  • Регуляция психофизиологических состояний человека по разным направлениям на основе знаний, накопленных в психофизиологии, психологии и физиологии труда, педагогике, валеологии, медицине, гигиене, экологии, эргономике и других науках;
  • Взаимодействие с вузами, осуществляющими подготовку специалистов гуманитарного, экономического и лингвистического профилей в зарубежных странах;
  • Самопознания с целью установления в себя новых качеств, характеристик, углубленного осмысления свойств и состояний личности студента;
  • Использование рычагов ответственного поведения студентов в процессе обучения в вузе;
  • Духовно-нравственный поиск собственной жизненной позиции, индивидуально-коллективная ответственность за соблюдение условий и достижения результатов в процессе образовательной деятельности.


Реализация этих принципов обеспечивает достижение полной корпоративной согласия в управлении учебно-воспитательным комплексом современного вуза, способствует формированию профессионально зрелых специалистов нового поколения.

Успешность процесса гуманизации может быть обеспечена на основе формирования системы личностных качеств человека, что позволяет ей стать активным участником гуманистически направленных преобразований в современном обществе. Психогигиеническая меры в этом процессе способствуют сохранению и укреплению нервно-психического здоровья студентов, гармонизации их личностного развития. Определяющий путь решения этой проблемы связан с оптимизацией физкультурно-оздоровительной деятельности. При этом педагогическом руководству следует учитывать влияние этого вида деятельности на активизацию процессов самопознания, самореализации, нравственного совершенствования личности, образовательной активности студентов.

При разработке модели качеств выпускника высшего учебного заведения главенствующую внимание следует уделить общегуманитарных подготовке, которая базируется на высоких требованиях к будущим специалистам. Личностные характеристики должны способствовать раскрытию творческого потенциала студентов, формированию интересов и мотивов его деятельности, воспитанию потребностей целенаправленной коммуникативного взаимодействия преподавателя и студента. Привлечение студентов к решению актуальных проблем общественной жизни, связь новой информации с ранее приобретенными знаниями требует эффективного сотрудничества и взаимодействия между научно-педагогическим коллективом и студентами.

Исходя из современных представлений, можно выделить несколько коммуникативных методов, которые могут использоваться в учебном процессе:

1. Коммуникативные методы, направленные на стимулирование когнитивных процессов (решение проблемных задач, использование ролевых и деловых игр и т.п.).

2. Коммуникативные методы, предусматривающие использование интерактивных форм и приемов обучения, учитывающие интерес, мотивацию студентов к учебной и научно-исследовательской деятельности.

3. Коммуникативные методы, построенные на моделировании и имитации реальных или виртуальных ситуаций.

4. Коммуникативные методы, предусматривающие четкое взаимодействие преподавателя высшей школы в пределах малой творческой группы студентов по принципу соединения индивидуумов с разным креативным и интеллектуальным потенциалом.

При использовании названных коммуникативных методов роль и функции преподавателя заключаются в следующем:

1. Он является носителем необходимой для студентов информации по специальности при изучении нового материала.

2. Научно-педагогический работник выполняет функции наблюдателя, когда студенты работают в малых творческих группах, и предоставляет им индивидуальную консультационную помощь.

3. Преподаватель является консультантом в случаях, когда студенты работают над определенным проектом, ситуационной упражнением и нуждаются советов и рекомендаций относительно содержания заданий.

4. Преподаватель при осуществлении научно-педагогической деятельности должен быть психологом и психофизиологов, определять настроение, самочувствие и активность студентов, уметь с помощью педагогических и психологических приемов поддерживать высокий уровень их физической и умственной работоспособности. Эта роль преподавателя высшей школы составляет основной перечень требований относительно гуманизации субъект-субъектных отношений в современном вузе. Она требует от научно-педагогического работника глубоких знаний по психологии, педагогики, психофизиологии, валеологии, психогигиены, определенного опыта практического использования эффективных методов оптимизации учебного процесса. Иначе говоря, это одна из сложнейших и ответственных функций преподавателя высшей школы. Неудивительно, что К. Гельвеций еще 1773 писал: "Наука о человеке во всем ее объеме является необъятным, ее изучение - дело долгое и тяжелое. Человек есть модель, выставленная для ее рассмотрения разными художниками: каждый видит определенные ее стороны, но никто еще не воспринимал ее в целом ". Решение этой проблемы - дело, безусловно, будущего. Но уже сейчас над ней должны задумываться как представители психологической, психофизиологической и педагогической науки, так и непосредственно научно-педагогические работники.

Важной составляющей гуманизации учебной и научной деятельности в современном вузе является управление организацией подготовки студентов к профессионально-творческой деятельности, которая является системой, содержит три основных компонента: научную и профессиональную творчество, учебно-познавательную деятельность, внеучебная деятельность. Реализация этих составляющих способствует формированию творческой самостоятельности личности будущих выпускников вуза.

На основе оценки индивидуальных показателей учебного цикла (по Д. колбой) установлены основные типы студентов по способу своего обучения. Они таковы: примерно в 50 процентов студентов-менеджеров по сравнению со студентами-психологами доминирует ассимиляционных стиль обучения, для которого характерно сочетание учебных фаз активного экспериментирования и рефлексивного наблюдения. Такие студенты лучше других адаптированы к пониманию широкого диапазона информации и перетрансформации ее в сжатую логическую форму. Такой стиль важен для информационной, производственной и научной карьеры. Почти четвертая часть студентов-психологов относится к категории "генератор идей". Такие студенты хорошо приспособлены к рассмотрению конкретных ситуаций с разных точек зрения. Они больше наблюдают, чем действуют, им импонируют ситуации, требующие разработки широкого диапазона идей - как в случае "мозговой атаки" (брейнсторминг).

С точки зрения установления позиций (отношение) к лидерству студентов-менеджеров и студентов-психологов можно выделить два направления, которые получили высокую значимость: "стратегия не выделяться и иметь равные отношения со всеми" (весомость соответственно 0,38 и 0,34) и "нравится быть лидером" (соответственно 0,30 и 0,33).

О лидерские позиции студентов-менеджеров Донецкого института управления свидетельствуют положительные результаты их участия в конкурсах по решению проблем трудоустройства в пределах Украины.

Гуманизация образовательно-воспитательной деятельности корпоративного вуза способствует координации и синергии совместных усилий и действий, мотивации достижения лучших результатов в учебной и научно-исследовательской деятельности на протяжении всего периода обучения. При таком подходе создаются необходимые условия для самосовершенствования, саморазвития, самообучения, самоактуализации и саморегулирования научной деятельности профессорско-преподавательского состава и студентов.

Выводы


1. Психогигиеническая обеспечения гуманизации образовательной деятельности в высшей школе выступает ведущей связующим звеном между психологией, физиологией, психофизиологии, педагогикой, валеология, медициной, гигиеной, экологией и направлено на сохранение и укрепление физического, психического и духовного здоровья человека в их единстве и взаимообусловленности.


2. Неотъемлемой составляющей гуманистической ориентации образовательного процесса в высшей школе и необходимой предпосылкой повышения эффективности подготовки профессионально зрелых и здоровых специалистов нового поколения является реализация принципов комплексного психогигиенической обеспечения учебно-воспитательного комплекса вуза с преимущественной ориентацией на последовательную реализацию принципа "свобода - выбор - ответственность" в всей работе учебного заведения, организации учебно-познавательной и физкультурно-оздоровительной деятельности студентов, служит предпосылкой их личностного роста и успешного профессионального становления.


3. Перспективы дальнейших исследований в этом направлении заключаются в необходимости более полного раскрытия роли социального окружения (в частности, личности преподавателя) в профессиональном становлении студента, системном раскрытии и целостном практическом воплощении психогигиенических, психолого-педагогических и духовно-мировоззренческих аспектов гуманизации высшего образования на современном этапе трансформации общества.

Комментариев к статье нет..
[ Добавить ] комментарий
Поля с пометкой * обязательны для заполнения

*Ваше имя
  Ваш сайт  
  Ваш город
*Ваше сообщение

Код подтверждения
*Код с картинки   @
код на картинке содержит только цифры (0..9) и буквы англ. алфавита (A..Z)