Ощущение и восприятие

Ощущение и восприятие как активные процессы поиска

 

Понятие об ощущениях

 

Ощущение и восприятие

Ощущения - это отражение отдельных свойств предметов и явлений при непосредственном воздействии раздражителей на органы чувств. В ощущениях человеку открываются цвета и звучания, запах и вкус, вес, тепло или холод вещей, которые его окружают. Кроме того, ощущения дают информацию об изменениях в собственном теле: человек чувствует нарушения в функционировании внутренних органов, положение и движение своего тела и отдельных его частей.

Ощущение как образы, отражающие отдельные свойства предметов, возникают во время деятельности любых органов чувств. Например, когда человеку очень недолго показывают предмет, она видит пятно определенного цвета, но не может сказать, что это за предмет.
Понятие о восприятии

Знания об окружающей действительности человек получает не только через ощущения, но и через восприятия. В ощущениях отражаются лишь отдельные свойства предметов, например их запах, цвет, твердость и т.п., тогда как в восприятии все эти свойства отражаются в их совокупности и взаимосвязи.


Восприятие называется отражение в сознании человека предметов и явлений действительности при их непосредственном воздействии на органы чувств.


Результатом восприятия является целостный образ объекта. Например, взяв в руки новую книгу, мы одновременно отражаем цвет ее страниц, вес, запах типографской краски и т.д. Все эти зрительные, тактильные, обонятельные и другие ощущения, объединяясь, дают образ книги.

Однако исследования показывают, что восприятие не сводится к простой суммации ощущений, а составляет качественно новую ступень чувственного познания действительности. Оно дополняется и опосредуется имеющимися у личности знаниями, ее прошлым опытом. Итак, восприятие является чрезвычайно сложным психическим процессом. Поэтому неудивительно, что целый ряд вопросов, связанных с его течением, несмотря на значительные усилия со стороны многих ученых, не решены до сих пор.

Как же происходит человеческое восприятие?

 

Ощущения и восприятия

Поиски ответа на этот вопрос можно увидеть уже в работах древнегреческих ученых Эпикура, Демокрита, Аристотеля, Евклида и др.


Зрение осуществляется с помощью лучей, исходящих из глаз и будто ощупують предметы, подобно тому как слепой познает форму предметов путем ощупування их рукой или палкой''(Евклид).


К сожалению эта правильная мысль об активности воспринимающего рецептора в эпоху Возрождения была заменена порочной, по которой образ возникал в результате воздействия внешних агентов на пассивно воспринимающие органы чувств.

Психофизиология Х1Х в. Исходила из иллюзии, что исследование восприятия должно базироваться на изучении строения периферических рецепторных аппаратов и физиологических принципов их работы. Применительно к зрения это значит, что изучение проекции образа предмета на сетчатке может объяснить восприятия видимого мира.


Гештальтисты, поняв недостаточность такого подхода к объяснению восприятия, выдвинули свою концепцию центральных механизмов формирования перцептивного образа (Келлер). Они перенесли восприятия с сетевого на мозговой уровень, сохранив при этом пороки старой психофизиологии. Рассматривая процессы формирования образа восприятие как прямое отражение физиологических процессов структурообразования, как бы проходят в нервной системе, они пришли к ошибочного решения проблем восприятия.


Критический анализ этих взглядов сделали в своих работах отечественные психологи С.Л. Рубинштейн, О.М. Леонтьев, П.Я. Гальперин и др. На его основе был разработан принципиально новый подход к изучению проблемы восприятия. Исходя из сеченивського понимания рефлекторной природы сенсорных процессов, они начали рассматривать восприятие как своеобразное действие, направленное на обследование объекта восприятия и на создание его копии, его подобия.


Разностороннее изучение восприятия показало, что как и всякий процесс познания, оно зависит от особенностей субъекта: его опыта, знаний, потребностей, интересов, установок, направленности. Как и ощущение, оно является субъективным образом объективной действительности. Критерием их истинности является практическая деятельность человека.

Воспринимает действительность не изолированное ухо или глаз, а конкретный живой человек. Поэтому в восприятии проявляется ее отношение к объекту, ее желания, интересы, чувства и т.д.


Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности называют аперцепциею.

Она играет важное значение в жизни и деятельности человека. Человеческому восприятию она предоставляет активный характер. Например, отношение студентов к восприятию психологических знаний разное до и после прохождения педагогической практики в школе.

Характерные особенности восприятия.

 

Восприятие характеризуется рядом особенностей, наиболее важными из которых являются: предметность, целостность, структурность, константность и осмысленность. Дадим краткое описание каждой из них.


Предметность восприятия проявляется в том, что свойства предмета отображаются в образе не изолированно, а как принадлежащие предмету есть в акте объективации. Это свойство является не врожденной, а приобретенной особенностью человека. В ее формировании ведущую роль играют движение и прикосновение. Без участия движения наши восприятия теряют свойство предметности.


Второй особенностью восприятия является целостность. В отличие от ощущения, которое является моно модальным, восприятия является поле модальным. оно формируется на основе совместной деятельности ряда анализаторов, объединенных в функциональную систему. Целостный образ возникает на основе обобщения знаний об отдельных свойствах предмета, получаемый в виде отдельных ощущений.

С целостностью перцептивного образа тесно связана его структурность, которая заключается в том, что восприятие не просто конгломерат ощущений, а в нем отображаются отношения различных свойств и частей предмета, т.е. его структура. Она формируется у человека в течение определенного времени. Так, читая одно слово, читатель воспринимает его как целостное после восприятия его букв. В исследованиях Сеченова показано, что источник целостности и структурности кроется в особенностях самих предметов. Основой целостности и структурности восприятия является отображение формы (и контура) предмета, которая объективно выделяет его из окружения, будучи разрешением гранью двух реальностей. Он установил, что целостность и структурность не являются исходными свойствами перцептивного образа, а формируется в процессе его становления, как результат рефлекторной работы анализаторов.


Проведенные позже эксперименты подтвердили эту мысль, показав фазовый характер зрительного восприятия. Было установлено, что в первое мгновение сложный предмет воспринимается как мозаичное сочетание линий, углов, цветов и лишь в процессе развития восприятия образуется целостный образ.

Четвертой характерной особенностью восприятия является константность. Под ней понимают относительное постоянство воспринимаемой величины, формы и цвета предметов при изменении расстояния, положение наблюдателя, освещенности предмета. В жизни условия восприятия предметов непрерывно меняются. Соответственно изменяются и перцептивные процессы, но образ предмета остается относительно постоянным. Это же касается величины и формы предметов. При изменении дистанции наблюдения изменяется величина изображения предмета на сетчатке глаза, но видимая величина и форма остаются относительно постоянными.


Итак, на основе постоянно меняющихся сенсорных впечатлений перцептивные константность продуцирует устойчивый, стабильный и постоянством образ мира.


Действительным источником константности восприятия являются активные действия перцептивной системы, которые помогают субъекту выделять инвариантную структуру объекта восприятия. Исследования показали, что прошлый опыт осуществляет активное воздействие на константность, но ее основной предпосылкой является отображение той ситуации, в которой находится предмет восприятия. Восприятие цвета, величины и формы незнакомого объекта изолированно от ситуации является аконстантне.


Пятой характерной особенностью восприятия является осмысленность. Воспринимая предметы и явления действительности, человек толкует их в соответствии с имеющимися знаниями и практическим опытом. Восприятие человека тесно связано с мышлением. Воспринять объект, это значит выделить его из окружения и мысленно назвать его, т.е. отнести к определенному классу предметов. Тогда, когда это сразу сделать не удается, в процессе восприятия происходит динамический поиск наилучшей интерпретации имеющейся информации. Это можно заметить при восприятии многозначных рисунков, в которых поочередно субъектом воспринимаются то фигура, то фон. Большое значение в осмысленности восприятия играет связь первой и второй сигнальных систем у человека.


Физиологические основы восприятия.


По своей природе восприятие как и ощущение имеет рефлекторный характер. В своих работах И. П. Павлов показал, что в основе восприятия лежат условные рефлексы, которые образуются в коре больших полушарий при воздействии на органы чувств человека разнообразных комплексных раздражителей. По сравнению с ощущениями восприятие является высшей формой аналитико-синтетической деятельности мозга.

В основе восприятия лежат два вида нервных связей, а именно: нервные связи, образующиеся в пределах одного анализатора, когда действующий на рецептор раздражитель является одной модальности, и между анализаторни связи, когда действующий раздражитель является комплексным. Например, в основе восприятия музыкальной мелодии лежат внутрианализаторни нервные связи. При восприятии учеником на уроке учебного материала он видит учителя, слушает его рассказ и делает записи в тетради Комплекс действующих раздражителей вызывает возбуждение в слуховых, зрительных и двигательных рецепторах, которые передаются в мозговые центры. В результате действия коры больших полушарий образуются сложные системы временных нервных связей, обеспечивающих целостность восприятия. В этом случае в основе восприятия лежат между анализаторни временные связи.


Важную функцию в процессе человеческого восприятия выполняет вторая сигнальная система. Она определяет содержание человеческого восприятия, обозначает предмет, предоставляет восприятию человека произвольный характер.


Таким образом, физиологической основой восприятия являются системы внутрианализаторних и между анализаторних нервных связей, обеспечивающих необходимую целостность и предметность восприятия.

Классификация и виды восприятий.


В основе разделения восприятий на виды лежат различия в ведущей роли анализаторов при отражении действительности. Поэтому выделяют зрительные, слуховые, осязательные, кон эстетические, обонятельные и вкусовые восприятия. В практике человеческой деятельности каждый из этих видов редко функционирует самостоятельно. В большинстве случаев они объединяются, образуя сложные виды восприятий. Так, например, при выполнении упражнений на уроке физкультуры в ученика часто возникают сложные движимое-зрительные восприятия. При восприятии доказательства теоремы на уроке математики включаются зрительные, слуховые и кон эстетические восприятия.


В основе второй классификации восприятий лежат формы существования материи: пространство, время и движение. В соответствии с этой классификацией выделяют восприятие пространства, восприятие времени и восприятие движения.

Роль моторных компонентов в восприятии
.


С точки зрения современной науки восприятие рассматривается как своеобразное действие, направленное на обследование объекта и создания его копии. Такое обследование осуществляется при помощи некоторых моторных процессов, к которым относят движения руки, ощупуе предмет, движения глаз, который обследует контур предмета. Они обеспечивают адекватность отражения предмета. Сеченов показал, что в работе руки и глаза есть много общего. Анализ функций движения руки в процессе осязания и глаза в процессе зрения позволяет разделить их на два класса. К первому классу относятся поисковые, установочные и корректируя движения. Ко второму классу относятся все макрорухы, направленные ни обследование предмета. Это познавательные движения, выполняющих функции построения, измерения, контроля и коррекции. Изучение траектории этих движений показывает, что она изоморфная контура объекта. В процессе обследования выделяются наиболее информативные конструктивные точки, относительно которых и оценивается остальные элементы контура.

Комментариев к статье нет..
[ Добавить ] комментарий
Поля с пометкой * обязательны для заполнения

*Ваше имя
  Ваш сайт  
  Ваш город
*Ваше сообщение

Код подтверждения
*Код с картинки   @
код на картинке содержит только цифры (0..9) и буквы англ. алфавита (A..Z)