ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ


Этот раздел представлен более детально и расширен в связи с тем, что вступление является очень важным звеном в понимании истории и логики становления психологии, ее современного этапа, ее задач и проблем.

Для того, чтобы определенная сумма знаний о действительности стала наукой, она должна иметь свой предмет и метод познания, где предмет - это четко определенное содержание, качество и закономерность, в которых действительность предстает перед исследователем, а метод - путь, способ постижения сущности предмета. Психология как самостоятельная наука возникает, когда определена собственный предмет и собственный метод.

Психология имеет очень длинную предысторию и короткую историю. Это значит, что она прошла очень длинный путь становления как самостоятельной науки, отстаивая самостоятельность своего предмета, сталкиваясь с религией, философией, искусством. Проблемы, которые решает сегодня психология, привлекали к себе внимание очень давно. Сначала это была проблема души, существованием которой объясняли все психические проявления человека: поведение, деятельность, неповторимость и схожесть людей, сновидения, смерть и т.д. В первую очередь этот период развития психологии связан с именем Аристотеля (384-322 г. до н.э.). В. Г. Гегель отмечал, что лучшее, что мы имеем в психологии буквально до новейшего времени, это то, что мы получили от Аристотеля.


Трактат Аристотеля «О душе» - первое системное исследование души. По Аристотелю, душа вдыхает жизнь в тело, она - причина всех проявлений тела: роста, дыхания, мышления, чувств. Тело и все его органы - это инструменты души.

Аристотель выделял два самостоятельных начала души:

1 - душа как энтелехия тела, которая исчезает при его разрушении,
2 - душа как проявление высшей сущности, которая предоставляется телу и оставляет его в момент смерти. Сущность этой души - божественная, после смерти она отправляется в бестелесный эфир воздушного пространства.


Именно Аристотель олицетворяет тот исторический момент, когда противоположные тенденции в развитии взглядов на душу и психику образуют тождество. Его учение господствовало в течение всего средневековья и почитается доныне.

Эпоха Возрождения (ХVII в.) Характеризуется развитием естественных наук. Старая схема, которая утверждала прямой и непосредственное влияние психики (души) на поведение, требовала модификации. Важно было понять, как мысль действует на материю, слово - на движение, как связаны мышление и поведение.

Акцент перемещается на изучение психических явлений, связанных с сознанием, то есть таких явлений, которые каждый человек может легко найти у себя в результате интроспекции (самонаблюдения). Способность думать, чувствовать, желать называли сознанием. Сознание выступала как достаточный фактор не только существование самого по себе мира душевных явлений, но и как средство для проникновения в их суть.

Имея свой предмет, психология все еще не была самостоятельной наукой, она развивалась в недрах философии. Выделения ее в самостоятельную науку произошло в 70е годы XIX в. Датой ее «рождения» считается 1879, когда немецкий психолог В. Вундт организовал в г. Лейпциге первую экспериментальную психологическую лабораторию. В то же время создаются специальные исследовательские учреждения - психологические лаборатории и институты, кафедры в высших учебных заведениях, а также внедряется эксперимент для изучения психических явлений.

В начале ХХ в. в психологии возникает кризисная ситуация, связанная с тем, что не дал заметных результатов метод интроспекции, не удалось уточнить специфику психической реальности, решить проблему связи физиологического и психического, открылся значительный разрыв между психологической теорией и данными эксперимента. Попытка преодолеть этот кризис влечет возникновение нескольких влиятельных школ и направлений в психологической науке. Это: бихевиоризм, генетическая психология, гештальтпсихологии, психоанализ, когнитивная психология, гуманистическая, психология, психология деятельности и т.д. В этих школах нередко существуют кардинально противоположные взгляды на предмет психологии зависимости от мировоззренческих убеждений, методологических подходов, научных традиций.

Бихевиоризм (Д. Уотсон, Э. Толмен, К. Халл, Б. Скинер) предметом психологического исследования считает поведение человека, который полностью зависит от внешних стимулов. Представители этого направления считают, что должны иметь дело только с тем, что входит в организм в виде стимулов, а выходит из него в форме поведенческих реакций. Развитие человека - это расширение репертуара поведения, которое достигается путем приобретения новых реакций (действий на основе имеющегося репертуара наследственных реакций). Научиння базируется на использовании различных подкреплений и наказаний для формирования необходимых реакций.

Эволюция этого направления обусловила появление необихевиоризму, также опирается на поведенческий принцип, но уже подругому определяет характер отношений между стимулами и реакциями и предполагает наличие «промежуточных переменных» между ними в виде ожиданий, гипотез, познавательных схем и т.д. По Б. Скиннер, научиння заключается в обогащении опыта организма за счет ответов, которые подкрепляются. Основой подкрепление является оценка вероятности повторения этого ответа в будущем.

Генетическая психология была представлена французскими учеными Л. ЛевиБрюль, М. Гальбвахс, Ж. Пиаже, П. Жане. Психическое развитие (Ж. Пиаже) понимался как процесс вытеснения примитивных форм биологически обусловленной психики психикой социализированной. Предметом изучения был интеллект ребенка. Ж. Пиаже предложил концепцию стадиальной развития познавательной сферы.

В мышлении ребенка, считал он, проявляются следующие особенности:

а) магия, т.е. единство до определенного возраста внешнего мира и собственного «Я», своих мыслей, действий; словам и жестам предоставляется сила воздействия на внешние предметы и явления,
б) анимизм, когда предметы и явления наделяются сознанием и волей
в) понимание всего окружающего мира как созданного руками человека для своих целей.


Все эти особенности мышления отражаются в эгоцентризме ребенка, для которого характерны синкретизм, связь всего со всем, нечувствительность к противоречиям, переход от конкретного к конкретному, смешивание субъективного и объективного, подмена реальных связей вещей собственными внутренними побуждениями. Эгоцентризм преодолевается социализацией. Социализация - это адаптация ребенка к социальной среде, в процессе которой она становится способной к сотрудничеству с другими людьми, согласования с ними своей точки зрения на объект познания.

Главная линия развития - органическое созревание нервных структур, которые открывают новые возможности развития.

Психоанализ
(З. Фрейд, А. Адлер, Э. Фром, К. Хорни, К. Юнг, Э. Эриксон). Предмет исследования - человеческие потребности, поезда, желания, мотивы, эмоции и полоролевой поведение. Основатель этого направления З. Фрейд рассматривал психику человека как многоуровневую, глубинным уровнем которой является бессознательное. Он считал, что психическую жизнь человека полностью определяется бессознательным. Бессознательное выступает как проявление врожденных драйвов (сексуальных и агрессивных). В своей теории З. Фрейд пользуется понятием «драйв» - гипотетическая конструкция телесных проявлений, связанных с проявлениями душевными. Драйвы является источником психической энергии, которая определяет динамику психической жизни человека, структуру психики, характер человека и социальнокультурни явления.

З. Фрейд считал, что бессознательное - это реально существующее, но восприятие его сознанием требует особых усилий, технических процедур, определенных навыков, связанных с умением объяснить эти явления. Он показал, что события и впечатления раннего детства образуют шаблон более позднего восприятия жизненного опыта, взрослые люди бессознательно объясняют свою жизнь согласно тем категориям, которые были важными в детстве.

Содержание главных понятий теории З. Фрейда претерпел изменения. Например, в понятии источника развития сексуальное часто расширяется до понятия «биологическое» и «социальное» (как в теориях А. Адлера, К. Хорни, Э. Фромм, Э. Эриксона. На сегодняшний день представители психоанализа отошли от объяснения психической жизни с точки зрения удовлетворения биологических драйвов и начали искать детерминанты психической жизни в нем самом. Их объединяет признание взаимодействия «бессознательное - сознание» и поиск в отношении между этими компонентами закономерностей развития и функционирования психики.

Гештальтпсихология (Т. Вертгеймер, В. Келер, К. Левин). Представители этого направления выдвинули программу изучения психики как целостной внутренней структуры - гештальта. Это первичная индивидуальная свойство психики, находится в соответствии с физиологическими процессами мозга и внешним миром. Такой подход позволил показать обусловленность восприятия соотношением предмета («фигуры») и его окружение («фона»), выяснить роль инсайт (проницательность, постижение) и переструктурирование чувственных данных в мышлении. Новое в психике является следствием реорганизации и перецентрации существующих в ней же гештальтов.

Идеи гештальтпсихологии обогатили исследования познавательных процессов и нашли свое продолжение в когнитивной психологии.

Когнитивная психология (У. Найссера. Предмет исследования - внутренняя организация психических процессов: восприятия, памяти, внимания, мышления. Представители этого направления часто прибегают к аналогии между обработкой информации компьютерами и человеком. Они подчеркивают решающую роль знаний (результатов познавательной деятельности) в поведении.

Гуманистическая психология
(Г. Олпорт, Г. Мюррей, К. Роджерс, А. Франк, А. Маслоу, В. Роменец. Предмет исследования - здоровая творческая личность. Цель такой личности - самоактуализация (можно полный проявление своих возможностей. Это стремление основывается на потребности самоактуализации (А. Маслоу) - «вершине» в иерархии потребностей человека, которую составляют также потребности в уважении и самоуважении, потребности в любви со стороны социального окружения, принадлежности к сообществу, потребности в безопасности (защита от страха и тревоги ) и физиологические потребности (жажда, голод, продолжение рода). К этому блоку относятся познавательные («знать и понимать») и эстетические потребности («воспринимать прекрасное»), но они не входят в иерархии и являются вторичными. Потребность в самоактуализации проявляется лишь тогда, когда удовлетворены потребности, находящиеся на низших ступенях. При невозможности реализовать потребности в самоактуализации и подвластный определенным порокам, порока и т.п.

Психология деятельности
(Л. С. Выготский, П. П. Блонский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубиштейн, П. Я. Гальперин, Г. С. Костюк). Предмет исследования - психика как функция мозга, возникающее в результате специфической взаимодействия живых существ с окружающей средой и опосредует их специфическими функциями. Развитие личности происходит в процессе включения в различные виды деятельности (игра, учіння, труд, общение. Психика формируется в деятельности и занимает в ней определенное место и обнаруживает в ней свои особенности. Психика зависит не от деятельности вообще, а от ведущей деятельности. Ведущая деятельность - это не только деятельность, в которой решаются противоречия между потребностями и возможностями их удовлетворить, но и и деятельность, которая ведет за собой развитие. Благодаря ей происходит формирование и развитие психических процессов, черт и качеств личности и т.д.

Ведущие виды деятельности последовательно сменяют друг друга в зависимости от возраста человека. Основной путь психологического анализа для этой школы: от деятельности - до психики.

Подытоживая вышесказанное, можно сделать вывод, что каждое направление психологии изучает преимущественно какую-то одну сторону проявлений психики и является ответом на несовершенство предыдущей теории (бихевиоризм - поведение, генетическая психология - интеллект, психоанализ - мотив, гештальт - образ, когнитивная психология - познавательная сфера, деятельностный подход - деятельность). В рамках каждой школы поразному решается проблема предмета психологии.

Несмотря на это, можно выделить основные тенденции развития психологических знаний в современном мире. Происходит стирание границ между различными самостоятельными и независимыми школами.

В мире появляется все больше психологических теорий, авторы которых сознательно стремятся интегрировать знания, которые были накоплены в вышеуказанных течениях.

Психология постепенно выходит за рамки академической науки и становится практически полезной областью знаний. Помимо традиционных сфер применения (медицина, спорт, педагогика), она широко используется в экономических и политических сферах общественной жизни, процессах распространения информации и т.п.

 

Комментариев к статье нет..
[ Добавить ] комментарий
Поля с пометкой * обязательны для заполнения

*Ваше имя
  Ваш сайт  
  Ваш город
*Ваше сообщение

Код подтверждения
*Код с картинки   @
код на картинке содержит только цифры (0..9) и буквы англ. алфавита (A..Z)