Потребности, Мотивы, Поведение

База Знаний

Активность, побуждение, биологические потребности, социальные потребности, материальные, духовные потребности, поезда, теория поездов З. Фрейда, взгляды В. Мерлина на поезда, желание, устойчивость потребностей, гомеостатические теория мотивации, иерархия потребностей по А. Маслоу, самоактуализована личность, мотив, предметность мотива, цели, интерес, идея, мировоззрение, убеждения, мотивация успеха, мотивация избегания неудач, ценности, ценностные ориентации, мораль, личностная направленность, направленность на взаимодействие, деловая направленность.

Основные положения

Раскрытие сущности понятия мотивации дает возможность понять, что именно и как обеспечивает активность и направленность поведения и какие факторы выступают в роли побуждения и поддержки поведенческой активности на определенном уровне.

Среди этих факторов на первом месте стоят потребности. Потребности - это переживание необходимости в определенных условиях, без которых человек не будет нормально развиваться, жить (еда, вода, свет, уют и т.д.). Потребности связаны с наличием внутреннего чувства неудовлетворенности, «беспокойства», с объективным дефицитом того, что необходимо человеку для его устранения.

Потребности не исчерпываются теми, которые непосредственно связаны с поддержкой существования человека как биологического вида. В процессе жизнедеятельности, взаимодействия с социальной средой потребности не только развиваются, углубляются, но и появляются новые, не связанные непосредственно с теми, что уже есть. Это социальные потребности в общении, получении новой информации (книги, журналы, телевидение, посещение театра) и т.д.

Биологические потребности - это первичные потребности, удовлетворение которых необходимо для выживания человека. Любое нарушение баланса воды, глюкозы, питательных веществ или какого другого необходимого организму компонента автоматически приводит к появлению соответствующей потребности и возникновения биологического импульса, который толкает индивида к ее удовлетворения, т.е. возникает определенный уровень напряжения и необходимо устранить ее (есть необходимость в чем-то не хватает, возникает напряжение - надо предпринять действия, которые бы сняли ее и вернули человека в состояние равновесия.

Поддержка такого состояния равновесия, в котором организм не испытывает никаких потребностей, называется гомеостазом.

Теория гомеостаза определяет смысл и существенные признаки человеческого поведения за стремления к равновесию. Возникновения потребностей и их удовлетворения регулирует поведение человека, стимулируя или ослабляя ее. Однако эта теория может объяснить далеко не все проявления человеческого поведения. Как, например, можно объяснить, что абсолютно сытый человек соблазняется и съедает еще кусок пирога или продолжает на вечоринци пить, хотя уже давно утолила жажду. Также используя эту модель, трудно объяснить поиск людьми острых ощущений (экстремальные виды спорта и т.д.), поскольку согласно этой теории надо было только уменьшить раздражители, связанные с ощущением боли, жажды и т.д.

Картинка

Рис. 8. Классификация потребностей

 

Поскольку в биологических потребностей включен момент динамического напряжения или более или менее острый эмоциональный тон, то они выступают в виде поездов.

Большой вклад в развитие теории поездов сделал З. Фрейд. Он различал 2 группы поездов (сексуальные и агрессивные. Важно подчеркнуть, что, считая сексуальное влечение основным в развитии личности, Фрейд трактовал сексуальность достаточно широко. По его мнению, это все, что предоставляет телесное удовольствие. Для маленького ребенка - это ласки, касания, поглаживания тела, поцелуи, удовольствие от сосания, от теплой ванны, многое другое, без чего жизнь невозможна, что каждый ребенок получает в большей или меньшей степени от матери. Инфантильная детская сексуальность предшествует взрослой сексуальности, но полностью не определяет сексуальные переживания взрослого.

По З. Фрейду, поезда становятся источником активности человека, порождают ее поведение. Поезда будто ведут за собой человека, приводя ее в состояние повышенной возбудимости и поддерживая активность, пока это стремление не будет удовлетворено. Они порождаются организмом, появляются из его глубин. Объект, на который направлен поезд, не осознанный, поэтому он представляется несущественным. Поскольку поезд действует неззовни, а изнутри организма, «бегством невозможно освободиться от его действия». В нем есть нечто роковое. З. Фрейд говорит о «судьбе поездов», которые определяют «судьбу человека. Для него влечение - это основной стимул человеческой деятельности, «подчиняется принципу удовольствия, т.е. автоматически регулируется чувством удовольствия или недовольства. Можно вспомнить поведение американской актрисы Шэрон Стоун в фильме «Основной инстинкт».

Но непосредственное удовлетворение поездов не всегда возможно. Человеку необходимо учитывать принципы реальности, учитывать правила и нормы, существующие в социуме. Когда человек не считается с это и руководствуется в поведении принципом удовольствия, она может чувствовать наказание в виде чувства вины и угрызений совести. З. Фрейдом был описан случай, когда женщина влюбилась в мужа родной сестры. После внезапной смерти сестры, когда вроде все пути для развития отношений были открыты, она, наоборот, прекратила любые отношения с этим человеком.

В таком случае поезда могут видтиснятися обратно в бессознательное, или трансформироваться и находить косвенное удовлетворение в различных формах деятельности (например, творческая, спортивная, что приемлемые для человека и общества. Вытеснены из сознания поезда проявляются в замаскированной символической форме во сне - в сновидениях; наяву - оговорка (например, открывая заседание председатель объявляет его закрытым, то это не простая оговорка, а проявление его нежелания обсуждать на этом заседании неприятные для него вопросы, описки, ошибочных действиях и забывания. Когда таких реакций на недовольны, вытесненные поезда недостаточно, тогда возникает невроз.

Дальнейшее развитие теория поездов получила в работах неофрейдистив. А. Адлер на место доминирующего поезда поместил влечение к власти, основанный на чувстве неполноценности, Э. Фромм - влечение к самостоятельности, как следствие этого - невозможность достичь гармонии с общественным структурой общества.

 

Не отвергая роль поездов в возникновении поведенческой активности, российский психолог В. С. Мерлин настаивает и подчеркивает специфическом характере проявления человеческих поездов:

1. Они почти никогда не действуют изолированно, сами по себе, и почти всегда связаны и взаимодействуют с приобретенными мотивами (сексуальные влечения трансформируются в любовь, где объект играет огромное значение.

Исключением являются действия человека, которые определяются только поездом, без всякой влияния индивидуальных и эстетических побуждений. Очень показательна в этом отношении является поведение людей в экстремальных ситуациях, связанных с угрозой жизни человека. Много примеров можно найти в художественной литературе, фильмах и т.д., когда одни люди в таких ситуациях не теряют человеческого облика и свои действия подчиняют приобретенным мотивом, а другие - действуют исключительно под влиянием биологических потребностей и влечений.

2. Поезда контролируются в большей или меньшей степени сознанием. Человек - хозяин своих поездов, а не их раб.

Мера контроля над влечениями определяется ценностями человека, убеждениями. Способность владеть и управлять своими поездами не является врожденной. Она формируется и развивается начиная с рождения.

3. Поезда могут сливаться с другими приобретенными мотивами в единый целостный мотив, в котором невозможно различить его составные части. Древняя индийская формула любви звучит так: «Потребности души рождают дружбу, потребности ума рожают уважение, потребности тела рожают сексуальное желание, а все вместе порождает любовь».

В силу того, как осознается предмет или объект удовлетворения влечения, а не только ощущается органическое состояние, из которого следует поезд, поезд переходит в желание. Потребности субъективно переживаются человеком как поезд, желания или стремления.

Интересная концепция иерархии развития потребностей представлена в трудах А. Маслоу, который рассматривает поведение не с позиции «гомеостаза», а с позиции постоянного процесса нахождения и подтверждения своего потенциального и истинного предназначения в жизни. Он считал, что каждый человек стремится к своему максимальному расцвету, действуя в более соответствии со своими возможностями и домогательствами. Автор выделил основные потребности человека: физиологические побуждения, потребности в безопасности и защите, любви, уважении и самоактуализации или самореализации. Побуждение к самореализации А. Маслоу определяет так: «Человек должен быть тем, чем она может быть».

Недовольство базальных потребностей порождает, согласно автору, болезни, потери - неврозы и психозы. Над уровнем основных побуждений надстраиваются потребности в истине, добре, красоте, справедливости. Все они связаны со структурой человеческого организма и опираются на определенное генетическое основание; их удовлетворения необходимо даже для биологического существования индивида. Самореализация объясняется А. Маслоу лишь как «рост изнутри», независимый от влияния окружающей среды.

Автор считал, что потребность в самоактуализации возникает у личности только тогда, когда удовлетворены все потребности. В более поздних работах ученый дополняет это положение. Если прежде в прошлом, в детстве потребности человека в безопасности, любви и уважении были полностью удовлетворены, то она становится способной стойко переносить потери в этой сфере и актуализировать себя.

А. Маслоу выделил психологические характеристики самоактулизованих людей. Такие люди чувствуют как и все люди чувство стыда, вины, тревоги, но волнует их не собственная судьба. Они стараются не безопасности, не защиты себя от окружающих мира, а «полного использования и развития своих талантов, способностей, потенций. Характерные черты таких людей - четкое, качественное восприятие действительности, способность правильно понимать людей, быстро ориентироваться в межличностных отношениях.

Возможность четко воспринимать и понимать действительность связана со способностью таких людей правильно распознавать мошенничество, неискренность, нечестность. В них выражена направленность на общество, человечество, а не на себя; собственные желания, страхи, эмоции не искажают понимание истинного движения вещей. В одной из своих последних работ А. Маслоу предполагает, что преимущества самоактуализуючих людей проявляются даже на сенсорном уровне - они, например, более тонко дифференцируют цвета.

Самоактуализовану личность не пугает новое, неизвестное, неструктурированные. Им характерна творческая направленность, осознание собственного «Я», своих желаний.

Для таких людей характерно чувство общности с другими людьми, симпатия к ним. Они учатся у каждого, несмотря о престиже. Четко разделяют хорошо и плохое, они последовательны в своих поступках. Их эмоциональная жизнь насыщена. Самоактуализуючи люди способны к глубоким, полных сексуальных переживаний, которые они переживают как чудо, как открытие бескрайних просторов, как преобразование. Этот особый вид переживаний Фрейд называет океаническим чувством.

 

В отличие от здоровых, самоактуализованих личностей, невротическая человек, согласно Маслоу, искривляет реальность, выдвигая неадекватные требования к ней, рассматривает ее через призму своих страхов, боится неизвестного и нового. Ей характерны слабая самоорганизованисть, отсутствие собственных твердых взглядов на мир, неуверенность в собственных оценках, исходящей от искаженного восприятия действительности. Они ищут социального одобрения, личные неудачи воспринимают очень болезненно.

По мнению Маслоу, людей, которые реализуют стремление к самоактуализации, всего один процент.

Потребности, врожденные или приобретенные, - это первоначальные условия возникновения активности, своеобразный пусковой психологический механизм, предоставляющий поведении наиболее общее направление. Потребности влияют на выбор мотивов, которые задают конкретное направление поведения личности и ориентируют ее на тот или иной выбор цели, путей, средств и т.д. в каждой конкретной ситуации.

Мотивы - это динамические побуждения активности человека, сознательные или бессознательные, от которых зависит направленность поведения и связанные с объектами, соответствующие определенным потребностям, но относительно независимые от них.

Поведение личности не всегда спонукаеться единственным мотивом, их может быть несколько. Осознанный или неосознанный выбор мотива в данной ситуации - это выбор направленности поведения, определяется актуальными потребностями, а также возможностями и ограничениями, которые заложены в самой ситуации. Ситуация может способствовать или препятствовать реализации тех или иных мотивов, а в отдельных случаях даже навязывать мотив.

Например, один из студентов подготовился к семинару. Для него было очень важным выступить, показать свои знания, уровень подготовки, выяснить невыясненные моменты т.д. Но вся группа не подготовилась и решила уйти семинара или сказать преподавателю, что материал был слишком сложный, а времени мало. Никто не успел проработать материал. У студента, который подготовился, есть выбор. Реализовать свои мотивы и пойти сопротивление группы или подчиниться воле группы и следовать за ситуацией.

Мотивами могут выступать интересы, идеалы, ценностные ориентации, убеждения, мировоззрение.

Потребности, поезда, желания, стремления, мотивы, интересы, идеалы, ценности, ценностные ориентации, убеждения, мировоззрение образуют различные стороны или моменты направленности личности, выступающей интегральным регулятором человеческой активности.

Понимание мотивационной сферы очень важно. Именно от нее зависит, что (в психологическом смысле) представляет собой то или иное действие, которое субъективный смысл она имеет для данного человека, как воспроизводит ее внутренний мир. Мотивы отражают наиболее характерные для человека способы реагирования на те или иные элементы внешней и внутренней (скрытой) сферы существования. Уровень осознания мотивов собственной деятельности освещает присущий человеку способ реагирования на отдельные явления: спонтанные действия, направлены организованные действия и т.п., дает ответ на вопрос: Что я хочу и почему я это хочу?

Комментариев к статье нет..
[ Добавить ] комментарий
Поля с пометкой * обязательны для заполнения

*Ваше имя
  Ваш сайт  
  Ваш город
*Ваше сообщение

Код подтверждения
*Код с картинки   @
код на картинке содержит только цифры (0..9) и буквы англ. алфавита (A..Z)