Психические явления

Традиционно к психическим явлениям относят психические процессы: внимание, ощущение, восприятие, мышление, память, воображение, язык; психические состояния: радость, депрессию, бодрость, сон, печаль, вдохновение и т.п.; психические свойства: темперамент, характер, способности, направленность т.д. Некоторые ученые добавляют к данной структуры опыт личности: знания, умения, навыки.

С помощью одних психических явлений человек познает окружающий мир (физический и социальный), получает информацию о нем: внимание, ощущение, восприятие, мышление, памяти, воображения, речи. С помощью других - приспосабливается к действительности и регулирует собственное поведение: темперамент, характер, воля, чувства, способности. Третьи же побуждают и направляют поведение человека: потребности, поезда, мотивы, ценности, интересы, идеалы, направленность. С помощью психики человек приспосабливается к реальности, присваивает ее достижения и реализует себя.

Психические явления могут существовать и действовать на сознательном уровне и на бессознательном. Эмпирически сознание выступает как непреривнозминювальна совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно возникают перед человеком в его внутреннем опыте и позволяют ей прогнозировать поведение. Сознательный уровень связан:

- С моментом полного или неполного знания об окружающем мире и самом себе. Это знание о явлениях реальности, о других людях, о причинах и последствиях собственных действий, профессиональные знания, мировоззренческие представления, знания о месте и назначении в этом мире, о психических процессах, состояния, свойства собственной личности и т.д.;

- С отношением к окружающему миру, которое проявляется в эмоциях, чувствах, переживаниях.

Бессознательный уровень проявляется в том, что человек не знает, не фиксирует влияния и функционирования определенного содержания психической жизни.


На бессознательном уровне могут протекать и существовать:

 

а) субсенсорне восприятия - восприятие того, что находится ниже порога ощущений. Объекты, воспринимаются на этом уровне, не данные в виде образа и не осознаются человеком, но регулируют ее поведение. Когда на человека действовать звуком, частота которого лежит вне ощущений, через некоторое время у человека появится усталость и раздражение.

б) тонкая и тяжелая интеллектуальная работа, которая требует глубокого напряженного мышления, творческие научные открытия. Например, российский ученый Менделеев (периодическая таблица), немецкий химик Кекуле (формула бензола), французский математикПуанкаре и многие другие обязаны своими открытиями неожиданным «откровением» с бессознательного, будьто сновидения или внезапное озарение.

в) психические состояния: состояние аффекта, галлюцинации, бред, сомнамбулизм, гипнотическое состояние;

г) сновидения;

д) действия, которые обеспечивают беспрепятственное выполнение привычных поведенческих автоматизмов и стереотипов. Например, когда дети учатся писать, они контролируют и понимают каждое движение собственной руки. Потом это действие закрепляется и переходит в навык и не контролируется сознанием.

е) поезда и мотивы поведения. З. Фрейд считал, что человеческие действия, поступки, которые кажутся на первый взгляд случайными, на самом деле обусловлены глубинными мотивами и переживаниями, которые сам человек не осознает (оговорки, описки, забывание, поведенческие акты. З. Фрейд приводит такой пример: в разговоре с другом он хотел посмеяться с того, что несколько часов назад сказала жена. Но не смог этого сделать, потому бесследно забыл ее слова. Фрейд попросил жену напомнить их. Считая себя человеком достаточно «злопамятен», такое амнезию он объясняет бессознательным желанием оберегать жену;

е) внутренние стандарты, нормы, совесть, идеалы;

ж) психологические защиты, которые «защищают» наше «Я» от тревоги и помогают сохранить самоуважение в ситуации угрозы для «Я»;

з) неосознанные языковые, культурные, идеологические и другие мифы и социальные нормы, определяющие поведение людей, принадлежащих к одной культуре.


Все проявления психической деятельности на уровне функционирования как сознательного, так и бессознательного протекают в личности, и каждое проявление в своей реальной течения зависит от нее. Проявления на уровне сознательного превращаются в регулируемые действия, которыми личность овладевает и направляет на решение задач, стоящих в ее жизни. Проявления на уровне бессознательного облегчают и разгружают работу сознания, защищают от тревоги, оговаривают поведение, мотивы которой трудно объяснить, и т.п. Личность образует основу, которая изнутри определяет трактовку психики людей в целом. Каждый вид психического течения делает свой вклад в богатство психической жизни.

Изучая психологию и поведение личности, следует обратить внимание на взаимосвязь между психическим, биологическим и социальным. Поэтому важно изучать как биологическую организацию, строение и функционирование человека, так и роль социального окружения, социальных отношений в ее развитии и проявлениях.


В первом случае выявляются и исследуются биопсихични свойства человека, которые передаются по наследству и с которыми человек рождается (возраст, пол, особенности конституции, нейродинамической организация мозга, органические потребности, психофизиологические функции, задатки и т.д.) и изучается, насколько психическое определяется биологическим.

Во втором случае - психосоциальные свойства, проявляющиеся развиваются и формируются при взаимодействии с социальным окружением (характер, воля, чувства, интеллект, способности, направленность, социальные роли, функции и т.д.). То есть, изучается связь между психическим и социальным. Конечно, это деление является условное. Он необходим для анализа данной проблемы, человек же всегда выступает в своей целостности, в единстве биоло, психического и социального.

 

 

Loading...

 

Это интересно

загрузка...
Loading...



загрузка...