Психосоциальные свойства личности

Психосоциальные свойства личности.

БАЗА ЗНАНИЙ


Человек, личность, психосоциальные свойства, связь биопсихичних и психосоциальных свойств, индивид как основа личности, типы и черты личности; социальный статус, общественные роли, функции, социальные установки, социальные потребности и мотивы, направленность, эмоции и чувства; характер, отношение к самому себе, к другим людям, к труду, к вещам, формула характера; когнитивная организация, восприятие, мышление, память, внимание, воображение, речь, познавательные и психомоторные способности, общие способности, интеллект, специальные способности, коммуникативные, организаторские способности, воля, знания, умения, навыки, опыт личности, структура личности, основные психологические параметры личности.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ


В предыдущем разделе были раскрыты биопсихични свойства человека, которые являются важной составляющей в понимание того, что есть человек, каков он? Биопсихични свойства не исчерпывают полностью ответы на эти вопросы. Человек не только результат биологической эволюции, она живет, функционирует, развивается, реализуется в социальной среде. В процессе взаимодействия с ним у человека формируются и проявляются психосоциальные свойства, которые характеризуют ее как личность. Личность - это характеристика человека как социального существа, которая включена в систему социальных связей с другими людьми, приспособилась к реальности, усвоила и присвоила ее достижения и реализует себя.

Биопсихични и психосоциальные свойства (индивид и личность) взаимосвязаны. Индивид, рождается с определенным набором биологических свойств и физиологических механизмов, является основой становления личности.

Причем именно эта основа такова, что обеспечивает при соответствующих условиях именно специфически человеческие формы поведения. Мозг человека со всеми его деталями в молекулярных процессов включая адаптированный к языковым операций и мышления.

Когда человек рождается, то она уже обладает достаточно богатым системой свойств и механизмов, позволяющая овладеть прямохождения, координацией рук и ног, языком, мышлением и т.д. В первые дни и недели созревают генетически обусловленные механизмы адаптации сенсорных систем к внешним условиям и выполнения ими своих функций.

Вся система свойств и механизмов является естественной предпосылкой развития (психосоциальных свойств) личности, необходимым условием ее формирования.

Особенности индивида имеют значение не только в начале психического развития личности. На протяжении всей жизни эти особенности играют роль общей предпосылки психического развития: биологическая детерминанта действия на протяжении всей жизни человека, хотя в разные периоды эта роль различна.
Функционирование нервной системы составляет необходимую предпосылку развития личности на протяжении всей жизни. Нарушения в нервной системе приводит к сбоям психической деятельности.

Но с другой стороны сила и слабость нервных процессов, их устойчивость, подвижность проявляют себя лишь на уровне механизма, формы (а не сущности), с помощью которых реализуется психическая и социальная активность личности.

Роль индивидных характеристик в формировании личности неоднозначна.

Например, ребенок с нарушением опорнорухового аппарата. Значение этой анатомической исключительности для развития личности огромно. Ребенок видит свое отличие, которое влияет на отношение к ней детей и выступает определенным ограничением в поведении. Ребенок исключена из очень многих игр, хореографических упражнений. Как сложится в этих условиях личность? Окончательного ответа не существует. Само по себе это различие, без влияния семьи, отношение социального окружения не родит комплекс неполноценности, замкнутость, пассивность, враждебность и зависть к окружающим или уверенность в себе, активность, коммуникабельность, открытость, внимательность к другим людям.

Не каждый индивид является носителем личности.

1) Новорожденный ребенок еще не является личностью, она будет развиваться в процессе взаимодействия с социальным окружением, в первую очередь с семьей.

2) Дети «маугли». Это дети, выросшие вне человеческого обществом. Известен случай с двумя индийскими девочками, Амаль и Камаль (2 и 8 лет), которые росли в стае волков. Впервые столкнувшись с людьми, они не обнаружили никаких личностных качеств, возникновение которых всегда носит социальный характер. В то же время у них проявлялись биопсихични свойства, нейродинамической особенности мозга, органические потребности, простые эмоциональные реакции, психофизиологические функции и т.д. Эти характеристики индивида могут быть предпосылкой появления качеств личности, если окружающим людям удастся втянуть девушек во взаимодействие, в общение. Опыт изучения таких детей говорит об исключительной сложности данной проблемы.

3) Люди, страдающие определенными органическими поражениями мозга. Например, идиоты. Идиотизм - наиболее темная форма умственного недоразвития. Отсутствует речь, психические реакции, не формируются элементарные навыки.

Основу личности составляет ее структура - система свойств личности в их целостности и взаимосвязи. Существует несколько взглядов на то, что представляет собой внутренний склад личности (Б. Г. Ананьев, В. А. Казаков, К. К. Платонов, С. Л. Рубинштейн, З. Фрейд и другие).

Б. Г. Ананьев к признаков, определяющих личностный уровень проявления человека, относит (рис. 7):

 

Социальный статус - положение личности в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности и привилегии.

Общественная роль - соответствующий принятым нормам способ поведения человека в зависимости от ее статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений. Выполнение человеком роли зависит от его знаний и умений находиться в данной роли, от значимости этой роли лица, от стремления в большей или меньшей степени соответствовать ожиданиям окружающих.

Социальная установка - готовность, предрасположенность человека к определенному восприятию и отношение к социальной действительности.
Потребности и мотивы - взаимосвязанная система потребностей и мотивов, побуждающих социальную активность человека.

Когнитивная организация - психологическая система, которая характеризует познавательную сферу человека. Индивидуальные особенности познавательных психических процессов, развивающихся в течение жизни (внимание, ощущения, восприятие, мышление, память, воображение).

Эмоции и чувства - переживание человеком собственного отношения к предметам, явлениям действительности, к другим людям, к самому себе, характеризующиеся относительной устойчивостью.

 

Характер - это индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, которое обусловливает типичный для нее способом поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах.

Способности - индивидуальные особенности, которые обеспечивают успех в деятельности и легкость овладения ею.

Воля - способность к выбору действий, связанная с преодолением внутренних и внешних препятствий.

Направленность - это совокупность устойчивых мотивов, ориентируют поведение и деятельность личности, относительно независимо от конкретных условий. (Потребности, интересы, стремления, убеждения, идеалы, мировоззрение).

 

 

 

Картинка

Рис. 7. Схема личностных характеристик (по Б. Г. Ананьеву)

 

Основной формой развития этих качеств является живой путь личности в обществе, ее биография.

К важнейшим психологическим параметров личности относятся:

- Устойчивость личности (относительная устойчивость его психологического склада, что дает возможность прогнозирования поведения личности, хотя может наблюдаться и определенная пластичность и изменение ее проявлений).

- Единство личности (тесную связь и взаимосвязь психических процессов, состояний, свойств. Личность развивается и формируется в целом, и каждая черта имеет смысл в зависимости от его соотношения с другими чертами личности, например, при сочетании смелости с чувством долга является одна личность, а при сочетании с тщеславием, высокомерием - другая).

- Активность личности (направленность на изменения, преобразования окружающего мира, на развитие себя).

- Способность к саморегуляции (целенаправленное планирование, построение и преобразование личностью собственных действий и поступков в соответствии с лично значимыми целями. В процессе саморегуляции лицо выходит за пределы поставленных извне целей и задач, проявляет независимость от ситуативных влияний среды, отвечает на внешние воздействия активно, а НЕ реактивно, опирается не на непосредственное побуждение, а на побуждение, которое опосредованная целью, имеет иерархизированной мотивационную сферу).

Изучение и понимание психосоциальных свойств является очень важным моментом в составлении мозаики постижение того, что есть человек.


Разводя понятия индивид и личность, мы понимаем, что это условное деление, необходимый для анализа и глубины понимания сущности человека. На самом деле, человек - это понятие целостное и она всегда выступает в единстве биологического, психического и социального.

 

Loading...

 

Это интересно

загрузка...
Loading...



загрузка...