«Я-концепция». Система психологической защиты

База знаний

«Я-образ», «Я-концепция», представление о себе, познание себя, отношение к себе, отделение ребенка от внешнего мира, признаки выделения себя и осознание своей инаковости, негативизм, упрямство, норовитисть, капризность, обезцинювання взрослых, протестбунт, примитивное ощущение собственного тела, взаимодействие «ребенок - мать», единство эмоциональной реакции родителей на поведение ребенка, желание самостоятельности, независимости, «Я-сам», идентификация ребенка с родителями того же пола, ответственность за себя, интернационализация стандартов, норм, правил, понятие морали, роль друга и группы в расширении чувство собственного «Я», самооценка, «Я-концепция», психологическая защита, тревога, самоуважение, дезорганизуя эмоциональные переживания, неосознанное использование защиты, отрицание, рационализация, подавления, вытеснения, проекция, идентификация, замещения.

Основные положения


Я-к человек ведет себя в той или иной ситуации, как она общается, цели которого уровня ставит перед собой, успешно ли неуспешно занимается профессиональной деятельностью, то есть насколько она может приспособиться к внешнему миру, присвоить его достижения и реализоваться в этом мире зависит не только от особенностей отражения действительности и отношения к окружающему миру, а в большой степени от представлений человека о самом себе.


Представление о себе репрезентируются в «Я-концепцию», которая включает не только образ своей внешности, физических, умственных, моральных особенностей и способностей (познавательный компонент), но и отношение к себе в целом или к отдельным сторонам своей личности (эмоциональный компонент). Это отношение проявляется в системе самооценок (завышенная, заниженная, адекватная и детерминирует особенности поведения (поведенческий аспект).

В основе представлений о самом себе лежит способность человека отделять себя от внешнего мира и от продуктов собственной жизнедеятельности. Этот процесс ярко проявляется примерно в 2-3 года и связан с тем, что ребенок выделяет себя из окружающего мира, ощущает свою инаковисть, Нетождественность мира и взрослому. Ребенок увидела себя в другом, увидела себя саму.

Отделение себя от внешнего мира может проявляться в симптоматике кризиса 3 лет, впервые была описана Э. Келлер:

1. Негативизм. Это негативная реакция, связанная с отношением одного человека к другому. Ребенок отказывается вообще подчиняться определенным требованиям взрослых. Негативизм нельзя путать с непослушанием. Непослушание проявляется и раньше.

2.
Упрямство. Это реакция на свое собственное решение. Упрямство не надо путать с настойчивостью. Упрямство - ребенок добивается выполнения своего требования своего решения. Выделение себя как личности и желание, чтобы другие считались с этой личностью.

3.
Норовитисть. Носит более генерализованный и менее безличный характер. Это протест против порядков, которые существуют дома.

4.
Капризность (произвола. Стремление к самостоятельности. Ребенок хочет делать то самостоятельно. Чем это напоминает кризис 1 года, но там ребенок стремится физической самостоятельности, а здесь - самостоятельность намерения, замысла.

5.
Обезцениванние взрослых. "Ты плохая, глупая".

6.
Протест, бунт, проявляется в частых ссорах с родителями (состояние войны с окружающими, постоянный конфликт с ними.

7. В семье с единственным ребенком встречается
стремление к деспотизму. Ребенок проявляет деспотическую власть по отношению ко всем окружающим и выискивает для этого множество способов.

Это осознание себя как личности возникает не на пустом месте и базируется на более ранних ощущениях собственного тела. Становление осознания себя начинается с рождения и осуществляется под влиянием врожденных особенностей, отношений к ребенку родителей и значимых близких (бабушка, дедушка, брат, сестра, друзья) и переживаний ребенком этих отношений.

Условно выделяют такие этапы в формировании «Я-концепции»:

1. От рождения до 1 года, этот этап связан с возникновением чувства своего тела и выделением его из окружающего мира. Этот процесс происходит в контексте диалога «мать - ребенок» и включает разностороннюю взаимодействие: зрительную, сенсомоторная, слуховую и кинетическую. Действия матери направленные на удовлетворение потребностей и поддержания состояния ребенка. Важно, чтобы иметь хорошо понимала, чего именно хочет младенец. И не кормила его, когда он хочет, чтобы его погойдалы и не качала, когда он хочет есть. Также мать должна быть уверена в своих действиях, в том, что она делает.

Винникот спрашивает: «Что видит ребенок, когда смотрит в лицо матери?» «Конечно, - предполагает он, - то, что видит ребенок, - это она сама ... гордость и счастье, отражаясь на лице матери, формируют базисное ощущение хорошего состояния и безопасности. Это взаимодействие и ментальные впечатления ребенка о границах своего тела и легкость управления им (координация очирукирот, перевороты и т.д.) приводит к тому, что малыш собирает надежную схему тела, которая является основой примитивного ощущение себя. Она оформлена в большинстве в приятные тона и на фундаменте которой ребенок будет строить чувство любви к себе и уверенности в себе.

Представление о теле и интерес к нему остаются центральными аспектами переживания «Я» на всю жизнь. Болезни, медицинские и хирургические вмешательства, рост тела, его изменения - все это вызывает ряд сознательных и бессознательных фантазий, волнений относительно тела и может влиять на неадекватность в поведении. К тому же самооценка (более позднее образование) частично зависит от того, соответствует или нет осознанный образ тела желаемом образа.

2. От года до трех происходят следующие изменения: малыш начинает ходить, развивается речь, ребенок осознает себя как объективную существо (очевидно, видя себя в зеркале, малыш понимает, что это он), может описать свои ощущения.

В этом возрасте дети начинают воспринимать себя как отдельное существо. Они уже имеют представление об отсутствующих сейчас весомых фигур и события. Появление вербальных навыков и способность сомневаться в намерениях и желаниях взрослых, которые отличаются от желаний самого ребенка, приводит сначала к конфликту развития, о котором речь шла выше (кризис 3х лет). Ребенок вынужден находить компромисс между желанием самостоятельности и независимости и желанию приятной межличностной взаимодействия с родителями. Недовольная вынужденными ограничениями, ребенок начинает осознавать свою зависимость от любви и поддержки матери. Сильная амбивалентность в чувствах приводит ребенка к сомнений относительно возможности интегрировать «хорошие» и «плохие» представления о себе. Решение этой задачи во многом зависит от позиции родителей, которая проявляется как в способности к сочувствию, так и в способности достаточно четко очертить запреты, требования и минимальные стандарты. Наблюдая за эмоциональными реакциями родителей, ребенок определяет, какое поведение одобряется, а какая - нет. Когда ребенок начинает интернализуваты правила взаимоотношений (они присваиваются и становятся внутренними правилами), то она обобщает и объединяет все эти чувства. Когда у родителей и близких нет единства в оценке тех или иных действий ребенка, когда мама сама ведет себя как капризный ребенок, то это приводит к нарушению социальной адаптации (конфликтов, истерик, манипулирований, агрессивных проявлений со стороны ребенка и т.п.).

Позиция родителей необходима для поддержания интегрирующего положительного чувства собственного «Я», которое формируется в конце данного периода. Чувство собственного «Я» связано с ощущением себя как отдельного и инакового.

3. В течение следующей стадии (3-6 лет) чувство собственного «Я» расширяется. Происходит процесс идентификации с родителями того же пола.

Дифференцированный по полу и нарциссической оценено образ тела служит позитивным источником самооценки. В свою очередь позитивная самооценка служит основой уверенности в себе, независимости, самостоятельности.

В этот период ребенок розшиюе понимания от «кто она» до «какая она.

4. От 6 до 11 лет расширение социальной жизни вносит существенный вклад в чувство собственного «Я». Укрепляется чувство ответственности за себя, происходит дальнейшая интернационализация правил, норм, стандартов.

Ребенок начинает понимать, что хотя бы иногда она может ошибаться.

5. Биологические изменения, неустойчивость настроения, осложнения семейных и социальных отношений, а также новая ответственность, характерные для следующего периода, - все это способствует развитию чувства собственного «Я».

В подростковом возрасте нестабильность самооценки связана с тем, что захват или сумм и одиночество наступают при принятии или пренебрежении другом или референтной группой.

Удачное завершение подросткового и юношеского периодов включает в себя отношение к телесным изменениям, которые происходят в этом возрасте, эмоциональные переживания осознание своих качеств и опыт социальных отношений. Все это приводит к формированию «Я-концепции». «Я-концепция» - стойкая, частично осознанная система представлений человека о себе, которая переживается как неповторимая и на основе которой лицо строит свое взаимодействие с миром, другими людьми и относится к себе. По мнению Э. Эриксона, в этот период формируется чувство идентичности, которое выражается в ощущении стабильности и непрерывности собственного «Я», несмотря на те изменения, которые происходят с человеком в процессе его роста и развития. При неудачном завершении этого периода, за Эриксоном, можно наблюдать «кризисе идентичности», которая проявляется в том, что не возникает четкого представления о своем «Я», о своей сущности, свои границы. Юноше трудно ответить на вопрос: «Я-кий он? Что он хочет? Что он может? "

СИСТЕМА

Психологическая защита «Я»

Система психологических защит «Я» защищает не человека, а ее внутренний мир, представления о себе, сохраняет стабильность компонентов «Я-концепции».


Человек, который использует систему защитных психологических барьеров, решает одно или два следующие задачи:

1. Избегает ли овладевает угрожающим чувством - тревогой, иногда горем или иным дезорганизующим эмоциональным переживанием.
2. Сохраняет самоуважение, поддерживает положительное чувство собственного «Я».


Каждый человек отдает предпочтение определенным защиты, становятся неотъемлемой частью ее индивидуального стиля борьбы с трудностями. Это автоматически неосознанное использование определенного защиты или набора защит является результатом сложного взаимодействия 4х факторов (по Н. МакВильямс):

• врожденного темперамента;
• природы стрессов, пережитых в раннем детстве;
• защит, образцом которых (а иногда и сознательными учителями) были родители или другие значимые фигуры;
• последствий, которые были усвоены на основе собственного опыта использования отдельных защит (теория обучения называет это эффектом подкрепления; психодинамических подход - бессознательным выбором человеком любимым способов преодоления трудностей.


С целью преодоления чувства тревоги или угрозы собственном «Я» человек использует психологические защиты. Я-сли они искажают и деформируют восприятие реальности, то мы имеем дело с низькоадаптивнимы защитами, которые, хотя и дают возможность человеку достичь душевного спокойствия в таких ситуациях, в то же время приводят к неадекватному отображения действительности. Адекватное понимание реальности было бы катастрофическим для данной личности, оно только усилило бы тревогу и дезорганизовало ее. Например, примитивная идеализация другого человека необходима ей для того, чтобы преодолеть внутренний страх за счет уверенности в том, что некто, к кому привязана такой человек с низькоадаптивнимы защитами, всемогущий, бесконечно благосклонен и сможет обеспечить ей безопасность.

К низкоадаптивних защит относятся: примитивная изоляция, идеализация, обесценивание, отрицание, проекция, интроекция, проективные идентификация.
Так, примитивная изоляция - это изоляция от социальных отношений, замещение напряжения, которое существует во взаимодействии с окружением, стимуляцией, исходящей от фантазий (максимальная замена компьютером общения с людьми. Отрицание - отказ принять существование неприятностей (жена, отрицает, что человек, который ее бьет - опасный наркоман, который уверяет, что не имеет проблем с наркотиками женщина, у которой есть подозрение на рак груди, избегает врачей.

Более эффективный уровень регуляции поведения и взаимодействия личности с действительностью обеспечивают високоадаптивни защиты, к которым относятся рационализация, отреагирования, вытеснение, идентификация, замещение, интеллектуализация, регрессия, уничтожение сделанного, сублимация, юмор, позволяющие более адекватно воспринимать реальность и решать проблемы.

Так, вытеснение - это непроизвольное устранение из сознания чувств, мыслей, стремлений к действиям, все равно мотивируют поведение (выпадение из памяти травматических моментов, временное забывание имени знакомого, за которым стоит, очевидно, бессознательное негативное отношение к нему). Регрессия - возвращение на более примитивный уровень поведения и мышления (люди, которые «живут» заботой о собственном здоровье и находятся в позиции слабого человека. Это их способ преодоления сложных жизненных ситуаций, в которых они беспомощны и испытывают тревогу. Сублимация - социально приемлемый проявление биологических импульсов (сексуальных и агрессивных). Это процесс, благодаря которому происходит трансформация этих импульсов в профессиональную деятельность, в различные виды творчества. З. Фрейд считал, что научная деятельность, искусство, литературное творчество являются средствами снятия определенной внутренней напряженности, вызванной импульсами.

Зрелая личность опирается преимущественно на различные варианты високоадаптивних защит, обеспечивающие более адекватное восприятие реальности. Низькоадаптивни защиты характерные для незрелой личности.

Комментариев к статье нет..
[ Добавить ] комментарий
Поля с пометкой * обязательны для заполнения

*Ваше имя
  Ваш сайт  
  Ваш город
*Ваше сообщение

Код подтверждения
*Код с картинки   @
код на картинке содержит только цифры (0..9) и буквы англ. алфавита (A..Z)