Все о психологии
Обучение как главный путь к образованию
В этой теме мы рассматриваем обучение как один из основных видов деятельности человека - главной целью, которой является усвоение знаний, навыков и умений, подготовка к трудовой деятельности.
Обучение - это деятельность, которая имеет двусторонний характер: преподавание и ученния.
Преподавание - целеустремленный вид деятельности, осуществляемый педагогом, организатором педагогического процесса; это активный процесс, поскольку в его осуществлении стараются не только передать ученику (студенту) определенные знания, но и развить у него желание и умение приобретать новые знания, опыт.
Учение - целенаправленный процесс усвоения знаний, умений, навыков, социального опыта.
В современном понимании для обучения характерны следующие признаки:
1) двусторонний характер;
2) совместная деятельность учителей и учащихся;
3) управление со стороны учителя.
Таким образом, обучение - целенаправленный процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков и способов познавательной и практической деятельности учителей и учеников. Обучения имеет ряд особенностей:
- Первая особенность - бинарность.
- Вторая особенность - разнообразие субъектов деятельности с собственными потребностями, мотивами, установками, ценностными ориентациями, с собственными соображениями «передачи» знаний, с собственным толкованием «усвоение» знаний;
- Третья особенность - огромное разнообразие сфер, направлений, предметов человеческого опыта, который передается, усваивается в обучении; особенности учебных целей.
Обучение должно обеспечить:
- Умение ориентироваться в определенных условиях;
- Соответственно этому способность «строить» поведение, адекватное условиям;
- Результат обучения - способность познавать окружающий мир, умение регулировать поведение.
Таким образом, в результате обучения должны произойти запланированные изменения в поведении тех, кто учится.
Чтобы осуществить процесс обучения, его нужно организовать.
Организовать обучение - значит создать некую структуру и наладить, соответствующие целям организации, связи между элементами структуры.
Основные элементы организации обучения:
- Группа людей (субъекты учения, субъекты преподавания).
- Учебные цели (познавательные, психомоторные, аффективные).
- Связи между элементами (контроль как обратная связь).
Организационные формы обучения - это внешние проявления согласованности деятельности учеников и учителей, которые осуществляются в определенном порядке и режиме.
В культуре человечества развитие форм обучения имеет свои исторические этапы:
1. Первоначальная форма обучения - на ранних стадиях развития человечества учение было связано с конкретной поведением и деятельностью человека. Дети учились, следуя взрослых.
2. Индивидуальное обучение - возникло в Древней Греции; ученик выполняет индивидуальное задание, учитель помогает. Оно является достаточно эффективным, так как позволяет учесть особенности развития ребенка, проводить индивидуальный контроль за процессом усвоения знаний. Однако имеет ряд недостатков: оно требует материальных затрат, а также лишает сверстников общения.
3. Индивидуальногруповое обучения - получило широкое распространение в средневековых школах. Его характерные признаки: непостоянный состав учащихся с разным уровнем развития, разным уровнем знаний, не однородный по возрасту. В школах царили репродуктивные методы обучения: механическое заучивание, многократное повторение и воспроизведение материала.
4. Класно-урочная форма обучения - основана Я. А. Коменского, глубоко обосновал ее в выдающейся работе «Великая дидактика» (1632 г.). Он считал, что в школе обучение учеников должно производиться в классах с постоянным составом учащихся (однородные по возрасту, развитием); формирование классов осуществляется в начале учебного года; учебный год должен иметь фиксированные начало и конец, четыре периода каникул; должна быть программа обучения, содержание обучения по годам; занятия каждый день, кроме воскресенья; обучение в классах по 40-50 человек, даже до 300 (если к проведению занятий будут привлечены лучшие ученики. Таким образом, классно-урочная система действует и совершенствуется до нынешних времен.
5. Беллланкастерская система обучения - (авторы Белл и Ланкастер, Англия, конец. XVIII-нач XIX века) - сущность ее в том, что учитель организовал обучение младших школьников с помощью старших (давал инструкцию как учить.
6. Лабораторная система знаний по Дальтонпланом - (по названию г. Дальтон, США, 20е годы ХХ века), суть системы: исключаются классы, коллективная работа учителя с учениками; используются лаборатории, где проводятся занятия; используются таблицы, приборы, технические средства.
7. Мангеймская система обучения - (автор Зиккингер (1858-1930), г. Мангейм, Германия). Суть ее в том, что обучение про ния проводят в классах, распределенных на основании результатов психометрических обследований и характеристик учителей (4 группы классов: со средними способностями, малоспособный, умственно отсталыми и одаренными. Продолжительность обучения в каждой группе была различной.
8. План Трампа - (50-60ти годы ХХ века) - это американская система обучения, по которой 40% времени отводится на обучение учащихся в больших группах (100-150 человек), 20% - на обучение в малых группах (10-15 человек, а 40% - на самостоятельную работу.
9. Метод проектов - (30ти годы ХХ века, автор Дьюи, г. Чикаго, США) - сущность; воспитания через действие, обучение по проекту (содержание обучения определяет проект).
Процесс обучения строится в соответствии с законами, закономерностей принципов обучения. В принципах обучения или принципами дидактики понимают систему исходных, дидактических требований к обучению, выполнение которых обеспечивает его эффективность. Все принципы можно разделить на общенаучные (научность, системность, связь теории с практикой) и дидактические (систематичность, прочность усвоения знаний, индивидуальный подход к ученикам, формирование положительной мотивации).
Для достижения сознательно поставленной цели в начально-познавательной деятельности необходимо действовать, т.е. изменять состояние предмета (для получения необходимого результату-продукту).
Методы обучения - это система последовательных действий субъектов обучения над сознательно определенным предметом деятельности с применением соответствующих средств, в результате чего получается ожидаемый результат обучения.
В педагогической науке существует несколько классификаций методов обучения в зависимости от того, какие подходы и принципы легли в основу их разработки.
1. Классификация методов обучения по источникам достояние знаний:
1.1. словесные;
1.2. наглядные;
1.3. практические.
2. Классификация методов обучения по характеру начально-познавательной деятельности учащихся по усвоению материала:
2.1. пояснительно-илюстрованые;
2.2. репродуктивные;
2.3. проблемные;
2.4. эвристические;
2.5. исследовательские.
3. Классификация методов обучения по способам организации упоря рядкованои учебной деятельности субъектов:
3.1. методы усвоения знаний;
3.2. методы преподавания;
3.3. методы формирования умений, навыков и применения их на практике;
3.4. методы контроля и оценки знаний, умений, навыков.
4. Классификация методов обучения по учебным целям (уровень абстракции учебных целей определяет уровень абстракции методов обучения) (по В. А. Казаковым):
- Основные виды методов обучения;
- Типы;
- Способ и методы;
4.1. информационно-презентативные:
- Устные;
- Письменные;
4.2. алгоритмичные:
- Диалогические;
- Предметно-груповые;
- Групповые;
4.3. Самостоятельные:
- Индивидуальная работа;
- Самостоятельная работа.
Все методы обучения должны использоваться в оптимальном соотношении, учитывая характер материала, факторы эффективности их применения и особенности образовательных групп обучения.
К основным формам организации занятий принадлежит урок - это такая организационная форма обучения в школе, при которой учитель в рамках точно установленного времени с постоянным составом учащихся одинакового возраста по твердому расписанию решает определенные вложения. Урок - основной элемент классно-урочной системы. Структура урока определяют цель, содержание, дидактические задачи, возраст учащихся, методы и средства обучения.
Согласно дидактических функций можно определить следующие типы уроков:
- Уроки, которые служат ознакомлению учащихся с новым мате
риалов;
- Уроки для повторения усвоенного материала;
- Уроки для контроля и оценки результатов обучения;
- Комбинированные уроки;
- Нестандартные уроки - это импровизированные занятия, имеющих нетрадиционную форму: урок - «аукцион идей», урок - пресконференция, урок - консультация, бинарный урок (2 преподаватели), урок - КВН, урок - конкурс т.д.
Существуют также вспомогательные формы организации занятий:
- Факультативы.
- Кружки по интересам;
- Экскурсии;
- Домашняя самостоятельная работа.
Одним из главных элементов в структуре процесса обучения является содержание образования. Определений «содержания образования» существует много, но они имеют одну суть: это очерченный круг систематизированных знаний, умений, навыков, которые являются основой для всестороннего развития учащихся, формирования у них гуманистического мировоззрения и познавательных интересов.
Содержание образования определяется следующими документами:
- Учебными планами;
- Учебными программами;
- Учебниками и учебными пособиями.
Составной частью учебного процесса является контроль, который способствует:
- Выявлению успешности обучения каждого ученика;
- Раскрытию причин слабого усвоения учащимися отдельных частей материала;
- Ликвидации недостатков учебного процесса в работе как учащихся, так и учителей.
Компоненты контроля:
1) проверка знаний, умений, навыков;
2) оценка - измерения знаний, умений, навыков;
3) учет результатов измерения в виде оценок, баллов, рейтинга.
Функции контроля:
- Контролирующая;
- Учебная;
- Воспитательная;
- Развивающая.
Виды контроля:
- Предварительный;
- Текущее;
- Периодический;
- Итоговый.
К методам контроля можно отнести:
1) наблюдение за обучением учащихся;
2) устный опрос;
3) письменное контроль;
4) комбинированное опроса;
5) письменный контроль;
6) программируемый контроль;
7) самоконтроль;
8) экзамены.
Педагогические требования к контролю:
1) объективность проверки и оценки;
2) индивидуальный характер контроля;
3) систематичность, регулярность контроля;
4) гласность контроля;
5) всесторонность проверки;
6) дифференцированность проверки;
7) разнообразие форм;
8) этическое отношение к тем, кого проверяют.
Обучение по своей сути является совместной деятельностью учителей и учащихся, поэтому необходимо управление обучением.
Управления обучением - это координация работы участников совместной деятельности, - процесс планирования, организации, мотивации и контроля, обеспечивающей достижение учебных целей.
Процесс управления выполняет функции: первичные (планирование, организация, мотивация и контроль) и соединяться (коммуникативные, принятия решения, руководство). Управление осуществляет человек, выполняющий роль руководителя. Управление обучением имеет две стороны: управление со стороны учителя и самоуправления самого ученика.