Педагогика как наука о образовании

Структура современной педагогики

Современный социальноэкономических и научнотехническое развитие общества ставит ряд новых задач в области образования и воспитания, подготовки человека к активной трудовой и общественной деятельности.

Педагогика как наука занимает особое место в системе наук о человеке, коллектив, общество, человечество. Она изучает, исследует и решает проблемы образования, обучения и воспитания человека, которые возникают или могут возникнуть во все периоды жизни.

Однако наиболее актуальными и ответственным является детский, подростковый и юношеский периоды жизни. Они совпадают со временем обучения, выбора основной сферы деятельности, взаимоотношений между людьми, с периодом создания семьи.

Развитие человечества, сущность человека указывают на то, что образование и обучение должны осуществляться не только в молодежи, но и в последующие годы, охватывая весь период жизни человека (детский, подростковый, юношеский период, возраст зрелости и старения. Поэтому и сформировался общий подход к образованию и обучению как всестороннего и гармоничного развития личности с учетом индивидуальности и характера развития общества.


Пройдя несколько исторических этапов развития, педагогика как наука видит прежде объектом педагогической действия воспитателей, учеников и учителей, студентов и преподавателей, молодых рабочих и наставников, коллектива и руководителей. Связи между ними характеризуются социальной сущностью и общественными отношениями. Поэтому педагогика - многогранная, разноотраслевых наука, которая имеет тесные связи с другими науками о человеке. Учитель учителей К. Д. Ушинский (1824-1871), который принес мировую славу отечественной педагогике, утверждает, что педагогика включает не только систему научных знаний, но и искусство, которое «наиболее широкое, сложное, самое высокое и необходимое из всех искусств». Известный педагогдослидник советской эпохи А. С. Макаренко (1888-1939) с этой целью ввел термин «техника воспитания», понимая при этом педагогическую культуру преподавания и воспитания (постановку голоса, мимики, жестов, позу, вербальные и невербальные меры воздействия. В понятие педагогического мастерства он вкладывал выдержку, терпение, чуткое отношение к ребенку, уважение и любовь к ней, такт. Эти качества педагога характеризуют его искусство и талант, педагогические способности.


Развитие педагогической науки не обеспечивает автоматически качество обучения и воспитания.

Необходимо, чтобы теория воплощалась в практические технологии. Сближение теории с практикой пока не является достаточным. Об этом свидетельствуют факты, проблемы, нерешенные вопросы в образовании, в воспитании и обучении.

Научнотехническое и социальноэкономических прогресс - основа совершенствования системы всех наук о человеке, обществе, развитие человечества. Речь идет об объединении усилий историков, философов, экономистов, социологов, физиологов, этнографов, психологов, писателей, педагогов и других ученых с тем, чтобы систематизировать, обобщить накопленные человечеством знания о себе, направить его развитие. Философские науки составляют методологическую основу педагогики; многогранными есть связи социологии, психологии и педагогики.

Практика работы в школе и высших учебных заведениях требует органичного сочетания в единую систему знаний по философии, экологии, физиологии, психологии и педагогики в процессе обучения и воспитания. В формировании творческой личности невозможно обойтись без знаний этих наук. Педагогика играет среди них синтезируя, организационную роль.

Благодаря развитию науки, техники и культуры происходит дифференциация педагогических знаний.

С педагогики выделились области педагогических знаний, определяются особенностями объекта обучения и воспитания.
Основные направления системы педагогических наук являются:

Общая педагогика, которая изучает и формулирует принципы, формы и методы обучения и воспитания, которые являются общими для всех возрастных групп и навчальновиховних заведений.

Эта отрасль педагогических знаний исследует фундаментальные вопросы обучения и воспитания, а именно:

• методология науки;
• развитие и воспитание человеческой личности;
• общие закономерности процесса обучения и воспитания;
• методы педагогических исследований.


Составляющими общей педагогики являются:

• теория обучения (дидактика);
• теория воспитания;
• теория организации и управления в системе образования.


Дошкольная педагогика и педагогика общеобразовательной школы - отрасль педагогических знаний, изучающая закономерности воспитания детей дошкольного возраста как в семье, так и в дошкольных воспитательных учреждениях.

Педагогика общеобразовательной школы - самая отрасль педагогических знаний, которая исследует содержание, формы и методы обучения и воспитания школьников.

Ее основными разделами являются умственное, нравственное, трудовое, физическое и эстетическое воспитание учащихся на различных этапах обучения. Важнейшая задача этой области педагогических знаний - разработка вопросов обеспечения учащихся глубокими и прочными знаниями, формирование у них гуманистического мировоззрения, обеспечение всестороннего развития их личности.

Специальная педагогика (дефектология) - наука об особенностях развития, закономерности обучения и воспитания аномальных детей, имеющих физические или психические недостатки. В зависимости от вида дефектов педагогические знания этой отрасли делятся на следующие направления:

• сурдопедагогика, которая изучает и разрабатывает закономерности обучения и воспитания глухих, глухонемых и детей, слышит;
• Тифлопедагогика, изучающая те же вопросы относительно незрячих и детей со слабым зрением;
• олигофренопедагогика, которая изучает вопросы обучения и воспитания умственно отсталых детей;
• логопедия, которая разрабатывает вопросы исправления речевых недостатков у детей.


В решении сложных вопросов обучения и воспитания детей, подростков, юношей и девушек с физическими и психическими недостатками и подготовки их к активному участию в сфере производства педагоги опираются на такие науки, как анатомия и физиология человека, медицина, психиатрия.

Педагогика професийнотехничнои образования изучает и разрабатывает вопросы обучения и воспитания учащихся в ПТУ, техникумах. Эта отрасль педагогических знаний сравнительно молодая, но требования к ней значительные. Она призвана исследовать и разрабатывать важные вопросы подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена для различных отраслей хозяйства страны.

В разработке вопросов педагогики профтехобразования специалисты опираются на научные достижения общей педагогики, а также используют теоретические исследования педагогики общеобразовательной школы. В педагогике профтехобразования отмечается на проблемах воспитания подрастающей смены специалистов народного хозяйства страны. Это связано с большей степенью самостоятельности учащихся ПТУ, наличием собственных заработанных средств, осознанием своего статуса и т. д. По принадлежности к той же возрастной группы, и ученики общеобразовательных школ, вышеуказанные факторы приводят к проблемам воспитательного характера, и требует особого педагогического подхода к воспитанию этой категории учащихся.

В последние годы начинает развиваться педагогика средних специализированных учебных заведений - лицеев, гимназий, коллегиумов т.д. В данном случае проблемы возникают не столько с воспитанием учащихся, как с разработкой системы обучения. Это обусловлено самим задачей этих учреждений - быть «стартовой площадкой» для овладения высшего образования. Правильная организация учебного процесса, выбор необходимых дисциплин и оптимальное дозирование умственной нагрузки учащихся становятся приоритетными мерами.

Педагогика высшей школы разрабатывает способы и методы преимущественно самостоятельной работы. Основная цель обучения здесь заключается в направлении студентов на выбор и самостоятельное разработка оптимальных и эффективных форм усвоения знаний. Специфика воспитательной работы заключается в том, что студентов учат не только гуманизма и моральным ценностям, но и умению воспитывать других, если в будущем они обретут статус учителей, преподавателей, руководителей.

Начинают развиваться и такие области педагогических знаний, как педагогика виправнотрудових заведений, занимающейся вопросами перевоспитания правонарушителей всех возрастов, и военная педагогика, чья сфера - воспитание бойцов в армии, проблемы отношений между подчиненными и командирами, изучение способов и методов освоения военных знаний.

История педагогики раскрывает историю развития теории и практики, обучения и воспитания в разные исторические эпохи, разных стран и народов.


Следует отметить, что параллельно с развитием педагогики, особенно теории обучения и образования, развились и выделились в отрасль педагогических знаний методики преподавания отдельных учебных предметов в общеобразовательной школе, а в дальнейшем - в средней специальной и высшей.

Важной задачей методики является разработка содержания, форм и методов изучения этих предметов; изучение, обобщение и популяризация педагогического опыта работы лучших учителей; всестороннее повышение эффективности педагогического процесса, качества, знаний, умений, навыков учащихся.


Связь педагогики с другими науками. Педагогика решает свои задачи не изолированно, а в тесной взаимосвязи с другими науками, используя их достижения в смежных с педагогикой областях. Будучи наукой общественной, педагогика тесно связана с такими науками, как психология, философия, история, этика, эстетика, экономика, социология и др.

Чтобы правильно учить и воспитывать ученика, достичь в этом положительных результатов, необходимо знать биологические закономерности роста и развития человеческого организма. Поэтому педагогика тесно связана с анатомией и физиологией человека, особенно с физиологией высшей нервной деятельности. Мостиком между ними есть возрастная психология, раскрывающая возрастные особенности формирования и развития психики человеческой личности.


Тесными являются связи между педагогикой и школьной гигиеной, которая изучает и определяет санитарногигиенични условия жизни учащихся, организации учебного процесса в зависимости от возраста, состояния здоровья и других факторов.

 

Loading...

 

Это интересно

загрузка...
Loading...



загрузка...