Воспитание - подготовка ребенка к взрослой жизни

База знаний

Воспитание, содержание, общие закономерности воспитания, принципы, методы, меры воспитания, цели, цель воспитания, развитие, формирование, становление, личность, ученик, учитель, воспитанник, воспитатель, самовоспитания, перевоспитания, внеклассная работа, жизненный путь, семейное воспитание, воспитательная деятельности учреждений культуры, искусства и мероприятий массовой информации, система воспитания, воспитание в широком понимании, воспитание в узком смысле, умственное воспитание, физическое воспитание, трудовое воспитание, нравственное воспитание, эстетическое воспитание, экологическое воспитание, гражданин, работник, семьянин, самоопределение.

Основные понятия.

 

В данной теме мы рассмотрим воспитание как составляющую целостного педагогического процесса, целью которого является формирование личности и подготовка ребенка к взрослой жизни. Результатом такой подготовки является то, что ребенок должен усвоить и осознать ряд важных задач, которые ждут ее на пороге вступления во взрослую жизнь:

1) полная ответственность за свою жизнь, за свои решения, действия;
2) свобода выбора жизненного пути: профессионального становления, семьи, образования, самообразования, окружение, самосовершенствования;
3) социальная адаптация к изменяющимся условиям жизнедеятельности.


Чтобы подвести ребенка к готовности решения таких важных проблем, ее нужно воспитать.

«Воспитать», «воспитывать» буквально означает передавать для усвоения том, что «спрятано» в культуре человечества и народов, является «невидимым» и служит основой гуманных действий и поступков людей (по Н. Д. Касьяненко).

Для реализации вышеуказанных целей отделять средства обучения от средств воспитания проблематично, поскольку они выступают в единстве. Безусловно, между процессами обучения, образования и воспитания нет резких границы. В этой связи воспитательные мероприятия всегда сопровождают учебные мероприятия, действия, а последние, в свою очередь, носят образовательный и воспитательный характер.

Поэтому благодаря обучению и образованию у ребенка развивается не только умственная деятельность, которая обогащает мышление новым содержанием, но и «сдвигаются» те силы, благодаря которым интеллектуальная жизнь ее становится более интенсивным, динамичным, многогранным и сознательным. Таким образом, обучение, образование в сочетании с соответствующими воспитательными мерами, в процессе овладения знаниями и их использования на практике формируют не только мышление, но и личность в целом (по Чеславу Куписевичу).

Среди различных систем и стилей воспитания, испытываемых человечеством, можно выделить следующие:

1) воспитание и обучение для подготовки к жизни и работы в зоне близкой деятельности (т.е. до «завтрашнего дня»);
2) до определенного целостного состояния жизни (в зоне средней перспективной деятельности);
3) до целостной жизни (настоящего и будущего, полноценного и счастливого), согласно условиям, состоящие, и индивидуальных способностей.


Поскольку воспитание - это взаимодействие воспитателя и воспитанника, все большего уважения и признания приобретает педагогика сотрудничества и сотворчества. То есть, актуальной становится методика гуманистического воспитания. Столетиями проверено, что воспитание подневольным трудом и жестким режимом, физическими методами наказания не дает высоких результатов.

Формы педагогической действия в процессе воспитания:

1) учебный процесс;
2) внеклассная работа;
3) семейное воспитание;
4) воспитательная деятельность детских и молодежных организаций;
5) воспитательная деятельность учреждений культуры, искусства и мероприятий массовой информации.


Воспитательные меры могут быть ориентированы на отдельного ученика в рамках системы «воспитатель - воспитанник», или на группу учащихся в системе «воспитатель - воспитанники. Все формы педагогической действия на воспитанников составляют системы параллельного непрерывного воспитания, предоставляющих им характер целенаправленных и сознательно реализующих процессов.

Среди всех форм педагогического воздействия на воспитанников школе и семье принадлежит особо важная роль:

а) среди всех заведений школа и семья должны определить и обеспечить реализацию основных задач воспитания в ходе тщательно взвешенного, долговременного процесса;
б) согласовывать этот процесс с различными внешкольными и другими воспитательными учреждениями образования и культуры.

Отсюда получается, что воспитание можно определять:

1) в широком смысле - это вся сумма влияний на психику ребенка, направленных на подготовку ее к активному участию в суспильноекономичному и громадськокультурному жизни общества;
2) в узком понимании - это планомерное влияние родителей и школы на воспитанников, содействие развитию у них обнаруженного дарования или достояние каких задатков для целей воспитания.


Содержание воспитания - это система знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся в соответствии с целями и задачами.

Условно процесс воспитания разделяют на:


1) умственное воспитание;
2) физическое воспитание;
3) трудовое воспитание;
4) нравственное воспитание;
5) эстетическое воспитание;
6) экологическое воспитание.


Это все составляющие целостного педагогического процесса, в большей или меньшей степени постоянно присутствуют.


Хорошо организованное воспитание должно подготовить ребенка до трех главных ролей в жизни: гражданина, работника, семьянина.


Как организовать такое воспитание?


В современной педагогической науке можно выделить следующие направления в идеологии воспитания:


1. Реализм навчальновиховних целей: средства достижения их - усвоение воспитанниками базовых основ культуры: это культура жизненного самоопределения, экономическая культура труда, политическая, демократическая, правовая, нравственная, экологическая, художественная и физическая, культура семейных отношений.


2. Совместная деятельность детей и взрослых.


3. Самоопределение: формирование целостной личности, которая сама определяет свой жизненный путь.


4. Личностная направленность воспитания.


5. Добровольность: ребенка нельзя заставить «воспитываться», воспитатели должны опираться на «добрую» волю воспитанников, их интересы и потребности.


6. Коллективная направленность.


Реализация вышеназванных направлений осуществляется по принципам и методами обучения и воспитания, которые являются общими для целостного навчальновиховного процесса.

Таким образом, воспитание подчинено законам природы и общества:


1. Закон единства, целостности, непрерывности воспитания. Речь идет о уравновешенный развитие эмоциональной, умственной, волевой и физической сторон воспитанников. Воспитание должно раскрывать в ребенке позитивное, с последующим преодолением негативного в своей природе. То есть главной задачей воспитания является «подведение» личности к сознательной отказа от насилия
и от утверждения за счет других.


2. Закон «золотой середины». Это значит - не ломай воли ребенка, иначе она станет рабом. Бунтующим или покорным, но рабом. Идеал: не усмирения нашей воле, а понимания необходимости.


3. Закон «золотого совпадения» - это непринужденное управление развитием детей в благотворном совместной деятельности всех участников навчальновиховного процесса.


4. Закон оптимального «закаливания» - это воспитание трудом, через трудности, благодаря трудностям. Но этот закон тоже подчиняется категорическом императива педагогики - закона «золотой середины».


5. Закон «должной мотивации. Без должной мотивации нельзя добиться успехов в воспитании. Вредно заставлять воспитанников усвоить информацию, значение которой они не понимают ни умом, ни чувствами.


6. Закон индивидуального подхода к воспитаннику, с учением его возрастных и индивидуальнопсихологичних особенностей.


В практической деятельности наиболее сложными являются проблемы сочетания общих направлений, идей, целей, задач воспитания с реальными интересами воспитанников, коллектива, семьи; научного анализа теоретических основ с применением конкретных методик, мероприятий воспитания в конкретных условиях.


Учитель и ученик. Отношения учителя и ученика всегда в истории мировой культуры признавались как глубинные в процессе передачи и усвоения опыта культурноисторичного созидания, опыта постижения времени индивидуальной и социальной истории, опыта быть человеком.

Учитель пробуждает личность в своем ученике, его собственная человечность, становясь соавтором ее духа, касается наиболее интимных сторон самопроявив ребенка. Учитель направляет свою творческую силу к наивысшему мировосприятия личности, к смислостворюючого утечки ее жизнь. Влияние - тот психологический механизм, через который учитель взаимодействует со своим учеником. Влияние не предусматривает никакого насилия над индивидуальностью человека, он является благородным и по форме, и по содержанию. Влияние осуществляется как взаеморозкриття субъективных миров учителя и ученика, в котором оба искренние и оба субъективно ценные, однако направляет этот процесс учитель. Реализуется влияние во встрече двух моделей понимания мира, толкование смисловидносин - модели, свойственной ученику, и модели, которую учитель выбрал для данного взаимодействия.

Педагогическое взаимодействие учителя и ученика всегда длительной по времени, поскольку есть длинным путь познания личностью формирующимся своей индивидульности и усвоения средств обнаружения себя в мире. Также не является одномоментным процесс формирования и закрепления свойств субъективного мира ученика, что требует постоянной и кропотливой работы учителя. Осуществляемый учителем влияние, очень тонкий по способу осуществления и величественно глубокий по содержанию, получает характер деяния, которое сочетает в каждом своем моменте элементы прошлого, настоящего и будущего жизни ученика.

 

 

Loading...

 

Это интересно

загрузка...
Loading...



загрузка...