Информационно-психологические операции в современных вооруженных конфликтах



Александр Шевченко,
начальник отдела системного анализа
проблем международного военного сотрудничества
Национального научно-исследовательского центра
оборонных технологий и военной безопасности Украины



В статье рассматриваются вопросы, связанные с теоретическими основами и практическим использованием средств информационного противоборства с целью достижения политических и военных целей в межгосударственных отношениях на современном этапе развития мирового сообщества.

Развитие мирового сообщества свидетельствует, что в последний период критически важным государственным ресурсом, который все сильнее влияет на уровень национальной безопасности, становится информация. Она циркулирует в средствах массовой информации, автоматизированных системах управления и связи, как гражданских так и военных, и становится объектом все большего внимания. Это связано с тем, что ускоренное развитие компьютерных технологий не только значительно способствовал повышению их функционирования, но и открыл дополнительные возможности для деструктивного влияния на них со стороны противодействующей стороны. Ведь эти системы являются компонентом структуры управления государством, экономикой, финансами, оборонной сферой.

Актуальность безопасности нашего государства именно в этой, информационной сфере, подтверждающий принятие Верховной Радой Украины Закона Украины "Об основах национальной безопасности Украины" (ВВР, 2003 № 39, ст. 351).

Влияние на функционирование информационных систем с целью вывода их из строя, распространение в них информации для принятия решений, соответствующих интересам того, кто осуществляет подготовку такой информации и т.п., принято определять термином информационно-психологическая война.

С точки зрения специалистов Пентагона, информационно-психологическая война может быть определена как совокупность различных форм, методов и средств воздействия на людей с целью изменения в желаемом направлении их психологических характеристик (взглядов, мнений, ценностных ориентаций, настроений, мотивов, установок, стереотипов поведения) , а также групповых норм, массовых настроений и общественного сознания в целом. В некоторых источниках эти действия определяют также термином информационное противоборство.

Руководство США под этим термином понимает комплексное воздействие на систему государственного и военного управления противодействующей стороны, ее политическое и военное руководство, которое уже в мирное время приводило бы к принятию благоприятных для Соединенных Штатов решений, а в ходе войны полностью парализовал как государственной, так и военной структуру управления противника.

Одновременно с наступательным воздействием информационное противоборство предусматривает и надежную защиту национальной информационной инфраструктуры государства.

На сегодня в военном ведомстве США разработана концепция ведения информационной войны на двух уровнях: государственном и военном.

На государственном уровне целью информационного противоборства в широком смысле этого слова является ослабление позиций конкурирующих государств за счет информационного воздействия на политическую, дипломатическую, экономическую и другие сферы деятельности страны.

Во время ведения информационно-психологической войны психологическое воздействие, которое осуществляется на людей, может проводиться различными способами.

Во-первых, это информационные средства. Например, в предвоенный период руководство государства через средства массовой информации стремится сформировать у населения патриотические взгляды и убеждения, обеспечить в массовом сознании приоритет целей государственной политики. В то же время вероятен противник стремится привить населению и военнослужащим этого государства выгодны только ему противоположные по направленности идеи и настроения: разжигает националистические предрассудки, недовольство политическими или экономическими мерами руководства государства, что нередко приводит к снижению уровня морально-психологического состояния населения и личного состава вооруженных сил.

Во-вторых, психологическое воздействие может осуществляться военными средствами. Например, СССР с целью психологического давления располагал свои войска и ракеты у границы с Китаем, во Вьетнаме, на территории Кубы. США неоднократно пытались достичь своих политических целей с помощью демонстрации военной силы, направляя военно-морские группировки в различные районы мира.

В-третьих, с целью психологического воздействия может использоваться система торговых и финансовых санкций, направленных на подрыв экономики потенциального противника. Так, экономические санкции (в том числе и от имени ООН) вводились против Ирака, Югославии, Кубы, Ливии, Судана и некоторых других стран. Эти действия влекут за собой значительное снижение уровня жизни большинства населения, бытовые трудности, рост заболеваемости, дефицит продовольствия и, как следствие, массовое недовольство граждан существующим строем.

В-четвертых, психологическое давление может осуществляться политическими средствами. К ним можно отнести создание или поддержку существующих оппозиционных партий и движений с целью давления на руководство государства.

Информационные операции на государственном уровне могут решать задачи защиты национальных интересов, предупреждения международных конфликтов, недопущение провокационных и террористических акций, а также обеспечения безопасности национальных информационных ресурсов.

На военном уровне информационные операции представляют собой комплекс мероприятий, проводимых в масштабах вооруженных сил, их видов, и является составной частью военной кампании. Они направлены на достижение информационного превосходства над противником (в первую очередь в управлении войсками) и на защиту своих систем управления.

Так, перед вооруженными силами США перед вторжением в Ирак впервые была поставлена задача воздействовать на противника еще в период угрозы, т.е. до начала боевых действий, для обеспечения выгодного для США направления процессов управления и принятия решений противодействующей стороной.

Содержание психологического воздействия реализуется путем проведения психологических операций

Психологическая операция (ПСО) - главный элемент психологической войны. Ее проведение предполагает использование на практике в условиях вооруженной борьбы сложной совокупности согласованных по целям, задачам, регионом, порой и объектами видов, форм, способов и приемов информационно-психологического воздействия.

Обычно при правильном планировании психологические операции проводятся перед применением военной силы, а затем сопровождают или дополняют ее использования. Они осуществляются в рамках государственной политики, а их военная и прикладная стороны согласовываются и координируются с деятельностью соответствующих государственных учреждений.

В зависимости от цели, характера, масштаба и содержания решаемых задач, психологические операции подразделяются по своему уровню на стратегические, оперативные и тактические, по времени проведения - на те, которые проводятся в мирное время (угрожающий период, в военное время и в ходе миротворческих операций. Кроме того, по направлению психологические операции делятся на ПСО для введения противника в заблуждение, ПСО против гражданского населения противника, ПСО в поддержку боевых действий, ПСО по содействию оппозиционным силам и диссидентским движениям, ПСО для осуществления культурной экспансии и диверсий, консолидирующие ПСО, а также ПСО в ходе миротворческих операций.

Стратегические ПСО имеют глобальный характер и осуществляются в течение длительного времени (от месяца до нескольких лет). Эти операции обычно имеют ярко выраженный политический характер, и, как правило, представляют собой информационно-пропагандистские кампании, объектом которых может быть даже вся мировая общественность, включая и население собственной страны. В ходе проведения психологических операций стратегического уровня широко используются печатные и электронные средства массовой информации.

Главными целями стратегической операции является осуществление давления на военно-политическое руководство противника для того, чтобы оно приняло выгодное для объекта решения, а также подготовка общественного мнения для восприятия прямого вооруженного вмешательства во внутренние дела иностранных государств.

Одними из основных способов влияния на стратегическом уровне является психологическая изоляция и дезинформация объекта воздействия.

Психологическая изоляция объекта включает в себя мероприятия в политической, экономической и военной сферах.

В политической области это может быть дипломатический влияние, которое осуществляется на руководство государств, соседних с объектом воздействия. Так, в ходе подготовки к операции в Гренаде в октябре 1983 года США создали военно-политический союз схиднокарибських стран, выступивший с резким осуждением политики руководства Гренады. В этот союз вошли Антигуа и Барбуда, Доминика, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины. Возникновение этого альянса позволило средствам массовой информации западных стран трактовать его появление как результат всеобщего недовольства Карибских стран политикой М. Бишопа и его кабинета.

В экономической области психологическая изоляция, как правило, внедряется путем введения торговых и экономических санкций и эмбарго. Так, администрация Р. Рейгана использовала свое влияние на Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и Межамериканский банк развития, чтобы не допустить предоставления финансовой помощи Гренаде.

Психологическая изоляция в военной сфере сводится в основном к демонстрации решимости использовать вооруженные силы с целью разрешения кризисной ситуации.

Вторым способом информационно-психологического воздействия, который активно используется с целью давления на население других стран, является дезинформация. Она используется для того, чтобы в кратчайшие сроки убедить собственное население и мировое сообщество в необходимости решения возникшей проблемы, силовыми методами.

Влияние на политических и военных лидеров, а также на руководителей (самых выдающихся представителей) средств массовой информации, культуры и искусств противной стороны является важным аспектом информационного противоборства в целом и психологической операции частности. В связи с этим, например, в США особого внимания предоставляется созданию коллективных и индивидуальных моделей поведения представителей высшего и среднего звена государственного и военного руководства, созданию так называемых психологических портретов руководителей.

На оперативном уровне информационно-психологические операции проводятся для обеспечения успешного хода операции или кампании в целом, решение главных задач операции. Их цель - влияние на системы связи, системы тылового обеспечения и боевого управления вооруженными силами с одновременной защитой аналогичных систем как собственных вооруженных сил, так и вооруженных сил союзников.

Информационно-психологические операции на тактическом уровне проводятся с целью обеспечения решения тактических задач. Они, как правило, сосредоточены на информационных системах и информации, касающихся боевого управления, разведки, связи, и непосредственно обеспечивают ведение боевых действий частями и соединениями противника. Одновременно принимаются меры для защиты собственных аналогичных систем и систем союзников.

Вывод

Можно утверждать, что цели информационной войны совершенно иные, чем войны в общепринятом понимании. Это не физическое уничтожение противника и ликвидация его вооруженных сил, не уничтожение важных стратегических и экономических объектов, а широкомасштабное нарушение работы информационных, коммуникационных сетей и систем, частичное нарушение экономической инфраструктуры и подчинение населения страны, атакуемое свободы страны-победителя. Более того, в эпоху информационных войн планы боевых операций разрабатываются военными вместе с гражданскими специалистами, причем нередко последние играют ведущую роль в этом.

В заключение необходимо отметить, что в настоящее время психологические операции стали неотъемлемой частью военного искусства. Большой опыт, накопленный специалистами в этой области, находит свое практическое применение в ходе подготовки и ведения вооруженных конфликтов различной интенсивности, что позволяет повышать эффективность силового воздействия при решении как международных, так и внутренних проблем

Литература:

1. Вестник Верховной Рады Украины, 2003 № 39, ст. 351.

2. Расторгуев С. П. Информационная война. - Г.: Радио и связь, 1998.

3. Томпсон К. Програмные средства защиты информации. -Г, 1993. -117 С.

4. Thomas P. Rona, "Weapon Systems and Information War", Boeing Aerospace Co, Seattle, WA, 1976.

5. Joint Pub 3-13.1 "Command and Control Warfare", DOD US, February 1996.

6. Joint Pub 3-13 "Information Operations", DOD US, December 1998.

 

Loading...

 

Это интересно

загрузка...
Loading...



загрузка...