Непарадоксальная парадоксальность кентавризма

Людмила Косенчук,
старший преподаватель
кафедры государственно-правовых дисциплин
Юго-Сахалинского института -
филиала Российского государственного
торгово-экономического университета




Общественное сознание включает совокупные взгляды людей на явления природы и социальную реальность, выраженные в созданных обществом природной и искусственной языках, творениях духовной культуры, социальных нормах и взглядах социальных групп, отдельного народа и человечества в целом. Общественное сознание составляет духовную культуру определенного общества и человечества. Это не только идеи о общественную жизнь, но и осмысления обществом мира в целом, в том числе и человеком своей личной жизни.


Традиционные функции и характеристики общественного сознания включают формирование политического, морального, психологического, религиозного, культурного микроклимата в обществе, а также функционирование различных слухов, мнений и т.п.

Радикальные изменения, происходящие в российском обществе, привели к появлению новых функций и характеристик общественного сознания, к которым относятся: универсализация, диверсификация, актуализация, динамичность, критичность, влияние шовинизма и национализма, рост индивидуализма, нетерпимость. Среди новых черт особое место занимает феномен парадоксов общественного сознания и такая, в частности, его специфическая форма, как кентавр-проблема.

Парадоксальность общественного сознания освещена в трудах Г. Ареф 'евои, В. Барулина, В. Демичева, Э. Ильенкова, В. лекторской, А. Спиркина, В. Степина, И. Фролова и других ученых. В социологических исследованиях попытки осмысления парадоксов начатые в работах Е. Андрющенко, В. Бойкова, М. Горшкова и других. Однако феномен кентавризму рассматривается вскользь, в основном при анализе проблем мифологии. В связи с этим необходим научный анализ данного специфического феномена в общественном сознании, а именно: сочетание несочетаемого в некоторых кентавр-процессах, кентавр-явлениях, кентавр-образах.

Общественное сознание очень тесно связана с общественным бытием, и здесь нельзя говорить о "первичности и вторичности" в общефилософскую понимании. Собственно, процесс материального производства как основа общественного бытия, в одном из моментов существования независимо от сознания детерминирует последнюю, имеет лишь относительную независимость от власти сознания. Сознание реализуется в двух ипостасях: способности осмысливать и активно-творческой способности. Сущность сознания в том и состоит, что она может осмыслить общественное бытие только при условии его одновременного активно-творческого преобразования. Но здесь таится противоречие, всегда смущает человека: несоответствие между взлетом духа в будущее и относительно медленным развитием общественного бытия, прежде всего его основы - экономики.

В связи с вышеупомянутым возникает ряд вопросов. Возможно сочетание того, что не сочетается? Как и почему в человеческом воображении возникают такие фантастические существа, как сфинксы (крылатая напивдива-напивлевиця), химеры (еще более загадочные, чем кентавры и сфинксы: голова льва, на спине вторая голова - козы, а хвост ли змеи, то дракона) , русалки (напивдивы-полурыбы), ангелы (крылатые человекоподобные существа), тритоны и т.п.?

Научная сознание ответит, что таких существ в реальности просто не существует. Но зачем и почему человеческий разум создал такие образы? Возможно, из исторически обусловленную ограниченность познавательных возможностей человека? Или это результат сновидений, работы подсознательного? Или же работа больной сознания?

Один из основателей политической науки, государственный деятель, писатель и историк эпохи Возрождения Никколо Макиавелли (1469 - 1527 годы) в работе "Монарх" призвал для укрепления государства использовать любые средства и методы, в том числе недемократические и негуманные (мак ' явеллизм. В разделе XVIII "О том, как обладатели должны держать слово" автор сначала говорит, что хорошо быть обладателю честным и держать слово, которое он дает. Но тут же отмечает, что из опыта истории мы знаем: процветают обладатели, которые не соблюдают свое слово и умеют, кого нужно, обвести вокруг пальца. Надо знать, что с врагом можно бороться двумя способами: во-первых - законом, во-вторых - силой. Первый способ присущ человеку, второй - зверю. Но так как первого часто оказывается недостаточно, приходится применять и второй способ. Отсюда следует, что обладатель должен усвоить то, что заложено в природе и человека, и зверя.

Не это нам внушают античные авторы, повествуя о том, как Ахилла и других героев древности отдавали на воспитание кентавры Хирон, чтобы они приобщались к его мудрости? Другой смысл имеет выбор в наставники получеловека-полузверь, как не тот, что обладатель должен соединить в себе эти природы, ибо одна без другой не имеет достаточной силы? Макиавелли советует обладателю уподобиться и льву, и лисы (сила и хитрость) и не оставаться верным своему слову, если это вредит его интересам. А также - быть в глазах людей сердобольным, верным слову, милостивым, искренним, благочестивым, но внутренне сохранять готовность проявить и противоположные качества, если в этом будет необходимость [1].

Полна парадоксов и книга афоризмов Артура Шопенгауэра. Автор не жалел черных красок для изображения бедствий мира и страдающей в нем человека. Мир во всех отношениях, безусловно, плохой: эстетически он похож на карикатуру, интеллектуально - на сумасшедший дом, в моральном смысле - на мошенническое гнездо, а в целом - на тюрьму. Такому миру и такому человеку, по убеждению философа, лучше было бы вовсе не существовать. Считается, что именно А. Шопенгауэр, наряду с английским поэтом Дж. Колриджа, ввел в научный оборот термин "пессимизм" (от лат. Pessиmus - худший. Если же речь идет не о сроке, а о мировоззрении, то пессимизм не моложе за человечество.

Заслуга А. Шопенгауэра (если это можно считать заслугой) заключается в развернутом обосновании наиболее радикальной и последовательной, всеобъемлющей системы пессимизма в европейской философии. В худшем из миров, где царит зло, живет страдающая и жалкая человек. Эгоизм ее чрезвычайно силен, большинство несчастий человека базируются на ней и ею объясняются. Но в природе человека есть и нечто более аморальное, чем эгоизм - злоба, злорадство, жестокость. Единственная моральная пружина человеческого поведения, противостоящего злобности и эгоизма, - это сочувствие, действия, направленные на облегчение страданий других людей. Из сочувствия А. Шопенгауэра выводятся две фундаментальные добродетели: справедливость и человеколюбие. А они, в свою очередь, составляют основу всех положительных моральных качеств.

Справедливость и человеколюбие образуют как бы два степени сочувствия: первый - "отрицательное" сожаление, что побуждает воздерживаться от вреда другим; второй - "положительное" сожаление, что требует активного содействия по уменьшению их страданий. Никому не вредит и к тому же помогай другим, сколько можешь - таков главный принцип его этики. Это высказывание ставит А. Шопенгауэра в ряд гуманистов. Но гуманист он своеобразный. Со времен Ренессанса европейский гуманизм исходил из убеждения в высоких добродетелях человека и человеческого рода, от веры в различные, хотя бы потенциально присущие человеку качества, творческие и моральные возможности, с оптимистического взгляда на перспективы ее исторического и личного совершенствования. Любить человека, которым увлекаешься, несложно. Гораздо труднее полюбить существо, лишенное достоинств, эгоистичную, злую, глупую и несчастной, отягощенную проблемами, человека, который страдает и скучает без надежды и перспективы. А. Шопенгауэр убежден, что человеколюбие не может быть выборочным, обращенным только к достойным и моральных, оно не допускает взаимности, иначе выродилось бы в форму себялюбия. Напротив, человек благополучная, успешная, счастливая, насколько счастья вообще возможно в мире страданий, не вызывает у нас морального сочувствия. В лучшем случае она нам чужда, равнодушная и неинтересна, а в худшем - вызывает чувство зависти. Счастлив не сочувствуют.

А. Шопенгауэр - фаталист, его афоризмы и максимы полны элементов скепсиса, иронии, игры и парадокса. Сам термин "парадокс" (от греческого paradox - неожиданный, странный) означает: неожиданное, непривычное, несоответствующее традиции утверждения, рассуждения или заключение. В логике - противоречие, полученное в результате внешне логического рассуждения, что приводит к взаимоисключающих выводов. Наличие парадокса означает неспособность какого-либо из ссылок (аксиомы), используемые в данном рассуждении или теории в целом. Хотя эту несостоятельность зачастую трудно найти, объяснить и тем более, устранить.

В гегелевской диалектике основной закон вытекает из противоречивости жизни, это закон единства и борьбы противоположностей. Сущность закона выражает категория диалектической противоречия (она занимает центральное место и в материалистической диалектике), что означает взаимодействие противоположных, взаимоисключающих сторон объекта или системы, которые, вместе с тем, находятся во внутренней сплоченности и взаимозависимости, будучи источником саморазвития, эволюции и развития природы, общества и познания. В своем развертывании диалектическое противоречие проходит несколько ступеней: различие, поляризация, столкновение, антагонизм. Высший момент в развитии диалектического противоречия - переход противоположностей друг в друга. На этой ступени осуществляется решения диалектической противоречия и переход системы из одного качественного состояния в другое. Формы диалектического противоречия: основные и неосновные, существенные и несущественные, внутренние и внешние, антагонистические и неантагонистични.

В начале XX века наука открыла парадоксы в природе, а затем и в обществе: те, которые человек мог представить только в виде кентавр-явлений, кентавр-процессов, кентавр-образов. Да, очень долго не могли объяснить противоречивость элементарных частиц атома "частицы-волны" - это противоречило не только классической физике, но и здравому смыслу. Над этим бились Макс Борн, Альберт Эйнштейн, Эрнст Резерфорд, и только Луи де Бройль, а за ним Нильс Бор рискнули соединить несоединимое, согласно которому атом в нашем сознании предстал кентавром. Луи де Бройль доказал, что электроны присуща способность находиться в двух ипостасях: частицы и волны. Это была своеобразная революция, положившая начало новейшем физическом мировоззрения, формированию современной квантово-полевой картины мира.

В условиях рыночных экспериментов стало массовым уникальное явление, когда одна и та же человек (или группа людей) одновременно придерживается взаимоисключающих социальных и политических суждений и установок (социалист, она же - либерал. Интернационалист-шовинист; монархист-республиканец. При этом люди искренне верят взаимоисключающим установкам, не замечая времени их вопиющей противоречивости.

Какое же место кентавр-проблем в общественной жизни? Еще в древнегреческой поэзии был открыт стилистический прием оксюморон (дословный перевод - "остроумно-глупое"), что означает сочетание того, что не сочетается по смыслу. А в российской художественной мысли мы находим у Л. Толстого "Живой труп", у И. Тургенева - "Живые мощи", у А. Блока - "Жар холодных чисел". А Игорь Северянин - эпатажный ироничный поэт серебряного века - стихотворение "Моя Россия" начинает словами: "Моя безбожная Россия, Священная моя страна!" А в завершение звучат строки: "Моя ползучая Россия, Крылатая моя страна!" В стихотворении "Володарка Эсти" звучит пафос освобождения, преодоления привычного: "В запрете есть боль. Только в воле нет боли. Поэтому боль в ней всегда, Та боль захватывающий. Фея Eиole - контраст утверждению "да". Легкое покрывало тайны наброшенное на все слова автора: почему противоречит фея и что она возражает? Противоречивость человеческого сознания очень ярко проявляется в народных поговорках, вроде: "Детки - радость, детки ж и горе", "Богатый Ермошка: есть собака и кошка", "Нет горького без доброго", "Сапожник без сапог" и многие другие.

Наличие парадоксов в жизни наблюдали еще древние греки. Однажды грек сказал друзьям: "Я вру!" "Врет и признался - правду говорит, а если не врет, от правды не убегу, обманывают в том, что неправда действует" Этот парадокс живет 2000 лет, поражая тем, что решение нет. Один-единственный признался, что он врет. Поэтому и поражен народ? Филит Косський всю жизнь посвятил решению этого парадокса и в отчаянии покончил с собой. Диодор Кронос дал обет не есть, пока не решит этот парадокс, и умер от голода. Еще один широко известный древнегреческий парадокс - это парадокс парикмахер: «Совет деревни выдала приказ, парикмахер должен брить только тех мужчин, которые не бреются сами. А кто же острижет парикмахер? »

Может множество содержать саму себя в качестве своего элемента? Может целое быть частью себя? Английский общественный деятель, математик, философ и логик Бертран Рассел открыл парадокс в теории множеств. Основатель философии жизни Фридрих Ницше за основу своего учения взял не волю к жизни, как А. Шопенгауэр, а волю к власти. Ф. Ницше - прекрасный филолог и музыкальный импровизатор, страдавший от недугов, прошел через манию величия и упал в болезненное состояние души. Его взгляды превращаются в своеобразную философскую форму, где яркие литературные эссе, проповеди, афоризмы, декларации, написанные время в музыкальных ритмах, раз за разом противоречат друг другу. Парадоксальность выражений, памфлетов и притч в том, что, с одной стороны, он призывает к совершенствованию культуры человека, улучшение же типа человеческой личности (а это, согласитесь, благородная цель, но, с другой стороны, выводит образ "сверхчеловека" (культ "сильной личности", одержимого жаждой власти.

В истории (и не только отечественной) находим массу кентавр-проблем, кентавр-явлений, кентавр-образов. Российский предприниматель, фабрикант и меценат XIX - начала XX века Савва Морозов оказывал финансовую помощь большевикам. В Англии XVII века капиталист-фабрикант Роберт Оуэн создает утопическое учение об обществе всеобщего благоденствия и пытается воплотить свои идеи в жизнь. В XVII - начале XVIII века французский сельский священник и одновременно философ, атеист Жан Мелье в своем единственном произведении "Завещание" подверг критике феодально-абсолютистские порядки и религиозные догмы, выдвинул проект идеального коммунистического общества.

По своему парадоксальный и феномен перехода ряда деятелей дворянской и буржуазной культуры на позиции поддержки пролетарской диктатуры и советского государства. Причем многие из них не отказался от тех идеалов, которые исповедовал (образ жизни, прислуга, понятие чести и достоинства и т.п.). Они считали возможным служить новым идеалам, хотя последние нередко исключали прежние. Установив диктатуру пролетариата, большевики заявляли, что выражают интересы всего народа. Политика большевиков в годы гражданской войны получила название политики "военного коммунизма", но коммунизм - это такой общественно-экономический строй, где не может быть принуждения и эксплуатации, это общество всеобщего благоденствия, где нет классов и существует единая общенародная собственность на средства производства, полная социальное равенство (так следует из учения К. Маркса, Ф. Энгельса, В. Ленина и их предшественников социалистов-утопистов. А в сегодняшней жизни такой феномен, как предприниматель-коммунист? Во фракции КПРФ во II Государственной Думе (1995 - 1999 годы) процент предпринимателей был крупнейшим по сравнению с другими фракциями, даже с теми, кто претендует на репрезантацию либеральных взглядов ("Яблоко", "Наш дом Россия").

Каковы причины возникновения кентавров в сознании и поведении людей? Важнейшей характеристикой массового политического сознания в обществах переходного типа является неустойчивая равновесие двух противоположных систем ценностей - авторитарной и демократической. Между двумя этими полярными системами расположены определенные промежуточные «комплексы», которые склоняются в той или иной сторону по отдельным вопросам [2]. Часть тех, кто высказывается за реформы, одновременно поддерживает плановое ведение хозяйства, а те, кто против реформ, выступают за рыночную экономику [3]. Специфика посттоталитарной амбивалентности проявляется в нескольких аспектах: 1) в массовом и индивидуальном сознании взаимоисключающие ценностно-нормативные подсистемы сосуществуют не как антагонисты, а как согласованные элементы единого типа сознания и эмоционального отношения к социальной действительности, 2) противоречивые системы ценностей характерны не для различных социальных групп , а фактически для каждой из больших социальных групп; 3) амбивалентность проявляется в противоречивом сочетании демократических целей социальных преобразований и тоталитарных средств их реализации [4].

Как показывают исследования, подобное - не прихоть и даже не исключение, а скорее норма, очень характерна для людей в период кардинальных общественных изменений. Кентавр - это особая форма противоречия, специфический проявление парадоксов. Это не простая противоречие в его многообразии, многоаспектности, присущая общественной или групповой сознания, а такое состояние сознания (и знания тоже), который отражает сочетание несочетаемого, то есть когда разум не может объяснить одновременное существование двух (или нескольких) взаимоисключающих начал. Метаморфозы общественного сознания является разнообразными, а их роль и влияние на общественную жизнь значительными. Многие из них являются отражением «социальных болезней», барометром состояния общества, индикатором неблагополучия.

Литература:

1. Макиавелли Н. Государь. Перевод с итальянского. М.: Планета, 1990 .- С. 52-53.

2. Поливаева Н. П. Политическая культура и ПОЛИТИЧЕСКОЙ сознание: Учебное пособие по политологии.-Воронеж: Воронежский государственный университет, 1999 .- С. 52.

3. Беляева Л. А. Стратегия выживания, адаптациы, преуспевания / / Социологические исследования.-2001 .- № 6 .- С. 44.

4. Головаха Е., Панина Н. Социальные изменения в Украине: постсоветская деинституционализация и особенности становления новых социальных институтов / / Политическая мысль. - 2001 .- № 4 .- С. 17.

5. Тощенко Ж. Метаморфозы современного общественного сознания: методологические основы социологического анализа / / Социологические исследования.-2001 .- № 6 .- С. 14.

6. Тощенко Ж. Кентавр-проблема как особый случай парадоксальности общественного сознания / / Вопросы философии.-2002 .- № 6 .- С. 35.

7. Там же. - С. 36.

8. Попова И. М. Повседневные ИДЕОЛОГИЯ. Как они живут, меняются и исчезают. М.: Институт социологии НАН Украины, 2000 .- С. 101.

9. Даней Д. А. Старт кентавристикы / / Вестник РГГУ / Под ред. Д. Дань, Д. Хубовой .- Выпуск 1.-Кентавристика: опыт сочетания несочетаемого. - М., 1996. - С. 19.

 

Loading...

 

Это интересно

загрузка...
Loading...



загрузка...