Образ политического лидера в представлении студентов

Марина Хоменко,
магистрант кафедры психологии
Черниговского государственного педагогического университета
им. Т. Шевченко



Изучение особенностей восприятия политического лидера различными социальными группами являются актуальной проблемой современной социальной и политической психологии. Результаты таких исследований должны как теоретический интерес (изучение общественных настроений, прогнозирование направлений дальнейшего развития общества, выяснение факторов, влияющих на формирование "образа" политиков в сознании населения и т.д.), так и сугубо практический (построение имиджа политических лидеров, как набор PR).


Постановка проблемы

Важным делом является изучение представлений о политических лидеров среди студентов, которые, с одной стороны, составляют значительную часть избирателей и выступают относительно активной в политическом плане группой молодежи, а с другой - многие из них в будущем пополнит политическую элиту.

Отметим, что систематическое изучение различных аспектов проблемы политического лидерства в отечественной психологической науке только начинается. До недавнего времени этот вопрос исследовался западными, главным образом американскими, специалистами. Именно поэтому, несмотря на разработку ряда аспектов этой научной проблемы, определенные моменты (в частности, психология восприятия образа политических лидеров) требуют дальнейших комплексных исследований.

Анализируя особенности видение политического лидера студентами, отметим, что они, в некоторой степени обусловлены политической культурой молодежи, на формирование которой влияет ряд факторов: индивидуально-психологические (возраст, интеллектуальные особенности, личностные качества, ценностные ориентации), социально-психологические (влияние родителей , друзей, учреждений образования, средств массовой информации) и социально-экономические (экономическое положение как страны в целом, так и конкретной личности в частности).

Российские и украинские ученые (А. Башкирова, Н. Лайдинен, Л. Гегель, Р. Мамедбейли, Л. Московичева, А. Красильникова, Д. Левчик, Э. Левчик, С. Ципко, А. Шевченко) уже осуществили попытку путем социально -психологических исследований очертить образ идеального политического лидера, имеющего такие черты, как справедливость, честность, патриотизм, сила воли, ответственность, целеустремленность, исполнительность, дальновидность, высокая образованность, ум, внимательность, обязательность, организационный талант, решительность, смелость, уверенность в себе, властность, компетентность, дипломатичность. При этом приоритетная роль отдается патриотизму, честности, справедливости и решимости.

Наряду с тем, в этих исследованиях во внимание принимался лишь анализ рациональных составляющих образа политического лидера. Вместе было доказано, что существуют и неосознаваемые электоратом оценки политических деятелей, что существенно влияет на формирование имиджа последних и во многом отличаются от рациональных. Исследованию подсознательного уровня восприятия политических лидеров посвятили свои работы А. Шестопал, М. Новикова-Грунд, Д. Дурдин, Н. Шелекасова, М. Андрианов, Н. Илюхина, Е. Дорофеев и другие. Концептуальные положения этих и других ученых были положены в основу авторского социально-психологического эмпирического исследования.

Целью исследования было определение особенностей восприятия образа политического лидера отечественной студенческой молодежью. Объектом исследования выступали представления студентов о политических лидеров, а предметом - особенности сознательных (рациональных) и подсознательных (иррациональных) представлений о политических лидеров, разница в представлениях о реальных и идеальных политических лидеров, а также связь этих представлений с демографическими и социально -психологическими факторами.

Методика и организация исследования

Эмпирическое исследование охватывало студентов 3-го курса исторического факультета Черниговского государственного педагогического университета им. Т. Шевченко. Общая выборка включала 120 человек, из них 29 - мужского и 90 - женского пола (один подопытный не указал свой пол.

В ходе эмпирического исследования мы использовали метод опроса (в форме анкетирования), традиционно применяется в психолого-политических исследованиях, а также метод психодиагностического тестирования.

 

Всего подопытным предлагалось три методики:

  1. психогеометричний тест С. Деллингер (на определение типа личности.
  2. авторский вариант личностного дифференциала (ОД) для оценки образа политического лидера;
  3. методика портретных выборов Л. Сонди.


С помощью ОД студентов просили оценить реальных руководителей государства и идеальных политических лидеров (это позволяло измерять сознательный уровень представлений. Кроме того, используя стимульний материал методики Л. Сонди, подопытным необходимо было выбрать портреты идеальных лидеров (подсознательный уровень представлений. Для повышения уровня достоверности результатов исследования проводилось анонимно.

Результаты исследования и их обобщения

Все полученные результаты эмпирического исследования были подвергнуты стандартной процедуре математико-статистической обработки с использованием компьютеризированных программ "ОСА" и "SPSS". В процессе статистического анализа высчитывались результаты как по общей выборке испытуемых (см. таблицы 1 и 2), так и за ее отдельными подгруппами. Аанализ позволяет установить определенные интересную и дойти конкретных выводов.

В результате проведенного исследования нами было получено такой "портрет"-представление студентов о реальных политиков. Относительно внешних характеристик, то это люди старшего возраста, преимущественно мужчины, не отличаются приятной внешностью. Они имеют средний уровень интеллектуально-деловых качеств, а также таких черт, как "активность - пассивность" и "мягкость - жесткость. По своему характеру они относительно безответственны. В морально-этическом плане реальные политики представляются эгоистами, нечестными людьми. Такая черта, как "патриотизм - непатриотизме" является средне выраженной.

Идеальный лидер представляется студентами таким. Это относительно молодой, красивый мужчина, имеющий высокий уровень образованности, способностей к руководству и опытности. Он должен быть достаточно активным, ответственным и относительно жестким. Относительно морально-этических характеристик, то идеальный лидер является альтруисты, честным человеком и патриотом. При этом следует отметить, что испытуемые были наиболее единодушны в оценке уровня образованности лидера и его умение управлять и наименьшее сходились в представлении о поле последнего.

Структура подсознательных представлений об идеальном лидера включала в себя, в основном, портреты серий "h" и "е" (по методике Л. Сонди. Это свидетельствует, что от такого лидера ожидают проявлений мягкости, нежности, сердечности, доброты, а также способности к сочувствию, терпимости и т.д. Такие результаты, на наш взгляд, закономерны, поскольку, во-первых, 75% общего выборки составляли девушки (а вышеупомянутые черты являются, преимущественно, фемининнимы), во-вторых, именно этих "человеческих" черт, вероятно, не хватает современным политикам .

Можно также увидеть, что часть упомянутых качеств присуща и сознательным образам. Наряду с тем, некоторые черты, прежде мягкость, противопоставляются тем, которые есть в сознательных представлениях (там желают видеть относительно жесткого лидера. Все это позволяет говорить о том, что существует определенная разница между сознательными (рациональными) и подсознательными (иррациональными) представлениями студенческой молодежи о политических лидеров, о чем говорилось, в частности, в работах А. Шестопал и других исследователей.

Межгрупповой анализ результатов позволяет констатировать ряд тенденций. Как в общей выборке в целом, так и в большинстве ее подгрупп (мужчины, женщины, представители типов личности "квадрат", "треугольник", "круг", "зигзаг"), было обнаружено низкие и средние показатели отрицательной корреляции (от - 0,1 до -0,5) между сознательными образами реальных и идеальных политических лидеров. Это свидетельствует о том, что представления подопытных о реальных и идеальных политиков существенно отличаются. Исключение составляет только группа подопытных с типом личности "прямоугольник", в которых зафиксировано высокую положительную корреляцию между указанными образами. Эти студенты, в отличие от других, имеют несколько идеализированные представления о реальных политических лидеров. Такой факт можно объяснить особенностями типа "прямоугольник", в частности его доверчивостью.

Сравнивая представления подопытных о реальных руководителей государства, отметим, что в разных группах общей выборки (за исключением "прямоугольников) они являются практически одинаковыми. На это указывают высокие коэффициенты положительной корреляции результатов различных групп (0,8 - 0,9). Только корреляция результатов между группой "прямоугольников" и другими группами оказалась незначительной. Причиной этого является уже упомянутая специфика оценки студентами-"прямоугольниками" реальных политических лидеров.

Таким образом, можно сделать вывод, что существует взаимосвязь между типом личности и представлениями о реальных политиков. При этом фактор пола на эти представления практически не влияет.

Относительно представлений студентов о идеальных политических лидеров, то можно констатировать их значительную схожесть, о чем свидетельствуют достаточно высокие показатели положительной корреляции (0,9) между идеальными образами. Итак, пол и тип личности существенно не влияют на общий образ идеального лидера. Вместо этого они оказывают влияние на отдельные составляющие этих образов (возраст лидера, его пол, черты характера и т.д.).

Анализ показателей корреляции между подсознательными представлениями о идеальных политических лидеров свидетельствует, что эти представления достаточно подобными во всех группах общей выборки. На это указывают средние и высокие коэффициенты положительной корреляции (0,5 - 0,9). Основу подсознательных представлений у подавляющего большинства испытуемых составляли факторы типа "e" и "h". Лишь у представителей отдельных типов личности эта структура несколько изменялась. Самым популярным портретом по методике Л. Сонди оказался портрет 1.6.е. (См. рисунок) - в общей выборке его избрали 48,3% обследуемых, в разных ее подгруппам - от 33,3% до 61,5%.

 


Портрет популярного идеального политического лидера

 

Картинка

 

Для более глубокого анализа данных, касающихся образов "реальных" и "идеальных" политических лидеров, полученные результаты были подвергнуты процедуре факторного анализа. В результате нами выделено пять самых значительных факторов.

Основу первого фактора (условное название - "плохой реальный политик") составляют следующие признаки: неумение управлять ("реальный" образ - р), безответственность (р), нечестность (р), непатриотичнисть (р), пожилой возраст (р), некрасивую (р), необразованный (р), неопытный (р), пассивный (р), эгоистичен (р). Этот фактор, по своей сути является негативным стереотипом, отражает представления большей части опрошенных студентов о высшее политическое руководство нашей страны.

Второй фактор ("политик-бездарь") содержит такие признаки: необразованный ("идеальный" образ - и, неумение руководить (и), неопытный (и), безответственный (и), пожилой возраст (и), пассивный (и). Таким образом, этот фактор отражает существование представления об одном из отрицательных типов современных политиков, отличающихся низкими профессиональными качествами.

Третий фактор ("честолюбивый политик-интриган") состоит из следующих признаков: нечестность (и), непостоянство (и), жесткость (и) и честолюбие, демонстративность (и). Как видим, что этот фактор также указывает на один из отрицательных типов современных руководителей.

Четвертый фактор ("мягкотелым политик") базируется на таких признаках, как мягкость (и), невродливисть (и) и интровертованисть (и). Как и два предыдущих факторы, он отражает нынешнее представление молодежи об одном из политических типажей.

Пятый фактор ("противоречивый" или "амбивалентный" политик) включает в себя противоположные по своей сути характеристики екстравертованисть (и), интравертованисть (и), жесткость (р) и мягкость (и). На наш взгляд, этот фактор может отражать представление о тех политиков, восприятие которых является неоднозначным и противоречивым.

Таким образом, полученные факторы отражают наличие среди студенческой молодежи негативных стереотипов, касающихся как реальных политических руководителей современности, так и отдельных типов политиков.

Выводы

Полученные результаты эмпирического исследования позволили сделать следующие выводы.

1. Существует определенная разница между сознательными (рациональными) и подсознательными (иррациональными) представлениями отечественной студенческой молодежи о политических лидеров.

2. Существует незначительная корреляция между представлениями студентов о реальных политиков и представлениями о "идеального" политического лидера.

3. Существует корреляция между представлениями студенческой молодежи о политических лидеров и типом личности индивида.

4. В сознании современных студентов существуют, главным образом, негативные социальные стереотипы, касающиеся как реальных политических руководителей и отдельных типов политиков.

Перспективными направлениями дальнейших комплексных исследований, на наш взгляд, может быть изучение, наряду с сознательными, подсознательных представлений различных групп отечественной молодежи о политиках, а также влияния последних на политическое поведение личности.

Литература:

1. Андрианов М. С. Эмоциональная составляющая ПОЛИТИЧЕСКОЙ культуры: на примере анализа цветовосприятия школьникам образов Политических деятелей / / ПОЛИС. - 1997. - № 2. - С. 106 - 117.

2. Башкирова Е. И., Лайдинен Н. В. Каким видят Россияне президента / / СОЦИС. - 2002. - № 5. - С. 19 - 24.

3. Гегель Л. А., Мамедбейлы Р. Ш., Московичева Л. Н. Формирование образа политическом лидера в сознании молодых россиян / / социально-гуманитарные знания. - 2002. - № 2. - С. 158 - 170.

4. Дурдин Д. М. "Образ" политическом лидера и возможности его изменения / / ПОЛИС. - 2000. - № 2. - С. 133 - 151.

5. Илюхина Н. Н., Дорофеев Е. Д. Представление о политическом лидер высшего эшелона власти: использование стимульного материала методики Сонды / / Психологическая газета («ИМАТОН»). - 1996. - № 7 - 8 - С. 7.

6. Красильникова Е. В. Политические предпочтение возрастных групп / / СОЦИС. - 2000. - № 9. - С. 49 - 52.

7. Левчик Д. А., Левчик Э. Г. «Человек у власти»: представления оппозиционного электората / / СОЦИС. - 1999. - № 6. - С. 35 - 41.

8. Цыпко С. Проблемы современной политической культуры студенческой молодежи Украины / / Возрождение. - 1999. - № 4. - С. 8 - 13.

9. Шевченко Е. В. Проблемы идентификации ценности потенциальный электората с ценностнымы ориентациях политическом деятеля / / Психолого-педагогическая наука и общественная идеология: матер. методолого. семинара АПН Украины - К.: Гнозис, 1998. - С. 589 - 592.

10. Шелекасова Н. П. Бессознательные аспекты имиджа политическом лидера / / ПОЛИС. - 2000. - № 4. - С. 130 - 140.

11. Шестопал Е. Б. оценка гражданам личности лидера / / ПОЛИС. - 1997. - № 6. - С. 57 - 79.

12. Шестопал Е. Б., Новикова-Грунд М. В. восприятие образов двенадцати ведущих российских политиков (психологический и лингвистический анализ) / / ПОЛИС. - 1996. - № 5. - С. 168 - 191.

 

Loading...

 

Это интересно

загрузка...
Loading...



загрузка...