Отношение студенческой молодежи к терроризму

Александр Дроздов,
старший преподаватель кафедры психологии
Черниговского государственного педагогического университета
им. Т. Шевченко



Актуальность исследования проблем, которые так или иначе связанные с явлением терроризма, не требует много доказательств, ведь самым убедительным аргументом здесь выступает сама жизнь. И хотя массовое распространение терроризма, к счастью, обошло Украину, в отличие от некоторых других регионов мира, аксиомой является то, что ни одна страна не застрахована от этого бедствия.

Постановка проблемы

Феномен терроризма рассматривается современными исследователями в криминологической, политологическом, социологическом, психологическом аспектах. Не отвергая важности многопланового подхода к этой весьма сложной проблемы, отметим, что именно социально-психологический анализ этого явления является одним из важнейших и перспективных, ведь действия террористов является разновидностью агрессивного поведения, а их мотивы часто связаны с определенным мировоззрением, ценностными ориентациями и т.п. .

Среди различных аспектов проблемы терроризма следует выделить проблему отношения молодежи к этому явлению. Актуальность таких исследований обуславливается двумя основными моментами. Во-первых, известно, что определенная часть подростков и юношей склонна к радикальным и экстремистским взглядов, а иногда и действий. Так, подавляющее большинство участников "студенческой революции" во Франции в мае 1968 года находилась под влиянием анархических и троцкистских идей [1]. Объяснить это можно тем, что экстремизм имеет много общего с инфантилизмом, свойственным многим подросткам и юношам. Экстремистская сознание характеризуется неустойчивостью, конфликтностью, внутренним напряжением, деструктивностью, нетерпимостью, тяготением к острым ощущениям [5]. В морально-психологическом плане типичным портретом экстремиста есть такой: "Он молод, у него есть желание рискнуть, он способен переступить через моральные преграды. Его характер еще не сложился полностью, и его незрелость делает его предрасположенным к восприятию экстремистских убеждений и групповой морали "[5, с. 277. Поэтому специалисты по проблемам терроризма не случайно рассматривают экстремизм как предпосылку терроризма. Так, Д. Ольшанский описывает цепь "радикализм - экстремизм - фанатизм - фундаментализм - терроризм" [4].

Из вышесказанного вытекает второй момент, который обуславливает актуальность изучения связи "молодежь - терроризм". Заключается он в том, что именно молодые люди составляют подавляющее большинство членов террористических группировок. При этом довольно существенной частью этой молодежи являются именно студенты. Так, по некоторым данным, террористические организации различных политических направлений на 40 - 50% состоят из студентов в возрасте 17 - 26 лет [9]. Исследователь проблем терроризма Е. Кожушко отмечает, что именно молодые люди не старше 30 лет, с высшим или незаконченным высшим образованием, которые происходят из средних или высших социальных слоев, составляющих социальную базу так называемого левого терроризма, который приобрел особое распространение во второй половине ХХ века в странах Латинской Америки и Западной Европы [3].

Отметим, что указанная тенденция касается не только современности. Среди лиц, привлеченных к суду за террористическую деятельность в царской России в 1880-х годах, 38,3% были студентами. Студенты (или бывшие студенты) часто возглавляли террористические группировки (А. Желябов, Д. Каракозов, Б. Савинков, И. Каляев и другие) [6].

Причиной этого феномена можно считать то, что студенчество, в силу специфики своей деятельности, выступает наиболее политизированной частью молодежи. Изучение философских, социологических, политологических и экономических дисциплин образует основу для усвоения (а иногда и создания) молодым человеком определенных экстремистских идеологий, которые потом срабатывают в роли мотивационного механизма террористической деятельности, а также как механизм оправдания своих действий. Биографии известных личностей террористического движения - яркий пример того, что студенчество было и есть одной из основных кадровых баз террористического движения. Так, один из основателей ОУН Степан Бандера, приговорен 1934 польскими властями за террористический акт против министра Б. Перацкого, был тогда студентом агрономического факультета львовской "Политехники" (отметим также, что из 12 человек, проходивших по этому делу, 9 были студентами или выпускниками университетов) [8]. Основатель итальянских "красных бригад" Ренато Цыпленок учился на факультете социологии университета Тренто [3]. Одна из лидеров западногерманского террористической группировки РАФ Ульрика Майнхоф закончила философский факультет Марбурзського университета [9]. А официальный "террорист № 1" современности Усама бен-Ладен - выпускник факультета экономики и менеджмента исламского университета имени короля Абдель Азиза в Джидде [4].

Результаты исследований российских социологов свидетельствуют о тенденции распространения среди современной молодежи (в частности, среди студенчества) экстремистских идей разного типа, рост популярности фигур вроде Че Гевары, Т. Негри (теоретика "красных бригад") и т.д. [7].

Следует отметить, что указанные тенденции касаются и определенной части украинской молодежи (примером может быть социальный состав УНА - УНСО и подобных экстремистских группировок, основу которых составляет учащаяся и студенческая молодежь. В целом, по данным отечественных социологов, 6% опрошенных молодых людей в возрасте до 22 лет поддерживают идею создания незаконных вооруженных формирований как формы проявления политического протеста (в среднем по Украине - 2% опрошенных) [2]. Цифра вроде бы небольшая, но не следует забывать, что эти несколько процентов в определенных ситуациях могут проявить большую политическую активность, чем вся остальная "законопослушный" молодежь. Все сказанное, на наш взгляд, предопределяет необходимость соответствующих социально-психологических исследований среди студенчества.

Целью проведенного эмпирического исследования было изучение отношения современной студенческой молодежи к явлению терроризма, выявление связи этих Аттитюды с определенными демографическими и личностными характеристиками.

Объектом исследования были социальные установки студентов к терроризму. Предметом его выступали составляющие этих установок, а именно: интеллектуальный компонент (что подопытные знают о терроризме), эмоциональный (как относятся к нему) и поведенческий (оценка потенциальной готовности принять участие в подготовке или совершении террористического акта), а также связь этих установок с полом и уровнем агрессивности.

Методика и организация исследования


Эмпирическое исследование охватывало студентов 3-го курса исторического факультета Черниговского государственного педагогического университета им. Т. Шевченко, обучающихся по специальностям "История и психология" и "Психология". Общее количество испытуемых составляла 63 человека (из них 21 мужского и 42 женского пола).

Для проведения исследования было выбрано методы анкетирования и психодиагностического тестирования. Первый метод позволял изучить социальные установки студентов по терроризму. Подопытным предлагалось авторская анкета, которая содержала 8 закрытых вопросов, которые касались: 1) оценки серьезности терроризма как проблемы современности, 2) оценки определенных насильственных действий как террористических, 3) оценки конкретного события - терактов в США 11 сентября 2001, 4) общей оценки терроризма, 5) оценки мотивов, которыми можно оправдать действия террористов, 6) оценки социальных санкций за теракты, 7) оценки (прогноза) собственной готовности принять участие в подготовке / совершении теракта. Для выявления уровня агрессивности подопытных была использована Проективная методика "Тест руки" Вагнера. Для повышения уровня достоверности ответов все исследование проводилось анонимно.

Результаты исследования и их обобщения

Полученные данные были подвергнуты стандартной процедуре математико-статистического анализа с привлечением компьютерной программы "ОСА". Наряду с общими результатами высчитывались результаты мужской (М) и женской (Ж) подгрупп, а также студентов, имеют равные агрессивности ниже среднего группового значения (АНС), средний (АС) и выше среднего (АВС) 1. Результаты исследования приведены в комплексных таблицах 1 - 7. Кроме того, отдельно высчитывались результаты тех респондентов, которые дали положительный ответ относительно потенциальной возможности принять участие в организации или осуществлении теракта.

Таблица 1

"Насколько серьезной проблемой для современного мира является терроризм?"


Варианты ответов

Группы испытуемых (%)

Общественность

М

Ж

АНС

АС

АВС

Это серьезная проблема, которая угрожает абсолютно всем странам

60

48

67

75

64

33

Это серьезная проблема лишь для некоторых стран и регионов

24

29

21

0

22

44

Это обычная проблема уголовной преступности

6

5

7

0

8

0

Это проблема, которую очень преувеличивают и раздувают

10

20

5

25

6

22

 

Анализ ответов на вопрос об оценке серьезности проблемы терроризма обнаружил, что большинство опрошенных студентов осознает всю опасность этого явления. Почти две трети опрошенных считают терроризм глобальной проблемой современности. При этом, почти все респонденты более или менее понимают специфику этого вида насилия, не сводя его к обычному уголовному преступлению. Но ответа на этот пункт зависят от таких факторов, как пол и уровень агрессивности. Можно увидеть, что оценка опасности терроризма среди юношей и высокоагрессивных лиц является несколько мягче, чем среди других групп.

Таблица 2


Ответы на вопрос "Как вы считаете, какие действия из следующих можно оценить как терроризм?

 


Варианты ответов

Группы испытуемых (%)


Общественность

М

Ж

АНС

АС

АВС

Преднамеренное убийство политического лидера в своей стране

29

43

21

25

32

11

Преднамеренное убийство политического лидера враждебной страны

25

29

24

25

30

0

Преднамеренное убийство представителя власти, чиновника, в своей стране

8

24

0

25

4

22

Преднамеренное убийство представителя враждебной (оккупационной) власти

16

14

17

0

18

11

Преднамеренное убийство военнослужащего вражеской (оккупационной) власти

13

14

12

25

12

11

Захват заложников (в своей стране) и выдвижения определенных требований

84

95

79

100

82

89

Захват заложников (во вражеской стране) и выдвижения определенных требований

79

71

83

100

84

44

Взрыв в бататолюдному месте в своей стране

84

95

79

100

80

100

Взрыв в бататолюдному месте во вражеской стране

78

76

79

75

80

67

 

 

Ответы на вопрос об оценке определенных действий как терактов обнаружили определенные интересные тенденции. Подавляющая часть опрошенных студентов ассоциирует совершения теракта с захватом заложников или взрывом. Причиной этого, возможно, является то, что именно эти виды преступлений получили широкое распространение в современном мире и, соответственно, освещаются в средствах массовой информации. Очень небольшая доля респондентов оценивает убийство представителя власти как проявление терроризма, что, возможно, связано с наличием в обществе определенной антипатии к власти. В целом можно заметить, что как проявления терроризма оцениваются прежде действия, жертвами которых становятся обычные граждане, а не представители власти. Следует также отметить, что ответы студентов на этот пункт анкеты коррелируют с полом и уровнем агрессивности. Интересно, что женщины менее считают проявление терроризма убийство представителей власти разного уровня, чем мужчины. Такая же тенденция прослеживается и по захвату заложников и взрывов в своей стране (интересно, что по отношению к аналогичным действиям во вражеской стране женщины настроены критично, чем мужчины. Высокоагрессивных респонденты реже оценивают как теракты почти все предложенные примеры насильственных действий (исключением является оценка убийства представителя власти в своей стране).

Большинство опрошенных дала негативную оценку известным терактам в Нью-Йорке 2001 года. Очень незначительная часть респондентов заявила о своем индифферентное отношение к этим событиям (исключением были 22% высокоагрессивных студентов). Наряду с тем, примерно каждый третий респондент считает, что Америка заслужила такой теракт. Мужчины так считают вдвое чаще, чем женщины. Закономерным является также то, что с ростом уровня агрессивности растет и степень поддержки такого варианта ответа.

На наш взгляд, можно сделать вывод, что отношение опрошенных студентов к взрывам нью-йоркских небоскребов зависит от их политических установок (а конкретно - от антиамериканских установок.

 

Таблица 3

Ответы на вопросы
"Какое ваше отношение к терактам в США 11 сентября 2001?"

 


Варианты ответов

Группы испытуемых (%)

Общественность

М

Ж

АНС

АС

АВС

Отрицательное, это ужасное и кровавое преступление

63

52

69

75

66

44

Мне, в целом, это безразлично
(Это проблема США)

8

5

10

0

6

22

США, на мой взгляд, заслужили это

29

43

21

25

28

33

 

Как видно, общее эмоциональное отношение к терроризму является негативным. Наряду с тем, очень распространен дифференциальный подход к оценке терроризма, согласно которому положительная или отрицательная оценка конкретного теракта зависит от того, кто выступает в роли жертвы. Среди студентов-мужчин такой подход встречается чаще, чем среди женщин. Частота такого подхода коррелирует также с уровнем агрессивности. Интересно, что почти каждый четвертый опрошенный юноша считает терроризм единственно возможным и эффективным инструментом борьбы слабого с сильным (т.е. фактически оправдывает его. Таким образом, фактор пола довольно сильно связан с общим отношением к явлению терроризма, и эта связь больше даже в сравнении с фактором агрессивности. 

Таблица 4

Ответы на вопросы

"Как вы в целом относитесь к явлению терроризма?"


Варианты ответов

Группы испытуемых (%)

Общественность

М

Ж

АНС

АС

АВС

Это одно из жестоких и отвратительных преступлений против людей

70

43

83

50

76

44

Это единственно возможный и эффективный способ борьбы слабого с сильным

8

24

0

0

8

11

Это ни хорошо, ни плохо, все зависит от того, кто и против кого осуществляется теракт

21

49

17

50

16

33

 

 

Заслуживают внимания результаты ответов на вопрос относительно мотивов, которыми можно оправдать совершения теракта. Лишь четверть от общего количества респондентов считает, что никакими мотивами нельзя его оправдать. Чаще как мотив оправдания называлась борьба с иностранными оккупантами (вероятно, что студенты исторического факультета имели в виду, прежде всего, партизанское движение в годы Отечественной войны). Часто также упоминались такие мотивы, как борьба за права и свободы, установление нового, справедливого общественного строя. Реже избирался мотив борьбы с врагами своей религии, что является закономерным, ведь большая часть украинских студентов имеет низкий уровень религиозности.

Как и во всех предыдущих случаях, характер ответов респондентов был связан с их полу и уровню агрессивности. Так, юноши чаще, чем девочки считали, что теракт можно оправдать различными мотивами. Это же касается и респондентов с высоким уровнем агрессивности.

 

Таблица 5

Ответы на вопросы

"Как вы считаете, какие мотивы могут оправдать человека, осуществляющее террористический акт? "



Варианты ответов Группы испытуемых (%)
Общественность

М

Ж

АНС

АС

АВС

Борьба за свободу своего народа против иностранных оккупантов

60

76

52

100

56

67

Борьба с противниками своей религии

5

10

2

25

0

22

Борьба за установление нового, справедливого порядка

33

29

36

25

34

33

Месть за товарищей или родственников

19

33

12

0

18

33

Нищета

13

14

12

0

10

33

Нехватка прав и свободы

38

43

36

50

34

56

Наличие нервно-психического расстройства

25

29

24

50

26

11

Неравные силы и возможности по сравнению с противником

13

29

5

25

8

33

Никакие

25

19

29

0

28

22

 

Ответы студентов относительно санкций за совершение терактов отражают их общее отношение к явлению терроризма. Около половины респондентов считают что такой санкцией должна быть смертная казнь или пожизненное заключение. Наряду с тем, немалая часть опрошенных дифференцированно относится к санкциям, указывая, что они могут быть как отрицательными (наказания), так и позитивными (награда) - в зависимости от того, кем и против кого осуществляется теракт. Мужчины и высокоагрессивных лица считают так чаще, чем другие группы опрошенных (кроме того, последние не согласны, что за теракт следует наказывать смертной казнью.

Оценка студентами потенциальной возможности стать участником подготовки или совершения теракта обнаружила неожиданные результаты. Из общего количества опрошенных только половина четко определилась с тем, что никогда и ни при каких обстоятельствах не будет участвовать в террористической деятельности. Около трети не смогли точно спрогнозировать свое поведение относительно такой возможности. 17% от общего количества респондентов гипотетически предполагают свое участие в подготовке теракта и 10% - в совершении теракта.

Частота ответов на эти вопросы коррелирует с полом и уровнем агрессивности.

Таблица 6

 

Ответы на вопрос "Как вы считаете, чего заслуживают люди, которые принимают участие в осуществлении терактов?"

 


Варианты ответов

Группы испытуемых (%)

Общественность

М

Ж

АНС

АС

АВС

Смертной казни

25

24

26

25

30

0

Пожизненному заключению

35

29

38

25

34

44

Длительному тюремному заключению

10

5

12

0

10

11

Это зависит от того, кто и против кого осуществляет теракт (может быть наказание или награда)

30

43

24

50

26

44

 

 

Существование двух последних групп, на наш взгляд, можно объяснить двумя факторами. Во-первых, это возрастные особенности респондентов: склонность определенной части юношей к экстремизму, а также недостаточно развитые навыки самопонимания и рефлексии. С другой стороны, нельзя отбрасывать и влияния объективных социальных факторов - наличие социально-экономических проблем, чувство фрустрации и несправедливости среди определенной части населения.

 

Таблиця 7

  
Ответов на вопросы
"Как вы считаете, смогли бы вы, при определенных условиях, участвовать
а) в подготовке теракта, б) в совершении теракта? "

 


Варианты ответов

Группы испытуемых (%)

Общественность

М

Ж

АНС

АС

АВС

а) ... в подготовке теракта

Да, но только в крайнем случае

17

33

10

0

18

22

Нет, никогда и ни при каких обстоятельствах

46

24

57

50

48

33

Не могу сказать точно

37

43

33

50

34

44

б) ... в совершении теракта

Да, но только в крайнем случае

10

24

2

0

8

22

Нет, никогда и ни при каких обстоятельствах

54

29

67

75

56

33

Не могу сказать точно

35

48

29

25

34

44

 

Нами отдельно анализировались результаты опроса респондентов, которые дали положительные ответы на последние вопросы (о возможности принять участие в подготовке / совершении теракта. Среди респондентов, которые заявили о потенциальной готовности принять участие в организации теракта, оказалось 7 юношей и 4 девушки (всего 11 человек). Подавляющее большинство из них (9 человек) имела средний уровень агрессивности, а 2 человека - уровень выше среднего. При том, что большинство этих респондентов считает, что терроризм представляет собой серьезную проблему для мира (55%) или отдельных его регионов (27%), ответы на другие вопросы имеют свою специфику. Так, большинство таких респондентов (64%) считает оправданными сентябрьские теракты 2001 года в США, 45% оценивают терроризм как эффективный способ борьбы слабого с сильным; 55% считает, что за теракт возможны как наказание, так и награда.

Следует при этом отметить, что из 11 человек этой группы лишь 6 заявили, что они при определенных условиях взяли бы участие в осуществлении теракта. Эта группа "экстремистов" состояла из 5 юношей и 1 девушки, которые имели как средние уровни агрессивности (4 человека), так и выше среднего (2 человека). Почти все (5 человек) оправдывают террористические действия, хотя при этом и признают, что терроризм является серьезной проблемой современности.

Полученные результаты позволяют говорить о том, что оценка собственной готовности участвовать в террористической деятельности зависит не столько от индивидуально-психологических особенностей человека, в частности уровня агрессивности, сколько от его мировоззрения.

Выводы

Небольшой объем общей выборки не дает возможности выявить закономерности. Наряду с тем, полученные результаты позволили наметить ряд тенденций и сделать определенные выводы.

Большинство опрошенных студентов осознает опасность терроризма для мира в целом. Их представление о сущности и формы терроризма состоят главным образом под влиянием сообщений средств массовой информации. Чаще всего с террористическим актом ассоциируются такие события, как захват заложников и взрыв в многолюдном месте.

Наряду с негативным общим отношением к терроризму, широкое распространение получила дифференцированная оценка терроризма, согласно которому оценка конкретного теракта и санкции за его совершение зависят от того, кто и против кого его осуществляет. Ярким примером этого является фактически положительное отношение части студентов к сентябрьских терактов 2001 года, совершенных в США.

Когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты Аттитюды по терроризму связаны с такими факторами, как пол и уровень агрессивности личности. В целом, представители мужского пола и высокоагрессивных индивиды менее критично относятся к терроризму, чем представители женского пола и индивиды с низкими и средними уровнями агрессивности. Наряду с этим следует отметить, что отношение личности к терроризму зависит и от ее ценностных ориентаций, мировоззрения.

Определенная часть нынешних студентов гипотетически допускает мысль о собственной участие в террористической деятельности в пассивной или даже активной форме. Есть также студенты, которые не могут точно определиться с возможностью своего участия в террористической деятельности. Существование этих двух групп убедительно свидетельствует о необходимости проведения психопрофилактической работы среди современной молодежи.

Перспективными направлениями дальнейших комплексных исследований, на наш взгляд, могут быть: установление специфики отношение к терроризму студентов вузов разного профиля, выявление связи таких Аттитюды с ценностными (в частности - политическими и религиозными) ориентациями личности. Надеемся, что научная разработка этих вопросов хотя бы частично послужит делу профилактики терроризма.

Литература:

1. Айвазова С. Г. Левый радикализм в идейно-ПОЛИТИЧЕСКОЙ жизни Франции: 1958 - 1981. - М.: Наука, 1986. - 150 с.

2. Головаха Е. Отношение к власти и политический выбор молодежи Украины / / Социология: теория, методы, маркетинг. - 2002. - № 1. - С. 117 - 127.

3. Кожушко Е. П. Современный терроризм: анализ основных направлен. - Минск: Харвест, 2000. - 448 с.

4. Ольшанский Д. В. Психология терроризма. - СПб.: Питер, 2002. - 288 с.

5. Социология молодежи: Учебник / отв. править проф. В. Т. Лисовский. - СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1996. - 460 с.

6. Суворов А. И. Политический терроризм в России ХIХ - начала ХХ веков. Истоки, структура, особенности / / СОЦИС. - 2002. - № 7. - С. 54 - 61.

7. Тарасов А. Черная кошка на красном фоне / / Октябрь. - 1998. - № 10. - С. 154 - 159.

8. Шафета П. Убийство министра Перацкого / / Колокол. - 1990. - № 1. - С. 69 - 82.

9. Яцко А. Онтология насилия: террор и терроризм как элементы политической борьбы / / Освободительное путь. - 1998. - № 9 (С. 1070 - 1079) - 10 (С. 1170 - 1179).

 

Loading...

 

Это интересно

загрузка...
Loading...



загрузка...