Каузометия как средство психокоррекции


Наталья Володарская,
кандидат психологических наук,
старший научный сотрудник
Института психологии им. Г. Костюка
АПН Украины


 
Применение каузометрии в психокоррекционная работа с молодежью с особыми потребностями направлено на развитие биографической рефлексии. Настоящее меняет социальную роль инвалида, требуя от него высшей социальной активности, большей ответственности за свой жизненный сценарий, а также участия в решении проблем других людей. Поэтому актуальны становится изучение жизненных стратегий личности с особыми потребностями, условий ее становления и разработка методов коррекции в ситуациях социальной дезадаптации.

Анализ последних исследований и публикаций по этой проблематике позволяет выделить несколько направлений психокоррекционной работы среди молодежи с особыми потребностями. Одним из них является адаптивно-развивающая модель механизма усвоения новых социальных ситуаций, которая ориентирует личность на развитие жизнетворчества (И. Лукашевич. Научная обоснованность этой концепции подтвердилась в практической работе с учащимися с нарушениями слуха (И. Колесник.

Проблемы социально-дезадаптивных поведения личности с особыми потребностями исследуются путем изучения социально-психологических факторов агрессивного поведения, воспитание в семьях и других институтах социализации (система образования - специализированные школы, интернаты), влияния групп сверстников и молодежных субкультур, "социальных фрустраторив ( социально-экономические факторы, которые создают перед личностью барьеры на пути достижения жизненных целей), а также конкретных социальных ситуаций в виде межличностных конфликтов и провокаций (Н. Аликина, А. Бандура, Н. Гришина и другие). Конкретно-научной базой исследований по вопросам социальной адаптации личности с особыми потребностями служит концепция К. Абульхановои-Славской о жизненные стратегии, в основу которых положены цели жизни и средства их достижения, жизненные стили и каузометричний метод психодиагностики и психотерапии в психологии жизненного пути (А. Кроника.

Нерешенными составляющими общей проблемы остаются: трудности интеграции личности с особыми потребностями в общество, изучение жизненных стратегий как условий социальной адаптации, в частности - механизма манипулирования, который опосредует дезадаптивных процессы.

Цель исследования заключается в раскрытии психологических закономерностей становления жизненных стратегий личности с особыми потребностями, жизненных стилей, опосредствуют пути интеграции в общество, особенности социальной адаптации.

Основные тезисы исследования

Современные реалии требуют от молодежи с особыми потребностями активности, принципиальности, чувства собственного достоинства, уверенности в своих силах. Когда же наладить социальные контакты не удается, то у этого контингента молодых людей, в особенности у детей, возникают чувство одиночества, вины, начинаются дезадаптационного процессы. Социальная дезадаптация становится преградой в процессе интеграции личности. Опыт же развитых стран свидетельствует, что ранняя интеграция такого ребенка в общество обеспечивает самоактуализацию личности, полноту, насыщенность и плодотворность его жизни.

Роль "инвалида" как социального стереотипа навязывает стандартное поведение, типичное для личности с особыми потребностями, а это сопровождается потерей свободы выбора жизненного пути. При этом формируется жизненная позиция: "Я не такой (не такая), как здоровые дети". Личность остается пассивной по проблеме конструирования собственной жизни. У нее складываются жизненные стратегии, которые побуждают избегать препятствий или так манипулировать ими, чтобы они превратились в оправдание пассивной жизненной позиции.

Негативный психотравмирующий влияние социального статуса "непохожего на других" меняет систему ценностей личности, обусловливает нарушение процессов дифференциации и интеграции "Я - образов" в структуре самосознания, коммуникативные связи усложняются слабо развитой коммуникативной позицией "Я - взрослый" (по теории трансактный анализа Е . Берна), наиболее широко становится позиция "Я - ребенок". Все это делает сложной взаимодействие с другими, когда при нормальных условиях стимул ведет за собой ожидаемую реакцию общения. В таких случаях личность может применять механизм "манипуляции" другими. Он формируется с детства, в окружении семьи, близких, в детском саду, в школе или интернате. Снисходительное отношение к ребенку с проблемами здоровья со стороны учителей, близких становится условием формирования манипулятора. Личность достигает своей цели, вызывая у других чувство вины перед ней, ответственности за решение ее проблем.

Трудности социальной адаптации таких детей опосередковуються условиями семейного воспитания, которые можно условно разделить на четыре типа: 1) семья, в которой один из родителей или оба - инвалиды; 2) семья, в которой здоровые родители, не имевшие среди своих родных инвалидов; 3) семья, в которой здоровые родители воспитывались в семьях, имевших инвалида; 4) воспитание ребенка с недостатками здоровья без родителей.

Ребенок, перекладывая ответственность за свои проблемы на других, испытывает определенную безопасность. Если это не удается, то она проявляет агрессивность, впадает в отчаяние, депрессию, в состояние фрустрации. Проявление агрессии приводит к разрушению личности. По классификации Э. Фромма, существуют две категории агрессии: «доброкачественная» (реакция на угрозу приветственным интересам, потребностям индивида) и «злокачественная» (которая не выполняет никаких биологически адаптивных функций, приносит только вред и разрушение.

Опираясь на положения субъектного подхода к личности, изложенные в трудах К. Абульхановои-Славской, В. Нурковои, М. Боришевский, Т. Титаренко, В. Татенко, мы рассматриваем понятие "жизненные стратегии" с трех позиций - это построение жизненных целей , средство достижения жизненных планов личности, самореализация личности в жизни. Последние результаты исследования подтвердили предположение о формировании культуры мировоззренческой рефлексии, которая помогает самостоятельно найти положительный смысл жизни, что, в свою очередь, дает возможность не попасть под влияние чувства бессмысленности любого выбора жизненного пути, дефицита осмысления своей жизни, "экзистенциального вакуума" именно детям с недостатками здоровья [1]. При других условиях личность может иметь проблемы в принятии ответственности за реализацию выбранного для себя будущего и воплощение этого выбора в стиль жизни. Иногда условия разрыва между представлениями, которые уже сформировались, и дискредитация "новых" ценностей, которые возникают в новом социальном окружении, вызывающих суицидальные случаи. Одной из причин таких явлений становится когнитивный диссонанс, социальная дезадаптация.

Социально-дезадаптированные поведение личности порождается различными факторами, которые влияют на ранних стадиях социализации. Условно эти факторы можно свести к трем основным группам: 1) макрофакторы - общество, государство, социум, 2) мезофакторы - этнокультурные условия, в которых живет личность; 3) микрофакторы - семья, детский сад, школа, внешкольные учреждения, окружение сверстников [5].

Одним из факторов социальной адаптации личности рассматривается гражданская направленность [2, 3].

Гипотетически предполагалось, что на процесс интеграции личности с проблемами здоровья влияют факторы построения ее жизненного пути, жизненные стратегии детерминируют препятствия в интегративных процессах, в овладении общественными нормами, гражданская направленность является одним из условий интеграции личности в общество. Если у личности собственная система нормативных ориентиров не совпадает с общественным, то возникает конфликт с обществом, порождаемых внутренние личностные противоречия, что приводит к девиантного поведения. Коррекция способности осмысливать свой житттевий путь, находить взаимосвязь между событиями жизни, обобщать свой жизненный опыт и планировать будущее улучшает условия социальной адаптации личности, ее интеграции в общество.

Задачей исследования было определение специфики конструирования жизненного пути детей с проблемами здоровья, определение взаимосвязи жизненных стратегий личности с проблемами здоровья и гражданской направленности как условия интеграции в общество; применения каузометричного метода в коррекционной работы.

Применялись метод автобиографической памяти В. Нурковои и методика определения жизненного стиля М. Алексеевой.

Жизнетворчество личности происходит по системе принципов, ценностей, по которым личность живет, выбирает жизненный стиль, творит собственную историю. Эта система принципов и ценностей является условием определения содержания процесса интеграции личности в общество, процесса становления "плоскости", в которой отражаются определенные личностные характеристики. В биографической памяти происходит отбор жизненных событий, значимых для личности, формируется "зеркало" собственной истории. Даже неосознаваемые чувства, воспоминания прошлого оцениваются и остаются в воспоминаниях как положительные, значимые, комфортные или некомфортные для личности. Воспоминания о прошлом - постоянный субъект диалога личности с самой собой. Биографическая рефлексия - это способность осмысливать свой жизненный путь, находить взаимосвязи между событиями жизни, обобщать свой жизненный опыт, на основе чего базируется каузометричний метод. Объективация представлений событий из собственного жизненного опыта помогает личности решать проблемные жизненные ситуации.

Полученные результаты исследования выявили определенные закономерности проявления гражданской направленности личности с проблемами здоровья. Специфика такого контингента детей проявлялась в выборе жизненных стратегий "беглеца" (по методике В. Нурковои), низким уровнем биографической рефлексии (опрашиваемому трудно было выделить значимые события своей жизни в прошлом и настоящем, оценить их. Превалирование жизненной стратегии "охотника" отмечалось в жизненных стилях "гражданский", "патриот", где доминирующей была гражданская направленность. В рисунках "Мое прошлое, настоящее, будущее" оптимистический настрой в части "будущее" превалировал гораздо чаще, чем в "современном" и "прошлом".

Цветовая гамма рисунков обнаружила, по сути, цвет ассоциативного восприятия жизненных событий. События, которые переживаются как положительные, приятные, чаще ассоциируются с красно-розовым окрасом, безразличие к событию проявляется в синем и сером цветах, амбивалентность - в зеленых. Цветные выборы совпадают по значению с показателями цветных выборов теста Люшера (синий, зеленый, красно-оранжевый, желтый цвета ассоциировались с активностью, радостью, надеждой; черный, серый, коричневый, фиолетовый - символы страха, неуверенности, эмоционального напряжения.

Дети с недостатками здоровья чаще фантазировали на тему своих будущих путешествий, ярких подарков. С прошлого вспоминались только негативные примеры в случае, если ребенок не имел гражданской направленности. В случаях дезадаптации в рисунках превалировали черно-белые оттенки, упрощенные, иногда символические изображения, которые объяснялись спонтанно, часто алогично. Дети говорили, что им не нужно вспоминать прошлое, надо надеяться на лучшее, возможно, в будущем житься им будет легче. Оптимистичные настроения, проявлялись у детей с гражданской направленностью, объяснялись готовностью к преодолению трудностей, изменения своего образа жизни, возможности защитить собственные интересы и интересы других, взять ответственность за других. Проявлялись смешанные стили (по методике М. Алексеевой), в которых превалировали характеристики друга. В таких случаях виокремлювався и рассматривался именно этот тип стиля.

Выбор того или иного стиля личностью может меняться в зависимости от настроения, других условий, но, обобщая все типы выборов, можно выделить наиболее характерные для одного стиля. Если в выборе жизненного стиля превалировали характеристики гражданской направленности, то в этих случаях меньше проявлялся тип жизненной стратегии "беглец". Эта жизненная стратегия в определенной степени служит психологической защитой для личности с проблемами здоровья, предоставляет ей возможность приспособиться к самой себе, избежать состояния фрустрации. Такая жизненная позиция становится условием определенной социальной адаптации личности.

Рассматривая общество как целостный живой организм со своими экономическими и социальными структурами, идеологией и культурой, можно выделить его регулирующую функцию социализации личности. Зависимости от пройденного культурно-исторического пути, достигнутого уровня и перспектив развития общества, в сознании личности формируется идеал, соответствующий стиль жизни, образ мышления [5]. Формируются и механизмы приспособления к микросоциума: восприятие норм, правил и образцов поведения, характерных данной контактной группе, в результате идентификации с ней; приспособления к ближайшему окружению и подчинения его себе; взаимодействие и взаимовлияние на основе ответственности, "взаемозворотности" и афиляции.

Дезадаптация личности с проблемами здоровья происходит, когда она не воспринимает норм общественной жизни, когда ее образ мыслей не совпадает с тем, какой присуща определенной нации, народу, в окружении которого он живет. Существует определенная система нравственных, эстетических черт и качеств, которые вытекают из истории, традиций, социально-экономических, географических и природных условий, в которых формируется каждая нация. Именно эта система определяет содержание и направленность культуры определенного народа, образ мыслей и моральных отношений.

Социальная дезадаптация личности порождает такое негативное явление, как фрустрация. Последствия этого состояния могут быть как конструктивными, так и разрушительными. Конструктивными - когда происходит смена средств достижения целей или изменение самой цели, идеалов, ценностей. На жизненном пути человек почти неизбежно попадает в кризисные ситуации. Преодоление их может стать поворотным пунктом в жизни: личность может изменить свое кредо, переструктурировать иерархию ценностей. Иногда эти изменения освобождают ее от чувства тревоги (которое вызывает агрессивное поведение), повышает порог толерантности к ситуации, вызвавшей фрустрацию.

Личность всегда стремится избегать ситуаций фрустрации. Конфликты провоцируют его делать выбор: добиваться поставленной цели (приближение) или "обойти" негативные стороны (избежания). Если ситуация выбора не решается в течение длительного времени, то вникает тревога, а это формирует защитные механизмы: реакции отделения, проекции, замещения.

Такие защитные реакции могут быть адаптационными, поскольку защищают личность от боли, тревоги. Могут они быть и дезадаптационного, поскольку вызывают искаженное восприятие действительности. Происходит искажение реальных событий в жизни за счет отнесения их личностью в собственные координаты значение. Возникает когнитивная ограниченность, узость восприятия ситуации, концентрация внимания на ограниченном числе факторов, зачастую связано с перенапряжением, которая ухудшает адаптационные возможности решения проблемы или достижения цели.

Дезадаптация личности с проблемами здоровья порождает склонность к избежанию проблемных жизненных ситуаций, когда выбор происходит между двумя нежелательными решениями: выбор наименьшего из двух зол. Если формируется способность переживать фрустрацию без деструктивных последствий, то это указывает на возникновение толерантности к фрустрации. А это обусловливает неадекватную оценку реального события, придает ей иное значение, снижает негативный оттенок. Как защитный механизм, толерантность выполняет защитную функцию для психического состояния личности, но и несет негативное значение для ее социальной активности.

Перед личностью встает вопрос - защищаться или быть жертвой? Привыкание к негативному опыту приводит к формированию роли "жертвы". Это следствие частого совпадения случаев неудач, которые возникают в жизни личности. Ребенок переживает это и отыскивает причины не в недостатках своих умений и знаний, а в определенных изъянах здоровья. Она не использует полученного опыта для исправления ошибок, а повторяет их снова и снова, оправдывая себя: "Чтобы я не пыталась сделать, все заканчивается неудачей, потому что я инвалид". Проще пожалеть себя в таких ситуациях и выслушать, как тебя жалеют другие. Это безопаснее, намного легче, чем взять ответственность за свои ошибки на себя. Между тем, роль "жертвы" освобождает от ответственности за свою жизнь. Если ты жертва, а мир такой жестокий, то не нужно отвечать перед собой за неудачи, не нужно пытаться что-то изменить в себе, в своих представлениях, прилагать усилия для исправления ошибок, преодоление жизненных невзгод. Оправдание всегда: "Просто не получается, так складываются обстоятельства.

Применяя механизм манипуляции, личность надеется, что другие будут думать за нее, такую "слабую и беспомощную". Главная идея манипуляторов: "Ты - сильный, здоровый, а я слабый, больной. Тебе все в жизни удается, а у меня не получается. Поэтому ты должен мне помочь. Переложив ответственность за собственные проблемы на другого, можно не волноваться: если решение определенных проблем окажется ошибочным, это уже будет на совести другого человека. Такая тактика срабатывает в отношении тех помощников, которые сами не уверены в своих силах, которым только кажется, что они могут решить проблему. Понятно, что таким помощникам нравится, когда к ним обращаются как к более сильным. Если ожидания не оправдываются, возникает конфликт.

В предконфликтной период может появляться тревога, страх, желание сопротивляться, неуверенность, чувство враждебности и т.п. Внутреннее состояние личности, ее переживания порождают неуравновешенность системы "личность - окружающая среда", которая влияет на личность, и, в свою очередь, вызывает несогласованность внутреннего и внешнего состояния, негативно влияет на восприятие личностью ее окружение. В личности может проявляться повышенная раздражительность, негативная реакция на людей, слова, предметы, явления и т.д. Несогласованность в психологической структуре личности приводит к возникновению критического состояния, для которого достаточно незначительной действия, чтобы возник конфликт. Поэтому важно своевременно нейтрализовать предконфликтной состояние, ситуацию, когда противоречия только зарождаются.

Труднее - пробудить в такой личности желание смело встречать трудности в своей жизни, преодолевать их, а также брать ответственность за свою жизнь. Хотя это так нелегко для личности с проблемами здоровья. Только взяв ответственность за свои поступки, свою судьбу на себя, лично может лишиться роли "жертвы" и стать "хозяином" собственной жизни. Проведение коррекционной работы с детьми с нарушениями здоровья поможет им избавиться от комплекса "жертвы".

Разработка тренинговых упражнений на умение преодолевать трудности в общении между сверстниками, которые имеют проблемы со здоровьем, и теми, кто их не имеет, поможет строить диалог с другими - "такими, как я" и "не такими, как я". Проведение упражнений в смешанной группе детей (здоровых и инвалидов) предоставляет наибольший эффект "фоновости. Личностные проблемы одних значительно "уменьшаются" в своем значении по сравнению с проблемами других. Эффект фоновости уравновешивает остроту переживаний последствий психологических травм личности, связанных с определенными проблемами здоровья и негативными жизненными ситуациями, которые вводят его в состояние фрустрации.

Тренинги не высвобождают личность от эмоциональных конфликтов и психологических проблем, возникающих в повседневной жизни, а учат отыскивать пути решения непростых проблем. Именно тренинговые методики позволяют личности высвободить заблокированные потребности и переориентировать потребности, которые провоцируют появление саморазрушающийся тенденций. Это потребность быть наказанным или потребность в чувстве неполноценности, которые могут переоцинитися благодаря осознанию причин, событий в жизни личности, которые приводят личность к этой потребности. Именно осознавая причины, порождающие низкая самооценка, комплекс неполноценности, личность может освободиться от страданий, которые ей мешают жить нормальной жизнью.

Цель психолого-педагогического воздействия на личность заключается в том, чтобы обычная жизнь для нее давало удовлетворение, приносило радость, осознание ценности жизни как таковой. Процесс интеграции личности с особыми потребностями в общество предполагает умение общаться, взаимодействовать с другими личностями. Существует большое количество методических разработок воспитательной работы с детьми с ограниченными возможностями. Это деловые и ролевые игры, формы ведения диспута, дискуссии, диалогических методов и групповых творческих взаимодействий. У них общение рассматривается как процесс, в котором все участники выступают субъектами - никто не считается объектом одностороннего действия. Каждый участник взаимодействия является высшей целью и ценностью, но в любом случае не средством или, тем более, материалом для односторонних интересов. Диалогический подход основывается на активности субъекта общения и воспитания, порождает условия для развития активности личности в познавательных процессах.

Субъектом общения в воспитательном процессе должны быть два или несколько участников взаимодействия, которые направляют свою активность на решение задачи, проблемы, ситуации - то есть на объект. В ходе такого взаимодействия, безусловно, проявляются личностные и индивидуальные особенности каждого участника, влияющие друг на друга. Но все эти взаимодействия-влияния подчинены решению общей цели: изменению объекта, в ходе которой каждый из участников выступает субъектом индивидуальной активности и личностного развития.

Это могут быть тренинговые методы формирования способности к свободному жизненного выбора. Игры представляют собой определенные модели жизненных ситуаций, требующие решения. Цель этих методов - формирование определенных знаний и навыков, умение находить пути решения проблемных ситуаций, распределять социальные роли в коллективе сверстников, налаживать коммуникативные связи и взаимопонимание. Наконец - осознать свою значимость в жизни общества. В первой части тренинга распределяются роли, дается определенное время на домашнюю подготовку к ним. Участие во второй половине игры обязательно предполагает предварительную подготовку, самостоятельное или коллективную. Во второй части игры дается инструкция о ходе тренинга. Результатом его должна быть умение определять пути решения жизненных коллизий, адекватной самооценки участников.

Применение метода каузометрии способствует развитию абстрактно-логического мышления личности в определении каузальных связей между жизненными событиями. Высокий уровень развития способности определять эти связи характеризуется следующими показателями: легко усваивается инструкция к причинно-следственного анализа жизненных событий, устанавливаются отрицательные связи событий, которые применяются в анализе жизненных ситуаций. Объективация представлений личности о событиях ее жизненного пути, жизненных сценариев имеет психотерапевтическое значение и помогает преодолевать трудности в решении проблемных ситуаций.

Процесс жизнетворчества происходит путем структурирования личностью собственного жизненного пространства в соответствии со ее жизненными принципами, стратегиями, стилями. Согласно этому важнейшим аспектом, который дифференцирует индивидуальный психологический мир, ценность для личности тех или иных компонентов внешнего и внутреннего мира с точки зрения их перспективности и целесообразности. Поэтому так важно учитывать эти закономерности в воспитательной работе с детьми с особыми потребностями, которым значительно сложнее адаптироваться к обществу, чем здоровым.

Выводы:

На процесс интеграции личности с особыми потребностями в общество влияют факторы построения ее жизненного пути. Жизненные стратегии регулируют процесс интеграции, овладение общественными нормами. Механизм манипулирования детерминирует препятствия в интегративных процессах, порождает социальной дезадаптации.

Выбор жизненных стратегий личности с проблемами здоровья корректируется условиями социального окружения. Наличие в семейном окружении инвалида (одного из родителей или родственников) опосредствует развитие определенных жизненных стратегий ребенка.

Условием полноценного развития личности с особыми потребностями является формирование способности конструировать собственный жизненный путь, адекватное отношение к самому себе, своей жизни. Неспособность построения собственной жизни вызывает дисгармония, различия с социальным ожиданиям, делает невозможным налаживание социальных контактов, что порождает социальной дезадаптации, состояние фрустрации, агрессивности.

На выбор жизненных стратегий личности с особыми потребностями влияет социальный статус "инвалида", который она получает в течение жизни. Негативное влияние изменяет ценностную иерархию личности, порождает нарушения процессов социальной интеграции. Становление гражданской ориентации в личности становится условием ее интеграции в общество.

Применение каузальных метода в коррекционной работы повышает уровень биографической рефлексии, умственную работоспособность, способствует социальной адаптации.

Литература:

1. Актуальные проблемы обучения и воспитания людей с особыми потребностями: Сборник научных трудов (Под ред П. Н. Таланчука, Г. В. Онкович - М., Университет "Украина", 2002. С. 35 - 40.

2. Гражданская направленность и ее воспитание у детей. Методические рекомендации. К. 2002. С. 4-11.

3. Кроник А. А., Ахмеров Р. А. Каузометрия: Методы самопознания, психодиагностики и психотерапия в психологии жизненно пути. - М.: Смысл, 2003. - 284 с.

4. Проблемы общей и педагогической психологии. Сборник трудов Института психологии им. Г. С. Костюка АПН Украины. К., 2002. Т. IV, ч. 5. С. 57 - 62.

5. Психолого-педагогические основы профессионального становления личности практического психолога и социального педагога в условиях высшей школы. Материалы всеукраинской научно-практической конференции. - Тернополь. 2003. Частиина 111. С. 63 - 70.

6. Преемственность и инновации в украинской психологической науке. Материалы Международной научно-практической конференции. Часть 2. Киев-Хмельницкий - Каменец - Подольский. 2002 С. 11 - 16.

7. Психологические закономерности развития гражданского сознания и самосознания личности. Т. 1. Киев, 2001. С. 81 - 105.

Комментариев к статье нет..
[ Добавить ] комментарий
Поля с пометкой * обязательны для заполнения

*Ваше имя
  Ваш сайт  
  Ваш город
*Ваше сообщение

Код подтверждения
*Код с картинки   @
код на картинке содержит только цифры (0..9) и буквы англ. алфавита (A..Z)