Профилактика психологических манипуляций и контроля сознания

Профилактика психологических манипуляций и контроля сознания, авторы: А. Мерзлякова, В. Петухов, А. Клюй

Социально-психологическая коррекционно-развивающая программа

Пояснительная записка

Цель: формирование навыков критического мышления у подростков, принятие независимых взвешенных решений в сложных ситуациях межличностного и социального взаимодействия.

Задача:

- Развитие рефлексивного и критического мышления подростков;

- Формирование собственной поведенческой противодействия и нейтрализации манипулятивных действий;

- Развитие навыков асертивнои поведения и отстаивание собственной независимой позиции.

- Развитие умений и навыков критического восприятия информации;

- Ознакомление с основами психологической безопасности для предупреждения внешнего контроля сознания.

 
Требования к учебным достижениям учащихся


В конце внедрение программы подростки должны знать:

- Психологические особенности собственного стиля общения;

- Разницу между конструктивным и деструктивным психологическим воздействием.

- «Инструментарий манипулятора», то есть распространенные средства, приемы, техники, используемые для психологического манипулирования;

- Способы отслеживания психологической манипуляции и приемы их нейтрализации в бытовом общении;

- Информацию о применении приемов психологической манипуляции и средств контроля сознания в социальном окружении (СМИ, деструктивные группировки и т.д.);

- Правила безопасного поведения в случаях негативного группового давления;

уметь:

- Проводить первичный психологический анализ конкретной ситуации взаимодействия;

- Отслеживать ситуации психологически опасные и применять приемы критического восприятия информации;

- Выявлять психологические манипуляции и последствия их применения;

- Осознанно выбирать собственный стиль поведения в сложных ситуациях взаимодействия.

Программа состоит из четырех модулей, первые три из которых можно использовать как последовательно, так и каждый отдельно. В каждом модуле есть несколько разделов - спаренных уроков. Каждый раздел состоит из занятий (90 мин), в которые входят два урока (45 мин).

Перерыв между уроками 5-10 минут.

Уроки или разделы могут быть использованы для обсуждения в классе (группе) в автономном режиме без привязки ко всей программы.

Модуль 4 (практикум) можно проводить только для информационно подготовленной группы, члены которой участвовали в тренингах и имеют опыт совместной работы.

Краткое содержание учебных занятий

Модуль 1. Особенности межличностного общения

1. Взаимоотношения с окружающими

Урок 1. Общение в моей жизни

Цель: выявление личностной ценности общения; осознание подростками своей референтной группы; наглядная демонстрация сложности системы взаимосвязей в общении; выход на необходимость рефлексии во взаимодействии.

Содержание урока: значение общения в моей жизни, составление личностной коммуникативной карты (ОКК); упражнение «Развяжи узел»; обсуждения результатов игры.

Урок 2. Нормы взаимодействия

Цель: раскрытие понятия видов общения и его уровней; психологическая дистанция. Развитие навыков экспресс-диагностики ситуаций взаимодействия по уровням общения. Осмысление учащимися преобладающих уровней общения в ежедневной взаимодействия. Фиксация основных норм взаимодействия и раскрытия их регулирующей роли. Определение учениками собственного уровня «социальной желательности».

Содержание урока: разговорном уровне. Подготовка и демонстрация сюжетов мини-группами, коллективное обсуждение. Игровое моделирование ситуаций ежедневной взаимодействия. Работа с ОКК - ее переосмысления и дополнения. Ситуации ежедневной взаимодействия - как я общаюсь? Нормы взаимодействия и зачем они нужны? Этические нормы. Тестирование с интерпретацией результатов (самодиагностика): Насколько в своем проявлении я зависим от существующих норм и правил?

2. Экология взаимодействия

Урок 3. Автоматическая и сознательное поведение

Цель: раскрытие понятия «социальный стереотип». Осознание необходимости стереотипных и ролевых установок. Демонстрация стереотипов восприятия и роли установок.

Содержание урока: разница между осознанным проявлением и стереотипными действиями. Механизм формирования стереотипного поведения. Ролевая поведение. Творческо-диагностическая игра «Воля бывает трех видов. Работа в мини-группах, обмен результатами командного взаимодействия.

Урок 4. Асертивна поведение

Цель: профилактика некритического восприятия стереотипных установок поведения. Диагностика преобладающих эмоциональных установок. Формирование ответственности за собственную жизненную ситуацию. Определение учениками собственного уровня асертивности. Формирование личной модели осознанной, ответственного поведения.

Содержание урока: классификация и факторы формирования стереотипного поведения. Игра-тест «Кроха сын к отцу пришел ..." Обсуждение результатов игры-теста - механизмы формирования жизненной ситуации. Тестовая методика (самодиагностика) «Асертивна поведение». Раскрытие понятия «асертивна поведение» на основе данных тестирования.

Раздел 5. Практикум

Урок 5, 6. Понятие психологической зависимости. Тестирование по методике СПА

Цель: выявить уровень социально-психологической адаптации учеников на начало работы программы.

Содержание урока: обсуждение понятия «психологическая зависимость. Тестирование по методике СПА (социально-психологическая адаптация. Изучение уровня адаптации учащихся.

Модуль 2. Психологическое манипулирование как тип межличностного взаимодействия

1. Осторожно, вами манипулируют!

Урок 7. Конструктивный и деструктивный влияние

Цель: раскрытие понятия «психологическое влияние». Перенос внимания учеников от общих понятий к индивидуальному опыту (развитие рефлексии. Практическая демонстрация индивидуальных стратегий влияния. Развитие рефлексии. Развитие навыков анализа ситуации и умение видеть за долей общее. Закрепление понятий конструктивного и деструктивного влияния.

Содержание урока: связь асертивнои поведения и умение влиять на других людей. Тестовая методика (самодиагностика) «Умеете ли вы влиять на людей». Ролевая игра «Виды общения: конструктивное, агрессивное, манипулятивные». Групповая работа - результаты игры. Коллективное определение влияния конструктивного, агрессивного и манипулятивного. Разница между конструктивным и деструктивным влиянием.

Урок 8. Психологическое манипулирование - когда оно возникает?

Цель: обращение к опыту учащихся. Формирование навыков вывода причинно-следственных связей. Сознания учащихся причинно-следственных связей при различных способах взаимодействия. Развитие навыков отслеживания различных видов взаимодействия. Формирование по предложенному образцу индивидуальных схем взаимодействия с людьми. Сознания учащихся места и роли психологической манипуляции в их повседневной жизни.

Содержание урока: когда появляется необходимость влияния на другого человека? Какие варианты влияния мы выбираем и почему? «Варианты достижения значимой цели», «Сказка о королеве и короля. Схема «Варианты достижения значимой цели. Работа в мини-группах: выявление положительных и отрицательных моментов при различных видах воздействия, прогнозирование последствий влияния. Что такое психологическая манипуляция и почему она столь часто встречается в нашей жизни? Можно ли ее избежать? Определение психологической манипуляции. Демонстрация ее неизбежности в нашей жизни (примеры манипулирования родителями, педагогами, детьми и т.д.).

2. Эмоциональный мониторинг

Урок 9. Выявление психологической манипуляции - шаг к ее нейтрализации

Цель: демонстрация неизбежности манипулятивной взаимодействия в жизни каждого человека. Понимание, что при распространенности психологических манипуляций есть шанс их отслеживать, чтобы не становиться «слепой жертвой». Демонстрация манипулятивных высказываний (щипки сверху и снизу), отслеживание эмоциональных реакций на них. Формирование навыки проведения «эмоционального мониторинга».

Содержание урока: общение бывает разноплановым. Общение как инструмент, средство и результат. Зачем необходимо общаться? Групповая дискуссия: отслеживание манипуляции в своей жизни, как вы узнаете, что вами манипулируют. Групповая работа: игра «Найди маркер» (под очень внимательно руководством ведущего. Выяснение ведущим эмоциональных реакций основных участников игры в ответ на высказывания окружающих. Обсуждение результатов игры. Вывод: возникновение яркой эмоциональной реакции - первый признак манипулятивного воздействия.

Урок 10. Понимание и управление эмоциональными состояниями

Цель: развитие рефлексии. Профилактика склонности «плясать под чужую дудку». Развитие навыков отслеживания и диагностики собственных эмоциональных состояний. Развитие навыков регулирования собственных эмоциональных состояний. Развитие навыки использования собственных эмоций как инструмента для критического мышления.

Содержание урока: понятия «эмоционального мониторинга». Роль эмоций в восприятии внешней ситуации (получение обратной реакции. Типы эмоциональных реакций на психологическое манипулирование, возможные причины их возникновения. Групповая работа: упражнения на управление своими эмоциями (счет до 10-ти, НЛП-техники, «Кольцо Соломона» и т. п.). Демонстрация упражнений с их практическим отработкой. Информирование о роли эмоций в нашей жизни. «Тлумач эмоций». О чем может свидетельствовать появление эмоциональной реакции?

Глава 3. Алгоритм нейтрализации манипуляции

Урок 11. «Психологическое самбо»

Цель: развитие навыков критического восприятия. Обучение навыкам безопасного поведения, развитие навыков противостояния манипулятивного воздействия. Развитие навыков рефлексии.

Содержание урока: презентация алгоритма нейтрализации манипуляции и техник «психологического самбо». Групповая работа: упражнение «Бесконечное уточнения»; упражнение «Внешняя согласие». Демонстрация техники и отработки в парах. Краткое подведение итогов упражнений коллективное обсуждение, выявление возникших сложностей и находок.

Урок 12. Техники «психологического самбо»

Цель: демонстрация принципа, что ЗНАТЬ еще не значит ДЕЛАТЬ. Стимулирование применения полученных знаний на практике. Развитие навыков противостояния манипулятивного воздействия. Наработка навыков спонтанного противостояния манипуляции. Развитие навыков рефлексии, анализа, самопрояву.

Содержание урока: провокационный начало занятия - неожиданное «чтение нотаций», «призывы к порядку и т. п. манипулятивный« наезд »на учеников с целью« вызвать »только что проделанные техники. Групповая работа: демонстрация техник нейтрализации манипуляций, отработку в парах. Техника «Испорченная пластинка», техника «Английского профессора». Игровой диалог-задачи: учитель поочередно обращается к ученикам с манипулятивными высказываниями. В случае необходимости весь класс помогает найти достойный ответ. Групповая работа: упражнение на закрепление - предъявление манипулятивных высказываний отдельным ученикам, на которые те должны ответить с использованием какой-либо техники. Коллективный анализ, выяснение возникших сложностей и находок.

Раздел 4. Профилактика манипулирования в межличностной взаимодействия

Урок 13. Индивидуальная уязвимость и способы предупреждения угрозы манипулирования

Цель: раскрытие психологического механизма манипулирования. Сознания учащихся собственных «слабых струн». Демонстрация иррациональных суждений и установок и возможности манипулирования ими. Приобретение позитивного опыта по трансформации иррациональных установок мышления рациональны. Акцентирование на позитивном образе мышления.

Содержание урока: на чем играет манипулятор. «Балалайка и арфа». Групповая дискуссия: выявление своих слабых струн через резонанс. Рейтинг «слабых струн» Рассказ: миф о ахиллесову пяту. Наличие иррациональных убеждений (установок) - «слабое звено» нашей психологической целостности. Групповая работа: безопасность собственных слабых струн - перевод иррациональных ограничивающих установок в позитивное мышление. Работа в мини-группах, обмен результатами командного взаимодействия. Обсуждение результатов работы в мини-группах. Презентация схемы перевода иррациональных установок мышления позитивные установки.

Урок 14. История возникновения манипуляции

Цель: осознание индивидуального отношения к проблеме психологического манипулирования. Понимание закономерности появления феномена психологического манипулирования. Формирование ответственности за собственную жизненную позицию.

Содержание урока: кто за и кто против манипуляций - выяснение спорных моментов и вопросов. Информационное сообщение, беседа: история возникновения манипуляции и ее роль в нашей жизни. Развитие критичности восприятия, позитивного мышления и асертивнои поведения как альтернатива психологическом манипулированию. Презентация схемы-алгоритма позитивного мышления.

Раздел 5. Практикум

Урок 15, 16. Применение приемов «психологического самбо»

Цель: закрепить на практике материал, который был изучен на предыдущих уроках.

Содержание урока: закрепление учебного материала на ситуациях из собственного опыта. Ролевая игра «Моделирование жизненных ситуаций».

Модуль 3. Манипуляции в социальном окружении

1. Психология группового давления

Урок 17. Особенности группового влияния

Цель: демонстрация влияния групповой мысли на индивидуальное восприятие. Осознание механизма группового психологического воздействия. Понимание значения механизма социального обучения. Развитие рефлексии. Профилактика зависимости от группового давления.

Содержание урока: игра-моделирование «Делай как все?» Групповой давление. Социально-психологический эксперимент. Значение социального окружения и социального обучения (разница мышления человека и животных. Беседа с элементами самодиагностики: зависимость от социальных ролей, групповая динамика (схема группы).

Урок 18. Критическое мышление и способы противодействия групповом давления

Цель: актуализация понятия учеников о критическое мышление. Формирование позитивного мышления. Игровая демонстрация влияния базовых установок на принятие решения. Развитие рефлексии, навыков анализа ситуации и самоанализа.

Содержание урока: «мозговой штурм», дискуссия «Критическое мышление как способ противостояния групповому давлению». Роль базовых установок в умении отстаивать свою позицию. Билль о правах. Групповая работа: игра на умение отстаивать свою позицию («Принятие решения», «Как сказать нет». Анализ игры.

2. Информационные ловушки и принципы контроля сознания

Урок 19. Обман восприятия

Цель: актуализация информации предыдущего занятия. Информирование о механизмах контроля сознания. Профилактика контроля сознания. Развитие критичности восприятия. Выработка навыков вычленение «обманов восприятия».

Содержание урока: опрос - ключевые моменты взаимодействия индивидуального и группового интеллекта. Bite-модель контроля сознания. Беседа: обманы восприятия. Игры-задачки: коллективное решение предложенных задач и проблемных ситуаций. Логические игры на зависимость от социальных установок.

Урок 20. Виды ловушек и предотвращения

Цель: формирование структурности мышления, профилактика контроля над сознанием. Увязки полученных знаний с индивидуальным опытом. Развитие рефлексии. Развитие критичности восприятия информации, развитие навыков рефлексии. Увязки полученных знаний с индивидуальным опытом. Развитие критичности мышления.

Содержание урока: виды ловушек. Командное взаимодействие, «мозговой штурм» - выявление ловушек в повседневности. Метод направленного диалога: способы обходить ловушки. Игра на умение задавать вопросы «Красная Шапочка». Командное взаимодействие, метод «мозгового штурма»: решение проблемных жизненных ситуаций.

Урок 21. Реклама и средства массовой информации

Цель: актуализация знаний и представлений учащихся. Информирование о способах манипулирования информацией. Практическое закрепление полученных знаний, развитие критичности восприятия, навыков рефлексии. Закрепление знаний, увязки с материалом прошлых занятий.

Содержание урока: использование манипулятивных приемов в рекламе и СМИ. Приемы манипуляции информацией. Работа в группах: работа с текстами - умение отслеживать «манипулятивные крючки». Беседа: применение способов критического восприятия информации.

Урок 22. Профилактика некритического восприятия информации

Цель: умение выделять основные моменты в большом объеме информации. Выявление механизмов прохождения информации и ее влияния на сознание. Информирование об особенностях управления сознанием с помощью информации.

Содержание урока: групповая дискуссия «Точки сбора» и обработки информации. Работа в группах: совместная работа по выработке схемы движения информации. Способы информационного давления.

Раздел 4. Тоталитарные и деструктивные группы (культы)

Урок 23. Принципы давления в культовой группе

Цель: активизация индивидуального опыта. Демонстрация механизмов группового давления. Развитие навыков работы с информацией. Упорядочение актуализированной информации. Формирование ключевых понятий социальной психологии.

Содержание урока: игра «Подчинение группе». Беседа «Коллективное обсуждение результатов игры. Цель группы, группового давления. Виды групп, виды управления. Значение лидера.

Урок 24. Психологическая безопасность при взаимодействии с деструктивными группами (культами)

Цель: закрепление полученных знаний, приемов, их практическое применение. Развитие критичности восприятия информации, рефлексии, закрепление полученных знаний. Профилактика манипулятивного влияния и контроля над сознанием со стороны тоталитарных групп.

Содержание урока: ролевая игра «Уболтай-ка». Обсуждение результатов игры. Технологии вербовки. Виды деструктивных групп. Памятка безопасности.

Раздел 5. Практикум

Урок 25, 26. Практическая работа с информационными материалами (буклеты, брошюры, листовки)

Цель: закрепить на практике материал, который был изучен на предыдущих уроках; производить критическое мышление.

Содержание урока: выработка навыков критического мышления и закрепления учебного материала на примерах современной рекламы.

Модуль 4. Практикум

1. Бытовые манипуляции

Урок 27, 28. Тренинг навыков нейтрализации манипуляций

Цель: выработка навыков нейтрализации бытовых манипуляций и закрепления приобретенных знаний.

Содержание урока: выработка навыков защиты от манипуляций в повседневной жизни на примерах из собственного опыта.

2. Манипуляции в средствах массовой информации

Урок 29, 30. Тренинг навыков работы с информацией

Цель: выработка навыков работы с различными видами информации и закрепления приобретенных знаний.

Содержание урока: выработка навыков защиты от манипуляций в средствах информации на конкретных примерах из собственного опыта. Ролевая игра «Моделирование жизненной ситуации».

Урок 31, 32. Тренинг «Манипуляции в учебном заведении: как сохранить собственную личность»

Урок 33, 34. Тренинг «Я - свободная, самодостаточный человек. Составление индивидуального жизненного плана

Цель: выработка навыков защиты от манипуляций в учебном заведении и закрепления приобретенных знаний.

Содержание урока: выработка навыков защиты от манипуляций в учебном заведении на примерах из собственного опыта. Разработка собственного жизненного плана на основе приобретенных знаний. Рефлексивный отчет. Исходное тестирование.

Комментариев к статье нет..
[ Добавить ] комментарий
Поля с пометкой * обязательны для заполнения

*Ваше имя
  Ваш сайт  
  Ваш город
*Ваше сообщение

Код подтверждения
*Код с картинки   @
код на картинке содержит только цифры (0..9) и буквы англ. алфавита (A..Z)