Профилактика психологических манипуляций и контроля сознания (2)

МОДУЛЬ 1

Особенности межличностного общения

Раздел 2

Экология взаимодействия

Тема урока 3

Автоматическая и осознанная поведение

Подготовка ведущего (учителя, тренера).

Цель занятия

Ваша задача, чтобы до конца занятия ученики:

- Увидели, что человеку свойственна определенная инерционность мышления и привлечения автоматизмов поведения;

- Рассмотрели позитивные и негативные аспекты автоматизации поведения;

- Задумались над содержанием понятия «поведенческий стереотип».

Необходимо усвоить:

- Поведенческий автоматизм позволяет алгоритмизировать пути решения схожих задач.

- Автоматическая поведение является антиподом поведения осознанной;

- При решении нестандартных задач, при возникновении нестандартных ситуаций необходимо отказываться от автоматизмов реагирования и поведения.


Ключевые понятия: автоматизм поведения, инерция мышления, умения и навыки рефлексии.

Автоматизм поведения (от грецкого. Automatos - самодиючий) - действие, реализована без личного участия сознания. Различают «первичные» автоматизмы, представляющие собой функционирование врожденных, безусловно-рефлекторных программ, и «вторичные», автоматизированы, образующихся за время жизни. При вторичных автоматизм устанавливается твердый однозначную связь между определенными свойствами ситуации и серией последовательных операций, ранее требовали сознательного ориентирования. В результате отпадает необходимость ориентироваться и в ситуации, и в самом процессе выполнения соответствующих операций вследствие их стереотипности. Возникновение значимой ситуации (или наличие в ее составе сигнальной свойства) сразу «запускает» всю последовательность операций. В случае «вторичных» автоматизмов при повторном развертывании ориентирования (вследствие ошибок или помех в протекании автоматизмов) может наступить «дезавтоматизация.

Инерция (от лат. Иnertia - недвижимость, бездеятельность) - 1) физ.: Свойство тела сохранять свое состояние покоя или прямолинейного равномерного движения, пока какая-нибудь внешняя сила не выведет его из этого состояния, 2) перенос.: Бездействие, отсутствие активности , инициативы, предприимчивости.

 
Рефлексивные умения и навыки - умение (навыки), которые обеспечивают личности готовность к саморазвитию, самосовершенствованию, саморегуляции собственных действий. В структуру рефлексивных умений входят: а) осознанное усвоение знаний (информации); б) персональное осмысления полученной информации (исследуемых знаний) в) умение адекватно оценивать результаты деятельности; г) способность к самосовершенствованию и самопознанию.

Подготовка аудитории и необходимые материалы

Занятия можно проводить и при классическом размещении столов (парт) в аудитории.

Важно наличие широких проходов (0,7-1,0 м) для проведения игры. Более узкие проходы увеличивают риск травмирования игроков, но усиливают психологический эффект игры.

Для проведения игры необходимо заготовить четыре повязки для глаз (косынки, шарфики и т.п.) и четыре веревки (веревочки) длиной около одного метра. Каждую веревку необходимо «закольцевать», связав ее концы между собой. Кроме этого тренеру понадобятся три небольших компактных предметы (ключи, блокнот, пенал, кошелек, мобильный телефон и т.п.).

Cтислий план занятия

Начало занятия

Слово ведущему: поздравления. Краткие итоги предыдущего занятия.

Содержательная часть

Игра: проведение двух этапов игры «Кукла и кукловодов» и «веревочки».

Групповое обсуждение: обсуждение каждого из этапов игры, коллективное формирование возможных выводов.

Слово ведущему: раскрытие провокационного момента, заложенного в игре.

Обсуждение результатов игры: что такое автоматизмы поведения, почему они возникают и какова их роль. Позитивные и негативные аспекты автоматической поведения. Развитие рефлексивных умений и навыков как условие осознанного поведения.

Заключительная часть занятия

Слово ведущему: подведение итогов, краткие выводы.

Отзывы участников: личные находки и озарения.

Слово ведущему: объявления темы следующего занятия.

Исходная информация

Основной эффект этого урока достигается за счет методически точного проведения центральной игры, поэтому ведущему следует сначала хорошо продумать алгоритм инструктирование участников как перед первым, так и перед вторым этапом игры.

Ведущий вызывает пять добровольцев для проведения игры. Можно сообщить, что игра состоит из двух этапов, и название первого этапа «Кукла и кукловодов. Когда добровольцы выйдут в центр (перед классом), важно озвучить инструкцию можно ближе к тексту.

Инструкция

Первый этап игры

«Кукла и кукловодов»

Мы сейчас проведем очень интересную игру. Сразу предупреждаю, что эта игра состоит из двух этапов. Поэтому большая просьба не расходиться после окончания первого этапа, а дождаться моей инструкции по проведению второго этапа.

Второе ключевое правило игры - с того момента, как я начну подробно объяснять участникам условия игры, им нельзя переговариваться между собой.

Первый этап игры называется «Кукла и кукловодов. Роль куклы у нас будет играть (имя участника). Соответственно, все остальные будут играть роль кукловодов. У каждого кукловодов есть своя веревочка (раздать веревочки), с помощью которых они будут управлять куклой (показать, как можно сделать петельки, что вскакивают и накинуть эти петельки на щиколотки и запястья «куклы», согласно раздав каждому «кукловодов» по одном концу закольцованных веревки.

Одним из этих шарфиков (показать повязки для глаз) я заплету нашей кукле глаза. Какой шарфик тебе больше нравится, выбирай (это обращение к участнику-куклы.

После этого я в пространстве этого помещения расписания вот эти три предмета (показать всем выбранные предметы - ключи, карандаши и т.п.). Только кукловодов будут видеть, где они находятся. У нашей куклы глаза будут завязаны. И большая просьба к куклы - не подглядывать. А до кукловодов тоже очень большая просьба - не переговариваться. Вам (Кукловод) необходимо привести вашу куклу к местоположению каждого предмета, используя только веревочки. С помощью тех же веревочка помогите кукле взять эти предметы и принести их мне. Повторяю, переговариваться кукловодов нельзя.

И еще раз напоминаю - игра имеет два этапа, поэтому когда кукла отдаст мне собраны предметы, не расходитесь. Всем все понятно? Сейчас я завязываю глаза кукле, и с этого момента кукловодов НЕ переговариваются. Готовы?

Ведущий проверяет, чтобы на запястье и лодыжки куклы накинутые петли из заготовленных веревочку и у каждого кукловодов было по одной веревке. Затем завязывает повязкой кукле глаза и размещает выбранные три предмета в заметных, но труднодоступных местах (на верхней полке стеллажа или шкафчики, в глубине парты, посередине между двумя сидящими учениками и т.д.). При этом он еще раз напоминает, что переговариваться кукловодов нельзя, и они могут действовать только посредством своих веревочку.

По аплодисменты ведучогоого кукловодов ведут свою куклу собирать предметы. Это обычно происходит довольно живо и весело. Ведущему важно отслеживать безопасность участников. В конце первого этапа игры ведущий возвращается на исходную позицию и ждет, когда к нему подведут куклу, и этот игрок передаст все собранные предметы.

Комментариев к статье нет..
[ Добавить ] комментарий
Поля с пометкой * обязательны для заполнения

*Ваше имя
  Ваш сайт  
  Ваш город
*Ваше сообщение

Код подтверждения
*Код с картинки   @
код на картинке содержит только цифры (0..9) и буквы англ. алфавита (A..Z)