Профилактика психологических манипуляций и контроля сознания (3)

Модуль.

Психологическое манипулирование как тип межличностного взаимодействия

Осторожно! Вами манипулируют!

Тема урока «Конструктивный и деструктивный влияние»

Подготовка ведущего (учителя, тренера)

Цели занятия

Ваша задача, чтобы до конца занятия ученики:

1. Задумались над содержанием понятия «психологическое влияние».

2. Проанализировали свой личный опыт целенаправленного влияния на других людей, а также опыт склонности к такого воздействия.

3. Получили непосредственный опыт использования различных стратегий влияния.

4. Использовали рефлексивные навыки, навыки анализа ситуации; задействовали собственные умения видеть общее за определенными проявлениями.

5. Осознали суть понятий конструктивного и деструктивного воздействия и основные различия между ними.

Необходимо усвоить

- Психологическое влияние - неизбежный атрибут пространства взаимодействия.

- Конструктивная взаимодействие способствует развитию отношений и благотворно влияет на личность; деструктивная взаимодействие разрушает отношения и влияет на личность.

- Психологическое манипулирование относится к категории деструктивной взаимодействия и действует разрушительно как на мишень манипуляции, так и на самого манипулятора.

Ключевые понятия: психологическое воздействие, конструктивное взаимодействие, деструктивная взаимодействие.

Психологическое влияние - это влияние на состояние, мысли, чувства и действия другого человека с помощью исключительно психологических средств, с предоставлением ей права и времени отвечать на это влияние.

Конструктивное взаимодействие - от лат. constructio - построение; то, что можно положить в основу чего-либо, плодотворное - в процессе обсуждения учитываются интересы обеих сторон; партнеры готовы поступиться личными интересами ради выработки общего решения.

Деструктивная взаимодействие - от лат. destruktio - разрушение, нарушение нормальной структуры чего-либо - открытое или скрытое подавление интересов одной из сторон в пользу другой.

Подготовка аудитории и необходимые материалы

Занятия можно проводить и при классическом размещении столов (парт) в аудитории. Размещение столов по периметру или группировки их отдельными островками способствует созданию более непринужденной атмосферы в классе и помогает переключить внимание учеников из фигуры учителя (ключевая фигура при обычном размещении парт в аудитории) на контекст межличностного взаимодействия учащихся во время занятий и друг на друга.

Обязательное наличие демонстрационной доски: обычной школьной доски или флип-чарта. Мела или маркеров и фломастеров.

Для учеников можно заготовить стимулирующие картинки для экспресс-диагностики, бланки для проведения тестовой методики и стандартные образцы заданий для проведения игры.

Ведущему желательно иметь набор из шести шляп (шесть разноцветных косынок, ленточек, бантиков и т.д.).

Краткий план занятия

Начало занятия

Информационное сообщение, беседа - связь асертивнои поведения и умение влиять на других людей.

Содержательная часть

Тестовая методика (самодиагностика): насколько вы подвержены чужому влиянию?

Ролевая игра: виды общения - конструктивное, агрессивное, манипулятивные.

Групповая работа: результаты игры. Коллективное определение влияния конструктивного, агрессивного и манипулятивного.

Групповая беседа (метод шести шляп): разница между конструктивным и деструктивным влиянием.

Заключительная часть занятия

Слово ведущему - подведение итогов, краткие выводы.

Отзывы участников - личные находки и озарения.

Слово ведущему - тема следующего занятия.

Исходная информация

Прежде, чем разобраться, в чем отличия конструктивной и деструктивной взаимодействия и, соответственно, конструктивного и деструктивного психологического воздействия, следует уточнить само понятие влияния.

В научной литературе понятие «психического влияния» и «психологического воздействия» иногда используются как взаимозаменяемые. Это происходит потому, что до сих пор не выработано единого подхода к использованию психологических терминов. Вместе с тем психическое воздействие является компонентом, что составляет любой акт коммуникации. Строго говоря, любой нефизических влияние одной личности на другую, признаки процесса или конечный результат которого возможно обнаружить, является психическим воздействием. Именно этот аспект влияния имеется в виду, когда говорят, например, о психическую атаку, т.е. атаку без использования средств физического подавления противника (кинофильм «Чапаев»), или о сделанном кем на кого впечатления. В этом смысле «психологическое влияние» является частью случаем «психического», то есть он в том числе и психическое (нефизических).

По нашему мнению, под психологическим воздействием следует понимать преднамеренное и целенаправленное вмешательство в процессы психического отражения действительности, т.е. влияние на состояние, мысли, чувства и действия другого человека с помощью исключительно психологических средств. В этом определении учтены все основные характеристики этого явления. Рассмотрим их.

- В отличие от просто психического воздействия, что может происходить и без выраженного желания субъекта, влияет, и даже в его отсутствие («его слова запали мне в душу, хотя он даже не догадывается о моем ...»), здесь влияние обов 'обязательном преднамеренный, т.е. произвольный, волевой, как правило, - методично подготовлен, часто - инструментально оснащен. Результаты его ожидаются и прогнозируются.

- Без сознаваемой цели влияние теряет всякий смысл, направлен он на конкретного человека или группу, организацию или общество (массовая пропаганда, психологическая война и т.п.). Поэтому, чтобы психическое влияние стало психологическим, он должен быть целеустремленным.

- Речь может идти, конечно же, только об уровне психического отражения, поскольку влияние не обязательно оказывается успешным. В наблюдаемый поведении воздействующего, может ничего не измениться.

- Одновременно в этом понятии есть признаки процесса, а не состояния и результата. И процесса вообще, а не другого человека, потому что в принципе можно влиять и на свои собственные черты (самовоспитания, аутогенная тренировка и др.).

- И это отражение самой действительности в целом, а не объективной действительности, так как, заметно меняя, например, самооценку личности, ее отношение к самой себе, часто никак не затрагиваются реальное место этой личности среди других людей, его социальный статус и система взаимоотношений. В этом кроется одна из загадок некоторых так называемых немотивированных самоубийств: с точки зрения окружающих ничего не изменилось, а человек ушел из жизни. Мы можем теперь только догадываться о том, как важно ей было уважать себя. Кто осмелился и смог таким кардинальным образом изменить часть ее субъективной действительности - представление о самой себе? Кстати, в англоязычной психологии понятие identity - идентичности, тождественности личности самой себе - один из краеугольных. Его синоним - личность. Это как священное правило частной собственности, только правило психологической частной собственности: каждый имеет право владеть самим собой. Нарушить представления человека о самом себе без его на то согласия - преступление.

Психологическое ядро невынужденных проявлений агрессии и насилия - самоутверждение за счет других, контроль над людьми. Эти же мотивы и цели могут реализовываться в чисто социально-психологических формах, приобретая внешне благообразно черты при одновременной заявлении лучших целей, но оставаясь - по маске лицемерия - источниками всего лишь более изощренных воплощений той же агрессии и насилия. Замаскированные таким образом психологическая агрессия и психологическое насилие в известном смысле более опасны, чем прямые и физические формы агрессии и насилия, поскольку часто разделены во времени на мелкие незаметные элементы и растворенные в привычных социальных нормах и ритуалах, привычных автоматизм (социальных рефлексах. Жертва психонасильства, таким образом, нередко одновременно оказывается под «наркозом» стереотипов, положительного социального подкрепления и желанных перспектив, что не позволяет достаточно быстро распознать агрессивное вторжение в психику.

Скрытое психологическое насилие - это использование силы психологической, логической (надлежащей или псевдологичнои, навязывание отказа от логики и организационной (групповой давление, организация коммуникации, средовой контроль) для приведения человека в ситуацию и состояние, наиболее удобные для дальнейшей эксплуатации и для побуждения к самоэксплуатации. Манипуляция - это сочетание скрытого психологического насилия с эксплуатацией. По определению А. Доценко, психологическая манипуляция - это вид психологического воздействия, художественное исполнение которого приводит к скрытому нарушения у другого человека намерений, не совпадающие с ее актуально существующими желаниями.

Таким образом, психологическая агрессия (психоагресия) - это социально-психологическое воздействие, намеренно нацелен на оскорбление, запугивание, формирования зависимости, эксплуатацию и другие виды причинения психологической, физической и материального вреда (ущерба) другому человеку или группе людей, не желающих подобного обращения и / или не проинформированных о последствиях такого воздействия.

Психологическое насилие (психонасильство) - это социально-психологическое воздействие, намеренно заставляет другого человека или группы людей к поступкам или поведения, которые не входили в их намерения; нарушает психологические границы личности или социальной группы, осуществляемый без информированного согласия и без обеспечения социальной и психологической безопасности индивида или группы людей, а также всех их законных прав; что приводит к социальной, психологической, физической или материального вреда (ущерба).

Такой инструмент, как манипуляция, может использоваться как составная часть и психологической агрессии, и психологического насилия.

Психологическая агрессия, психологическое насилие и психологическая манипуляция - все это формы деструктивного психологического воздействия.

Конструктивными формами психологического воздействия есть просьба, самопредьявлення и самопродвижения как формы асертивнои поведения, ввод партнера в информационный диалог и процесс переговоров. Распределение различных форм психологического воздействия по шкале «деструктивный - конструктивное влияние», а также распространенные техники психологического влияния приведены в дополнительных методических материалах.

Комментариев к статье нет..
[ Добавить ] комментарий
Поля с пометкой * обязательны для заполнения

*Ваше имя
  Ваш сайт  
  Ваш город
*Ваше сообщение

Код подтверждения
*Код с картинки   @
код на картинке содержит только цифры (0..9) и буквы англ. алфавита (A..Z)