Психоманипулирование и контроль сознания

"Психоманипулирование и контроль сознания", автор: А. Мерзлякова

Сегодняшний мир стал слишком информатизировано. Это вызывает определенный кризис в существующей системе образования. Лавина информации, накрыла школьников и учителей, практически вышла из-под контроля. Будущие специалисты еще в стенах учебных заведений испытывают перенапряжение и частых депрессий через колоссальные перегрузки.

Елена Леонидовна Мерзлякова, практический психолог, сотрудник Института педагогики и психологии профессионального образования АПН Украины, вместе со своим коллегами не один год работает над насущной проблемой - профилактикой психологического манипулирования.

Сегодня предприятиям и организациям необходимы специалисты не столько осведомлены, сколько такие, которые умеют работать с информацией. Ведь человеку, который не умеет правильно оценить и проанализировать ситуацию, сложнее принять верное решение, отстоять собственную позицию, взять на себя ответственность за полученные результаты.

Такой человек скорее может попасть в психологическую зависимость: зависимость от обстоятельств, от других людей и групп, от постоянных общественных стереотипов и стереотипов собственного прошлого опыта. Психологически зависимый человек даже не замечает, как становится «оловянным солдатиком» в информационных играх (или войнах): идеологических, политических, финансово-экономических, религиозных.

Ситуация осложняется тем, что в рамках ведения информационных войн массы населения готовятся к управлению их сознанием. С помощью систем массовой коммуникации проводится переориентация общественного мнения путем введения новой шкалы ценностей, осуществляется экономическая дезинформация, распространяются и закрепляются в общественном сознании потребительские модели жизни.

Все вышеперечисленное показывает крайнюю актуальность вопроса ответственности за манипуляцию сознанием и неотложность решения задачи противостояния разрушительным последствиям воздействия. По нашему мнению, лучшей профилактикой психологического зависимости, манипулирования, контроля сознания является развитие у молодых людей критичности мышления и рефлексии, формирование навыков асертивнои поведения.

Как правило, перечисленные качества не развиваются целенаправленно в существующей системе образования, а является результатом активности и личностного опыта самого человека. Более того, недавно учебные заведения нашего государства (которое можно охарактеризовать как посттоталитарное) не были заинтересованы в реальном развитии личности. Тоталитарном государстве выгодно, чтобы ее жителям с детства прививали инстинкт управляемых, бездумных, зависимых. И хотя процессы демократизации в Украине становятся все заметнее, образовательная структура, консервативная в своей сущности, перестраивается не так быстро, как того хочется.

Иными словами, современная система образования не владеет в достаточной мере инструментарием развития самого человека, а не только ее знаний, умений, навыков. Стремление заполнить этот недостаток привел к разработке «Программы профилактики психологического манипулирования и контроля сознания», рассчитанной на старшеклассников и студенческую молодежь. Программа разработана при информационной поддержке общественной организации «Союз защиты семьи и личности». Занятия по темам программы проводились со старшеклассниками Киевского лицея «Голосеевский» № 241, с юношами и девушками на базе Бизнес-центра Киевского Дворца молодежи и юношества и со студентами столичных вузов через систему студенческих социальных служб. Помимо этого авторами программы было проведено несколько обучающих тренингов в разных городах Украины для педагогов и школьных психологов.

Темы, вошедшие в названную программу, направленные на развитие вышеперечисленных качеств критичности мышления, рефлексии, асертивности. Кроме того, достаточно подробно рассматривается понятие психологической манипуляции и средства ее нейтрализации. Способ подачи информации - интерактивный, то есть большинство понятий, вводимых идей, тем подаются в виде психологических игр и упражнений, диспутов, дебатов, ролевого моделирования и т.д. Это позволяет участникам программы не только теоретически ознакомиться с тем или иным понятием, но и сопоставить его с собственным личностным опытом, отработать полезные навыки в тренинговом режиме. Удобными для использования программы в различных условиях современных образовательных структур является ее гибкость, модульность с относительной независимостью различных модулей.

Поскольку подростковый и юношеский возраст - это период активной коммуникации и повышенного интереса к психологии общения, первый модуль программы посвящен детальному рассмотрению вопросов ежедневного общения и возможных проблем, связанных с ним. Сложность и запутанность личностных контактов, их виды и уровни с занесением в личностную коммуникативную карту (ОКК), влияние на ситуации общения, стереотипов восприятия и иррационального мышления - эти вопросы рассматриваются в блоке

«Особенности межличностного взаимодействия.

Следующий модуль «Психологическая манипуляция как разновидность межличностного взаимодействия» является весьма логичным продолжением активно поднятой и отработанной темы ежедневной взаимодействия.

В ходе занятий юноши и девушки получают возможность попробовать себя в роли и манипулятора, и того, кем манипулируют. Отследить собственные «слабые струны» и чувства, вызванные чьей попыткой манипуляции; потренироваться в простых и эффективных приемах нейтрализации нежелательной манипуляции. Интересно, что после таких упражнений количество желающих научиться манипулировать, чтобы скрыто управлять другими людьми, несколько уменьшается. Свободная атмосфера диалога, обмена мнениями помогает лучше понять природу психологической манипуляции, ее место и роль в нашей социальной реальности; принять индивидуальное решение о целесообразности (или нецелесообразности) ее применения. Как правило, очень живой интерес вызывает обсуждение педагогических и воспитательных действий преподавателей. Как отличить положительный педагогический влияние и деструктивную манипуляцию, где граница между ними; которые отдаленные последствия имеет применение учителем психологического манипулирования и оправдывает ли цель избран средство - эти и многие другие вопросы с интересом обсуждаются и самими учащимися или студентами, и уверенными в собственной педагогической компетентности учителями .

В течение занятий приходит осознание, что психологическая манипуляция является данностью, неотъемлемой частью нашей социальной жизни. И лучшая защита - это умение ее видеть, различать. Развитие навыков работы с информацией, формирования алгоритма ее критического восприятия, ознакомление с часто употребляемыми способами воздействия на сознание - такая содержательная часть модуля «Манипуляции и социальное окружение. Реклама на радио и телевидении, газетные статьи, молодежные журналы и красочные буклеты - все это может стать удобным «подручным материалом» для проработки навыков отслеживания информационного манипулирования. В этом блоке кроме приемов воздействия на сознания различных СМИ дается информация о возможном опасность со стороны различных деструктивных группировок, культов, сект. Технологии вербовки и модель контроля сознания, использование механизмов группового давления и способы «промывания мозгов» - эта информация не имеет значительное распространение. У школьников, студентов, да и у учителей нет до нее свободного доступа. Таким образом, плоскость возможного деструктивного влияния на сознание остается потенциально опасной. Предложенная в рамках занятий информация - попытка снизить подобный риск попадания молодых людей в психологическую зависимость. Проведение этого блока занятий предусматривает наличие у ведущего специально подобранного пакета информационных материалов на актуальную тематику.

Заключительный модуль программы - «Практикум эффективного поведения. Пожалуй, это единственный блок занятий, что нецелесообразно проводить отдельно, без проведения предварительных модулей. Потому что в специальных психологических играх и упражнениях этого блока делается итог полученным ранее знаниям, приемам, навыкам. Естественно, не в форме опроса, а в виде увлекательной игры.

Игротека программы содержит описание использованных в нашей работе диагностических и психологических методик, игр и упражнений. Хотя нам кажется полезным, целесообразным, интересным расширение этого списка за счет творческого поиска и обмена его результатами между всеми заинтересованными лицами: школьными психологами, социальными педагогами, преподавателями - всеми теми, кому названа тема небезразлична, и кто готов экспериментировать и искать другие удачные пути обучения молодого человека искусству быть свободной.

Потому что все-таки умение человека жить без манипуляций, без психологической зависимости - в первую очередь это умение жить свободно. Особенно значение в связи с реализацией программы, обеспечивает информационную безопасность, приобретает разработка таких учебно-воспитательных систем, которые были бы направлены одновременно и на развитие чувства свободы и толерантности у учащейся молодежи, и на усиление устойчивости юной личности. Возможно, слово воля, свобода станет ключевым в дальнейшей модификации нашей программы.

Комментариев к статье нет..
[ Добавить ] комментарий
Поля с пометкой * обязательны для заполнения

*Ваше имя
  Ваш сайт  
  Ваш город
*Ваше сообщение

Код подтверждения
*Код с картинки   @
код на картинке содержит только цифры (0..9) и буквы англ. алфавита (A..Z)