Все о психологии
Стрелять или не стрелять? Вот вопрос!
Некоторые аспекты психологии восприятия ситуации применения огнестрельного оружия на поражение
Владимир Маличевский,
старший преподаватель кафедры психологии
Ровенского института славяноведения
Киевского славянского университета
В эпоху становления новых социальных отношений в обществе, развития процессов демократизации и гуманизации социальной среды у работников правоохранительных органов возникают неизвестные ранее социально-психологические проблемы относительно выполнения своих функциональных обязанностей. Одна из острейших - проблема применения огнестрельного оружия на поражение (далее - ЗВЗУ. С одной стороны, она имеет административно-правовой характер, а с другой - чисто профессиональный.
Обозначенная проблема исследовалась специалистами-психологами в связи с процессом профессиональной подготовки работников милиции (А. Волоков, А. Столяренко, А. Буданов, В. Андросюк, Л. Казмиренко, Г. Юхновец, Ю. Лапутина и другие), формированием готовности к действиям в экстремальных условиях (Н. Завалова, В. Бодров, Л. Гримак, В. Понаморенко, Л. Дикая и другие), решением внутренне-личностного конфликта, который часто возникает во время обезвреживания человека, совершает преступление (В . Маличевский.
В научной литературе, особенно в зарубежной, достаточно широко раскрыто тему формирования готовности к действиям в экстремальных обстоятельствах. Существует достаточно большой блок исследований, связанных с реабилитацией военнослужащих, действовавших в экстремальных условиях. Многие уделялось внимания и профессионально-психологической подготовке работников милиции. Но проблематика психологической подготовки милиционеров к действиям в условиях применения огнестрельного оружия на поражение остается до сих пор чистым листом. Традиционно этот аспект деятельности работников правоохранительных органов рассматривался сквозь призму правовых отношений (А. Перушин, Ю. Баулин, В. Глущенко и др.), а также формирования готовности к действиям в экстремальных условиях и деятельности при таких обстоятельствах (В. Коломиец, В. Леферов , В. Медведев и другие.
Ситуация применения огнестрельного оружия на поражение относится к сложной системы социально-психологических отношений. В них отражены особенности процессов, разворачивающихся в обществе, особенности взаимодействия субкультурных слоев общества, проблемы личностного становления работника милиции, содержательных элементов его сознания, которые обеспечивают восприятие ситуации применения огнестрельного оружия на поражение.
Понятно, что деятельность работника милиции в этой ситуации формируется на мотивационных и ценностных характеристиках личности милиционера, его культурных и религиозных ориентациях, и, наконец, на индивидуальных особенностях социальной перцепции. Эти элементы психического в дальнейшем начинают формировать предмет деятельности и мотивационную сферу работника милиции, на которых основывается эффективность профессиональной подготовки и эффективность деятельности в реальных условиях [2]. Поэтому психологическая подготовка к действиям в ситуации ЗВЗУ должна основываться именно на этих элементах, которые организуют и интегрируют в единую целостность профессиональные знания, навыки и опыт работника правоохранительных органов.
Восприятие закономерностей общественной жизни, особой частью которого является применение огнестрельного оружия, не зависит от того, на каком уровне оно осуществляется на основе образа данной ситуации в сознании конкретного индивидуума. Поэтому мы поставили задачу выявить образ ситуации применения огнестрельного оружия на поражение в сознании работника милиции и проверить эффективность социально-психологического тренинга "Готовности к ЗВЗУ. Поскольку такое исследование имеет прикладной характер, то образ ситуации мы раскрываем через призму эффективности деятельности в ситуации ЗВЗУ.
Задачами нашего исследования, в данном, случае являются:
• выявить языковые эквиваленты факторов, влияющих на эффективность деятельности сотрудников милиции в ситуации ЗВЗУ;
• выявить особенности восприятия ситуации ЗВЗУ работниками милиции, которые применяли огнестрельное оружие на поражение в реальных условиях;
• выявить особенности восприятия ситуации ЗВЗУ работниками милиции, которые не применяли огнестрельное оружие на поражение;
• провести сравнительный анализ образов ситуации работников милиции, принимавших и не применяли огнестрельное оружие на поражение;
• провести сравнительный анализ образа ситуации ЗВЗУ группы, проходившей социально-психологический тренинг "Готовности к ЗВЗУ", и группы, которая его не проходила.
Для выяснения образа ситуации ЗВЗУ было отобрано 67 работников милиции, которые применяли огнестрельное оружие на поражение. Выявления языковых эквивалентов происходило на основе собеседований и экспертной оценки.
Среди факторов, отрицательно влияющих на эффективность деятельности в ситуации ЗВЗУ, работники милиции назвали такие факторы:
Факторы ответственности:
1. Страх подвергнуться уголовной ответственности.
2. Страх, что руководство резко отрицательно реагировать на факт применения огнестрельного оружия.
Морально-этический и религиозный факторы:
1. Чувство вины.
2. Страх причинить грех.
3. Страх понести наказание Господней.
4. Чувство вины и стыда перед товарищами.
5. Опасения, что не отвечаешь образу мужественного мужчины.
6. Ощущение того, что должен побороть себя и попасть в человека.
Профессиональный фактор:
1. Неуверенность в правомерности применения огнестрельного оружия.
2. Плохое владение навыками стрельбы и передвижения.
3. Невозможность предсказать поведение преступника.
4. Неуверенность в "законности" профессионального долга.
Соматически-психологический фактор:
1. Ощущение внутреннего напряжения.
2. Всеобъемлющий страх.
3. Подавленность свободы.
4. Интенсивные переживания.
5. Подавленность.
6. Ощущение растерянности и одиночества.
7. Желание убежать.
8. Изменения в ощущении времени.
9. Неприятные ощущения в солнечном сплетении.
10. Напряжение в плечах, шее и руках.
11. Мягкость ног.
12. Шум в голове и непонятные ощущения.
13. Агрессия и злоба.
14. Разнообразные оттенки страха (страх убить, страх умереть, страх выстрелить.
15. Жалость и к себе, и к преступнику.
16. Ощущение, что нельзя применять огнестрельное оружие против человека.
17. Сверхконцентрации на объекте опасности, т.е. на преступнику или его оружия.
18. Незнакомые ранее состояния.
Широчайшим по объему характеристик, как видим, есть соматически-психологический фактор.
Все эти факторы являются семантической характеристикой субъективного пространства применения огнестрельного оружия на поражение, в котором отображаются функциональные состояния, чувства, ожидания, перцептивные процессы, уровень самоконтроля, профессиональная готовность и когнитивная оценка ситуации. При определении этих факторов мы сознательно избегали положительного или отрицательного оценочного нагрузки на семантическое значение, так как один и тот же фактор у разных людей может иметь разный смысл и определяться различными когнициямы и, соответственно, осуществлять различные воздействия на эффективность деятельности.
Например, религиозные чувства, с одной стороны, могут привести к уменьшению вреда, причиняемого преступнику, что отвечает основным принципам гуманизма и ориентации на общественную полезность административно-правовой деятельности. С другой стороны, эти ощущения могут привести к полному торможению деятельности сотрудника милиции, результатом чего может стать невыполнение обязанности или даже гибель самого работника.
Выявлены языковые значения факторов, влияющих на эффективность деятельности в ситуации ЗВЗУ, дали нам возможность использовать эти показатели для изучения степени осознания субъективной картины событий и для оценки эффективности психологического тренинга по подготовке работников милиции к действиям в ситуации ЗВЗУ. На основе этих языковых значений был составлен анкету.
Языковые эквиваленты факторов, влияющих на эффективность деятельности в ситуации ЗВЗУ, были использованы для сравнения образа ситуации работников милиции, которые применяли огнестрельное оружие на поражение, и тех, кто ее не применял. В данном случае при сравнении образов ситуации ЗВЗУ использовалась оценка каждой позиции факторов, влияющих на эффективность деятельности в ситуации ЗВЗУ от 1 до 10 баллов.
В результате были получены данные, отраженные в таблице 1. В ней приведены среднеарифметические показатели оценки факторов, влияющих на эффективность применения огнестрельного оружия в группы, применяла огнестрельное оружие на поражение, и у группы, которая ее не применяла.
Группа работников, которая действовала в условиях ЗВЗУ, оценила как наиболее важные и влиятельные факторы соматически-психологические и морально-этические. Следовательно, можно считать, что профессиональный фактор и фактор ответственности в экстремальных условиях ситуации ЗВЗУ переходят на второй план сознания, а действия выполняются автоматически в пределах усвоенных знаний и профессиональных навыков. Это свидетельствует, что в ситуации ЗВЗУ у работника милиции начинает формироваться моральное, этическое, религиозное и личностное значение предмета действия, чего не было в процессе обучения. Таким образом, актуальным предметным содержанием ситуации ЗВЗУ становятся соматически-психологический и религиозный факторы (см. график 1).
График 1
Среднеарифметические показатели оценки групп-факторов, влияющих на эффективность деятельности в ситуации ЗВЗУ групп работников, получивших и не имели опыта действий в условиях ЗВЗУ
1 - фактор ответственности, 2 - морально-этический и религиозный факторы 3 - профессиональный фактор; 4 - соматически-психологический фактор.
Другим результатом этого исследования является то, что при традиционной системе подготовки работников милиции к действиям в ситуации ЗВЗУ, навыки и знания, которые формируются у работников милиции в процессе подготовки, организуются в неадекватную психологическую систему действий в связи с тем, что индивидуальные представления, установки и знания, которые обусловливают личностный опыт, не соответствуют реальности боя. Таким образом, работник милиции, попал в ситуацию ЗВЗУ, вынужден самостоятельно создавать новое содержание своей деятельности, даже при условии, что он имеет устойчивые двигательные навыки применения огнестрельного оружия, передвижения и навыки административно-правовой оценки ситуации.
Сравнительный анализ оценки факторов, влияющих на эффективность деятельности в ситуации ЗВЗУ лабораторной и контрольной групп, в начале эксперимента проходил по критерию Стьюдента. Разница между контрольной и лабораторной группами несущественна и эти результаты нельзя распространять на всю генеральную совокупность, поскольку расчетное значение критерия меньше теоретическое при уровне достоверности 95%. В эксперименте участвовало 100 работников милиции: 50 человек контрольной группы и 50 - лабораторной. Итак, мы можем считать оценки факторов контрольной и лабораторной групп однородными.
При анализе различий оценки факторов, влияющих на эффективность применения огнестрельного оружия на поражение, выяснилось, что разница между показателями лабораторной группы после обучения и группы работников милиции, которые имели опыт применения огнестрельного оружия на поражение, несущественна (0,075); причем результаты можно распространить на всю генеральную совокупность (t <0,95; 49> = 2,00 расчетное значение критерия значительно больше теоретическое.
График 2
Оценка факторов, влияющих на эффективность применения огнестрельного оружия на поражение
1 - лабораторная группа после обучения; 2 - контрольная группа после обучения 3 - группа, которая применяла оружие в реальных условиях; 4 - показатели лабораторной и контрольной групп в начале обучения.
При анализе различий показателей групп в начале обучения, лабораторной и контрольной групп после эксперимента и показателями реальной группы, применяла огнестрельное оружие, было установлено, что различия между показателями лабораторной группы после обучения и реальной группы от средних показателей до эксперимента с прохождения «Тренинга готовности к ЗВЗУ »существенны. Об этом свидетельствует средняя разница (в первом случае 0,53, во втором - 0,605), причем проверка достоверности результатов дает возможность распространить выводы на всю генеральную совокупность (расчетное значение критерия значительно больше теоретическое. Это дает основания утверждать, что за время участия в социально-психологическом «Тренинга готовности к ЗВЗУ» лабораторная группа существенно изменила свое отношение к факторам, которые влияют на эффективность применения огнестрельного оружия на поражение и в своих оценках приблизилась к показателям группы, применяла огнестрельное оружие в реальных условиях (см. график 2).
Разница между показателями контрольной группы и средними показателями в начале эксперимента несущественна (0,02), однако распространить вывод на всю генеральную совокупность нельзя, поскольку разница недостоверна. Эти выводы подтверждают наше предположение о том, что традиционные методы боевой подготовки только ограничиваются формированием определенных необходимых навыков, но не создают целостной структуры осознание «образа ситуации» и, соответственно, предмета действия, отражающий личностный смысл применения огнестрельного оружия на поражение.
При анализе групп факторов, влияющих на эффективность применения огнестрельного оружия на поражение (фактор ответственности, морально-этический и религиозный факторы, профессиональный фактор, соматически-психологический фактор) были получены такие результаты. Поскольку расчетные значения критерия для фактора ответственности, морально-этического и религиозного факторов и соматически-психологического фактора значительно больше теоретическое, различия между контрольной и лабораторной группами существенные и эти результаты нельзя распространять на всю генеральную совокупность. Для профессионального фактора разница между показателями контрольной и лабораторной групп недостоверная (расчетное значение критерия меньше теоретическое. Следовательно, для данного фактора как генеральной совокупности никаких выводов сделать нельзя. Анализ данных осуществлялся по критерию Стьюдента (t <0,95; 49> = 2,00).
Результаты проведенного исследования позволили выявить образ факторов, влияющих на эффективность применения огнестрельного оружия на поражение, что дает возможность получить определенный стандарт для оценки достоверности восприятия ситуации ЗВЗУ работниками милиции, которые не применяли огнестрельное оружие на поражение. Данный факт позволяет использовать эти показатели в процессе профессионально-психологической подготовки, для проведения реабилитации постстресових синдромов, которые часто возникают после применения огнестрельного оружия на поражение, и профилактической работы с работниками милиции. Было также подтверждено эффективность социально-психологического «Тренинга готовности к ЗВЗУ», что дает возможность использовать его в процессе профессионально-психологической подготовки работников милиции как эффективного метода подготовки к действиям в ситуации ЗВЗУ.
Полученные результаты могут стать основой для продолжения исследований в данной области, а именно для выявления особенностей поведения как преступников, так и работников милиции в ситуации ЗВЗУ, для разработки новых методик и техник психологической подготовки к действиям в условиях высокой моральной, социальной и правовой ответственности.