Культурно-историческая психология

Культурно-историческая психология

Культурно-историческая психология (школа Выготского) – течение в психологической науке, основанное Львом Выготским в конце двадцатых годов ХХ века, и развитое его студентами и последователями в Восточной Европе и по всему миру.

 

Культурно-историческая психология возникла как ответ картезианскому дуализму между умом и телом в психологии тех времен, как умышленная попытка установить новую парадигму в психологических исследованиях, которая бы превзошла узкий объективизм бихевиоризма и субъективизм интроспективной психологии Вундта, Джеймса и других. Она фокусируется на человеческом развитии, чтобы сделать общее заключение о работе ума в активном состоянии. Эти утверждения могут стать частью или основой возвращения к единству человеческих наук.

 

Выготский и его единомышленники ставили во главу угла неадаптивность характера и механизмы развития функций высшей психической (ментальной) деятельности. Определяя основную цель психологических наблюдений, как объективное изучение человеческого сознания, члены школы Выготского открывали для себя роль культурного размышления и таких культурных посредников, как слово, знак (выготский), символ, миф (Лосев, В.Зинченко) в развитии высших психических функций человека, развитии личности и ее высших феноменов.

 

Главной отличительной чертой культурно-исторической философии является то, что характеристиками, определяющими специфику человеческого типа, являются его потребности и возможности населять окружающую среду, трансформированную выдающимися членами этого вида. Подобные изменения и механизмы передачи этих трансформаций от одного поколения к другому являются результатом возможностей или склонностей человеческих существ создавать и использовать артефакты – аспекты материального мира, которые используются в человеческой деятельности, как способы координации с физической и социальной окружающей средой. Таким образом, исследование проводится по степени развития грамотности и математики вне традиционного обучения, чтобы понять, насколько сознание было развито в то или иное время в конкретном месте.

 

Некоторыми из студентов Выготского, которые подхватили и развили его подход к психологии, были: Алексей Леонтьев и А.Р. Лурия в Советском Союзе, а также Клаус Хольцкамп в Германии. Хольцкамп разработал свой собственный подход к культурно-исторической психологии, который он назвал «критической психологией». Она основывалась, в большей степени, на работах Леонтьева, хотя здесь также использовалась феноменология Мерло-Понти.

 

Эту психологию также называют в разных источниках: социо-исторической психологией, социо-культурной психологией, теорией активности, культурной психологией, теорией культурно-исторической деятельности или теорией социального развития.

Комментариев к статье нет..
[ Добавить ] комментарий
Поля с пометкой * обязательны для заполнения

*Ваше имя
  Ваш сайт  
  Ваш город
*Ваше сообщение

Код подтверждения
*Код с картинки   @
код на картинке содержит только цифры (0..9) и буквы англ. алфавита (A..Z)