Личность и деятельность

 

загрузка...

 

БАЗА ЗНАНИЙ

Личность, деятельность, активность, поведение, поступок, феномен, интериоризация, экстериоризации, основные виды деятельности: игра, учеба, работа, общение; типы деятельности, репродуктивная деятельность, продуктивная (по алгоритму) деятельность, творческая деятельность, действие, организацийнопсихологична структура деятельности: субъект, цель, мотив, процесс, предмет, результат, продукт, средства субъекта (умения, навыки, знания и привычки.

КРАТКИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

Деятельность - одна из основных категорий психологической науки. Деятельность определяется как специфическая форма активного отношения человека к окружающему миру, содержанием которого является целесообразная изменение и преобразование мира на основе освоения и развития культуры.


В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, перевоплощает свои способности, сохраняет и совершенствует природу, строит общество, создает то, что без ее активности не существовало бы в природе.

Проблема деятельности органически связана с проблемой личности и сознания. Личность и формируется и проявляется в ее деятельности. Деятельность - это процесс взаимодействия человека с миром, но процесс не пассивный, а активный, сознательно регулируемый, благодаря чему она достигает сознательно поставленной цели, которая возникает в результате проявления определенной потребности.

Человеческая деятельность - это не «сумма» действий, а сложное динамическое необразование, имеет сложную организационную психологическую структуру (По В. А. Казаковым):


• организационная группа включает следующие элементы: субъект, процесс, предмет, условия и продукт деятельности;


• социальнопсихологична группа включает элементы: цель, мотив, способ, результат.

Компоненты структуры индивидуальной деятельности имеют определенные взаимосвязи и взаимоотношения. Деятельность характеризуется определенной цикличностью и непрерывностью взаимосвязанных элементов. Это характерные особенности взаимосвязей и отношений, например:

• соотношение «цель - мотив» - от определенного понимания цели, не подкрепленного желание ее достичь, или и понимание, и желание ее достичь.


• инвариантность относительно субъектов деятельности, где «продукты деятельности» одних субъектов будут «предметом» деятельности других, но всех субъектов объединяют их средства (опыт): знания, навыки, умения и такие элементы, как цель, мотив, процесс, предмет, результат;


• выделение в структуре деятельности такого компонента, как «психическое результат» дает возможность говорить о «прирост» cубьекта деятельности, что в свою очередь определяет уровень творческой деятельности; где «прирост» опыта большой, там и соответствующий уровень «квалификации» творческой деятельности , а где - минимальный, там деятельность становится обузой, скучной, рутинной, потому что опыт субъект не обогатился ни знаниями, ни навыками, ни умениями.


Деятельность не возможна без человеческой активности и целесообразности. Человеческая активность имеет осознанный характер (сознательная организация и саморегуляция деятельности и поведения, направляемой на преодоление препятствий в достижении цели. Это приводит к существенной признаках - ее осознанного и целенаправленного характера.

Деятельность человека является разнообразной, поэтому нужно различать:

I. Виды деятельности, обеспечивающие существование и формирование человека как личности; к основным видам деятельности относятся:

1. Игра - это деятельность в условных ситуациях, направляемой на воспроизведение в доступной форме труда и учебы, является процессом социолизации ребенка, подготовкой ее к будущей взрослой жизни. Исследования показывают, что у ребенка игра является формой реализации ее активности, формой ее жизнедеятельности. Игровые действия детей развиваются на базе человеческих форм практической поведения, которые усваиваются в общении со взрослыми и под руководством взрослых.

Параллельно с предметамизнаряддямы ребенок сталкивается в своей практике с игрушками. Взрослые учат детей, как пользоваться игрушками. Но само отношение к игрушке как к изображению «настоящей вещи» появляется у ребенка благодаря введению в игровую деятельность слова. К середине третьего года жизни у ребенка возникает противопоставление своих действий чужим, выделяется «Я».

Возникают ролевые игры. В ролевой игре ребенок воспроизводит наблюдений ней общественные функции взрослых, поведение взрослых как личностей. В основном это сюжеты на бытовые темы («мама», «воспитательница», «водитель», «пилот». Затем возникают сюжеты на громадськополитични темы («война», «парламент»).

На следующем этапе - игр по правилам - черты поведения детей получают свое дальнейшее развитие. Действия детей регулируются правилами, требованиями, запретами и т.д. На этом этапе игра по психологической структурой приближается к труду (целью уже есть результат) и до учения (целью является освоение правил игры.

Таким образом игровая деятельность для детей является процессом социолизации индивида, подготовки его к будущей взрослой жизни, вхождение в социальные роли, овладение социальным опытом человечества.

В жизни взрослых игры выступают орудиями общения, снятия напряжения, разрядки. Некоторые формы игровой деятельности приобретают характер ритуалов, навчальнотренувальних занятий, спортивных соревнований. Например, в деловых играх взрослые отшлифовывают определенные умения и навыки, скажем, в технологическом или организационном управлении.

2. Обучение - это деятельность, направленная на усвоение знаний, выработка навыков, умений, привычек.
Процесс обучения рассматривается как специальная форма передачи и усвоения суспильноисторичного опыта. Это деятельность, таит в себе два противоположных, но единых и внутренне связаных моментов обучения - преподавание и учения.

Преподавания и учения представляют два аспекта одного и того же процесса и неразрывно связаны между собой. Это означает, что процесс обучения фактически раздваивается, распадается на две деятельности, которые являются одновременно действующими актами, аспектами или составными частями его.

Преподавание - целеустремленный вид деятельности, осуществляемый педагогом, организатором педагогического процесса. Преподавание является активным процессом, поскольку в его осуществлении стараются не только передать ученику (студенту) определенные знания, но и развивать у него стремление и умение самостоятельно, без учителя, приобретать новые знания, опыт.

Учения - целенаправленное усвоение знаний, умений, навыков, социального опыта с целью последующего использования их в практической жизни. Учения является одной из составляющих педагогического процесса, охватывающего деятельность ученика (студента) под руководством учителя (преподавателя). Конкретно учения выступает в форме интеллектуальных действий учащегося (чтение литературы, слушание и усвоение того, что преподает учитель, решения различных учебных задач и т.д.), а также в форме физических действий (лабораторные работы, уроки труда, работа в мастерских, на пришкольном участке , посильная работа во время прохождения производственной практики). Конечной целью учения является прочное усвоение знаний, выработка практических умений, доведение навыков до автоматизма их выполнения.

3. Труд - целенаправленная деятельность человека на преобразование и освоение природных и социальных сил с целью удовлетворения потребностей, в результате которой создаются материальные и духовные ценности, формируется сам человек. Процесс труда состоит из трудовой деятельности: предмета труда (над чем работают и орудий труда (чем работают. Во время работы люди вступают в отношения - производственные и межличностные. В труде человек самоутверждается, реализует свой физический, духовный, социальный потенциал.

Труд в психологии рассматривают как репродуктивную, продуктивную и творческую под углом зрения психологических механизмов и достигнутых материальных или идеальных результатов.

По репродуктивной труда не создается ничего нового, а воспроизводится в количественном измерении уже известно.

Производительный труд (работа по алгоритму) как в психологическом плане, так и по результатам деятельности предполагает при воспроизведении уже известного внесении элементов новизны, то есть высшую степень мышления и качественный результат.

Творческая работа - это создание нового, которое существенно отличается от уже известного или является таким, какого еще не существовало вообще. Примерами творческого труда может быть труд изобретателей, ученых, художников, педагогов, писателей, архитекторов, рационализаторов.

4. Общение - это деятельность, которая заключается в обмене информацией между людьми, в результате которой создается продукт (психическое). Например, деятельность педагога, лектора, актера, экскурсовода и других. Главная особенность деятельности общения - то, что она доступна в любом основном виде деятельности, поскольку ни игра, ни учеба, ни работа не могут реализовываться без обмена информацией.

Главными компонентами средств субъекта деятельности является его умение, навыки, знания о сфере деятельности и привычки.

II. Типы деятельности: строятся по признакам общественных отношений, потребностей, предметов.

 

Значение деятельности для человека чрезвычайно важно: психика проявляется в деятельности и формируется в течение жизни. О направленности личности (ее наклонности, потребности, интересы, идеалы, убеждения) узнают, анализируя ее деятельность. О сути личности, ее характер узнают из характера деятельности этой личности. Человек может проявить в деятельности пассивность, активность, безразличие или абсолютную бездеятельность, даже асоциальное поведение.
Если общество заинтересовано в формировании социально активной личности, оно должно позаботиться об организации соответствующей деятельности.

Массовая безработица в условиях нынешнего социальноэкономического развития порождает асоциальные формы деятельности, в том числе и преступную деятельность.

Ни тип деятельности не реализуется в чистом виде, ибо в каждом есть и познание, обучение, общение, игра. Но каждый вид деятельности имеет общую организацийнопсихологичну структуру.

В процессе развития личности и осложнения деятельности в онтогенезе структура ее тоже меняется. Самостоятельная ранее деятельность может превращаться в действие и приобретать характер структурного элемента более сложной деятельности. И наоборот, отдельные действия могут превращаться в самостоятельную деятельность. Например, вычисления при решении различных задач - в деятельность оператора вычислительных машин.

Различные типы деятельности могут осуществляться различными способами. Способы выполнения действий, составляющих определенный вид деятельности, называются средствами действий. Каждое действие состоит из системы движений или операций, подчиненных определенной задачи, которую нужно выполнить в конкретных условиях. Все действия, направленные на преобразование состояния или свойства предметов внешнего мира, называются предметными. Все они состоят из определенных движений.

Анализ многочисленных предметных действий показывает, что все они в основном состоят из трех относительно простых движений: взять (поднять), переместить, опустить.

Кроме того, в психологии принято выделять еще и другие виды движений: речевые, соматические, выразительные, психомоторные. Во всех случаях необходимы координация движений и согласованность их друг с другом.

Разнообразные действия человека, выполняемые во внутреннем плане сознания, называются интеллектуальными действиями. Каждая умственная действие обязательно включает моторные двигательные компоненты.

Умственная деятельность человека подразделяется на:

1) перцептивные, с помощью которой формируется целостный образ восприятия предметов или явлений;
2) мнемические, с помощью которой осуществляется запоминание, удержание и упоминание какого материала;
3) интеллектуальную, с помощью которой осуществляется решения интеллектуальных проблем;
4) имажитивну (от Image - образ), с помощью которой осуществляется творческий процесс.


Каждая деятельность включает в себя как внутренний, так и внешний компоненты. По своему происхождению внутренняя (психическая) деятельность производная от внешней (предметной). Сначала осуществляются предметные действия и только потом, когда накапливается опыт, человек приобретает способность совершать те же действия в уме (интериоризация). Однако затем внутренние действия (мысленно) направляются на преобразование предметной действительности, подлежат обратному преобразованию (экстериоризации).

Отдельные действия могут выполняться на разном уровне сознания. Сначала определенные действия требуют детальной сознательной регуляции, а затем начинают выполняться всего меньшей участия сознания, что приводит к формированию навыков.

Умение - это способность успешно выполнять действия, соответствующие целям и условиям деятельности. Умение всегда опираются на знания. Знания, умения, навыки, приобретенные человеком, влияют на формирование новых навыков и умений. Знание отражают связь между познавательной и практической деятельностью человека, оказываются в понятиях, суждениях, умозаключениях. Привычка - это действие, выполнение которого стало потребностью для человека. Таким образом, главными компонентами средств субъекта является умение, навыки, знания, привычки.

Своими реальными действиями личность выделяет себя из окружающего мира. Объективные внешние изменения взаимоотношений человека с окружением через ее реальные действия, отражаясь в его сознании, изменяют и внутреннее состояние человека, перестраивают его сознание, отношение к другим людям и к самому себе, что отражается в опыте человека, проявляясь в самоощущение своих психических особенностей .



загрузка...


загрузка...
Комментариев к статье нет..
[ Добавить ] комментарий
Поля с пометкой * обязательны для заполнения

*Ваше имя
  Ваш сайт  
  Ваш город
*Ваше сообщение

Код подтверждения
*Код с картинки   @
код на картинке содержит только цифры (0..9) и буквы англ. алфавита (A..Z)

 

Loading...

 

Это интересно

загрузка...
Loading...



загрузка...
Главная