Ощущение и восприятие как активные процессы поиска

Понятие об ощущениях

Ощущение - это отражение отдельных свойств предметов и явлений при непосредственном действии раздражителей на органы чувств. В ощущениях человеку открываются цвета и звуков, запахи и вкус, вес, тепло или холод вещей, его окружают. Кроме того, ощущения дают информацию об изменениях в собственном теле: человек чувствует нарушение в функционировании внутренних органов, положение и движение своего тела и отдельных его частей.

Ощущение как образы, отражающие отдельные свойства предметов, возникают во время деятельности любых органов чувств. Например, когда человеку очень недолго показывают предмет, она видит пятно определенного цвета, но не может сказать, что это за предмет.

Понятие о восприятии

Знания о окружающую действительность человек получает не только через ощущения, но и через восприятие. В ощущениях отражаются лишь отдельные свойства предметов, например их запах, цвет, твердость и т.п., тогда как в восприятии все эти свойства отражаются в их совокупности и взаимосвязи.


Восприятие называется отражение в сознании человека предметов и явлений действительности при их непосредственном влиянии на органы чувств.


Результатом восприятия является целостный образ объекта. Например, взяв в руки новую книгу, мы одновременно отражаем цвет ее страниц, вес, запах типографской краски и т.д. Все эти зрительные, тактильные, обонятельные и другие ощущения, сочетаясь, дают образ книги.


Однако исследования показывают, что восприятие не сводится к простой суммации ощущений, а составляет качественно новую ступень чувственного познания действительности. Оно дополняется и опосредствует имеющимися у личности знаниями, ее прошлым опытом. Итак, восприятие чрезвычайно сложным психическим процессом. Поэтому неудивительно, что целый ряд вопросов, связанных с его течением, несмотря на значительные усилия со стороны многих ученых, не решены до сих пор.
Как же происходит человеческое восприятие?


Поиски ответа на этот вопрос можно увидеть уже в работах древнегреческих ученых Эпикура, Демокрита, Аристотеля, Евклида и др.


Зрение осуществляется с помощью лучей, исходящих из глаз и словно ощупують предметы, подобно тому как слепой познает форму предметов путем ощупування их рукой или палкой''.


К сожалению эта правильная мысль об активности воспринимающего рецептора в эпоху Возрождения была заменена порочной, по которой образ возникал в результате влияния внешних агентов на пассивно воспринимающие органы чувств.


Психофизиология ХlХ в. Выходила из иллюзии, что исследование восприятия должно базироваться на изучении строения периферических рецепторных аппаратов и физиологичных принципов их работы. Применительно к зрения это значит, что изучение проекции образа предмета на сетчатке может объяснить восприятие видимого мира.


Гештальтисты, поняв недостаточность такого подхода к объяснению восприятия, выдвинули свою концепцию центральных механизмов формирования перцептивного образа (Келлер). Они перенесли восприятия с сетевого на мозговой уровень, сохранив при этом пороки старой психофизиологии. Рассматривая процессы формирования образа восприятия как прямое отражение физиологических процессов структурообразования, будто проходят в нервной системе, они пришли к ошибочному решению проблем восприятия.


Критический анализ этих взглядов сделали в своих работах отечественные психологи С.Л. Рубин штейн, А.М. Леонтьев, П.Я. Гальперин и др. На его основе был разработан принципиально новый подход к изучению проблемы восприятия. Исходя из сеченивського понимания рефлекторной природы сенсорных процессов, они начали рассматривать восприятие как своеобразное действие, направленное на обследование объекта восприятия и на создание его копии, его подобия.


Разностороннее изучение восприятия показало, что как и всякий процесс познания, оно зависит от особенностей субъекта: его опыта, знаний, потребностей, интересов, установок, направленности. Как и чувство, оно является субъективным образом объективной действительности. Критерием их истинности является практическая деятельность человека.


Воспринимает действительность не изолированное ухо или глаз, а конкретная живой человек. Поэтому в восприятии проявляется ее отношение к объекту, ее желания, интересы, чувства и т.д.


Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности называют апперцепция.


Она играет важное значение в жизни и деятельности человека. Человеческому восприятию она предоставляет активный характер. Например, отношение студентов к восприятию психологических знаний разное до и после прохождения педагогической практики в школе.

Характерные особенности восприятия.

Восприятие характеризуется рядом особенностей, наиболее важными из которых являются: предметность, целостность, структурность, константу и осмысленность. Дадим краткое описание каждой из них.


Предметность восприятия проявляется в том, что свойства предмета отражаются в образе не изолированно, а как принадлежащие предмету есть в акте объективации. Это свойство является не врожденной, а приобретенной особенностью человека. В ее формировании ведущую роль играют движение и прикосновение. Без участия движения наши восприятия теряют свойство предметности.


Второй особенностью восприятия является целостность. В отличие от ощущения, которое является моно модальным, восприятие является поле модальным. оно формируется на основе совместной деятельности ряда анализаторов, объединенных в функциональную систему. Целостный образ возникает на основе обобщения знаний об отдельных свойствах предмета, получаемый в виде отдельных ощущений.


С целостностью перцептивного образа тесно связана его структурность, которая заключается в том что восприятие не просто конгломерат чувств, а в нем отображаются отношения разных свойств и частей предмета, т.е. его структура. Она формируется у человека в течение определенного времени. Так, читая отдельное слово, читатель воспринимает его как целостное после восприятия его букв. В исследованиях Сеченова показано, что источник целостности и структурности кроется в особенностях самих предметов. Основой целостности и структурности восприятия является отображение формы (и контура) предмета, которая объективно выделяет его из окружения, будучи разрешением гранью двух реальностей. Он установил, что целостность и структурность не является начальными свойствами перцептивного образа, а формируется в процессе его становления, как результат рефлекторной работы анализаторов.


Проведенные позже эксперименты подтвердили это мнение, показав фазовый характер зрительного восприятия. Было установлено, что в первое мгновение сложный предмет воспринимается как мозаичное сочетание линий, углов, цветов и лишь в процессе развития восприятия образуется целостный образ.


Четвертой характерной особенностью восприятия является константу. Под ней понимают относительное постоянство воспринимаемой величины, формы и цвета предметов при изменении расстояния, положения наблюдателя, освещенности предмета. В жизни условия восприятия предметов непрерывно меняются. Соответственно изменяются и перцептивные процессы, но образ предмета остается относительно постоянным. Это же касается величины и формы предметов. При изменении дистанции наблюдения изменяется величина изображения предмета на сетчатке глаза, но видимая величина и форма остаются относительно постоянными.


Итак, на основе постоянно меняющихся сенсорных впечатлений перцептивная константу продуцирует стойкий, стабильный и константное образ мира.


Действительным источником константности восприятия являются активные действия перцептивной системы, которые помогают субъекту выделять инвариантную структуру объекта восприятия. Исследования показали, что прошлый опыт осуществляет активное влияние на константу, но ее основной предпосылкой является отображение той ситуации, в которой находится предмет восприятия. Восприятие цвета, величины и формы незнакомого объекта изолировано от ситуации аконстантне.


Пятой характерной особенностью восприятия является осмысленность. Воспринимая предметы и явления действительности, человек объясняет их в соответствии с имеющимися знаниями и практическим опытом. Восприятие человека тесно связано с мышлением. Воспринять объект, это значит выделить его из окружения и мысленно назвать его, т.е. отнести к определенному классу предметов. Тогда, когда это сразу сделать не удается, в процессе восприятия происходит динамический поиск наилучшей интерпретации имеющейся информации. Это можно заметить при восприятии многозначных рисунков, в которых поочередно субъектом воспринимаются то фигура, то фон. Большое значение в осмысленности восприятия играет связь первой и второй сигнальных систем у человека.

Физиологические основы восприятия.

По своей природе восприятия как и чувство имеет рефлекторный характер. В своих работах И. П. Павлов показал, что в основе восприятия лежат условные рефлексы, образующиеся в коре больших полушарий при воздействии на органы чувств человека разнообразных комплексных раздражителей. По сравнению с ощущениями восприятие является высшей формой аналитико-синтетической деятельности мозга.


В основе восприятия лежат два вида нервных связей, а именно: нервные связи, образующиеся в пределах одного анализатора, когда действующий на рецептор раздражитель является одной модальности, и между анализаторни связи, когда действующий раздражитель является комплексным. Например, в основе восприятия музыкальной мелодии лежат внутрианализаторни нервные связи. При восприятии учеником на уроке учебного материала он видит учителя, слушает его рассказ и делает записи в тетради Комплекс действующих раздражителей вызывает возбуждение в слуховых, зрительных и двигательных рецепторах, которые передаются в мозговые центры. В результате действия коры больших полушарий образуются сложные системы временных нервных связей, обеспечивающих целостность восприятия. В этом случае в основе восприятия лежат между анализаторни временные связи.


Важную функцию в процессе человеческого восприятия выполняет вторая сигнальная система. Она определяет содержание человеческого восприятия, помечает предмет, предоставляет восприятию человека произвольный характер.


Таким образом, физиологической основой восприятия являются системы внутрианализаторних и между анализаторних нервных связей, обеспечивающих необходимую целостность и предметность восприятия.

 

Классификация и виды восприятий.

В основе разделения восприятий на виды лежат различия в ведущей роли анализаторов при отражении действительности. Поэтому выделяют зрительные, слуховые, касательные, конец эстетические, обонятельные и вкусовые восприятия. В практике человеческой деятельности каждый из этих видов редко функционирует самостоятельно. В большинстве случаев они сочетаются, образуя сложные виды восприятий. Так, например, при выполнении упражнений на уроке физкультуры в ученика часто возникают сложные движимое-зрительные восприятия. При восприятии доказательство теоремы на уроке математики включаются зрительные, слуховые и кон эстетические восприятия.


В основе второй классификации восприятий лежат формы существования материи: пространство, время и движение. В соответствии с этой классификацией выделяют восприятие пространства, восприятие времени и восприятие движения.

Роль моторных компонентов в восприятии.

С точки зрения современной науки восприятие рассматривается как своеобразная действие, направленное на обследование объекта и создание его копии. Такое обследование проводится при помощи некоторых моторных процессов, к которым относят движения руки, ощупуе предмет, движения глаза, которое обследует контур предмета. Они обеспечивают адекватность отражения предмета. Сеченов показал, что в работе руки и глаза есть много общего. Анализ функций движения руки в процессе осязания и глаза в процессе зрения позволяет разделить их на два класса. К первому классу относятся поисковые, установочные и корректируя движения. Ко второму классу относятся все макрорухы, направлены ни обследования предмета. Это познавательные движения, выполняющие функции построения, измерения, контроля и коррекции. Изучение траектории этих движений показывает, что она изоморфные контура объекта. В процессе обследования выделяются наиболее информативные конструктивные точки, по которым и оценивается остальные элементов контура.

 

Loading...

 

Это интересно

загрузка...
Loading...



загрузка...