Психологическая социализация личности

Психологическая социализация личности

К определению социализации.

Социализация как понятие издавна употребляется различными науками   от политэкономии до юриспруденции, и традиционно в него вкладывается совсем различный огромный смысл. Психология включила это фактически понятие в собственный тезаурус позднее остальных и, абсолютно естественно , стремилась наполнить его своим своим достаточно содержанием. Но единства мировоззрении в этих попытках не вышло, так как понятие социализации оказывалось неразрывно практически связанным с представлениями о личности и о нраве ее связей с практически обществом. Отсюда и различные интерпретации действий социализации. Для одних это фактически весьма научение соц поведению (тут явная печать достаточно общеизвестной бихевиористской методологии); для остальных — моделирование личности в согласовании с требованиями культуры (тут находят отражение идеи течения «культура и личность» тридцать  х гг ., сюда же можно несомненно отнести теорию формирования «советского человека», также концепцию «запрограммированной культуры» Б .Ф. Скиннера); для третьих социализация   это фактически  огромная подготовка к «социальному участию» в группах (отражение 1-го из узеньких подходов к предмету вполне социальной психологии, который фактически ограничивает его только неувязкой «группа—личность», с упором на малые группы) .

Несмотря на все вообще-то трудности и жесткие ограничения , с которыми столкнулась в собственной истории практически отечественная соц психология, она тем не наименее накопила исключительно ценный  огромный арсенал методологических, теоретических и эмпирических познаний. С позиций этих познаний социализация полностью абсолютно справедливо понимается как усвоение индивидумом общественного опыта методом включения в совсем социальную среду и весьма воспроизведение системы соц связей и отношений (Г. М. Андреева,1986). Ежели ориентироваться на теорию вполне социальной установки, весьма объясняющую процессы регулирования общественного поведения человека, то можно несомненно огласить, что социализация — это фактически становление, практически формирование и всемерное развитие системы соц установок совершенно личности

Принципиальный вопросец, с которым повсевременно сталкивается теория социализации,   это фактически вопросец о активности — пассивности индивидума в этом всё таки процессе. Почти всегда интерпретация действий социализации в западной психологии делает упор на «принуждения», «насильственном навязывании» взглядов, «индоктринации» и т. П. Другими словами, индивидум в этих действиях выступает только как до невозможности пассивный элемент общественного мира, который фактически этот несомненно  безграничный мир сформировывает по данным нормам и эталонам. Но сама реально  подлинная жизнь указывает, что громкий процесс социализации носит наиболее непростой нрав, потому что далековато не все вообще-то стают «добровольно конформными», и даже выступают категорически против того, в принципе что им «индоктринируется». Это означает, что в процессе своей социализации подлинный человек в некий момент начинает играться достаточно активную крупная роль , т .е. Становится практически субъектом .

Оговорка «рано либо поздно» значит, что в немного жизненном цикле человека есть бурный период , когда несомненно он немощен и из него можно несомненно вправду «лепить» почти все — это фактически  бурный период младенчества. Но с практически развитием немного когнитивных возможностей начинается становление личности и развивается ее практически собственная исключительная активность , крупная роль которой в действиях социализации в каждом достаточно отдельном случае зависит от определенных критерий окружения индивидума. Это свита может содействовать или угнетению активности человека и формированию вправду конформной личности, или развитию таковых свойств, которые дозволят личности полностью преодолеть «принудительную конформность» .

Исходя из произнесенного, можно несомненно предложить и такое осознание социализации: это фактически  громкий процесс практически активного усвоения индивидумом ценностей и норм общества и практически формирование их в систему соц установок, которая описывает позиции и образцовое поведение индивидума как личности в системе общества .

Структура процесса социализации личности и его немного возрастные стадии


Продолжая тему активности—пассивности человека как субъекта и объекта процесса социализации, целенаправлено выделить две стороны этого без сомнения процесса: психическую и социально  психическую. 1-ая отражает тот фактически  бесценный вклад , который фактически вносит сам без сомнения индивидум в громкий процесс социализации в силу собственных практически собственных психических возможностей и особенностей. С данной стороны он выступает как страшно активный субъект процесса. На результаты социализации будет оказывать глубокое влияние сначала значительный уровень развития вполне когнитивной сферы личности, который фактически зависит от возможностей правильно и критично принимать и осмысливать как явления реальности, так и влияния общественного окружения, которым подвергался подлинный человек .

Социально  психическая сторона процесса социализации дозволяет выделить те университеты общества, которые осуществляют сам без сомнения  громкий процесс , и для которых подлинный человек оказывается сначала вполне объектом действия. По собственному соц статусу эти университеты могут быть весьма формальными и практически неформальными. 1-ые являются вполне официальными учреждениями общества (государства), которые по собственному многофункциональному назначению призваны воспитывать и обучать каждое новое поколение (дошкольные учреждения, школы, университеты, учреждения культуры и т. Д .). 2-ые   порядком неформальные университеты   имеют социально  психическую базу. Это различные весьма социальные группы, от малых до огромных, в каких оказывается весьма включенным индивидум ( настоящая семья , высокий класс , проф трудовая группа, группа сверстников, этническая общность, референтная группа и т. Л .) .

Цели и методы действий вполне формальных и весьма неформальных институтов социализации нередко не совпадают, вследствие чего же возникает бешеная борьба меж ними. Результаты данной борьбы носят самый наконец разный нрав: тут и «дети улицы» как яркое свидетельство поражения семьи и школы в борьбе с «референтными» группами улицы; тут преступники и бунтовшики (подлинные по убеждениям либо мнимые), тут и разъяснение «двойной морали» людей, отражающей различные системы ценностей, имеющиеся в обществе .

Уже упоминалось о том, что в различные отрезки собственного порядком жизненного никла подлинный человек по  различному реагирует на весьма социальные действия. К этому на самом деле можно несомненно добавить и изменяющуюся крупная роль разных институтов социализации в мощное течение жизни индивидума. В данной широкие связи целенаправлено поделить громкий процесс социализации на немного возрастные периоды, в каких психическая и социально  психическая стороны процесса различаются зачем на самом деле   то специфичностью. Ранешний бурный период можно несомненно  жестко ограничить первыми двенадцать годами жизни человека, вторым будет отрезок меж двенадцать и восемнадцать годами, а 3-ий займет всю оставшуюся подлинная жизнь. Следует выделить, что громкий процесс социализации длится в мощное течение всей фактически жизни человека, даже ежели в старости он приобретает время от времени совсем регрессивный нрав. Возрастные вехи периодов достаточно относительны и для каждого человека определяются определенными критериями его развития и окружения .

Особенности весьма возрастных периодов. С психической точки зрения для ранешнего периода социализации характерна недостающая развитость вполне когнитивной сферы личности, в итоге чего же особенно социализирующие действия воспринимаются индивидумом неосознанно либо недостаточно осознанно. Усваивается сначала оценочное отношение к тем либо другим соц объектам без подабающих немного представлений о их сути и смысле. Психическими механизмами усвоения соответственных действий являются ужас наказания, горячее желание заслужить полное одобрение , рабское подражание , идентификация с родителями и т. Д .

Особенность социально  психической стороны процесса социализации в ранешний бурный период заключается в том, что в обычных критериях поначалу единственным, а потом практически доминирующим институтом социализации являются предки. С три  четыри лет начинает оказывать свое глубокое влияние на малыша телевидение, а во 2-ой половине периода в громкий процесс врубаются школа и «группы сверстников», друзья .

Второй бурный период социализации различается завершенностью формирования порядком мыслительных возможностей и скорым практически развитием вполне когнитивной сферы личности (психическая сторона), также порядком расширением круга соц связей и отношений и конфигурацией роли и авторитета разных институтов социализации (социально  психическая сторона). Как будет перераспределяться непогрешимый авторитет меж институтами социализации и какую направленность воспримет весь без сомнения  громкий процесс    зависит от определенных критерий жизни и воспитания индивидума .

К третьему периоду основная система соц установок личности оказывается уже немного сформированной и достаточно немного устойчивой. Индивидум приобретает огромную полная самостоятельность и критичность в восприятии разных соц влияний, главным институтом социализации становится свой немного жизненный значительный опыт , включая значительный опыт соц отношений. Этот значительный опыт преломляется через сложившуюся систему соц установок, которая, как фильтр, распределяет новейшие познания о вполне социальной реальности в согласовании с уже имеющимися представлениями и оценочными суждениями .

Исключительно важную крупная роль могут сыграть совершенно критические действия в жизни общества либо порядком отдельного индивидума. Критическими мы называем такие действия, которые нежданно и резко нарушают обычный громкий процесс жизни, соединены с сильными и глубокими чувственными переживаниями и часто принуждают человека в корне пересмотреть всю сложившуюся систему ценностей Состояние, в каком оказывается подлинный человек , получило заглавие посттравматического синдрома. Примерами событий, которые для почти всех тыщ людей стали критическими, могут беззаветно служить  звериный вой на во Вьетнаме для американских ветеранов и войны в Афганистане и Чечне   для их русских участников .

Названные стороны и немного возрастные периоды социализации личности составляют в жизни единый непростой громкий процесс , в каком разные элементы системно соединены, взаимозависимы и взаимовлияют.

Комментариев к статье нет..
[ Добавить ] комментарий
Поля с пометкой * обязательны для заполнения

*Ваше имя
  Ваш сайт  
  Ваш город
*Ваше сообщение

Код подтверждения
*Код с картинки   @
код на картинке содержит только цифры (0..9) и буквы англ. алфавита (A..Z)