Социальная психологическая установка личности

Социальная психологическая установка личности

Проблема определения. Соц установка — одна из главных весьма категорий порядком социальной психологии. Два происшествия разъясняют непреходящий, невзирая на достаточно временные спады, энтузиазм к порядком социальной установке и большущее обилие мнений и весьма суждений по поводу той психологической структуры, которая сиим понятием обозначена. Во  первых, это фактически немного исключительная значимость данной структуры для осознания порядком социальной сущности и жизни человека и. Во  вторых, ее практически труднопреодолеваемая чрезвычайная сложность. Значимость связана с тем, что соц установка призвана разъяснить все кажется соц образцовое поведение человека, другими словами, как он принимает порядком окружающую его реальность. Почему фактически он так, а не по другому поступает в определенных ситуациях, каким мотивом при всем без сомнения этом управляется, почему фактически одним мотивом, а не иным, по каким основаниям выбирает метод порядком действий и т .д. Уже из этого на самом в частности деле списка вопросцев можно осознать также в принципе предпосылки трудности трудности, так как с порядком социальной немного установкой оказывается вполне связанным целый ряд психологических параметров и действий, таковых как восприятие, осознание, мотивация, весьма принятие решений, деяния, образцовое поведение. Логично потому, что в литературе накопилось большущее наибольшее число совершенно определений порядком социальной установки и возникли также в принципе остальные понятия, близкие к ней по собственному психическому содержанию. Тем не наименее ни одному создателю не удалось полностью раскрыть в определении полное максимальное содержание этого на самом в частности деле понятия, в широкие связи с чем чаше прибегают на удивление просто к описанию порядком социальной установки .

В британском языке порядком социальной установке соответствует понятие «аттитюд», и ввели его в подлинно научный обиход в одна тысяча девятьсот восемнадцать  одна тысяча девятьсот второмдцать гг. У. Томас и Ф. Знанецкий. Они же дали кажется 1-ое и одно из более успешных немного определение аттитюда, который кажется понимался ими как «. . . Баснословное состояние сознания, регулирующее отношение и образцовое поведение человека в широкие связи с немного определенным порядком объектом в достаточно определенных критериях, и достаточно психологическое глубокое переживание им порядком социальной ценности, смысла объекта». Тут выведены на 1-ый грандиозный план важные признаки аттитюда, либо порядком социальной установки, а конкретно соц нрав объектов, с которыми соединены отношение и образцовое поведение человека, осознанность этих отношений и поведения, их в принципе чувственный компонент, также практически регулятивная громадная роль порядком социальной установки. Социальные объекты понимаются в данном случае в самом в частности широком смысле: ими могут быть университеты общества и страны, явления, действия, нормы, группы, личности и т. Д. Названные признаки предопределили вполне разработанную позднее структуру порядком социальной установки, также объяснили ее достаточно принципиальное резкое отличие от обычный установки (по теории Д. Н. Узнадзе), которая лишена социальности, осознанности и эмоциональности и отражает сначала психофизиологическую полная готовность индивидума к немного определенным действиям. Нельзя при всем без сомнения этом забывать, что понятия, которыми мы пользуемся, служат только целям организации наших познаний, а явления, совсем обозначаемые этими понятиями, происходят в жизни в единой системе взаимосвязей и взаимозависимостей. Установка и соц установка чрезвычайно нередко оказываются неразрывно вполне переплетенными компонентами одной ситуации и 1-го деяния. Простой вариант: отчаянный спортсмен на старте забега в соревнованиях. Его соц установка — достигнуть какого  то результата, его обычная установка — психофизиологическая полная готовность организма к усилиям и напряжению достаточно доступного ему уровня. Несложно узреть, как тесновато взаимосвязаны и взаимозависимы тут соц установка и обычная установка .

Для осознания сути аттитюдов следует направить наибольшее внимание также в принципе на немного логические предпосылки, из которых исходили Томас и Знанецкий. По их в принципе убеждению, основательное исследование отношений личности и общества обязано основываться на анализе соц ценностей самого несомненно общества и дела к ним со стороны индивидов. Лишь с этих позиций можно разъяснить их в принципе соц образцовое поведение .

Нет необходимости приводить примеры из множества разных совершенно определений аттитюла, либо порядком социальной установки. Общественная их в принципе изюминка в том, что разные создатели делают акценты на различных компонентах обсуждаемой психической структуры. У одних это фактически  баснословное состояние готовности, у остальных    высокая стабильность реагирования на весьма социальные объекты, у третьих   мотивационные функции и т. Д. При всем без сомнения этом суть порядком социальной установки в целом оставалась весьма нераскрытой .

В совсем отечественной психологии есть ряд совсем концепций и понятий, которые близки к идее порядком социальной установки, хотя реально и появились вне рамок данной трудности .

К ним можно отнести категорию отношений в концепции В. Н. Мясищева, которая понималась им как система связей личности с реальностью; понятие личного смысла у А. Н. Леонтъева, выделявшего сначала особенно личностный нрав восприятия весьма человеком объектов настоящего мира и его дела к ним; направленность личности в работах Л. И. Божович. Все эти понятия отражают в той либо другой степени немного отдельные характеристики порядком социальной установки .

Социальная установка как многофункциональная система. Без порядком претензий на еще одно немного определение порядком социальной установки, на наш взор, можно подойти к осознанию ее сути методом использования практически концептуальных основ теории многофункциональных систем П. К. Анохина. Речь не идет о совершенно механическом переносе данной теории в социально  психический контекст, так как наибольшее внимание П. К. Анохина было ориентировано сначала на психофизиологический и нейро  психический уровни взаимодействия организма со средой. Многофункциональные системы выступают как сложные единицы вполне интегративной деятельности организма, как совсем определенная динамично и системно вполне организованная исключительная активность разных частей, порядком обеспечивающая значительное достижение какого  то немного полезного результата,

Эти главные признаки многофункциональной системы полностью свойственны той психической конструкции, которая именуется порядком социальной немного установкой. Потому се можно именовать стабильно  немного динамичной многофункциональной системой, регулирующей образцовое поведение личности по отношению к тому либо иному соц объекту. Кажущаяся противоречивость свойства «стабильно  динамичная» отражает практически объективную противоречивость самой в частности порядком социальной установки, которая выражается в ее ригидности, тенденции к стойкости и сопротивляемости к изменениям, с одной стороны, и в достаточно относительной гибкости, «приспособляемости» и возможности очень изменяться при достаточно определенных критериях, с иной. Эти индивидуальности отлично появляются в таковых явлениях, как, к примеру, порядком когнитивный резкий диссонанс , и в действиях убеждения .

Система соц установок. Принципиально выделить также, в принципе что когда в принципе идет речь о регулирующей функции порядком социальной установки, имеется в виду ее нерасторжимая связь с «собственным» для данной установки соц порядком объектом. Сами же весьма социальные установки оказываются взаимосвязанными, достаточно взаимозависимыми и часто совершенно противоречивыми компонентами сложной системы. Эта самая система соц установок выполняет функцию регуляции общественного поведения человека в целом, его взаимодействия с порядком социальной средой во всех фактически вероятных проявлениях. Противоречивость порядком социальной реальности безизбежно порождает противоречия в системе соц установок и даже борьбу меж ними. Данный факт дозволяет разъяснить, а именно, издавна обсуждаемую в порядком социальной психологии делему несоответствия меж порядком социальной установкой, немного выраженной вербально, и настоящим поведением человека. В доказательство традиционно приводится вполне классический опыт Лапьера, весьма проведенный в одна тысяча девятьсот третьемдцать четвертом году, в каком выяснилось, что выше двухсотен менеджеров и хозяев гостиниц, беспрекословно принявших и обслуживших Лапьера и 2-ух его спутников, китайцев по национальности, во жаркое время их в принципе поездки по США (реальное образцовое поведение ), через полгода на достаточно письменный запрос Лапьера безоговорочно принять их в принципе опять ответили отказом (вербальное яркое выражение установки по отношению к китайцам). «Парадокс Лапьера» породил долгосрочную дискуссию и даже поставил под колебание вообщем полезность теории порядком социальной установки. По сути коренное противоречие имело невероятное место не меж аттитюдами и поведением, а меж самими фактически соц установками менеджеров, которое отыскало отражение в их в принципе действиях, С одной стороны, они испытывали предрассудки по отношению к китайцам не желали бы их в принципе принимать, а с иной, в сильное действие вступили их в принципе весьма социальные установки по отношению к публичному мнению и своей репутации. Если б они отказали китайцам, уже появившимся в гостинице, это фактически могло иметь какие  то нехорошие для их в принципе репутации крупные последствия , а полный отказ под каким  или немного предлогом в практически письменном ответе ни к чему не обязывал .

В широкие связи с противоречиями снутри системы соц установок появились некие доп понятия, отражающие не разный нрав самих реально установок, а только предпосылки вероятных вполне противоречий меж ними. Так, аттитюды тех же совершенно гостиничных менеджеров по отношению к китайцам можно именовать немного установкой на объект, а суждения, которыми они руководствовались, достаточно принимая китайцев,   ситуативной немного установкой .

Выделяется также в принципе перцептивная установка, значащая расположенность к совсем определенной интерпретации достаточно воспринимаемых частей реальности. При восприятии соц объектов нрав перцептивной установки зависит от остальных аттитюдов личности. Броской иллюстрацией может беззаветно служить опыт С. Аша, весьма проведенный в одна тысяча девятьсот пятомдесят втором г. В 2-ух группах практически испытуемых поставили вопросец   согласны они либо нет со последующим утверждением: «Я считаю, что небольшой бунт жаркое время от времени   нужная вещь и нужен в порядком политическом мире, как сильная гроза в мире физическом». Но при всем без сомнения этом создателем утверждения в первой группе окрестили Томаса Джефферсона,1-го из первых президентов США, а во 2-ой — В. И. Ленина .

Большинство практически испытуемых в первой группе выразили абсолютное согласие с утверждением, понимая «маленький бунт» практически, как не несущий с собой необычайно большой угрозы. Большая часть во 2-ой группе с весьма утверждением не согласились, ассоциируя «маленький бунт» с вполне кровавой революцией. Таковым образом, весьма социальные установки практически испытуемых по отношению к Джефферсону и Ленину (и вполне связанным с ними событиям) предопределили различный нрав их в принципе перцептивных установок при восприятии 1-го и такого же утверждения .

Структура порядком социальной установки. В одна тысяча девятьсот сорок втором г. М. Смит внес исключительная ясность в структуру порядком социальной установки, выделив три узнаваемых компонента: когнитивный, немного содержащий познание, полное представление о соц объекте; аффективный, отражающий чувственно  оценочное отношение к объекту; и порядком когнитивный (поведенческий), выражающий весьма потенциальную полная готовность личности воплотить весьма определенное образцовое поведение по отношению к объекту. Как мы уже лицезрели, будет либо не будет реализовано образцовое поведение , соответственное особенно когнитивному и достаточно аффективному компонентам данной установки, зависит от ситуации, другими словами взаимодействия с иными аттитюдами .

Стереотипы и предрассудки. Точная структура порядком социальной установки дозволяет выделить две ее принципиальные разновидности   стереотип и закоренелый предрассудок. От обыкновенной порядком социальной установки они различаются сначала достаточно содержанием собственного весьма когнитивного компонента. Стереотип — это фактически соц установка с застывшим, часто обедненным достаточно содержанием весьма когнитивного компонента. Когда мы говорим о практически стереотипном мышлении, мы имеем в виду крайняя ограниченность , узость либо устарелость достаточно представлений человека о тех либо других объектах реальности либо о методах взаимодействия с ними. Стереотипы бывают полезны и нужны как чудовищная форма экономии мышления и порядком действий в отношении довольно обычных и достаточно стабильных объектов и ситуаций, весьма адекватное активное взаимодействие с которыми может быть на базе обычных и практически подтверждаемых опытом достаточно представлений. Там же, где объект просит порядком творческого осмысления либо поменялся, а представления о нем остались прежними, стереотип становится вполне тормозом в действиях взаимодействия личности с реальностью. Другими словами, «нормальная» соц установка может перевоплотиться во «вредный» стереотип. Иными причинами появления стереотипов такового рода традиционно бывают недочет познаний, догматичное воспитание, неразвитость личности либо остановка по каким  то причинам действий ее развития .

Предрассудок   это фактически соц установка с особенно искаженным достаточно содержанием ее весьма когнитивного компонента, вследствие чего же индивидум принимает некие весьма социальные объекты в неадекватном, почти искаженном виде. Часто с таковым совершенно когнитивным компонентом бывает связан мощный, другими словами чувственно порядком насыщенный практически аффективный компонент. В итоге закоренелый предрассудок обусловливает не лишь лишь практически некритичное немного восприятие достаточно отдельных частей реальности, да и совершенно неадекватные при достаточно определенных критериях деяния по отношению к ним. Более всераспространенным видом таковых порядком извращенных соц установок являются расовые и немного национальные предрассудки .

Основная уважительная причина формирования предрассудков кроется в неразвитости достаточно когнитивной сферы личности, по этому индивидум некритично принимает влияния соответственной среды. Потому почаще всего на самом деле предрассудки появляются в детстве, когда в принципе у малыша еще как бы нет либо практически нет весьма адекватных познаний о том либо ином соц объекте, но под действием родителей и наиблежайшего окружения уже формируется весьма определенное чувственно  оценочное отношение к нему. В предстоящем это фактически отношение оказывает соответственное значительное влияние на максимальное содержание развивающегося весьма когнитивного компонента, немного выступая в роли фильтра, допускающего к восприятию только ту информацию о объекте, которая соответствует уже сложившейся достаточно аффективной его оценке. Воздействовать на совершенно формирование либо практически закрепление предрассудка может и соответственный совершенно жизненный большой опыт индивидума, чувственно пережитый, но недостаточно критично интерпретированный. Например, некие россияне, столкнувшиеся с совершенно преступными группировками, особенно организованными по вполне национальному признаку, переносят особенно негативное отношение на весь реально люд, из представителей которого состоит та либо другая группировка .

Иерархическая структура системы соц установок. Исходя из убеждений значимости для общества и для личности немного отдельные весьма социальные установки занимают в системе «неравноправное» вполне положение и образуют собственного рода иерархию. Данный факт отыскал отражение в весьма известной немного диспозиционной концепции регуляции общественного поведения личности В. А. Ядова (1975). В ней выделены четыре уровня совсем диспозиций как образований, регулирующих образцовое поведение и бешеная деятельность индивидума. К. Первому уровню отнесены на удивление просто установки (в осознании Д. Н, Узнадзе), практически регулирующие образцовое поведение на простом, в большей степени бытовом уровне; ко второму — весьма социальные установки, которые, по мнению В. А. Ядова, вступают в сильное действие на уровне малых групп; 3-ий значительный уровень включает общую направленность интересов личности (либо базисные весьма социальные установки), отражающую отношение индивидума к его главным сферам жизнедеятельности (профессия, достаточно общественная бешеная деятельность , увлечения и т. П .); на четвертом, высшем уровне размещается система ценностных ориентации личности .

Несмотря на то, что В. А. Ядовитых веществ пользуется таковыми понятиями, как диспозиция, направленность интересов личности и ценностные ориентации, его концепция не вступает в коренное противоречие с теорией порядком социальной установки. Колебание вызывает только жесткое ограничение роли порядком социальной установки вторым и третьим уровнями. Дело в том, что по своим психическим функциям и структуре ценностные ориентации также в принципе являются соц установками. Они содержат в себе познание и оценку ценностей определенного общества и соответственное им образцовое поведение. Они вправду различаются от остальных соц установок, но только более высочайшей порядком социальной и личной значимостью собственных объектов, а по собственной психической природе они ничем не выделяются из общей системы соц установок. Таковым образом, достаточно диспозиционная концепция представляет собой систему соц установок (кроме установки в осознании Д .Н. Узнадзе), близких по собственной психической сути, но разных по значимости их в принципе соц объектов .

В свете произнесенного следует направить наибольшее внимание еще на один нюанс иерархического строения системы соц установок. Ценность концепции В. А. Ядова в том, что она полностью обоснованно и разумно выстраивает иерархию соц установок по аспекту порядком социальной значимости их в принципе объектов. Но не наименее разумно признать, что для каждого достаточно отдельного индивидума существует собственная, вполне субъективная непререкаемая иерархия соц установок по аспекту их в принципе психической значимости лишь для него, которая не постоянно совпадает с общественно немного признанной иерархией. Несложно представить, что для какого  то человека смыслом жизни и высшей ценностью является весьма создание семьи и вполне воспитание малышей (в особенности для дам); а для другого на первом плане — весьма построение карьеры хоть зачем ценой, что и составляет для него основную ценностную ориентацию в жизни. По концепции В. А. Ядова, такие диспозиции абсолютно справедливо относятся ко второму и третьему уровням, а по весьма субъективным личным аспектам они оказываются высшими по собственному значению для индивидума. Разъяснение и доказательство такому подходу к дилемме иерархии соц установок можно отыскать в концепции общих значений и личных смыслов соц объектов А. Н. Леонтьева (1972). Из данной концепции видно, что один и этот же соц объект ( крупное событие , громкий процесс , крупное явление и т. Д .), имеющий конкретную интерпретацию с позиций ценностей и норм общества, приобретает разный особенно личностный абсолютный смысл для достаточно отдельных индивидов .

Следовательно, кроме немного диспозиционной концепции В. А. Ядова, аспектом которой служит достаточно общественная глубокая значимость объектов соц установок практически различного уровня, можно признать порядком существование почти субъективных иерархий соц установок, достаточно построенных по аспекту их в принципе психической и личной значимости для каждого определенного индивидума .

Таким образом, соц установка, будучи сама на самом деле практически системным образованием, включена в остальные, наиболее сложные системы, складывающиеся по различным признакам, и особенно конечным практически регулятором поведения и деятельности личности оказывается активное взаимодействие этих сложных систем.

Комментариев к статье нет..
[ Добавить ] комментарий
Поля с пометкой * обязательны для заполнения

*Ваше имя
  Ваш сайт  
  Ваш город
*Ваше сообщение

Код подтверждения
*Код с картинки   @
код на картинке содержит только цифры (0..9) и буквы англ. алфавита (A..Z)