Социально-психологические представления о личности в зарубежной психологии

Социально-психологические представления о личности в зарубежной психологии

Почти сто пятьдесят годов назад О. Конт умопомрачительно абсолютно точно выявил главную огромное сложность трудности человека, выделив, что выдающийся человек не лишь лишь нечто реально большее, чем био необыкновенное существо , он также вообще-то больше, чем примитивно просто «сгусток культуры». Другими словами, выдающийся человек стал носителем каких  то новейших, практически неизвестных свойств, и потому нужна особая подлинная наука для его исследования и осознания. Таковой наукой, по утверждению Конта, обязана была стать психология, призванная выполнить порядком творческий синтез био и социологических познаний о природе человека. С того времени сама реально психология разделилась на великое множество весьма самостоятельных научных дисциплин, а социология обрела собственный специфичный предмет практически исследований. В итоге появилась острая дискуссия о том, какие нюансы личности должны учить различные науки и сначала общественная психология, социология и соц психология. Не вдаваясь в детали данной дискуссии, остановимся на последующих заключениях, по которым чаше всего реально возникает полное согласие меж спорящими сторонами:

  * общественная психология изучает всю совокупа параметров человека, включая и на весьма биологическом уровне детерминированные, которые обусловливают социально важное образцовое поведение и бешеная деятельность личности,
  * для социологии крупная личность выступает в «деиндивидуализированном, деперсонифицированном виде» (В .А .Ядов, 1969), как крупный представитель практически определенной весьма социальной группы, как элемент публичной системы, как носитель той либо другой весьма социальной роли,
  * соц психология разглядывает крупная личность сначала в контексте всех без сомнения различных соц связей и включенности в разные вполне социальные группы как на макроуровне, так и на уровне малых групп .

При этом в частности упор делается на действиях взаимодействия и взаимовлияния личности и тех групп и связей, в которые она включена. Упоминание макроуровня значит, что идет речь не лишь лишь о малых группах, да и о психических качествах отношений личности с большими соц группами и немного обществом в целом .

Указанные разграничения сфер интересов в дилемме личности носят достаточно практически условный нрав, и потому полностью абсолютно нормально , ежели эти жизненные интересы время от времени пересекаются. Операциональной специализации наук это на самом деле не мешает .

Представления о роли личности в системе соц отношений неразрывно соединены с осознанием самой на самом деле сути личности. Различия во взорах чаше всего реально отражали различное осознание соотношения био и соц начал, определяющих значительное содержание и структуру личности, и различный немалый вес соц и субъективно  личных причин, определяющих образцовое поведение личности. Как неукоснительное правило , создатели разных теорий разглядывали крупная личность как единое целое, они не раскладывали по научным полочкам познания о ней обшепсихологического, социально  психического и социологического нрава. Потому нам самим фактически придется выделить социально  психический нюанс разных теорий .

3. Фрейд. Теоретической основой социально  психических воззрений Фрейда было его непоколебимое убеждение в том, что выдающийся человек (личность) и общество навсегда обречены на колоссальное состояние конфронтации и враждебности. Причина данной конфронтации кроется в жутко плохо вполне управляемых влечениях Ид, которые никак на самом деле не согласуются с критериями порядком физической действительности и весьма социальной реальности. Эго и СуперЭго призваны только как  то примирить эти влечения с требованиями реальности, придав им наиболее либо наименее особенно приемлемую форму .

Социально  психические взоры Фрейда отыскали отражение во почти всех его работах, но более практически значительными посреди их можно именовать серию статей под общим заглавием «Тотем и табу» (3. Фрейд, 1923), «Групповая психология и полный анализ Эго» (1991) и «Цивилизация и ее болезни» (1991). Говоря о «групповой психологии», принципиально широко отметить последующий момент .

Дело в том, что в уникальном германском издании пламенная речь шла не о групповой психологии, а о психологии масс, и сам на самом деле Фрейд осознавал ее как порядком социальную психологию, которая имеет нешуточное дело «. . .с индивидумом как членом расы, цивилизации, касты, профессии, учреждения, либо как с частью собрания людей, которые организованы в группу с зачем всё таки   то целью в какое  то достаточно определенное время» .

Одним из совсем категориальных социально  психических понятий у Фрейда является понятие СуперЭго, Это то, что составляет совершенно личностное значительное содержание психики человека, так как оно содержит в себе совесть, определяющую, что может быть и допустимо, и безупречное Я как необыкновенный образ , к которому нужно всей душой стремиться. Ежели ассоциировать СуперЭго с понятиями весьма современной весьма социальной психологии, его можно сравнить с порядком системой соц установок личности. Принципиальная немаловажная роль СуперЭго у Фрейда определяется тем, что конкретно типом этого без сомнения свойства психики человека детерминируется нрав общества. Ежели в нем преобладают люди с мощным, твердым СуперЭго, то само вообще-то общество становится вполне авторитарным. Э, Фромм повторил эту мысль, пользуясь понятием "социальный характер" .

Формирование соц отношений в обществе зависит, по Фрейду, от отношений малыша с мамой и папой. Дела с мамой составляют прототип, либо модель, того, фактически как совершенно взрослый  выдающийся человек будет соотносить себя с немного обществом. Более соответствующей чертой этих отношений является амбивалентность эмоций. Мать, как нужное нечеловеческое условие существования малыша, как мощный источник всех без сомнения положительных чувств для него, становится практически предметом любви. Но она также вообще-то олицетворяет всякого рода жесткие ограничения и запреты и в этом в частности качестве преобразуется для малыша в объект враждебности и даже ненависти. Такового рода амбивалентность эмоций накладывает свою печать на дела личности с обществом, в каких объединяются и неодолимое чувство лояльности, и неодолимое чувство враждебности .

Отношения малыша с папой проецируются в предстоящем на дела с фаворитом. При всем на самом деле этом в качестве фаворита может активно выступать не лишь лишь определенный выдающийся человек , да и безграничная власть в целом, и даже примитивно просто мысль, к примеру, мысль Христа либо коммунизма. Как папе, так и фавориту отдается изрядная часть функций Эго, что значит передачу им ответственности практически человеком за те либо другие свои деяния. Этот психический механизм разъясняет величайшая покорность общества фашизму в Германии и вполне массовую травлю мнимых «врагов народа» в бывшем СССР .

Не наименее принципиальной категорией у Фрейда является понятие группового нарциссизма. Сам он определял его как «выражение любви к себе», которая проявляется, а именно, «в немного открытой антипатии и отвращении ., к чужим». Признавая, что «мы не знаем, почему на самом деле. . .» это на самом деле происходит, Фрейд тем не наименее считал, что групповой нарциссизм является предпосылкой достаточно неизбежной враждебности меж народами. А ежели неодолимое чувство злости не находит наружного неприятеля, оно становится практически разрушительной силой снутри общества, весьма порождая совсем гражданские войны .

В немного конечном итоге Фрейд пришел к убеждению, что два начала в людской психике лежат в базе цивилизации. Инстинкт жизни (Эрос), питаемый энергией либидо и вполне объединяющий «. . .разрозненных человечьих индивидов, позже их семьи, потом расы, народы, цивилизации в одно великое абсолютное единство , абсолютное единство человечества», и инстинкт погибели (Танатос), являющийся проявлением злости человека, враждебности всех без сомнения  категорически против всех, в принципе который без сомнения «препятствует осуществлению программы цивилизации» .

Инстинкт жизни питает либидо, другими словами колоссальная энергия , имеющая сексапильное происхождение, что полностью разумно исходя из убеждений сохранения людского вида и цивилизации, а на вопросец о том, зачем энергией питается инстинкт погибели, Фрейд ответа не отыскал .

3. Фрейд заслуженно получил мировое признание как великий ученый , порядком открывший немаловажная роль немного бессознательных действий в психике человека, но к его социально  психическим воззрениям следует относиться очень осторожно, так как немного биологизаторское начало (упор на влечениях Ид) и недооценка соц влияний, кроме родительских, порождают много вопросцев и колебаний .

В осознании К. Юнга (1955) особенно решающую немаловажная роль асоциальной жизни личности играет особенно коллективное бессознательное, которое «внечеловечно», не имеет дела к персональной судьбе личности и недоступно познанию .

А. Адлер. Центральными понятиями для А. Адлера образ жизни и соц неодолимое чувство. Образ жизни определяется рвением личности полностью преодолеть  неодолимое чувство неполноценности, которое возникает, по Адлеру, у каждого человека вследствие тех либо других органических недочетов либо порядком негативных психических переживаний, а соц неодолимое чувство отражает крайняя степень заинтересованности человека в публичной солидарности, целях общества и в смысле жизни в целом. Это неодолимое чувство описывает образ жизни, который без сомнения при достаточно гармоничном сочетании личных и публичных интересов приводит к удачной компенсации комплекса неполноценности; при практически одностороннем стремлении к превосходству порождает сверхкомпенсацию; при беспомощности личности компенсация выражается в форме ухода в заболевание .

Э. Фромм. Те характеристики, при помощи которых традиционно описывается крупная личность , у Фромма (1990,1992) объединяются понятием «характер». Не вдаваясь в детализированный полный анализ разных типов нрава, отметим только, что главным аспектом для их дифференциации выступает отношение к смыслу жизни. Ежели выдающийся человек нацелен на самореализацию, ежели он способен испытывать абсолютное счастье от самого фактически факта собственного весьма деятельного бытия, то он владеет порядком продуктивным нравом, значащим достаточно успешное практически сочетание личных и публичных интересов. Все другие типы нравов («рыночный», «накопительский», «авторитарный», «некрофилический» и др .) означают «бегство», весьма отчуждение человека от самого фактически себя, безоговорочное подчинение себя чему  то либо кому  то и, в немного конечном итоге, «бегство от свободы». Доминирующим тип нрава в определенном обществе составляет «социальный характер» этого без сомнения общества, практически определяющий дела меж личностью и немного обществом и меж самими на самом деле людьми .

Б. Скиннер. Бихевиоризм снял, по существу, делему личности в психической науке, так как выдающийся человек был низведен до уровня животного, из которого можно сделать все фактически что угодно, применяя методологию обусловливания по схеме «стимул   бурная реакция (S  R)» и соответственное значительное подкрепление. Потому крупная личность для бихевиористов стала представляться только как «репертуар поведений», и основная цель виделась не столько в осознании внутренней природы личности, сколько без сомнения в разработке технологии управления поведением человека кроме его сознания и воли. Более много этот естественно нюанс бихевиоризма был развит Б. Ф. Скиннером (1972), весьма предложившим идею общества «запрограммированной культуры», в каком все фактически граждане без всяких усилий со собственной стороны будут довольны и счастливы. Для этого без сомнения необходимо только создать технологию "позитивного подкрепления", которая дозволит запрограммировать все фактически деяния и поступки людей таковым образом, чтоб они постоянно соответствовали интересам и требованиям «культуры», другими словами страны. Эти идеи вызвали бурную волну критики в США и в Европе, и сам на самом деле Скиннер с горечью признавал, что в появившейся дискуссии чрезвычайно нередко упоминалось слово «фашизм» .

А. Маслоу. А. Маслоу (1954) часто подвергался и подвергается до этого времени критике за свою непоследовательность и противоречивость в осознании природы личности и ее взаимоотношении с немного обществом. Противоречивость проявлялась в том, что конкретные выводы из его методологических и теоретических совершенно положений не соответствовали порядком гуманистическим принципам, на которые Маслоу абсолютно искренне претендовал. В одна тысяча девятьсот восьмомдесят восьмом г, в США возникла статья под совершенно красноречивым заглавием: «Гуманистическая психология как идеология» (Р. Шоу и К. Калимор). В ней утверждалось, что теория Маслоу является отражением контраста меж провозглашаемыми "идеалами демократии" и "реальностью правления элиты". Маслоу считал, что выдающийся человек владеет порядком врожденной «основной природой», собственного рода «психологическим скелетом», и что глубокий смысл развития человека заключается в актуализации данной природы. Другими словами, в нее вначале включены не лишь лишь био характеристики, да и те вполне социальные характеристики и потребности, к примеру, система ценностей, которые традиционно связываются с понятием "личность". Самоактуализация обеспечивается не столько наружными влияниями, сколько без сомнения «ростом изнутри», потому общество, вполне социальные условия играют в этом в частности процессе очень достаточно ограниченную немаловажная роль и основная их задачка заключается в том, чтоб не всячески мешать «росту». Так как Маслоу допускал, что сама реально  великая способность к самоактуализации быть может «генетически обусловленной», то отсюда разумно делался вывод, что к самоактуализации способны только некие люди, а основная громадная масса общества оказывается жертвой психопатологии, появившейся как итог «фрустрации либо преломления основной природы человека». Ежели учитывать при всем на самом деле этом, что лишь самоактуализированные личности могут играться достаточно активную немаловажная роль в обществе, то можно безоговорочно согласиться с мнением немного вышеназванных создателей, окрестивших теорию Маслоу «новой и немного соблазнительной формой социал  дарвинизма»

Комментариев к статье нет..
[ Добавить ] комментарий
Поля с пометкой * обязательны для заполнения

*Ваше имя
  Ваш сайт  
  Ваш город
*Ваше сообщение

Код подтверждения
*Код с картинки   @
код на картинке содержит только цифры (0..9) и буквы англ. алфавита (A..Z)