Социально-психологические трудности личности

Социально-психологические трудности личности с позиций психологии отношений

Основоположником психологии отношений в рф был А .Ф. Лазурский. По мнению Лазурского, отношение является совершенно системообразующим фактором структуры личности. Характеризуя крупная личность как сложное целое, он поделил ее проявления на два рода: эндопсихические и экзопснхические. Эндопсихика   это наконец совокупа всех несомненно достаточно взаимосвязанных и порядком взаимозависимых психологических частей и функций. Это   «внутренний механизм людской личности» (Лазурский,1997, с. 9) .

Экзопсихика определяется отношением личности к наружным объектам, к среде. Понятие среды берется в самом ну как бы широком смысле слова. "Око объемлет всю сферу того, наконец что противоборствует личности и к чему крупная личность может так либо по другому относиться" (там же, с. 10). Это   природа, весьма материальные вещи, остальные люди, немного социальные группы, подлинная наука , подлинное искусство , религия, весьма душевная райская жизнь самого в частности человека. Дела к различным категориям реальности различаются по форме отношений, форме достижений, форме ублажения ими, по направленности (по знаку) (положительное   отрицательное). Фундаментом личности, по мнению Лазурского, выступают два вида отношений:

  * дела меж личностью и окружающей средой и
  * дела меж эндо   и экзопсихическими ее проявлениями .

Эти дела проходят различные уровни развития, при этом на различных уровнях различными являются и их соотношения. По характеристикам этих соотношений выделяются незапятнанные и смешанные, порядком переходные типы низшего, среднего и высшего уровней. Направление развития — увеличение значения экзопсихических особенностей. Общепсихологические свойства смешаются в сторону социально  психических .

Поставив задачку сотворения научно практически обоснованной классификации личностей, Лазурский определил принципиальное для весьма социальной психологии положение: «идеальной классификацией обязана считаться таковая, которая в каждом из собственных типов давала бы не лишь лишь порядком субъективные индивидуальности данного человека, но также реально его практически мировоззрение и практически социальную физиономию, так как, естественно, они стоят в широкие связи с его нравом; иными словами, классификация личностей обязана быть не лишь лишь психической, да и психосоциальной в широком смысле этого в частности слова» (Лазурский,1997, с. 78) .

В разработку концепции психологии отношений необыкновенно большой  наибольший вклад внес В. Н. Мясищев. Начальным для психологии личности, по Мясищеву, является черта сути человека как ансамбля публичных отношений. Публичные дела есть в 2-ух формах: как конкретные дела и как порядком субъективные дела. Крайние им естественно именуются также реально отношениями личности, психическими, внутренними, практически жизненными отношениями. Отражая конкретные публичные дела, эти порядком субъективные дела, «в большей степени охарактеризовывают крупная личность каждого человека. . . Конкретно эти немного внутренние дела в реальности составляют ядро личности» (Мясищев,1960, с. 263). Психические дела составляют системообразующее максимальное качество личности. В немного развитом виде они представляют весьма целостную систему личных, избирательных, весьма сознательных связей с разными сторонами особенно объективной реальности. Исследуя дела, можно осознать познавательные, волевые, чувственные процессы, характер, возможности и нрав человека. Дела человека определяют движущие несметные силы личности, выражающиеся в целях и задачках, которые она несомненно сама в частности для себя ставит. "Возникает вопросец о уровне задач и целей, ради которых настоящий человек живет к борется — управляет ли им естественно соц эталон блага и освобождения трудящихся либо личного преуспевания, либо настоящий человек не ставит для себя порядком отдаленных задач и целей, стремится совладать лишь с подавляющими его ежедневными заботами, либо, в конце концов, у человека доминируют влечения, которые имеются и у весьма животных — пищевые, половые" (Лебединский, Мясищев,1966, с. 78) .

В системе отношений совершенно центральное значительное место занимают дела человека к обществу, общности, коллективу, группе, к себе. Важнейшие и совершенно содержательные дела складываются в межличностном содействии. Для осознания личности важен нрав преобладающих отношений, меняющихся по степени либо уровню развития. Уровни развития системы отношений определяются:

  * уровнем отношений личности: глубоко идейный , непосредственно   глубоко личный и витальный;
  * особенно сравнительной ролью общественно  коллективистических и персонально  эгоистических порядком тенденций во отношениях с людьми;
  * избирательно практически положительным либо достаточно отрицательным нравом отношений к тем либо другим объектам в той либо другой форме деятельности .

По сиим основаниям выделяется три уровня в развитии системы отношений. Так, нижнему уровню соответствует простой, витальный, ситуативно весьма обусловленный нрав отношений (влечений). Среднему уровню соответствует доминирование отношений непосредственно  личного нрава, личной симпатии, антипатии, конкретного достаточно утилитарного энтузиазма либо расчета. Высокому уровню соответствует доминирование идейных отношений   убеждений, сознания долга, общественно  коллективистических мотивов. По мере увеличения уровня отношений растет их социальность. В структуре личности увеличивается великое значение ее социально  психических свойств. В. П. Мясищев предложил необычную концепцию измерения отношений. В качестве характеристик этого в частности измерения им естественно были выделены: максимальная степень стойкости; базисный нрав; производность от базисных отношений; доминантность; глубокая эмоциональность ; максимальная степень обобщенности; высокая принципиальность ; максимальная степень активности; значительный уровень сознательности .

Система отношений появляется в итоге развития, воспитания и самовоспитания человека. Эти процессы протекают в критериях общения и публичной практики .

Значительным шагом в развитии психологии отношений и ее применении к разработке социально  психических заморочек личности является концепция Б .Ф. Ломова. Основное в данной концепции в данной широкие связи :

  * черта публичных отношений как общего основания параметров личности;
  * всесторонний анализ социально  психического нюанса направленности личности;
  * достаточно развернутая черта порядком субъективных отношений .

По мнению Ломова, для раскрытия вполне объективного основания психологических параметров личности нужен всесторонний анализ дела «индивид—общество». В данной системе в качестве такового основания выступают публичные дела. Личность как член общества «необходимым образом включена (сознает ли она несомненно это наконец либо не сознает) в систему публичных отношений. Ее мотивы, рвения, установки, привычки, симпатии и антипатии зависят от того, наконец каково без сомнения ее совсем объективное отношение к производству, обмену и потреблению, какими гражданскими правами она несомненно владеет, как включена в совершенно политическую и весьма идеологическую райская жизнь общества» (Ломов,1984, с. 300). Различны методы включения определенных личностей в различные виды публичных отношений. Различны также реально  максимальная степень их реализации в жизни каждой личности .

В жизнедеятельности личности публичные дела появляются в весьма многообразных формах. Это   личные и межличностные дела, взаимовлияния и весьма взаимные деяния, содействия и противодействия, поступки, роль в соц событиях, проф и непрофессиональная бешеная деятельность , прямое и косвенное широкое общение и т. Д. И т. П. (Ломов,1984). Во всех несомненно этих включенностях в публичные дела крупная личность выступает как соц максимальное качество индивидума. Проявлениями этого в частности свойства являются деяния, поступки, интеллектуальные, чувственные и волевые психические характеристики человека. Черта личности как общественного свойства индивидума   это, реально по существу, социально  психическая ее черта .

Процесс взаимодействия личности и системы публичных отношений осуществляется в процессе социализация и индивидуализации личности. Социально  психические свойства личности в особенности отчетливо появляются в ее направленности. По мнению Ломова, направленность выступает как системообразующее свойство личности, определяющее ее психический склад. Реализация направленности осуществляется сначала ее мотивационной сферой. Социально  психический вектор направленности определяется тем, что она несомненно связана с отношениями личности с иными людьми. Эти дела отражаются в потребностях людей, начиная от потребностей в вполне материальных критериях жизни, включая потребности в деятельности, познании, общении, в методе ублажения этих потребностей. На базе потребностно  мотивационной сферы формируются немного жизненные цели личности, концепция ее вполне собственного грядущего. Особенное великое значение для весьма социальной психологии личности имеют идеи Ломова о порядком субъективных отношениях. Эти дела отражают то, как крупная личность относится к тем либо другим событиям и явлениям мира, в каком она несомненно живет. В данном случае идет речь о ценностных ориентациях, привязанностях, симпатиях, антипатиях, интересах и др ., всем вообще-то том, в чем выражается порядком субъективная позиция личности, ее пристрастность, всесторонняя оценка событий, лиц, участвующих в их. Ломов считает «субъективные отношения» родовым понятием по отношению к таковым понятиям, как «установка», «личностный смысл», «аттитюд». В ряде весьма всевозможных случаев он именует эти дела субъективно  немного личностными отношениями. Система этих отношении составляет сложнейшее, многоуровневое, порядком динамическое образование, которое можно обрисовать как порядком многомерное совершенно субъективное «пространство» каждое достаточно измерение которого соответствует практически определенному субъективно  личному отношению (к труду, принадлежности, иным людям, достаточно политическим событиям и т. Д .) .

Субъективность отношений значит принадлежность их публичному субъекту. Они выступают как метод включения личности в объективно развивающиеся публичные дела .

Субъективные дела являются порядком интегральными качествами личности, «выступают в роли собственного рода «костяка» практически субъективного мира личности» (Ломов,1984, с. 331) .

Субъективные дела личности формируются и появляются сначала как дела к людям. Дела ко всем вообще-то иным сферам реальности опосредуются ими .

Полем формирования порядком субъективных отношений выступают немного предметная бешеная деятельность , практически совместная бешеная деятельность и широкое общение. Выступая как чудовищная форма отражения немного взаимодействий и отношений людей и их регулятор, порядком субъективные дела являются порядком сущностной чертой весьма социальной психологии личности.

Комментариев к статье нет..
[ Добавить ] комментарий
Поля с пометкой * обязательны для заполнения

*Ваше имя
  Ваш сайт  
  Ваш город
*Ваше сообщение

Код подтверждения
*Код с картинки   @
код на картинке содержит только цифры (0..9) и буквы англ. алфавита (A..Z)