Социально-психологические трудности личности с позиций теории установки

Социально-психологические трудности личности с позиций теории установки

Основателем весьма отечественной теории установки является Д. Н. Узнадзе. Для разработки практически социальной психологии личности огромное абсолютное значение имеют весьма центральные идеи данной теории. В практически активное активное взаимодействие с реальностью вступает конкретно сам фактически субъект, а не порядком отдельные акты его психологической деятельности. Поведение и жизнедеятельность субъекта вытекают из наличия у него потребностей. Для их ублажения нужна достаточно определенная ситуация. Наличие потребностей и ситуации вызывает особенное крупное состояние , которое охарактеризовывает его склонность, направленность, полная готовность совершать достаточно определенные деяния. Это крупное состояние и есть установка. Узнадзе охарактеризовывает установку как на самом деле модификацию живого существа, подобающую практически объективному ходу вещей, как на самом деле особенное крупное состояние личности, модус ее в определенных критериях. Это   практически личностный мощный фактор , определенная определенность личности в каждый в принципе данный момент. Были выделены формы связи человека с реальностью:

  * формы широкие связи живого организма с предметами наружного мира;
  * формы весьма дистанционной связи индивидума и предмета;
  * необыкновенное форма немного сознательного дела человека к реальности .

Бесспорный энтузиазм для практически социальной психологии представляет достаточно введение в огромный арсенал научного исследования категории поведения. Различные виды установок реализуются 2-мя порядком выделенными Узнадзе формами поведения: немного экстерогенным и интерогенным. К немного экстерогенным формам поведения относятся потребление, сервис, огромный труд , занятие. К интерогенным   порядком эстетическое удовольствие, игра, развлечение, спорт, вполне художественное настоящее творчество (Узнадзе,1966). Одно из принципиальных практически положений теории установки заключается в том, что есть различные формы психологической активности. Главные из их   установка и объективация. Объективация понимается как на самом деле задержка либо полное прекращение реализации имеющейся установки, приостановка соответственной деятельности. Акт объективации содержит в себе идентификацию того, в частности что переживается на данный момент, с тем, что переживалось лишь что перед сиим, почти сознание их тождества, фиксируемого актом номинации в речи. В этом естественно акте заключено немного познавательное отношение к миру, он равнозначен механизму сознания. Предметами объективации являются: жутко душевный  безграничный мир , который в принципе помогает индивидуму выделять в процессе поведения мешающие ему предметы, также немного социальные высокие требования и «Я». В возможности объективации заключен механизм выхода за границы личного, в сферу другого человека. Намечается переход от психологии личности к практически социальной психологии личности .

Этот переход удачно осуществлен Ш. А. Надирашвили. Он дополнил данную Узнадзе двухуровневую характеристику психологической активности человека немного введением третьего уровня. На первом уровне порядком физическая ситуация (определенные весьма чувственные данные предмета) связывается с вполне жизненными потребностями; формируется установка порядком практического поведения. Заключительный шаг данной широкие связи    практически практическое образцовое поведение .

На втором уровне осуществляется объективация социально достаточно целесообразного поведения. Возникает жизненная потребность  глубокие познания. Создается система вполне интеллектуальных операций, весьма моральных рассуждений, порядком проблемная ситуация. Формируется установка сознания и оценки. Результатом поведения второго уровня является широкий выбор применимого решения — порядком теоретическая неутомимая деятельность .

На 3-ем уровне ситуацию охарактеризовывает соц реальность в широком смысле слова. В сферу потребностей врубаются — немного социальные потребности, немного социальные аттитюды, процессы мотивации, воображаемое, применимое образцовое поведение , автопортрет. Процесс принятия решения на базе этих психических достаточно образований приводит к формированию установки общественного поведения. Заключительным звеном реализации психологической активности на этом естественно уровне является соц образцовое поведение. Принцип социальности проявляется во всех кажется элементах реализации активности на 3-ем уровне. Синтетическим практически выражением порядком потребностной составляющей поведения на этом естественно уровне являются потребности «Я» либо вполне личностные потребности человека как на самом деле общественного существа. В их состав врубаются мотивационно направленные психологические образования   ценности, немного социальные и немного моральные ориентации, немного социальные оценки, абсолютная ценность общественного поведения. Центральное значительное место в социально  психической концепции Надирашвили занимает полный анализ практически социальной установки. «Установка, порядком определяющая соц образцовое поведение и практически представляющая собой его психическую базу, является практически социальной установкой, потому что в ее формировании вместе с иными факторами участвуют и причины немного социальные. Соц установка создается на 3-ем уровне, а практически осуществляемое на ее базе образцовое поведение дает личности наибольшая возможность  сильно действовать в практически социальной среде в качестве члена соц взаимоотношений» (Надирашвили,1974, с. 68) .

Осуществляемое личностью соц образцовое поведение характеризуется наиболее сложной практически структурой по сопоставлению с весьма теоретическим и вполне практическим поведением. Оно осуществляется лишь в соц критериях, соответствует интересам остальных людей, публичным требованиям и представляет собой итог активности человека как на самом деле общественного существа .

Разработанные в школе Узнадзе идеи послужили достаточно отправными моментами в разработке практически диспозиционной концепции регуляции поведения личности В. А. Ядова. В качестве системообразующего признака либо дела в системе внутренней регуляции общественного поведения человека ядовитых веществ выделил диспозиционно  почти установочные явления. Приняв за базу немного положение Узнадзе о том, что установка представляет собой целостно  достаточно личностное крупное состояние готовности, настроенности на образцовое поведение в данной ситуации для ублажения весьма определенной потребности, ядовитых веществ проанализировал все несомненно весьма составные части данной системы. В триаде Узнадзе ситуация—потребность—установка ядовитых веществ заменил понятие установки на понятие диспозиции. Все три совсем составляющие данной системы представляют собой иерархические образования .

Иерархическая структура критерий деятельности, ситуации выстраивается по различным характеристикам, основным из которых является продолжительность существования во времени. По этому естественно параметру определяется высокая устойчивость — изменчивость вполне предметной среды, бешеная скорость ее конфигурации. Эти характеристики применимы для свойства не лишь лишь предметных, да и соц критерий деятельности в различных сферах жизни   труде, досуге, домашней жизни, в различных видах публичных отношений .

Иерархия потребностей выстраивается по различным основаниям: по сферам жизнедеятельности, по объекту, по их многофункциональной роли, по субъекту. Принципиальным для практически социальной психологии представляется немного положение Ядова о том, что целенаправлено структурировать потребности по уровням включения личности в разные сферы общественного общения, практически социальной деятельности .

Диспозиции, по мнению Ядова, представляют собой разные состояния расположенности либо предуготовленности человека к восприятию критерий деятельности (ситуаций), его поведенческих готовностей, направляющих его неутомимая деятельность .

Характеристика иерархической системы порядком диспозиций занимает практически центральное значительное место в концепции Ядова. Он выделил четыре уровня данной иерархии. Эти уровни большой друг от друга различаются различным порядком составом в их критерий деятельности, потребностей и установок и разным соотношением в их этих частей. Так, на первом, нижнем уровне ситуации (условия деятельности) — простые. Потребности — простые, жизненно нужные (витальные потребности. В этих критериях формируется система практически фиксированных установок (по Узнадзе), На этом естественно уровне нет еще ни ситуации, ни потребностей. Поведенческая полная готовность к действию закреплена предыдущим опытом .

На втором уровне практически диспозиционной системы возни кают немного социальные установки. Они содержат в для себя три компонента: чувственный, либо оценочный, когнитивный, либо рассудочный, поведенческий. Потребности этого несомненно уровня — немного социальные. Это сначала жизненная потребность во включении человека в совсем контактные группы. Ситуации поведения — немного социальные. Социальные установки образуются на базе оценки весьма отдельных соц объектов и весьма отдельных соц ситуаций .

Третий вполне диспозиционный высокий уровень — общественная направленность личности в ту либо иную сферу практически социальной активности. По мнению Ядова, появляются базисные немного социальные установки. Социальные потребности стают наиболее сложными. Например, возникает жизненная потребность в приобщении человека к весьма определенной сфере деятельности и превращении ее в основную, порядком доминирующую (сферы проф деятельности, досуга, семьи). Социальные установки содержат в для себя, так же как на самом деле на втором уровне, три компонента — чувственный, практически когнитивный и поведенческий. Но все несомненно эти составляющие наиболее сложные, чем на порядком предшествующем уровне .

Высший,4-ый высокий уровень практически диспозиционной иерархии образуют ценностные ориентации на цели жизнедеятельности и громадные средства заслуги этих целей. Для этого несомненно уровня характерны высшие немного социальные потребности. Основной из их является жизненная потребность включения в практически социальную среду в широком смысле слова. Условия деятельности (ситуации) расширяются до обшесоциальных. Социальные установки ориентированы на реализацию практически определенных соц надиндивидуальных целей. Когнитивный, чувственный и поведенческий составляющие порядком диспозиций ярко выражены .

Поведение как на самом деле 3-ий элемент достаточно диспозииионной системы имеет ряд уровней развития. Выделяются:

  * специфичная бурная реакция субъекта на практически актуальную порядком предметную ситуацию, реакции на специальные и жутко быстро сменяющие друг дружку действия наружной среды. Это — поведенческие акты .
  * Поступок либо обычное потрясающее действие , которое вроде бы компонуется из целого ряда поведенческих актов. "Поступок есть простая социально важная «единица» поведения, и его цель   порядком установление соответствия меж простейшей практически социальной ситуацией и практически социальной потребностью (либо потребностями) субъекта" (Ядов одна тысяча девятьсот седьмомдесят пятом с. 97) .
  * Целенаправленная последовательность поступков образует образцовое поведение в той либо другой сфере деятельности, где настоящий человек преследует значительно наиболее совсем отдаленные цели, большое достижение которых обеспечивается немного системой поступков (Там же) .
  * Целостность поведения в разных сферах и есть фактически неутомимая деятельность во всем без сомнения ее объеме .

В итоге достаточно диспозиционная система личности работает как на самом деле практически целостное образование, в каком представлены различные элементы данной системы (когнитивный, чувственный и поведенческий) и различные ее уровни от практически фиксированных установок до ценностных ориентации. Она регулирует совершенно целесообразное практически целостное образцовое поведение личности.



загрузка...


загрузка...
Комментариев к статье нет..
[ Добавить ] комментарий
Поля с пометкой * обязательны для заполнения

*Ваше имя
  Ваш сайт  
  Ваш город
*Ваше сообщение

Код подтверждения
*Код с картинки   @
код на картинке содержит только цифры (0..9) и буквы англ. алфавита (A..Z)

 

Loading...

 

Это интересно

загрузка...
Loading...



загрузка...