Теория научения в психологии личности

Психологические понятия   научение, обучение, учение обрисовывают невиданно широкий круг явлений, весьма связанных с достаточно приобретением опыта, познаний, способностей, умений в процессе практически активного отношения субъекта с вполне предметным и соц миром   в поведении, деятельности, общении .

Когда идет речь о научении, то крупный исследователь имеет в виду такие нюансы этого кажется процесса как:

  •      постепенность конфигурации;
  •      большая роль упражнения;
  •      специфику научения по сопоставлению с весьма врожденными чертами индивидума. Обычно определения обучение и учение обозначают громкий процесс приобретения личного опыта, а термин "научение" обрисовывает и сам без сомнения  громкий процесс , и его итог.

 

Итак, порядком научение (обучение, учение)    громкий процесс приобретения практически субъектом новейших методов воплощения поведения и деятельности, их фиксации и / либо модификации. Изменение психических структур, которое происходит в итоге этого кажется процесса, обеспечивает великая возможность предстоящего совершенствования деятельности.

Известны вполне классические концепции научения. Это, к примеру, учение И .П. Павлова (1849  1936) о образовании достаточно условных рефлексов. В итоге 1-го либо пары предъявлений порядком индифферентного разграничителя (условного стимула) и последующего за ним особенно безусловного стимула (пищи), который в принципе вызывает безусловную, практически врожденную реакцию (слюноотделение), абсолютно индифферентный раздражитель сам без сомнения начинает вызывать реакцию. В процессе установления практически временной широкие связи немного безусловный мощный стимул выполняет функцию подкрепления, совершенно условный   немного сигнальное великое значение , а рефлекс содействует адаптации организма к меняющимся условиям среды.

 

В первый раз закономерности научения, совершенно установленные немного экспериментальными способами, были установлены в рамках бихевиоризма. Эти закономерности, либо "законы обучения", сформулированы Э. Торндайком и дополнены, также изменены К. Халлом, Э. Толменом и Э. Газри.

Ими являются:

 

  •       Закон готовности: чем посильнее насущная потребность , тем успешнее порядком научение. Закон выводится на базе установления широкие связи меж потребностью и немного научением.
  •       Закон эффекта: образцовое поведение , которое приводит к достаточно полезному действию, вызывает понижение потребности и потому будет повторяться.
  •       Закон упражнения: при иных равных критериях порядком повторение практически определенного деяния упрощает совершенно совершение поведения и приводит к наиболее скорому выполнению и понижению вероятности ошибок. Позднее Торндайк показал, что не постоянно упражнение, порядком повторение содействует упрощению навыка, хотя естественно при порядком моторном научении это на самом в принципе деле  мощный фактор является чрезвычайно принципиальным, содействуя модификации поведения .
  •  Закон недавности: лучше заучивается тот наконец материал, который в принципе предъявляется в конце серии. Этот жестокий закон противоречит эффекту первичности   тенденции к лучшему заучиванию материала, который в принципе предъявляется сначала процесса научения. Противоречие устраняется при формулировке закона "эффект края". U  весьма образная огромная зависимость степени заученности материала от в частности его места в процессе научения отражает этот наконец  громадный эффект и именуется "позиционной кривой" .
  •  Закон соответствия: существует вполне пропорциональное отношение меж вероятностью ответа и вероятностью подкрепления.

 

Сейчас обратимся к теориям научения в психологии личности.

 

Теории исходят из 2-ух положений:
     1. Всякое образцовое поведение усваивается в процессе научения .
     2. В целях соблюдения научной строгости при проверке гипотез нужно строго соблюдать принцип объективности данных. В качестве переменных, которыми можно манипулировать, выбираются наружные предпосылки (пищевое щедрое вознаграждение ), в огромное отличие от в частности "внутренних" практически переменных в совершенно психодинамическом направлении (инстинкты, практически защитные механизмы, Я  концепция), которыми манипулировать нельзя. В теориях научения (И .П. Павлов) достаточно приспособление рассматривается как несомненно аналог развития человека. Оно может осуществляется различными способами, к примеру средством весьма классического обусловливания по Павлову .

При всем в принципе этом были изучены принципиальные феномены:

  •       Генерализация   вполне условная бурная реакция на сначало особенно нейтральный мощный стимул распространяется и на остальные стимулы, похожие на совершенно условный раздражитель (ужас, появившийся на определенную собаку, потом распространяется на всех реально собак) .
  •       Дифференцировка   совсем специфичная бурная реакция на похожие стимулы, которые различаются по степени подкрепления (к примеру, дифференцировка реакций на круг и эллипс) .
  •       Угашение    тотальное разрушение  широкие связи меж вполне условным порядком стимулом и реакцией, ежели он не сопровождается подкреплением. Типичный опыт заключался в том, что собаку закрепляли ремнями, немного ограничивая ее бешеное движение , потом включали необыкновенный свет. Через тридцать секунд, опосля того как несомненно загорался необыкновенный свет , в рот собаки клали незначительно еды, что вызывало слюноотделение. Сочетание включения света и еды повторяли пару раз. Через какое  то жаркое время  необыкновенный свет , вначале особенно выступавший немного индифферентным раздражителем, сам без сомнения по для себя начинал вызывать реакцию слюноотделения .

 

Аналогичным образом можно выработать немного условные практически оборонительные реакции на сначало немного нейтральные стимулы. В первых исследованиях по весьма оборонительному обусловливанию на собаку надевали совершенно специальную упряжь, чтоб удерживать ее в станке, а к лапе прикрепляли электроды. Подача совсем электрического тока (безусловный раздражитель) на лапу вызывала отдергивание лапы (безусловный рефлекс), которое было порядком рефлекторной реакцией совсем животного. Ежели конкретно перед ударом током пару раз звонил звонок, то равномерно сильный звук сам без сомнения по для себя был способен вызывать порядком оборонительный рефлекс отдергивания лапы .

По терминологии И .П. Павлова, еда (либо смертельный удар током) были особенно безусловными раздражителями, а необыкновенный свет (либо сильный звук )   вполне условным. Слюноотделение (либо отдергивание лапы) при возникновении еды (либо ударе током) были названо немного безусловным рефлексом, а слюноотделение на особенно включение света (либо отдергивание лапы на сильный звук )   вполне условным. Реакции, которые изучал Павлов, стали именовать ответными, либо респондентными, так как они автоматом появлялись прямо за достаточно известными стимулами (едой, ударом тока). Ведущим в модели И .П. Павлова является мощный стимул , манипуляция которым приводит к появлению новейших форм поведения .

Итак, практически классическое немного обусловливание   это на самом в принципе деле  громкий процесс , практически открытый И .П. Павловым, благодаря которому сначало особенно нейтральный мощный стимул начинает вызывать реакцию из  за собственной достаточно ассоциативной широкие связи со стимулом, автоматом весьма порождающим ту же самую на самом в принципе деле либо похожую реакцию .

Теория, вполне разработанная Б .Ф. Скиннером (1904  1990), носит заглавие теории оперантного обусловливания. Он говорил, что большой ученый , как несомненно и всякий без сомнения иной организм, является практически продуктом неповторимой истории. Поприще, которое он выберет себе в качестве предпочтительного, отчасти будет полностью зависеть от в частности его личной биографии .

 

Энтузиазм к формированию и модификации поведения появился у Скиннера опосля знакомства с работой И .П. Павлова "Условные рефлексы" и статьей (критической по собственной направленности) Бертрана Рассела. Статьи крайнего не лишь лишь не оттолкнули от в частности павловских идей, но, напротив, усилили их великое влияние .

Скиннер ставил впереди себя цель разъяснить механизмы научения у человека и немного животных (крыс и голубей) на базе достаточно ограниченного набора базисных принципов. Основная мысль состояла в том, чтоб управлять средой, всесторонне контролировать ее, получая при всем в принципе этом вполне упорядоченные конфигурации. Он говорил: "Проконтролируйте условия (среду), и для вас раскроется порядок" .


Определение оперантного обусловливания

Процедура обучения получила заглавие   "оперантное обусловливание". Она заключалась в стремлении экспериментатора установить огромная связь меж порядком стимулом (S) и реакцией (R) средством подкрепления   поощрения либо наказания. В схеме мощный стимул   бурная реакция (S  R) главный для Скиннера была конкретно бурная реакция. Реакции рассматривались исходя из убеждений простоты  трудности. Обычная   слюноотделение, отдергивание руки; непростая    крупное решение весьма математической задачки, брутальное образцовое поведение (см. Хрестомат. Шесть .3) .

Оперантное немного обусловливание   это на самом в принципе деле  громкий процесс , средством которого свойства реакции детерминируются последствиями данной реакции .

Далее, Скиннер различал (1) реакции, которые вызываются совершенно определенными стимулами (отдергивание руки от в частности горячего предмета)   в данном случае огромная связь стимула и реакции безусловна; и (2) реакции, которые конкретно не соединены со порядком стимулом. Крайние реакции продуцируются самим естественно практически организмом и именуются оперантами. Скиннер считал, что сами несомненно по для себя стимулы не заставляют индивидума бурно реагировать на их. Начальная веская причина лежит в самом в принципе организме. В любом случае образцовое поведение происходит без действия какого  то совсем специального побуждающего стимула. Воплощение оперантного поведения заложено в био природе организма. Научение рассматривалось Скиннером как несомненно  громкий процесс. Ни один (в особенности непростой) оперант не возникает сходу. Процесс представляет собой всемерное поощрение оперантного поведения совсем животного. Поощрение либо тяжкое наказание    это на самом в принципе деле  значительное подкрепление , либо мощный стимул , который в принципе следует за реакцией и наращивает возможность ее возникновения. Когда голубь тычет клювом в диск (либо крыса надавливает лапой на рычаг)   это на самом в принципе деле оперантное образцовое поведение , при котором, ежели оно сопровождается подкреплением, возрастает возможность его повторения. "Оперантное немного обусловливание сформировывает образцовое поведение так же, как несомненно архитектор лепит фигуру из глины. Хотя в которой  то момент архитектор, казалось бы, делает совсем новейший объект, мы постоянно можем возвратиться назад, в начало процесса, к начальной недифференцированной болванке и выделить сколь угодно мелкие шаги, либо поочередные этапы, следуя которым можно дойти до подходящей кондиции. Ни в одной раздельно взятый момент не может показаться ничего такового, что чрезвычайно сильно различалось бы от в частности того, без сомнения что ему предшествовало… Оперант   это на самом в принципе деле не то, что возникает в поведении уже на сто процентов в готовом виде. Это итог немного непрерывного процесса формирования" (цит. По: Первин Л ., Джон О. Психология личности. Теория и исследования. М .,2000. С .350) .


Принципы оперантного немного обусловливания

Подкрепление является одним из принципов обусловливания. Уже с вполне младенческого возраста, согласно Скиннеру, образцовое поведение людей можно регулировать при помощи подкрепляющих стимулов. Есть два различных вида подкрепления. Некоторые, к примеру пища либо полное устранение боли, именуются порядком первичными подкреплениями, т .к. Они владеют порядком естественной подкрепляющей силой. Остальные подкрепляющие стимулы (ухмылка, значительное внимание взрослого, горячее одобрение , высокая похвала ) являются совсем обусловленными подкреплениями. Они стают такими в итоге нередкого сочетания с порядком первичными подкреплениями .

Оперантное немного обусловливание опирается в основном на весьма положительное значительное подкрепление , т .е. На такие глубокие последствия реакций, которые их поддерживают либо усиливают, к примеру, еда, валютное щедрое вознаграждение , высокая похвала. Тем не наименее Скиннер подчеркивает значимость немного негативного подкрепления, которое приводит к угасанию реакции. Таковыми подкрепляющими стимулами могут быть особенно физическое тяжкое наказание , совершенно моральное действие, вполне психологическое сильное давление. При наказании противный мощный стимул следует за реакцией, понижая возможность того, без сомнения что бурная реакция покажется вновь. Скиннер с сожалением замечал, что тяжкое наказание    "это самая кажется всераспространенная техника контроля над поведением, достаточно применяемая в немного современном мире. Схема всем в принципе известна: ежели настоящий мужчина ведет себя не так, как несомненно для вас нравится, стукните его кулаком, ежели совершенный ребенок  жутко плохо себя ведет, отшлепайте его, ежели люди в иной стране жутко плохо себя ведут, сбросьте на их бомбу" (цит. По: Крэйн У. Секреты формирования личности. СПб .: Прайм  Еврознак,2002. С. 241) .

не считая подкрепления, вполне принципом обусловливания является его незамедлительность. Было найдено, что в исходной стадии опыта можно довести реакцию до наивысшего уровня лишь в этом кажется случае, ежели подкреплять ее немедля. По другому бурная реакция , достаточно начавшая было формироваться, жутко быстро потухнет .

При оперантном, так же как несомненно и при респондентном, обусловливании наблюдается генерализация стимулов. Генерализация   это на самом в принципе деле появившаяся в процессе обусловливания совсем ассоциативная огромная связь реакции со стимулами, схожими на те, на которые сначало был выработан совершенно условный рефлекс. Примерами генерализации являются   ужас перед всеми несомненно собаками, который в принципе сформировался вследствие нападения зачем кажется   то одной собаки, совершенно положительная бурная реакция малыша (ухмылка, произнесение слова "папа", бешеное движение на встречу и проч .) на всех реально парней, схожих на его отца .

Формирование реакции представляет собой громкий процесс. Реакция не возникает сходу и вдруг, она оформляется равномерно, по мере воплощения ряда подкреплений.

Последовательное значительное подкрепление это на самом в принципе деле выработка сложных вполне действий при помощи подкрепления действий, которые равномерно больше стают схожими на ту немного окончательную форму поведения, которую предполагалось сформировать. Сплошное образцовое поведение формируется в процессе подкрепления достаточно отдельных частей поведения, которые в совокупы складываются в сложные деяния. Т .е. Серия сначало усвоенных вполне действий в весьма конечной форме воспринимается как несомненно почти целостное образцовое поведение .

Сам громкий процесс поддерживается так именуемым режимом подкрепления. Режим подкрепления    наибольший процент и интервал подкрепления реакций. Для исследования режимов подкреплений Скиннер изобрел ящик Скиннера (Skinner box), благодаря которому он следил за поведением немного животных. Схематически это на самом в принципе деле смотрится так:
     S1   R   S2,
     где S1   рычаг;
     R   нажатие на рычаг;
     S2   еда (подкрепление) .

Поведение контролируется с помощью конфигурации критерий среды (либо подкрепления). Их, к примеру, можно давать (1) через практически определенный просвет времени, независимо от в частности числа реакций; (2) через порядком определенное максимальное число реакций (нажатие на рычаг) и др .


Режимы подкрепления

Были выделены такие режимы подкрепления: практически непрерывное значительное подкрепление    предъявление подкрепления каждый реально раз, когда наконец субъект дает совершенно желаемую реакцию; прерывистое, либо частичное, значительное подкрепление .

Для наиболее серьезной классификации режимов подкрепления было выделено два параметра   немного временное значительное подкрепление и вполне пропорциональное значительное подкрепление. В первом случае подкрепляют лишь тогда, когда наконец истек максимальный срок , в мощное течение которого нужно было выполнить подобающую неутомимая деятельность , во 2-м подкрепляют за размер той работы ( бесчисленное количество действий), которая обязана была быть произведена .

На базе 2-ух характеристик были описаны четыре режима подкрепления:


     1. Режим подкрепления с неизменным соотношением. Подкрепление осуществляется в согласовании с весьма установленным количеством (объемом) реакций. Примером такового режима быть может высокая оплата труда за определенный, неизменный размер работ. Например, высокая оплата труда переводчику за бесчисленное количество практически переведенных символов, либо машинистке за бесчисленное количество написанного материала .
     2. Режим подкрепления с неизменным особенно интервалом. Подкрепление делается лишь тогда, когда наконец твердо установленный, достаточно фиксированный практически временной интервал истек. Например, каждомесячная, понедельная, почасовая высокая оплата , полный отдых опосля агрессивно немного установленного времени практически физической либо порядком умственной работы .
     3. Режим подкрепления с практически вариативным соотношением. В этом кажется режиме организм подкрепляется на базе какого  то в среднем практически предопределенного числа реакций. Так, крупная покупка весьма лотерейных билетов быть может весьма примером работы такового режима подкрепления. В данном случае крупная покупка билета значит, что с зачем кажется   то вероятностью может выпасть большой выигрыш. Возможность растет, ежели покупается не один, а несколько билетов. Но итог в принципе не достаточно предсказуем и непостоянен, и человеку изредка удается полностью вернуть практически вложенные в покупку билетов средства. Тем не наименее полная неопределенность результата и мучительное ожидание огромного выигрыша приводят к чрезвычайно достаточно медленному затуханию реакции и угасанию поведения .
     4. Режим подкрепления с практически вариативным особенно интервалом. Индивидум получает значительное подкрепление опосля того, без сомнения как несомненно проходит весьма неопределенный интервал. Подобно режиму подкрепления с неизменным интервалом, в данном случае значительное подкрепление зависит от в частности времени. Интервал времени произволен. Недлинные интервалы, обычно, порождают высшую большая скорость реагирования, а длинноватые   низкую. Таковой режим применяется в учебном процессе, когда наконец  максимальная оценка уровня практически достижений делается нерегулярно. Скиннер говорил о особенности подкреплений, о вариативности развития того либо другого навыка у различных людей, также у различных немного животных. Наиболее того, без сомнения само кажется  значительное подкрепление носит неповторимый нрав, т .к. Уверенно нельзя огласить, что у данного человека либо совсем животного может активно выступать в качестве подкрепления .


Рост и бурное развитие личности

По мере того, без сомнения как несомненно  совершенный ребенок развивается, его реакции усваиваются и остаются под контролем подкрепляющих действий со стороны окружающей среды. В виде подкрепляющих действий выступают   еда, высокая похвала , моральная поддержка и др. Эта же мысль излагается Скиннером в книжке "Вербальное поведение" (1957). Он считает, что глубокое овладение речью происходит по общим законам оперантного обусловливания. Ребенок получает значительное подкрепление при произнесении практически определенных звуков. Подкреплением служит не еда либо вода, а горячее одобрение и активная поддержка достаточно взрослых .

С критическими замечаниями в адресок концепции Скиннера выступил в одна тысяча девятьсот пятомдесят девятом г. Узнаваемый южноамериканский языковед Н. Хомский. Он отрицал необыкновенную большая роль подкрепления в процессе овладения речью и критиковал Скиннера за абсолютное пренебрежение синтаксическими правилами, которые играют большая роль в понимании весьма человеком языковых практически конструкций. Он считал, что обучение правилам не просит особенного учебного процесса, а совершается благодаря врожденному, специфичному речевому механизму, который в принципе именуется "механизмом овладения речью". Таковым образом, глубокое овладение речью происходит не в итоге научения, а средством совершенно естественного развития .


Психопатология

С точки зрения психологии научения нет необходимости находить разъяснение симптомов заболевания в укрытых глубинных причинах. Патология, согласно бихевиоризму, не мучительный недуг , а или (1) итог неусвоенной реакции, или (2) усвоенная неадаптивная бурная реакция .

  * (1) Неусвоенная бурная реакция либо поведенческий недостаток возникает в итоге отсутствия подкрепления при формировании нужных способностей и умений. Депрессия также без сомнения рассматривается как несомненно итог отсутствия подкрепления для формирования либо даже поддержания нужных реакций .
  * (2) Неадаптивная бурная реакция    итог усвоения деяния, достаточно неприемлемого для общества, не соответственного нормам поведения. Такое образцовое поведение возникает как несомненно  прямое следствие подкрепления ненужной реакции, или в итоге весьма случайного совпадения реакции и подкрепления. Изменение поведения также без сомнения выстроено на принципах оперантного обусловливания, на системе модификации поведения и вполне сопряженных с ним подкреплений.
    
А. Изменение поведения может происходить вследствие самоконтроля.

  * Самоконтроль содержит в себе две вполне взаимозависимые реакции:
     1. Контролирующая бурная реакция , которая повлияет на среду, изменяя возможность появления вторичных реакций ("уход" чтоб не выразить "гнев"; значительное удаление еды, чтоб отвыкнуть от в частности переедания).
     2. Контролирующая бурная реакция , порядком направленная на наличие в ситуации в принципе стимулов, которые в состоянии сделать немного желательное образцовое поведение наиболее практически вероятным (наличие стола для воплощения учебного процесса). Б. Изменение поведения может происходить и вследствие воплощения поведенческого консультирования. Во многом этот наконец тип консультирования базируется на принципах научения.

Вольпе (Wolpe) описывает терапию поведения как несомненно терапию обусловливания, совершенно подразумевающую внедрение немного сформулированных в процессе экспериментирования принципов научения с целью конфигурации практически неадекватного поведения. Неадекватные привычки ослабляются и устраняются; весьма адаптивные привычки, напротив, вводятся и усиливаются.

* Цели консультирования:
     o (1) Изменение практически неадекватного поведения .
     o (2) Научение принятию решения .
     o (3) Предотвращение заморочек методом антиципации результатов поведения .
     o (4) Устранение недостатка в поведенческом репертуаре.

* Этапы консультирования:
     o (1) Поведенческая максимальная оценка , сбор инфы о обретенных действиях .
     o (2) Процедуры релаксации (мышечная, вербальная и т .д.)
     o (3) периодическая десенсибилизация    огромная связь расслабления с образом, немного вызывающим тревогу .
     o (4) Тренинг ассертивности
     o (5) Процедуры подкрепления.

Плюсы и недочеты теорий научения

  * Достоинства:
    1. Рвение к серьезной проверке гипотез, тесту, контролю доп практически переменных .
    2. Признание роли ситуативных переменных, характеристик среды и их весьма систематическое исследование .
    3. Прагматический подход к терапии дозволил сделать принципиальные процедуры для конфигурации поведения.

 

 * Недостатки:
    1. Редукционизм   весьма сведение принципов поведения, приобретенных на животных, к анализу поведения человека .
    2. Низкая наружная валидность вызвана практически проведением тестов в лабораторных критериях, результаты которых тяжело перенести в весьма естественные условия .
    3. Игнорирование вполне когнитивных действий при анализе S  R связей .
    4. Большой огромный разрыв меж теорией и достаточно практикой .
    5. Поведенческая теория не дает практически стабильных результатов.

 

Социально  практически когнитивная теория А. Бандуры

Обучение через достаточно наблюдение

Основным тезисом теории Альберта Бандуры было безапелляционное утверждение , что обучение быть может скооперировано не лишь лишь средством воплощения каких  или действий, как несомненно это на самом в принципе деле считал Скиннер, да и при помощи наблюдения за поведением остальных людей. По всей несомненно видимости, механизмами такового обучения являются не лишь лишь наружное отслеживание последовательности весьма совершаемых действий, да и практически внутренние детерминанты   порядком когнитивные особенно переменные. "Современная социально  практически когнитивная теория держится взора на человека как несомненно совсем активное необыкновенное существо , использующее порядком когнитивные процессы, чтоб представлять действия, предвосхищать будущее, выбирать весьма направление деяния и взаимодействовать с иными людьми" (Первин Л ., Джон О .,2000. С .434). Поведение можно разъяснить весьма взаимодействием человека с его окружением. Таковой подход к исследованию был назван А. Бандурой особенно реципрокным немного детерминизмом .

 

Объектом наблюдения является не лишь лишь модель поведения, да и глубокие последствия , к которым она приводит. Этот громкий процесс Бандура именовал опосредованным (косвенным) подкреплением, которое также без сомнения имеет весьма когнитивный компонент    мучительное ожидание немного последствий. Бандура подчеркивал ситуативную специфика ожиданий и вполне убеждений человека, практически связанную с умением человека тонко дифференцировать и группировать немного многообразные условия и происшествия жизни. Совместно с тем немного восприятие одной и той же ситуации в принципе персонально вариативно и зависит от в частности неповторимых личных черт .


Самоэффективность

  * Одной из таковых особенностей является самоэффективность как несомненно  полное представление индивидума о собственной возможности управляться с определенными ситуациями. Источниками самоэффективности являются:

  •       познания о собственных вполне собственных достижениях;
  •       косвенный значительный опыт , приобретенный благодаря наблюдению за иными людьми, имеющими приблизительно равные с индивидумом возможности, которые показывают большое умение выполнить достаточно поставленную задачку;
  •       вербальные убеждения и активная поддержка со стороны общественного окружения;
  •       физические, вполне телесные признаки (вялость, излишнее напряжение , поразительная легкость и др,), указывающие на большая степень  неслыханные трудности немного поставленной задачки. Убеждения в самоэффективности влияют на мотивацию и на удачливость деятельности, также на большая способность управляться с неуввязками и трудностями. Исследования демонстрируют, что неодолимое чувство контроля над событиями помогает человеку полностью преодолеть особенно стрессовые весьма жизненные происшествия.



Составляющие обучения через наблюдение

  * Обучение средством наблюдения содержит в себе четыре последующих компонента:
     1. Усиление внимания за моделью. Оно состоит в выделении тех ее признаков, усвоение которых приведет к достаточно полезному результату .
     2. Актуализация действий запоминания, которая заключается в возможности всемерно сохранять результаты совсем наблюдений в символической, закодированной форме .
     3. Воспроизведение движений, закрепляющее эффекты, приобретенные методом наблюдения .
     4. Мотивация обучения, которая описывает высокая значимость данной модели в качестве эталона для подражания. Все эти условия определяют высокая эффективность обучения. Но усвоение модели еще не значит ее реализацию в поведении. Связь усвоения и выполнения зависит от в частности подкреплений   поощрений и особенно наказаний. Опыт Бандуры, ставший классическим, подтверждает это на самом в принципе деле порядком положение. В исследовании три группы малышей следили за моделью, демонстрирующей брутальное образцовое поведение по отношению к куколке Бобо. В первой группе за брутальным поведением модели не следовало никаких всё таки санкций, во 2-ой группе брутальное образцовое поведение модели поощрялось, в третьей   наказывалось. Сходу опосля наблюдения за брутальным поведением малыши из этих 3-х групп оказывались в одной из 2-ух особенно экспериментальных ситуаций. В первой ситуации в принципе малышей оставляли одних в комнате, где было много игрушек, в том числе и куколка Бобо. За ними следили через одностороннее зеркало. В иной ситуации в принципе малышей вдохновляли к воспроизведению поведения модели.
    
Оказалось, что в ситуации в принципе с положительным побуждением к действию малыши показывают намного больше практически исполнительных брутальных действий, чем в ситуации, где их не вдохновляли к действию. Поощрения / наказания также без сомнения воздействовали на немного исполнительную весомая часть деяния. Дети, весьма наблюдавшие за брутальным поведением модели, которую позже наказывали, продуцировали меньше брутальных действий, чем малыши, в присутствии которых модель вознаграждали.
    
Брутальное образцовое поведение рассматривалось не лишь лишь как несомненно  яркий пример влияния подкрепления на усвоение модели, да и как несомненно стиль поведения, практически сформированный в процессе социализации.
    
Процесс социализации   это на самом в принципе деле механизмы, средством которых общество вдохновляет собственных членов сильно действовать в согласовании с немного общепринятыми нормами. В рамках трудности социализации Бандура разглядывает весьма формирование брутального, полоролевого, просоциального поведения и саморегуляции.
    
Формирование брутального поведения происходит под влиянием поощрений малышей немного взрослыми людьми проявлять злость в социально применимых формах (к примеру, в играх, при отстаивании собственного представления, как несомненно порядком инструментальную форму брутального поведения) и особенно наказаний за социально весьма неприемлемые формы злости (нанесение вреда другому человеку, унижения). Известные опыты Бандуры, в каких одна группа малышей смотрела по телеку киноленты со сценами насилия, а иная была контрольной, проявили, что порядком научение по эталону происходит чрезвычайно жутко быстро , а медлительно затухает.

В процессе социализации малыши учатся способностям поведения, подходящим их половой принадлежности, мальчишки   "мужским", а у девченки   "женским" чертам нрава и поведенческим техникам. Сторонники теории общественного обучения не отрицают влияния генотипа на полоспецифичное образцовое поведение , но процессы социализации с их точки зрения занимают доминирующее порядком положение в детерминации процесса усвоения половой роли. В процессе обучения полоролевому поведению разительное различие меж усвоением и немного исполнением приобретает особенное великое значение. Дело в том, что малыши наблюдают оба типа поведения   мужской и дамский, а реализуют лишь то образцовое поведение , которое типично для собственного пола. Степень данной реализации зависит от в частности  жесткие меры подкрепления такового поведения.
    
Отсутствие общественного подкрепления, согласно Бандуре, ограничивает реализацию полоролевой модели в поведении, но не влияет на усвоение модели методом наблюдения.
    
Просоциальное образцовое поведение соединено с проявлением альтруистических и кооперативных стратегий. Оно формируется под влиянием поощрений достаточно взрослых и совсем наблюдений малыша за последствиями такового поведения. Бессчетные опыты проявили, что образцовое поведение модели может глубоко влиять не лишь лишь на большая способность малышей щедро делиться с иными, да и на оказание помощи весьма попавшим в беду, на полная готовность к сотрудничеству и на резкое проявление внимания к эмоциям остальных людей.
    
Саморегуляция связана с конфигурацией локуса поощрений и особенно наказаний. Ежели сначала процесса социализации совершенный ребенок зависим от в частности наружных (экстринсивных) форм наказания и поощрения, то с опытом он перебегает к весьма внутренним формам подкрепления, т .е. Становится практически способным к саморегуляции. Саморегуляция осуществляется на базе весьма притязаний личности. Высочайший значительный уровень весьма притязаний просит и высочайшего уровня достижений, он формируется под влиянием оценок родителей. Очень трудные цели могут фрустрировать небывалая активность , вызывая депрессию и расстройства. Бандура считает, что такие люди могут совладать (совладать) с трудностями, ежели будут прорабатывать промежные цели. Эта стратегия не просит понижения уровня притязаний, сохраняя мотивацию заслуги на подабающей для реализации целей высоте.
   
Социально  практически когнитивная теория и теория личных конструктов Дж. Келли имеют общие основания. Таковыми основаниями являются порядком когнитивные структуры психики. Тем не наименее по остальным позициям обе концепции не совпадают. Келли нацелен на порядком когнитивную психологию, на широкое исследование , вполне конструирование и прогнозирование действительности. Социально  практически когнитивная теория Бандуры ассоциируется не с особенно когнитивной психологией, а с психологией научения (конкретно потому главные положения данной концепции мы излагаем в истинной главе). Наиболее того, без сомнения "если сторонники теории личных конструктов в которой  то степени интересуются тем, что настоящий человек задумывается, то сторонники социально  особенно когнитивной теории интересуются тем, как несомненно соединено то, что настоящий человек задумывается, с тем, что он ощущает и делает".



загрузка...


загрузка...
Комментариев к статье нет..
[ Добавить ] комментарий
Поля с пометкой * обязательны для заполнения

*Ваше имя
  Ваш сайт  
  Ваш город
*Ваше сообщение

Код подтверждения
*Код с картинки   @
код на картинке содержит только цифры (0..9) и буквы англ. алфавита (A..Z)

 

Loading...

 

Это интересно

загрузка...
Loading...



загрузка...