Все о психологии
Воля и волевые акты человека
Природа воли
Проблема свободы издавна интересовала мыслителей и философов, но наверняка немецкий философ Артур Шопенгауэр был первым, кто всерьез взялся за ее изучение. Некоторые из его мыслей теперь почти полностью вошли в наше понимание свободы, как психического процесса. «Если человек хочет, она всегда хочет чего-нибудь - ее волевой акт непременно направлен на какой-то предмет и может мыслиться только по отношению к нему. Что же означает "хотеть чего-нибудь?"
Это значит: волевой акт, который сам представляет собой прежде всего предмет самоосознания, возникает по поводу чего-то, относящееся к сознанию других вещей, т.е. такого, что является объектом познавательной способности, об объектом который в этом качестве носит название мотива, и в то же время дает смысл для волевого акта, последний на него направлен, то есть имеет целью какую-либо его изменение, а значит реагирует на него - в такой реакции и заключается суть этого акта. Уже отсюда понятно, что он не может наступить без каких-либо подобных мотивов, так как в противном случае ему не хватило бы и привода, так и содержания. Но возникает вопрос: раз есть такой объект познавательной способности, то должен также появляться и данный волевой акт, или все же он может и не наступить, так что либо не будут осуществлены никакого волевого акта, или выйдет совсем другой, возможно даже противоположный - иными словами, может ли упомянутая реакция быть отклоненной, или, при совершенно одинаковых обстоятельствах, оказаться разным, даже противоположным?
Короче говоря, это значит, вызывается ли волевой акт мотивом с необходимостью, или при вступлении мотива в сознание воля может сохранять свободу хотеть или нет? » Современная психологическая наука тоже считает, что всякое волевое действие является целенаправленной деятельностью. «Свобода - это психическая деятельность человека, которая проявляется в ее способности действовать по сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внутренние и внешние препятствия» . Будучи направленной на определенную цель, она таким образом в своем развитии регулируется соответствием к этой цели. Специфические человеческие действия являются волевыми в широком смысле этого слова - они осознанные и целенаправленные.
Однако осознание единичной цели своего желания, порожденного тем стимулом, который в данный момент овладел человеком, представляет собой еще слишком низкий уровень осознания. Человек сознательная, приступая к действию, дает себе отчет о последствиях, которые повлечет за собой осуществление стоячей перед ней цели, а также о мотивах, которые ее побуждают к этому действию. В результате может оказаться различия между желаемой целью и нежелательными последствиями или трудностями, с которыми в силу объективных внешних обстоятельств связана ее реализация.
Действие, которая осуществляется в условиях такого конфликта внутренне противоречивых тенденций - это волевое действие в более специфическом смысле этого слова. В силу противоречивости действительности, а также сложной иерархии различных и зачастую противоречивых влечений и мотиваций человека, этот случай достаточно распространен. Различая волевые процессы, мы не противопоставляем их интеллектуальным и эмоциональным, мы не устанавливаем никакой взаимоисключающие противоположности между интеллектом, чувством и волей. Один и тот же процесс может быть (и обычно бывает) и интеллектуальным, и эмоциональным, и волевым. Вместе с тем волевой процесс более непосредственно и органично, чем процессы эмоциональные и интеллектуальные, включен в действие и неразрывно связан с ней. Зародыши свободы включены уже в потребности человека как основные побуждения к действию. Потребность - это состояние пассивно-активный, и в этой активной стороне пассивно-активного состояния и заключаются первые зародыши воли, неразрывно связанные с сенсорной и аффективной чувствительностью.
Но одно дело - толкать, другое - осознавать его. Возникновение волевого действия предполагает прежде всего установление осознанного связи между потребностями человека и предметами, которых она нуждается для удовлетворения своих потребностей. Субъективное выражение потребности, ее отражение в психике должно стать осознанным и предметным - влечение должно перейти в желание. Включаясь в практическое, осознанное субъектом отношение к его потребностям, предметы становятся объектами его желаний и возможными целями для его действий. Между желаниями человека и предметами объективной действительности в результате создается двустороннее отношение - если у меня есть желание, направленное на какой-то предмет, то этот предмет является для меня желанным. Существенно также и то, что сами потребности по мере их удовлетворения различными предметами дифференцируются, подвергаются преобразованиям. Наличие у человека воли связано с наличием значимых для него целей и задач. Чем более значимые и привлекательные для человека цели, тем - при прочих равных условиях - сильнее ее воля, напряженнее желания, возникает больше стремление к их осуществлению. Значимой целью является для человека то, что связано с ее потребностями и интересами. Но для человека значимыми являются не только то, что связано с ее личностными интересами и потребностями. Удовлетворение самых личностных потребностей в обществе, основанном на разделении труда, обусловлено направлением деятельности индивида на удовлетворение не непосредственно личностных, а общественных потребностей.
По мнению С.Л. Рубинштейна, проблема свободы, поставлена не функционально и формально, по сути - это прежде всего проблема содержания воли, того, какие мотивы и цели для нее определяющими, которая ее строение, то есть того, как реально складывается в тех или иных условиях у людей соотношение между частным и общим в вещах, значимых для личности. Это решение вопроса о соотношении морали и воли, как и соответствующее ему решение вопроса о соотношении логики и мышления являются двумя звеньями одного решения проблемы идеологии и психологии. Это решение с внутренней необходимостью вытекает из наших исходных положений, согласно которым внутреннее, психическое определяется опосредованно через отношение к объективному и составляет его специфическую, но существенную часть.
2. Характеристики волевых процессов
Волевое действие может реализовываться в более простых и сложных формах. В простом волевом акте побуждение к действию, направленному на более или менее осознанную цель, почти непосредственно переходит в действие, не предусматривает перед ее выполнением какого-то более сложного или длительного сознательного процесса, сама цель почти непосредственно переходит в действие и не выходит за пределы непосредственной ситуацииее осуществление достигается путем привычных действий, которые происходят почти автоматически, как только данный импульс. Для сложного волевого акта в его наиболее выраженной специфической форме существенным является прежде всего то, что между импульсом и действием вклинивается сложный сознательный процесс по опосредования действия. Действия предшествует учет его последствий и осознание мотивов, принятие решения, возникновение намерения его осуществить, составление плана для осуществления. Таким образом волевой акт превращается в сложный процесс, включающий целую цепь различных моментов и последовательность различных стадий или фаз, в то время как в простом волевом акте все эти моменты и фазы вообще не обязательно должны быть представлены в каком развернутом виде.
В сложном волевом акте можно выделить 4 основные стадии, или фазы:
1) возникновения возбуждения и предыдущая постановка цели;
2) стадия обсуждения и борьба мотивов;
3) принятие решения;
4) выполнение.
Основным содержанием первой фазы в развитии волевого процесса является возникновение стимула и осознание цели. Они взаимосвязаны и взаимообусловлены. В реальном протекании волевого действия различные фазы могут в зависимости от конкретных условий приобретать большего или меньшего удельного веса, иногда сосредотачивая в себе весь волевой акт, а иногда и вовсе выпадая.
Традиционная психология, отражающий в основном психологию рефлексивного интеллекта, находится на перепутье, раздираемый сомнениями, борьбой мотивов - и потому она выдвигает в качестве волевого акта именно эту борьбу мотивов. В противоположность этому другие теории пытаются совсем исключить из волевого действия внутреннюю работу сознания, связанную с выбором, оценкой. С этой целью отделяют мотивацию воли от самого волевого акта. В результате волевое действие или даже сам волевой акт превращаются в чистую импульсивность. Абсолютизации рефлексивной сознания противопоставляется другая крайность - импульсивная деятельность, вообще лишена сознательного контроля. В действительности же всякий действительно волевой поступок является выборочным актом, который включает в себя сознательный выбор и решение. Но это отнюдь не значит, что борьба мотивов является его центральной частью, его душой. Из самой сущности волевого действия, как действия, направленного на достижение цели, на реализацию замысла, следует, что основными ее частями являются начальная и завершающая стадия - явное осознание цели и настойчивость, твердость в ее достижении. Основа волевого действия - целеустремленность, сознательная деятельность.
3. Этапы реализации волевых актов
Признание главного значения начальной и завершающей фазы волевого действия - осознание цели и ее осуществления - не исключает однако ни существования других фаз, ни того, что в конкретных и меняющихся условиях реальной действительности в том или ином частичном случае на передний план выступают и другие фазы волевого акта Все они подлежат анализу. Волевой акт начинается с возникновения пожелание, что выражается в стремлении. По мере того, как осознается цель, на которую оно направляется, стремление переходит в желание; возникновения желания предусматривает определенный опыт, с помощью которого человек узнает какой предмет способен удовлетворить ее потребность.
У того, кто этого не знает, не может быть и желание. Желание - это опредмеченная устремления. Зарождение желания том значит возникновения или постановку цели. Желание - это целенаправленное стремление. Но наличие желания, направленного на тот или иной предмет как цель, еще не является законченным волевым актом. Если желание предполагает знание цели, то оно еще не включает в себя мысли о средствах хотя бы мысленного овладения ими. Поэтому оно не столько практично, как аффективно. Желать можно и того, в возможности достижения чего не уверен, хотя твердое знание абсолютной недостижимости предмета желания несомненно парализует, если и не убивает вообще, само желание. Желание часто открывает широкий простор для воображения. Подчиняясь желанию, воображение украшает желанный предмет и этим в свою очередь снова питает желание, которое стало источником его активности. Но эта деятельность воображения, в которой взаимодействует чувства и представления, может заместить действительную реализацию желания. Желание порождает мечты вместо того, чтобы переходить в действие. Оно приближается к пожелания. Желать еще не значит хотеть.
В целом ряде случаев побуждение к действию, направленное на какую-то определенную более или менее определенную цель, непосредственно влечет за собой действие. Надо только представить себе цель, чтобы чувствовать и знать: да, я этого хочу! Следует только это почувствовать, чтобы уже перейти к действию. Но иногда за побуждением к действию и постановкой цели не сразу следует действие, бывает, что перед тем как наступила действие, появляется сомнение либо в данной цели, или в средствах, ведущих к ее достижению, иногда почти одновременно появляется несколько конкурирующих целейвозникает мысль о возможных нежелательных последствиях того поведения, которое ведет к достижению желаемой цели и в результате возникает задержка. Положение усложняется. Между побуждением и действием вклиниваются размышление и борьба мотивов. Основным содержанием второй фазы в развитии волевого действия являются обсуждение и борьба мотивов.
Иногда говорят, что в отличие от импульсивного, аффективного действия, которая обусловлена ситуацией более постоянными, существенными свойствами или установками лица, волевые действия как выборочный акт, то есть результат совершенного личностью выбора, обусловленные личностью в целом. Это в определенной степени верно. Но не менее верно и то, что в волевом акте часто заключается борьба, противоречие, раздвоение. У человека много разнообразных потребностей и интересов, и некоторые из них оказываются несовместимыми. Человек вовлекается в конфликт. Разгорается внутренняя борьба мотивов.
Но и тогда, когда противоречия не проявляется непосредственно в тяжелом чувстве раздвоения, сознательное разумное существо, у которого возникает желание совершить какое-то действие, обычно склоняется к тому, чтобы подвергнуть ее серьезному анализу. Прежде всего естественно возникает необходимость в том, чтобы учесть последствия, которые может породить осуществления желания. Здесь в волевой процесс включается процесс интеллектуальный - он превращает волевой акт в действие, опосредованную мнением. Учет последствий мнимой действия обнаруживает, что желание, порожденное одной потребностью, в конкретной ситуации оказывается осуществимым только за счет другого желания, желательна сама по себе действие может при определенных условиях привести к нежелательным последствиям. Задержка действия для обдумывания такая же существенная для волевого акта, как и импульсы для него.
Но прежде чем действовать, все равно нужно осуществить выбор, надо принять решение. Выбор требует оценки. Если возникновение возбуждения в виде желания предварительно требует какую-то цель, то конечное установления цели, которая иногда не совпадает с начальной - осуществляется в результате решения. Принимая решение, человек чувствует, что дальнейший ход событий зависит от нее. Осознание последствий своего поступка и зависимости того, что произойдет, от собственного решения, порождает специфическое для волевого акта чувство ответственности.
Принятие решения может происходить по-разному. Иногда оно не выделяется в сознании как особая фаза: волевой акт осуществляется без особого решения. Так бывает в тех случаях когда возбуждение не вызывает внутреннего сопротивления, при таких условиях достаточно представить себе цель и осознать ее желательности, чтобы сразу наступила действие. Весь волевой акт от первичного возбуждения до его осуществления так стянут в одно-единое целое, что решение не выступает в нем как особый акт, принято решение заключается в признании цели. В тех волевых актах, в которых за возникновением побуждения к действию следует какая-нибудь сложная борьба мотивов или обсуждение - действие откладывается. Решение выделяется как особый процесс. Сама «техника решения», те процессы или операции, с помощью которых к нему приходят, в разных условиях тоже бывают разными. При традиционной трактовке воли предметом психологического анализа является то, что происходит в субъекте до начала волевого действия как такового.
Внимание исследователя сосредотачивается на внутренних переживаниях - борьбе мотивов, принятии решения, и т.д. - Как будто там, где начинается действие, заканчивается сфера психологии. В тех случаях, когда проблема действия не выпадала вообще из поля зрения психологов, действие только внешним образом связывалось с психикой или сознанием, как это имеет место в теории идеомоторных акта У. Джемса. Согласно этой теории всякая идея имеет тенденцию автоматически переходить в действие. При этом само действие рассматривается как автоматическая двигательная реакция или разрядка, вызванная идейным «раздражителем». Однако в действительности проблема волевого действия не сводится только к соотношению идей, представлений, сознания и двигательных реакций организма. Волевое действие заключает в себе отношения: реальное и идеальное - от субъекта к объекту, от личности к предмету, который выступает в качестве цели, от цели к действительности, в которой эта цель должна быть осуществлена. Это соотношение реально представлены в самой волевой действия, которое разворачивается как более или менее сложный процесс, психическая сторона которого должна быть изучена. Всякое волевое действие предполагает в качестве отправного пункта состояние, которое складывается в результате предшествующей ему более или менее длительной и сложной внутренней работы, которую можно было бы охарактеризовать как состояние готовности, внутренней мобилизации.
Иногда переход человека к действию осуществляется с необходимостью естественного процесса и действие стремительно нарастает, как бурный поток со снежных вершин, иногда же, несмотря на то, что решение уже принято, нужно еще как-то собраться, чтобы от принятия решения перейти к его выполнению. Само действие как исполнение решения протекает по-разному, в зависимости от сложности задания, отдаленности цели и т.д., выполнение решения в действии растягивается на более или менее длительное время, от решения удаляется намерение.
Всякое волевое действие является намеченной действием в широком смысле этого слова, поскольку в волевой действия результат является целью субъекта и входит, таким образом, в его намерения. Возможна, однако, волевая, то есть целенаправленная и сознательно регулируемая действие, в которой намерен в специфическом смысле этого слова не выделяется как особый момент: в этом смысле существуют самопроизвольные волевые действия, т.е. действия, будучи волевыми, не имеют предшествующие им особых намерений. Так бывает, когда решение непосредственно переходит в исполнение благодаря тому, что соответствующее действие легкая, привычная, и т.д. Но в каких-то хоть немного более сложных ситуациях, когда осуществление цели требует более или менее сложных и необычных действий, когда исполнение решения затруднено, либо в силу каких причин должно быть отсрочено, намерение отчетливо проявляется как особый момент. Намерение является внутренней подготовкой отсроченной или осложненной действия. Человек вооружается добрыми и более или менее твердыми намерениями, когда предвидит трудности в исполнении своего решения. Намерение представляет собой, по сути, не что иное, как зафиксированную решением направленность на осуществление цели. Поэтому, хотя он и не обязательно должен выступать в каждой волевой действия как особый, сознательно выделенный в нем момент, его наличие все же существенная, особенно для высших форм волевого действия.
Намерение может носить более или менее общий характер, когда он выступает только как намерение осуществить известную цель или выполнить определенное желание, не определяя при этом конкретные способы ее реализации. Более общий умысел, направленный на осуществление конечной цели, распространяется на всю последовательность действий, ведущая к ней и обусловливает общую готовность осуществлять применительно к различным ситуациям целый ряд действий. Наличие общего намерения достичь какой-либо сложной удаленной цели не исключает наличия подчиненных ему действий, специально направленных на ту или иную частичную цель, которая служит достижению этой цели. Внутри сложного волевого акта, в котором намерен регулирует исполнение, возможны в качестве компонентов такие простые волевые действия, которые не обусловлены специальным намерением. Поэтому рассматривая каждую частичную волевую действие саму по себе, можно констатировать наличие волевых действий, которые не являются намерены, а потому является непроизвольными.
4. Автоматический характер действий
Таким образом само наличие намерения обусловливает в отдельных случаях автоматический характер выполнения действий. Образование умысла, т.е. переход цели в намерение при принятии решения, снимает необходимость осознания цели при выполнении действия. В особенно яркой форме автоматизм некоторых умышленных действий проявляется в тех случаях, когда намерение носит специальный характер и приурочивают определенное действие с заранее определенных обстоятельствах. Так, выйдя из дома с намерением опустить в почтовый ящик написан мной письмо, я могу, увидев по дороге ящик, выполнить свое намерение если бы автоматически. Таким образом рассматривая отдельную действия без ее связи со сложным волевым процессом, в состав которого она входит, можно констатировать наличие намеченных, умышленных действий, которые не носят сознательного волевого характера, а должны вроде как автоматический характер. Таким образом схема, которая предусматривает только две категории действий:
1) целенаправленные, сознательно регулируемые, т.е. волевые и умышленные;
2) не волевые и неумышленного - представляется слишком упрощенной. Действительность более противоречивая и сложная. В ней встречаются также:
3) действия волевые и без умысла;
4) действия умышленные и не волевые, автоматические.
В сложном волевом акте для выполнения решения иногда недостаточно намерения, хотя бы даже и самого лучшего и самого искреннего. Прежде чем приступить к осуществлению отдаленной цели, которая требует сложной последовательности действий, необходимо наметить путь, к ней ведет, и средства, пригодные для ее достижения - составить себе план действий. Тогда путь к конечной цели расчленяется на ряд этапов. В результате помимо конечной цели появляется еще целый ряд подчиненных ей целей. В зависимости от роли, которую играет при выполнении план, воля бывает более или менее гибкой. В некоторых людей раз принятый план так управляет волей, что лишает ее всякой гибкости. Воля, которая никогда не отступает от заранее составленному плану, это тупая, а не сильная воля. Человек с сильной, но гибкой волей никак не отказываясь от своих целей, не остановится перед тем, чтобы внести в предварительный план действий все изменения, которые в силу новых обстоятельств могут оказаться необходимыми. Волевые действия являются сложными процессами. Поскольку волевой акт выходит из побуждений, из потребностей, он носит более или менее ярко выраженный характер. А поскольку волевой акт предполагает сознательное регулирование, предвидение результатов своей деятельности, учет последствий своих поступков, поиск подходящих средств, обдумывание, взвешивание, он включает в себя более или менее сложные интеллектуальные процессы. В волевых процессах эмоциональные и интеллектуальные моменты представлены в специфическом синтезе; аффект в них выступает под контролем интеллекта.
5. Патология и психология воли
Роль различных компонентов волевого акта - импульсов к действию, проявляется в тех паталогическая случаях, когда один из компонентов нарушен. У каждого человека есть некий характерный для нее в обычных условиях нейротонус, обусловленный динамичным соотношением коры и подкорки. Связанная с этим соотношением большая или меньшая заторможенность коры отражается на волевых качествах личности. Нормальный волевой акт предполагает некую оптимальную - не слишком заторможенную и не слишком сильную, импульсивность. Если интенсивность импульсов оказывается ниже определенного уровня, как это происходит в паталогическая форме, при так называемой абулии, нормальный волевой акт невозможен. Точно так же при очень повышенной импульсивности, когда отдельное, только что образованное, желание дает стремительный разряд в действии, как это бывает, например в состоянии аффекта, сознательное учет последствий и взвешивание мотивов становятся неосуществимыми - действие теряет характер сознательного, избирательного, т.е. волевого акта В устойчивой паталогическая форме это наблюдается тогда, когда паталогическая изменения в деятельности коры нарушают ее контролирующие функции и приводят к «обнажения» низших подкорковых центров. Повышенная импульсивность приводит к тому, что действие неумышленное «вырывается» из субъекта. При таких условиях нарушена существенная для волевого акта возможность сознательного регулирования. С другой стороны, резкие изменения динамики коры и паталогическая ее торможение, обусловленное ее повышенная виснажуванистю, иногда является производным результатом паталогическая изменений в подкорке, приводят к нарушению волевых функций, при которых говорят о абулию.
Роль, которую играют в волевом акте операции мышления, с особой четкостью выступают при апраксичних нарушениях. С физиологической точки зрения действие - это кортико-пирамидных процесс. В его выполнении участвует ряд центров: низшие двигательные центры, центры, размещенные в двигательной зоне коры, из которой выходят ведущие пути к низшим центров, и центры той зоны в левом полушарии, с нарушением которой связаны все высшие, наиболее сложные виды деятельности человека. Повреждение отдельных участков двигательной коры и проекционных систем вызывает частичные параличи дифференцированных движений; повреждения зоны в левом полушарии, с нарушением которой связаны также нарушение высших функций (мышления, речи) и вызывает так называемые апраксични нарушения - нарушения сложного волевого действия. Во Апраксин понимают такое нарушение действия человека, которое не обусловлено ни двигательным поражением членов, ни нарушением восприятия, а является центрально обусловленным поражением сложного волевого действия. Нарушение способности оперировать понятиями и формулировать отстраненную мнению, лишает больного возможности опосердковуваты свое действие формулировкой отстраненной цели и плана. В результате его действие спускается на более низкий уровень непроизвольных реакций, вызываемых внешними импульсами.
Исследования Апраксин представляют собой значительный интерес для общей психологии воли. Они на отрицательных примерах очень ярко демонстрируют значение опосредованного мышления для высших форм волевой деятельности. Пока человек не в состоянии подняться над непосредственным переживанием к предметному познания мира, из которого она себя выделяет и которому себя противопоставляет, волевое действие невозможно. Так же как мышление означает опосредованную форму познания, воля означает опосредованную форму деятельности. Интеллектуальное развитие входит одним из компонентов и в тот процесс развития, который ведет от импульсивных, инстинктивных действий к волевым. Значение объективного содержания в определении волевого акта проявляется очень ярко на отрицательных явлениях внушения, негативизма и упрямства. О внушения говорят там, где решение субъекта определяется другим лицом, независимо от того, насколько объективно обусловленным было обоснование такого решения. В каждом решении непроизвольно, в большей или меньшей степени, учитывается «удельный вес» того человека или коллектива, которые стоят за ним. Всякое решение, которое принимает человек, опосредованное социальными отношениями с другими людьми, но для нормального волевого акта существенным является то, что учитывая влияние других, человек взвешивает содержание и суть предлагаемого решения. При внушения влияние другого человека определяет решение независимо от того, что он означает по существу. При внушению, другими словами, происходит автоматический перенос решения с одного лица на другую, что удаляет элементы подлинного волевого акта.
Из одного корня с внушаемостью прорастают и явления негативизма, которые представляют собой на первый взгляд ее прямую противоположность. Негативизм проявляется в немотивированной волевой противодействия всему, что исходит от других. По негативизмом скрывается не сила, а слабость воли, когда субъект не в состоянии сохранить по отношению к желаниям окружающих достаточно внутренней свободы, чтобы взвесить по существу и на этом основании принять или отклонить их. Явления негативизма наблюдаются, как и внушаемость, в истерических лиц.
Поучительно и другое явление характерологічного порядка - упрямство. Хотя в упрямстве вроде как проявляется настойчивость, все же упорство и сила воли не тождественные вещи. При упрямстве субъект настаивает на своем решении только потому, что это решение его собственное. Упрямство от настойчивости отличается своей необъективной необгрунтовнистю.
Внушаемость, негативизм и упрямство ярко освещают значение для полноценного волевого акта объективного, обосновывая его содержания. Отношение к другим людям и к самому себе играет существенную роль в каждом нормальном волевом акте; при внушения, негативизме и упрямстве они приобретают паталогическая форм потому, что не опосредованные объективным содержанием принятого решения.
6. Волевые качества личности
В соответствии со сложностью волевой деятельности сложные и многогранные также и различные волевые качества личности. Среди важнейших этих качеств можно во-первых выделить инициативность. Прямую противоположность им составляют инертные натуры. Вслед за инициативностью необходимо отметить самостоятельность, независимость. Прямой противоположность является внушаемость. Настоящая самостоятельность свободы предусматривает ее сознательную мотивированность. От самостоятельности и мотивированности решение следует отличать решительность - качество, которое проявляется в самом процессе принятия решения. Решительность проявляется в скорости и, главное, уверенности, с которой принимается решение, и в твердости, с которой оно сохраняется. Противоположное качество - нерешительность, может проявляться как и в длительных колебаниях до принятия решения, так и в неустойчивости самого решения. Сама решительность может быть различной природы, в зависимости от той роли, которую в ней играет импульсивность и обдуманность. Соотношение импульсивности и обдуманности, порывистости и рассудительности, аффекта и интеллекта имеет фундаментальное значение для волевых качеств личности. Оно, в т.ч. определяет по-разному у разных людей внутреннюю природу их решительности.
Настойчивость, вместе с решимостью, является существенным качеством свободы. Когда говорят о сильной воле, то обычно имеют в виду именно эти два свойства - решительность и настойчивость, то, как человек принимает решения и как она его выполняет. Точно так же, когда говорят о слабости воли или о безволия, подразумевают прежде всего неумение принять решение и неумение бороться за его выполнение. Поскольку это, по сути, два различных свойства воли, можно различать два разных типа отсутствия воли:
1) нерешительность, то есть неумение принять решение;
2) отсутствие настойчивости, то есть неумение бороться за исполнение уже принятого решения.
Поскольку в волевой действия для достижения цели приходится часто сталкиваться не только с внешними препятствиями, но и с внутренними осложнениями и противодействиями, возникающие при принятии и затем при выполнении принятого решения, существенными волевыми качествами являются самоконтроль, выдержка, владение собой. В процессе решения они мгновенно обеспечивают верховенство высших мотивов над низшими, общими принципами и минутными желаниями, в процессе исполнения - необходимое самоограничение, пренебрежение усталостью и другим для достижения цели. Эти качества воли в сильной степени зависят от соотношения между аффектом и интеллектом, влечением и сознательным контролем.
Заключение
А. Шопенгауэр говорил, что «разница, даже призрак определенной разницы между явлениями неорганической природы и свободой, которую мы осознаем внутри нашей сущности, проявляется преимущественно из контраста между вполне определенной закономерностью в одном виде явлений и мнимой беззаконнистю в другом. Поэтому в человеке мощно выступает индивидуальность: у каждого свой собственный характер; поэтому тот же мотив не осуществляет на всех одинакового влияния и тысячи побочных обстоятельств, которые заключаются в широкой сфере познания индивида, но которые неизвестны другом, изменяют его действие. Поэтому нельзя по одним мотивом заранее определить действия, так как не хватает другого фактора познания индивидуального характера, и сопровождающие его познания явления сил природы, наоборот, проявляют здесь другую крайность: они действуют по общим законам, без отклонений, без индивидуальности, за явными обстоятельствамиподчиняясь заранее точному определению, и та же сила природы оказывается абсолютно одинаковой во всех миллионах своих проявлений. Чтобы объяснить этот факт, чтобы доказать тождество единой и неделимой свободы во всех многогранных явлениях, в слабых как в сильных, мы должны прежде всего рассмотреть отношение воли, как вещи в самой себе, до ее проявления, то есть мира, как воли, к мирукак представление, чем откроется для нас лучший путь к более глубоких исследований общего предмета ». Развитие самосознания приводит нас теперь к более полному пониманию собственных побуждений и создает предпосылки для углубленной мотивации. Поскольку деятельность человека осуществляется в более или менее длинной последовательности действий, существенно, насколько все волевые акты личности объединены общей линией, насколько твердо осуществляются одни и те же установки в различных действиях, следующих одна за другой. Бывают люди, которые могут с определенной настойчивостью добиваться достижения некой цели, но сами цели у них видоизменяются от случая к случаю, не объединяясь в какой-то общей линией, не подчиняясь никакой общей цели. Это беспринципные люди без четких установок. Последовательность и принципиальность как свойства личности, характера, в силу которых через все поступки человека на протяжении значительных периодов или даже всей его сознательной жизни проходит как бы единая линия, которая составляет существенную черту характера личности. При наличии такой принципиальности новые желания, любая частичная цель, которая может встать перед человеком на каком-то отдельном этапе ее жизненного пути, подчиняется единственной большой цели всей его жизни и деятельности. Волевые качества личности принадлежат к числу самых существенных. Во всем большом и героическом, что делал человек, в крупнейших ее достижениях, его волевые качества всегда играли значительную роль.