Анализ тяжелых ситуаций общения


Вступительные замечания. В процессе психологической подготовки руководителей, учителей, родителей и т.д. практический психолог нередко встречается с необходимостью коллективно проанализировать наиболее значимые для данной аудитории ситуации общения, где часто происходят типичные ошибки, нарушающие сотрудничество между людьми.

Методика анализа тяжелых ситуаций отличается от работы обычного дискуссионной группы. Процедура включает не только обсуждение, но и элементы ролевой игры, при этом она более регламентирована. Процесс разработки проблемы идет индуктивно - от частного к общему. Как учебный материал психолог подбирает конкретную жизненную ситуацию, значимую для участников группы. В процессе групповой работы она пошагово анализируется для того, чтобы выявить и осознать психологическую проблему, лежащую в ее основе. Затем группа намечает морально обоснованные и психологически эффективные пути решения этой проблемы.

Методика удобна при работе с большими аудиториями (от 25-ти до 200 человек), превышающих размер обычной тренинговой группы, а также в тех случаях, когда традиционные методы социально-психологического тренинга невозможны из краткосрочность или одноразовость занятия.

Руководитель группы ставит перед собой частичную и общую цели. Частичной целью работы группы является помощь в решении профессионально значимых коммуникативных проблем ее участников. Общая цель - развитие социального интеллекта членов учебной группы: расширение социально-психологического поля зрения, обучение психологическому анализу ситуаций, умению понять точку зрения собеседника и большему осознанию собственных действий, а также повышение морально-этического уровня их взаимодействий с другими людьми.

Цель занятия: ознакомление с методикой анализа тяжелых ситуаций общения.

Оборудование:
удобное помещение с мебелью, легко передвигаются, либо со сценой, микрофон для зала, блокноты и ручки у всех участников.

Порядок работы: обучение методу анализа тяжелых ситуаций общения в малой группе должно состоять из трех ступеней:

1) демонстрационное занятие, проводит, а потом разбирает педагог с группой учеников;

2) самостоятельное проведение учеником занятия по готовой программе;

3) подготовка учениками собственного плана занятия (сценария) по определенной проблемой.

Описание методики

Нулевой этап - подготовка занятия - состоит в написании его программы - сценария. Это наиболее трудоемкая часть работы, требующей от психолога хорошего знания профессиональных и жизненных проблем контингента (руководителей, учителей), с которым он работает. Включены наблюдения, интервьюирования и другие методы исследования позволяют психологу выявить наиболее значимые для группы коммуникативные проблемы, влияющие на профессиональную успешность. Затем психолог должен подобрать конкретную ситуацию, наиболее ярко отражает взятое им для групповой работы проблему. Далее он обдумывает процедуру ее коллективного обсуждения.

1. Создание малой группы. Ведущий выбирает 6-8 человек из числа участников занятия. Малая группа должна представлять аудиторию. При наборе группы из добровольцев ведущий следит, чтобы ее члены различались по полу, возрасту, профессиональным опытом, потому что это создает необходимое группе различия мнений, точек зрения, широкий диапазон реакций. Излишне гомогенная группа малопродуктивная. Могут быть введены дополнительные критерии отбора участников в зависимости от типа проблемы, разбирается. Во всех случаях недопустимо включение в состав группы лиц с психическими отклонениями. Группа размещается полукругом на сцене лицами к зрителям. Ведущий занимает крайнее место в группе.

2. Знакомство с проблемой. Ведущий делает короткое вступление, называя тему будущей работы и ее цель, и предлагает конкретную ситуацию, послужит предметом анализа. Формы предъявления ситуации могут быть разными. Ведущий может прочитать описание ситуации, показать отрывок видеозаписи, воспроизвести сценку в лицах. Ситуация должна быть компактной, короткой, с двумя-тремя действующими лицами и предоставлять возможность различных вариантов ее решения.

Например, в аудитории преподавателей психолог предлагает проанализировать, от чего зависит успех или неуспех просьбе педагога, с которым он обратился к подростку. Описывается ситуация: в пятницу, закончив последний урок, преподаватель неожиданно вспоминает, что необходимо украсить класс к завтрашнему мероприятию. Он забыл предупредить об этом очередных и сейчас может рассчитывать только на то, что уговорит помочь двоих детей, которые задержались в классе. Преподаватель говорит им: «Дети, не могли бы вы остаться и помочь мне в важном и срочном деле - надо украсить этот класс. Ученики отвечают: «А почему мы? Мы сегодня заняты, мы на дискотеку идем ».

Ведущий предлагает участникам группы придумать несколько реплик от имени преподавателя для того, чтобы ученики все-таки ему помогли.

3. Сбор банка типовых реакций. Цель этого этапа состоит в том, чтобы собрать различные варианты поведения людей в предложенной ситуации и выявить наиболее характерные способы реагирования. Каждый участник группы дает свой вариант того, что бы он сказал, будучи на месте одного из персонажей. После того как выскажется вся группа, ведущий может пополнить банк наиболее интересными предложениями участников-наблюдателей, которые сидят в зале. Все это составит материал для дальнейшего анализа. Иногда такой материал ведущий собирает заранее и предлагает его группе в игровой форме.

На этом этапе работы решаются следующие психологические задачи:

- Знакомство с широким репертуаром ответов разных людей на заданную ситуацию обогащает поведенческий опыт, позволяет эмоционально почувствовать ситуацию;

- Разнообразие предложенных вариантов заставляет сравнивать, появляется понимание множественности решений и возникает проблема выбора, а значит, и критериев этого выбора.

4. Обсуждения и сравнительный анализ предлагаемых вариантов решения ситуации. На этом этапе ведущий должен ввести двуединую критерии оценки эффективности действий участника обсуждаемой ситуации. Коммуникативная поведение считается эффективной, если участники ситуации успешно выполнили практическую задачу, стоящую перед ними и одновременно сохранили или сформировали положительное отношение друг к другу.

Вернемся к примеру с учителем, который попросил учеников помочь украсить класс. В начале группового обсуждения участники определяют сцену как ситуацию личного просьбе, где позиции сторон (педагог - ученики) одноуровневые, иерархически НЕ соподчиненных, т.е. партнер может просьбу выполнить, а может и отказать. Затем группа переходит к конкретному анализу ответов каждого участника занятия с точки зрения двух критериев эффективности. Рассмотрим три варианта ответов.

а) «Дети, нам надо украсить класс! Это важное мероприятие. Его нужно выполнить, а то мы окажемся на последнем месте! Если вы сейчас уйдете, не забудьте, что вам скоро надо будет сдавать мне экзамен »

б) «Дети, я попал в ужасное положение. Совсем забыл всех предупредить, что нужно украсить класс. А то будет скандал, меня будут ругать! Только на вас надежда. Останьтесь, пожалуйста. А на дискотеку в другой раз сходите. От вас не уйдет!
 
в) «Дети, я понимаю, что дискотека для вас дело важное. Я не могу от вас требовать, могу только просить. Я виноват, забыл и не предупредил всех вовремя, что надо украсить класс к завтрашнему дню. Здесь работы минут на 40. Прикиньте, как у вас со временем к дискотеке? Если вы мне пожертвуете даже 20 минут, это будет значительная помощь. Остальное я попытаюсь сделать все сам. Ну как? »

Критерии эффективности относительно данной ситуации будут определяться тем, останутся ли дети помочь и с какими чувствами они будут это делать. Групповое обсуждение с учетом этих критериев позволяет разъединить и по-разному оценить ответы преподавателей а), б) и в). Несмотря на внешние различия ответов а) и б), участники группы увидят сходство между ними: упор на выполнение задачи, пренебрежение партнеров-детей.

Преподаватели а) и б) не учитывают их планы, не ценят их время, выходят из своих интересов, распоряжаясь и манипулируя (пугают, пытаются разжалобить), не доверяют детям самим принять решение.
 
Основная задача ведущих здесь заключается в том, чтобы помочь участникам группы научиться проводить микроанализ отдельных реплик, воспитывая наблюдательность и точность в обработке психологической информации. Так, пофразовий разбор ответа в) позволит заметить, что это единственный вариант, где педагог действительно контактирует с детьми и уважает их: слышит их слова, признает значимость их занятий и ценность их времени, позволяет им самим разрешить ситуацию, помня, что это ситуация просьбу.

На этом этапе работы группы решаются следующие психологические проблемы:

- Участники группы должны научиться рассматривать ситуации общения как коммуникативные задачи с набором условий, правилами, поведением, предсказуемыми последствиями отдельных ходов и т.п.;

- Микроанализ реплик и использования критериев коммуникативной эффективности должны повысить самоконтроль участников группы в ситуациях общения, научить не удовлетворяться случайными-интуитивными решениями или оценками;

- Участники группы должны учиться различать внутреннюю психологическую структуру ситуации (позиции участников, их ведущие мотивы и цели, отношение к партнеру и т. п.) через внешний материал конкретных взаимодействий персонажей.

5. Обобщение результатов анализа конкретной ситуации и постановка глубинной психолого-педагогической проблемы.

Материал, полученный группой на предыдущем этапе, наглядно показывает, что добиваться своего человек может по-разному. Руководители, педагоги и другие специалисты, в которых общение составляет основу их профессиональной деятельности, в процессе психологического обучения прежде стремятся овладеть внешнюю сторону общения, «технологию» и приемы, позволяющие достичь ощутимых результатов и выигрышей.

На этом этапе ведущий помогает группе перейти на более глубокий уровень разработки ситуации и ставит вопрос о целях взаимодействующих партнеров. Он должен научить членов группы осознавать свои цели и психологическую значимость взаимодействия с партнером. Это особенно важно для педагогических ситуаций.

Чем больше оказывается разрыв между желаемым результатом общения и тем, что в действительности значит, тем субъективно сложнее такая ситуация для данной группы. Тем важнее для членов группы совместно сформулировать глубинную психолого-педагогическую проблему, лежащую в основе тяжелой ситуации. Так, неуспех многих преподавателей в связи с обращенным к ученику просьбой, что вызвало у того раздражение и нежелание на него откликнуться, был связан не просто с неумением его высказать (что вполне получалось в ситуациях со взрослыми), а с внутренним ощущением своего преимущества над личностью обучающегося, нежеланием его просить, перед ним «унижаться».

Подводя итоги этого этапа работы группы, ведущий должен помочь членам группы в процессе обобщения обсуждаемого материала подойти к таким выводам:

- Найти посредством собственного опыта, что в зависимости от целей - подавить или повысить инициативность, ответственность, самостоятельность и т.п. - До нужных результатов приводят самые разные способы поведения;
- Обучение тому, как вести себя в ситуации, без осознания того, кто я и зачем я это делаю, обречено на неуспех. Здесь уместны комментарии ведущего легко докажут несостоятельность «рецептурного» обучение общению («Скажите нам, как надо делать») и раскроют в конечном счете циничность манипуляций как способа общения с людьми. Осознание и принятие глубинной психологической проблемы группой или большинством его членов позволит сделать шаг к большей личностной коммуникативной компетентности.


6. Создание группой идеальной модели новой поведения.

Группа может принять новую, более адекватную установку в отношении ситуации, разбирается, и действующих лиц, и сформировать идеальную модель поведения в данной ситуации. Например, в ситуации просьбы важно не смешивать ее с ситуацией требования, необходимо четко формулировать объем просьбе, учитывать возможности партнера и его интересы и т.д. Эту новую модель участники группы под руководством ведущих могут начать осваивать и вводить в свой поведенческий репертуар в процессе тренировочных упражнений.

 

Рекомендации ведущему

Поведение ведущих является моделью для членов группы.

Ведущий должен быть постоянно внимательным, должен запоминать и периодически резюмировать наиболее важные для решения проблемы мысли, четко подводить итоги.

Ведущий регулирует процесс групповой работы в соответствии с программой и поощряет активность каждого из участников малой группы и наблюдателей, давая им соответствующие инструкции.

Инструкция наблюдателям

Ваша задача - продемонстрировать навыки психолога-наблюдателя.

Старайтесь письменно зафиксировать основные психологические моменты проблемы, повлиявшие на ход обсуждения. По окончанию работы группы подготовьте ответы на следующие вопросы:
 
- Насколько использовал ведущий все предложения и идеи участников обсуждения?

- Все ли члены группы довольны своим участием в работе?

- Насколько психологически корректно подведены итоги обсуждения?

- Какие самые удачные моменты, находки в проведении обсуждения данным ведущим?

- Есть замечания к ведущему? ».


Как тему для самостоятельной подготовки и написания сценария и проведения группового занятия можно взять проблемные ситуации:

1) одобрения и поощрения,
2) критических высказываний учителя отношении ученика, руководителя - относительно подчиненного, отца относительно ребенка.

Комментариев к статье нет..
[ Добавить ] комментарий
Поля с пометкой * обязательны для заполнения

*Ваше имя
  Ваш сайт  
  Ваш город
*Ваше сообщение

Код подтверждения
*Код с картинки   @
код на картинке содержит только цифры (0..9) и буквы англ. алфавита (A..Z)