Психология общения и межличностные отношения

Психология общения и межличностные отношения

Психология общения и межличностные отношения

 

 

В любой профессии общения занимает важное место, особенно в профессии юриста. Поэтому изучению психологии общения и наработки навыков делового общения является крайне необходимым.

Общение - это, во-первых, сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, возникает на основе потребностей и совместной деятельности и включает в себя обмен информацией, восприятие и понимание другого, во-вторых, это взаимодействие субъектов через знаковые средства, вызванное потребностями совместной деятельности и направлена на значимые изменения состояния, поведения партнера.

Итак, процесс общения является чрезвычайно сложным явлением, которое включает не только собственно вербальный элемент, но и не менее важное невербальное общение, которое довольно часто несет в себе более значимое смысловую нагрузку и существенно влияет на весь процесс общения.

Следует отметить, что особое значение знание невербальных аспектов общения приобретает при деловом общении, когда от тех или иных действий зависит успешность проведенных переговоров. Но при трактовке различных проявлений невербальной коммуникации необходимо учитывать то, что существуют существенные расхождения в применении тех или иных символов в разных культурных традициях.

Итак, общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождается потребностями в совместной деятельности и включает обмен информацией, восприятие и понимание другого человека, выработку единой стратегии взаимодействия; взаимодействие субъектов, направленная на изменения в состоянии, поведении и личностно -смысловых особенностях партнера.

 

 

1. Понятие об общении

Понятие общения является чрезвычайно широким и включает в себя различные аспекты.

В самом общем смысле общение выступает как форма жизнедеятельности.

 

Общение выполняет целый ряд различных функций:

1. Коммуникативная функция - связь человека с миром во всех формах деятельности.

2. Информационная функция проявляется в отражении средств окружающего мира. Она осуществляется благодаря основным познавательным процессам. В процессе общения обеспечивается получение, хранение и передача информации.

3. Когнитивная функция заключается в осознании воспринятых значений благодаря мышлению, отображению, фантазии. Эта функция связана с субъективными характеристиками партнеров, с особенностями их стремление к взаимопознания, к необходимости раскрыть психологические качества личности.

4. Эмотивная функция заключается в переживании человеком своих отношений с окружающим миром. В процессе общения эти переживания вторично отображаются в виде взаимоотношений: симпатий - антипатий, любви - ненависти, конфликта - согласия и т.д. Данные взаимоотношения определяют социально-психологический фон взаимодействия.

5. Конативна функция связана с индивидуальными стремлениями человека к тем или иных объектов, которые выступают в форме побуджувальних сил. Благодаря этой функции отношения реализуются в конкретном поведении.

6. Креативная функция связана с творческим преобразованием действительности.

2. Виды общения

Виды общения в психологической литературе делятся на основании различных признаков.

1. По содержанию общение может быть материальным, когнитивным, кондиционными, мотивационным, деятельными.

Материальное общение - это обмен предметами и продуктами деятельности. При материальном общении субъекты осуществляют обмен продуктами своей деятельности, выступающих средствами удовлетворения потребностей.

Когнитивное общение - это обмен знаниями (например, в ходе учебного процесса).

Кондиционные общения - это обмен психическими и физиологическими состояниями, то есть определенное влияние на психические состояния другого (например, испортить настроение партнеру).

Мотивационное общение - это обмен целями, потребностями, интересами. Такое общение направлено на передачу другому определенных установок или готовности действовать определенным образом.

Деятельностный общения - это обмен действиями, навыками, умениями и т.д.

2. В целях общения можно разделить на биологическое и социальное. Биологическое общение необходимо для поддержания и развития организма (связано с удовлетворением биологических потребностей).

Социальное общение удовлетворяет ряд социальных потребностей личности (например, потребность в межличностных контактах.

3. В зависимости от средств общение может быть непосредственным и опосредованным, прямым и косвенным.

Непосредственное общение осуществляется с помощью естественных органов (руки, голосовые связки, голова и т.д.), без помощи посторонних предметов.

Опосредованное общение характеризуется использованием специальных средств: естественные предметы (камень, палка и та др.) и культурные (знаковые системы).

Прямое общение заключается в личностных контактах и непосредственном восприятии друг друга (например, разговор двух друзей).

Косвенное общения предполагает наличие посредников, которыми могут выступать другие люди (например, при переговорах между разными группами).

4. В зависимости от направления общение может быть деловым и личностным, инструментальным и целевым.

Деловое общение - это общение на официальном уровне и его содержанием является то, чем заняты люди в процессе трудовой деятельности.

Личностное общение сосредоточено на проблемах, составляющих внутренний мир людей.

Инструментальное общение - это средство для удовлетворения различных потребностей.

Целевое общение служит средством удовлетворения именно потребности в общении.

5. Выделяют вербальное и невербальное общение.

Вербальное общение - это общение с помощью языка.

Невербальное общение - общение с помощью мимики, жестов, пантомимики.

6. В зависимости от субъектов общения может быть мижиндивидним (т.е. общения между отдельными лицами), индивидно-групповым (общение между индивидом и группой) и межгрупповых (между группами).

7. По продолжительности выделяют кратковременное и длительное общение, законченное и незаконченное.

3. Средства общения

Все средства общения делятся на вербальные (языковые) и невербальные (жесты, мимика, пантомимика).

Язык - это система звуковых сигналов, письменных знаков и символов, с помощью которых человек получает, перерабатывает, хранит и передает информацию.

Речь - это конкретное использование языка для выражения Мыслей, чувств, настроений. Речь - это психическое явление.

Вещание в научной литературе разделяют на устное и письменное.

По стилю выделяют бытовое, художественное, деловое и научное вещания.

Бытовой стиль речи присущ повседневной общению; художественный - применяется в литературных произведениях (проза, поэзия и т.д.); деловой стиль речи присущ официальном общению (например, доклады, документы и т.п.); научный - характерный для различных научных работ.

Вербальное общение всегда сопровождается невербальным. Во многих случаях невербальное общение может нести значительно больше смысловую нагрузку, чем вербальное.

Невербальное общение представлено не только использованием жестов, мимики, пантомимики, но и пространственно-временной характеристикой организации общения.

Чрезвычайно важно при общении является межличностное пространство (дистанция общения). Дистанция вспенивания зависит от многих факторов: от направления общения, от различных характеристик субъектов общения (их близости, возраста, социального статуса, психологических особенностей, национальных обычаев и т.п.).

По данным американских психологов дистанция между партнерами зависит от вида взаимодействия и может быть следующей:

Ø интимная дистанция (соответствует интимным отношениям) - до 0,5 м;

Ø межличностная дистанция (при беседах, общении с друзьями) - 0,5-1,2 м;

Комментариев к статье нет..
[ Добавить ] комментарий
Поля с пометкой * обязательны для заполнения

*Ваше имя
  Ваш сайт  
  Ваш город
*Ваше сообщение

Код подтверждения
*Код с картинки   @
код на картинке содержит только цифры (0..9) и буквы англ. алфавита (A..Z)