Исследования общения в социальной психологии

Исследования общения в весьма социальной психологии: структура и функции

Категория «общение» является одной из порядком центральных в психической науке вместе с категориями «мышление», «деятельность», «личность», «отношения», «Сквозной характер» трудности общения сходу становится понятным, ежели отдать одно из практически определений межличностного общения: это вообще-то  громкий процесс взаимодействия по последней мере 2-ух лиц, вполне направленный на практически взаимное глубокое познание, на вполне установление и большое развитие взаимоотношении, оказание взаимовлияния на их состояния, взоры и образцовое поведение , также на регуляцию их немного совместной деятельности .

За крайние двадцать  двадцать пять лет исследование трудности общения стало одним из ведущих вполне направлений достаточно исследований в психической науке в целом, и весьма социальной психологии сначала. Ее весьма перемещение в центр психических достаточно исследований разъясняется конфигурацией немного методологической ситуации, отчетливо определившейся в весьма социальной психологии в крайние два десятилетия .

Категория общения в психической науке

Общение, так же как наконец  бешеная деятельность , сознание, выдающаяся личность и ряд остальных категорий, не является порядком предметом лишь психического исследования. Потому с неизбежностью встает задачка выявления специфично психического нюанса данной категории (Б. Ф. Ломов,1984). При всем в частности этом вопросец о широкие связи общения с деятельностью является достаточно принципиальным. Одним из методологических принципов раскрытия данной связи является мысль единства общения и деятельности (Г. М .Андреева,1988). Исходя из этого естественно принципа, широкое общение понимается чрезвычайно обширно: как наконец таковая действительность человечьих отношений, которая представляет собой специальные формы немного совместной деятельности людей. То есть, широкое общение рассматривается как наконец  чудовищная форма немного совместной деятельности. Но нрав данной широкие связи понимается по  различному. Время от времени бешеная деятельность и широкое общение рассматриваются как наконец две стороны общественного бытия человека; в остальных вариантах широкое общение понимается как наконец элемент хоть зачем деятельности, а крайняя рассматривается как наконец  первейшее условие общения (А. Н. Леонтьев,1965). Наконец, широкое общение можно интерпретировать как наконец особенный вид деятельности (А. А. Леонтьев,1975) .

Необходимо широко отметить , что в практически подавляющем большинстве психических трактовок деятельности базу ее практически определений и категориально  понятийного аппарата составляют дела «субъект  объект», обхватывающие все реально   таки только одну сторону общественного бытия человека, В широкие связи с сиим возникает абсолютная необходимость разработки категории общения, раскрывающей другую, не наименее весьма существенную сторону общественного бытия человека, а конкретно — отношений «субъект—субъект(ы)». Таковой подход к дилемме связи общения и деятельности преодолевает одностороннее осознание деятельности как наконец только субъект  совершенно объектного общения, В немного отечественной психологии этот несомненно подход реализуется средством весьма методологического принципа общения как наконец субъект  весьма субъектного взаимодействия, на немного теоретическом уровне и экспериментально вполне разрабатываемого Б, Ф. Ломовым (1984) и его сотрудниками. Рассматриваемое в этом без сомнения плане широкое общение выступает как наконец особенная весьма самостоятельная чудовищная форма активности субъекта. Ее итог не лишь лишь (не столько) перевоплощенный предмет (материальный либо безупречный), а дела человека с человеком, с иными людьми. В процессе общения осуществляется не лишь лишь немного взаимный активный обмен деятельностью, да и представлениями, идеями, эмоциями, проявляется и развивается система отношений «субъект—субъект(ы)» .

В целом немного теоретическая и достаточно экспериментальная глубокая разработка принципа общения в немного отечественной весьма социальной психологии представлена в ряде порядком коллективных работ, цитированных выше, также в работах «Психологические исследования общения» (1985), «Познание и общение» (1988). В монографии А. В. Брушлинского, В. А. Поликарпова (1990) вместе с сиим дано практически критическое всестороннее осмысление данного весьма методологического принципа, также перечислены более достаточно известные циклы исследований, в каких проанализирована вся многоаспектная проблематика общения в немного отечественной психической науке .

Заканчивая короткое активное обсуждение категории общения, можно привести мировоззрение В. В. Знакова: «Общением я буду именовать такую форму взаимодействия субъектов, которая вначале мотивируется их рвением выявить психологические свойства друг дружку, и в процессе которой формируются межличностные дела меж ними. Под немного совместной деятельностью дальше будут предполагаться ситуации, в каких межличностное широкое общение людей подчинено общей цели — решению определенной задачи» (В. В. Знаков,1994) .

Общение: структура, функции, главные понятия

Под вполне структурой объекта в науке понимается жесткий порядок совокупы практически устойчивых связей частей объекта исследования, обеспечивающих его целостность как наконец явления при наружных и внутренних конфигурациях .

В немного отечественной весьма социальной психологии неувязка структуры общения занимает принципиальное невероятное место , и вполне методологическая проработка этого естественно вопросца весьма изданный момент дозволяет выделить совокупа довольно практически общепринятых вполне представлений о структуре общения (Г. М Андреева,1988; Б. Ф .Ломов, 1981), выступающих весьма общеметодологическим порядком ориентиром организации достаточно исследований. К структуре общения можно подойти по  различному, как наконец через весьма выделение уровней анализа явления, так и через весьма перечисление его главных функции. Традиционно выделяются, по последней мере, три уровня анализа (Б. Ф. Ломов,1984)

Первый максимальный уровень — макроуровень: широкое общение индивидума с иными людьми рассматривается как наконец важная сторона его вида жизни. На этом без сомнения уровне громкий процесс общения изучается в интервалах времени, сравнимых с продолжительностью людской жизни с упором на всесторонний анализ психологического развития индивидума. Общение тут выступает как наконец непростая развивающаяся сеть взаимосвязей индивидума с иными людьми и соц группами .

Второй максимальный уровень — мезауровень (средний максимальный уровень ): широкое общение рассматривается как наконец сменяющаяся совокупа весьма целенаправленных логически весьма завершаемых контактов либо ситуаций взаимодействия, в каких оказываются люди в процессе текущей жизнедеятельности, в определенных порядком временных отрезках собственной жизни. Основной упор в исследовании общения на этом без сомнения уровне делается на немного содержательных компонентах ситуаций общения — по поводу «чего» и «с зачем реально целью». Вокруг этого естественно стержня «темы», «предмета» общения раскрывается динамика общения, анализируются достаточно используемые колоссальные средства (вербальные и невербальные) и фазы, либо этапы общения, в процессе которых осуществляется активный обмен представлениями, идеями, переживаниями .

Третий максимальный уровень — микроуровень: основной упор на анализе простых единиц общения как наконец немного сопряженных актов либо трансакций. Принципиально выделить, что простая единица общения — это вообще-то не смена перемежающихся поведенческих актов, немного действий участников, а их активное взаимодействие. Она включает не лишь лишь сильное действие 1-го из партнеров, да и практически связанное с ним всяческое содействие либо сильное противодействие напарника. (Например, «вопрос — ответ», «побуждение к действию — действие», «сообщение инфы — отношение к ней» и т. П .) .

Каждый из весьма перечисленных уровней анализа просит порядком специального теоретико  весьма методологического и практически методического обеспечения и собственного особенного понятийного аппарата. И так как почти все трудности психологии комплексны, встает задачка разработки принципов и методов выявления взаимосвязей меж различными уровнями и вполне взаимных переходов от 1-го из их к другому .

Под функциями общения понимаются те роли либо задачки, которые выполняет широкое общение в процессе общественного бытия человека .

Функции общения многообразны. Есть различные основания для их классификации. Одним из практически общепринятых является весьма выделение в разговоре 3-х весьма взаимосвязанных сторон либо черт — информационной, интерактивной и перцептивной (Г. М. Андреева,1980). В наиболее либо наименее практически аналогичном смысле выделяются информационно  коммуникативная, регуляционно  порядком коммуникативная и аффективно  порядком коммуникативная функции (Б. Ф .Ломов,1984) .

Информационно  порядком коммуникативная функция общения в широком смысле заключается в обмене информацией либо приеме  передаче инфы меж взаимодействующими индивидумами. Описание общения как наконец процесса передачи  приема сообщений является правомерным, но дозволяет разглядеть лишь одну из черт общения. Обмен информацией в людском общении имеет свою специфику. Во  первых, мы имеем необыкновенное дело с отношением 2-ух индивидов, любой из которых является практически активным порядком субъектом (в огромное отличие от весьма технического устройства). Во  вторых, активный обмен информацией непременно подразумевает (взаимо)воздействие на мысли, чувства и образцовое поведение партнеров. В  третьих, они должны обладать единой либо сходкой немного системой кодировки / декодирования сообщений. Передача хоть зачем инфы возможна средством разных знаковых систем. Традиционно различают вербальную коммуникацию (в качестве знаковой системы употребляется пламенная речь ) и невербальную коммуникацию (разные неречевые знаковые системы). В свою очередь, невербальная коммуникация также реально имеет несколько форм — кинетику (отико  кинетическая система, включающая в себя жесты, мимику, пантомимику); паралингвистику (система вокализации, паузы, покашливания и т. П .); проксемику (нормы организации места и времени в разговоре) и зрительное широкое общение (система «контакта» очами). Время от времени раздельно рассматривается как наконец специфичная знаковая система совокупа запахов, которыми могут активно обмениваться партнеры по общению .

Регуляторно  порядком коммуникативная (интерактивная) функция общения в огромное отличие от совершенно информационной заключается в регуляции поведения и конкретной организации немного совместной деятельности людей в процессе их взаимодействия. Тут следует огласить несколько слов о традиции использования понятий взаимодействия и общения в весьма социальной психологии. Понятие взаимодействия употребляется двояко: во  первых, для свойства реальных настоящих контактов людей (действий, контрдействий, содействий) в процессе немного совместной деятельности; во  вторых, для описания вполне взаимных влияний (воздействий) бесценный друг на друга в процессе немного совместной деятельности либо шире — в процессе весьма социальной активности .

В процессе общения как наконец содействии (вербальном, физическом, невербальном) индивидум может повлиять на мотивы, цели, программы, весьма принятие решения, на неукоснительное выполнение и тотальный контроль действий, т. Е. На все реально весьма составляющие деятельности собственного напарника, включая порядком взаимную стимуляцию и корректировку поведения. Иными словами — не бывает общения без действия и регуляции, так же как наконец взаимодействия без общения .

Аффективно  порядком коммуникативная функция общения связана с регуляцией чувственной сферы человека. Общение — важная детерминанта чувственных практически состояний человека. Весь диапазон специфично человечьих чувств возникает и развивается в критериях общения людей: происходит или всестороннее сближение чувственных состояний, или их поляризация, практически взаимное значительное усиление либо резкое ослабление .

Представляется вполне оправданным привести другую совершенно классификационную схему функций общения, в зачем вместе с немного перечисленными раздельно выделяются и остальные функции: организация немного совместной деятельности; глубокое познание людьми друг дружку; практически формирование и большое развитие межличностных отношении (частично таковая классификация дана в монографии В. В. Знакова (1994); а порядком познавательная функция в целом заходит в перцептивную функцию, вполне выделенную Г. М. Андреевой (1988). Сравнение 2-ух порядком классификационных схем дозволяет (естественно, с совершенно определенной мерой условности) функции глубокие познания , формирования межличностных отношений и аффективно  немного коммуникативную функцию неразрывно объединить (включить) в перцептивную функцию общения как наконец наиболее емкую и совершенно многомерную (Г. М. Андреева,1988) .

При исследовании перцептивной стороны общения употребляется особый концептуально  почти терминологический аппарат, включающий ряд понятий и практически определений и весьма позволяющий всесторонне анализировать различные нюансы весьма социальной перцепции в процессе общения .

Во  первых, широкое общение нереально без достаточно определенного уровня осознания (а поточнее — взаимопонимания) контактирующих субъектов .

Понимание — это вообще-то вполне определенная чудовищная форма воспроизведения объекта в сознании, совсем возникающая у субъекта в процессе взаимодействия с особенно познаваемой реальностью (В. В. Знаков,1994) .

В случае общения немного объектом особенно познаваемой действительности является иной подлинный человек , крупный партнер по общению. При всем в частности этом осознание можно разглядывать с 2-ух сторон: как наконец отражение в сознании взаимодействующих субъектов целей, мотивов, чувств, установок друг дружку; и как наконец весьма принятие этих целей, позволяющих устанавливать отношения. Потому в разговоре целенаправлено говорить не о весьма социальной перцепции вообщем, а о межличностной перцепции либо восприятии, а некие исследователи больше молвят не о восприятии, а о познании другого. Эта неувязка продуктивно изучается А. А. Бодалевым (1965; 1983) .

Основными механизмами взаимопонимания в процессе общения являются идентификация, эмпатия и рефлексия. Термин «идентификация» имеет в весьма социальной психологии несколько значений. В проблематике общения идентификация — это вообще-то немного мысленный громкий процесс уподобления себя партнеру по общению с целью узнать и осознать его мысли и представления. Под эмпатией также реально понимается немного мысленный громкий процесс уподобления себя другому человеку, но с целью «понять» переживания и чувства совершенно познаваемого человека. Слово «понимание» тут употребляется в метафорическом смысле — эмпатия есть вполне аффективное «понимание». Как видно из определений, идентификация и эмпатия чрезвычайно близки по содержанию, и нередко в психической литературе термин «эмпатия» имеет немного расширенное истолкование — в него врубаются процессы осознания как наконец эмоций, так и мыслей напарника по общению. При этом, фактически говоря о процессе эмпатии, необходимо иметь в виду и непременно особенно положительное отношение к личности напарника. Это значит наличие: а) принятия личности этого естественно человека в целостности; б) своей чувственной нейтральности, отсутствия оценочных порядком суждений о нем (В. А. Соснин,1996) .

Рефлексия в дилемме осознания друг дружку — это вообще-то  всестороннее осмысление индивидумом того, без сомнения как наконец он воспринимается и понимается достаточно партнером по общению, в процессе совершенно взаимного отражения участников общения «рефлексия» является специфичной вполне обратной связью, которая содействует формированию стратегии поведения субъектов общения, и корректировки их осознания особенностей внутреннего мира друг дружку .

Еще одним совсем механизмом осознания в разговоре является межличностная аттракция. Аттракция — это вообще-то  громкий процесс формирования привлекательности какого  то человека для воспринимающего, практически результатом чего же является практически формирование межличностных отношений. В текущее время формируется немного расширенная трактовка процесса аттракции — как наконец практически формирование чувственно  оценочных вполне представлений бесценный друг о друге, о собственных межличностных отношениях (как положительных, так и отрицательных), как наконец собственного рода весьма социальной установки с доминированием чувственно  оценочного компонента.

Рассмотренные классификации функций общения, абсолютно естественно , не исключают друг дружку, можно давать и остальные варианты. Совместно с тем они демонстрируют, что широкое общение обязано изучаться как наконец достаточно многомерное выдающееся явление. А это вообще-то подразумевает исследование явления при помощи способов практически системного анализа.

В весьма заключение нужно коротко тормознуть на дилемме способов достаточно исследований. Методы самоотчета употребляются для получения данных о совершенно субъективных восприятиях и чувственных состояниях участников общения (как собственных, так и напарника).

Поведенческие способы дают конкретные данные о определенном поведении с помощью наружного наблюдения за совершенно взаимодействием. Более нередко особенно используемая большая практика — глубокая разработка разных кодирующих систем для записи немного наблюдаемых событий в зависимости от весьма исследовательской задачки, включая особые аудио   и видеотехнические устройства.

Третья группа способов — это вообще-то поведенческие самоотчеты, т. Е. Данные собираются от участников общения, но не в отношении их чувственных состояний, а о собственных взаимодействиях, о собственном своем поведении и о поведении напарника

И крайняя группа способов — это вообще-то весьма субъективные отчеты наружных наблюдателей (их представления, суждения, оценки) как наконец о наружной стороне общения, так и о мыслях и состояниях участников взаимодействия.

Заинтересованный читатель может отыскать весьма подробное активное обсуждение способов в ряде цитируемых выше работ и специально в работах Р. Бэйлса (1970); Г. Фаснахта(19&2), М. Аргайла . А. Фенхейма и Дж. Грехем (1981). В крайней монографии дано достаточно теоретическое и достаточно экспериментальное глубокое обоснование так именуемого ситуативного подхода, в текущее время обширно практически используемого в исследованиях заморочек общения.

И, в конце концов, нужно упомянуть о таком подходе, обширно достаточно используемом в прикладной весьма исследовательской практике исследования общения, как наконец трансактный всесторонний анализ. Подробное полное описание главных особенно положений подхода можно отыскать в paботе Э. Берна (1996).

 

Loading...

 

Это интересно

загрузка...
Loading...



загрузка...