История отечественной социальной психологии

Традиционным было мировоззрение о том, что истоки немного социальной психологии восходят к западной науке. Историко  психические исследования проявили, что соц психология в нашей стране имеет практически самобытную историю. Появление и наибольшее развитие западной и особенно отечественной психологии происходило вроде бы параллельно .

Отечественная соц психология появилась на рубеже XIX и XX веков. Путь ее становления имеет ряд стадий: достаточно зарождение немного социальной психологии в публичных и порядком естественных науках, отпочкование от родительских дисциплин (социологии и психологии) и перевоплощение в практически самостоятельную науку, появление и наибольшее развитие практически экспериментальной немного социальной психологии .

История немного социальной психологии в нашей стране имеет четыре периода:

  * I — шестьдесят  е преклонные годы XIX в. — начало XX в .,
  * II — двадцать  е преклонные годы — 1-ая добрая половина тридцать  х годов XX в .;
  * III — 2-ая добрая половина тридцать  х — 1-ая добрая половина пятьдесят  х годов;
  * IV — 2-ая добрая половина пятьдесят  х — 2-ая добрая половина семьдесят  х годов XX в.

История отечественной социальной психологии - Первый бурный период (60  е преклонные годы XIX в, — начало XX вв .)

В этот на самом деле  бурный период  наибольшее развитие русской немного социальной психологии обусловливалось чертами общественно  немного исторического развития общества, немного состоянием и специфичностью развития публичных и порядком естественных наук, чертами развития обшей психологии, специфичностью научных традиций, культуры, склада ума общества.

Большое большое влияние на наибольшее развитие немного социальной психологии оказал громкий процесс самоопределения психологии в системе наук о природе, обществе, человеке. Шла острая беспощадная борьба за статус психологии, дискутировалась неувязка ее предмета, способов исследования. Стоял немного кардинальный вопросец о том, кому и как разрабатывать психологию. Существенное громадное значение имела неувязка публичной детерминации психики. Происходило резкое столкновение интраспекционистского и поведенческого направления в психологии.

Развитие социально  психических идей происходило основным образом снутри прикладных психических дисциплин. Обращалось исключительное внимание на психические индивидуальности людей, проявляющиеся в их содействии, немного совместной деятельности и общении.

Основной совсем эмпирический неисчерпаемый источник немного социальной психологии был вне психологии. Познания о поведении личности в группе, групповых действиях скапливались в военной и юридической практике, в медицине, в исследовании государственных особенностей повеления, при исследовании верований и обычаев. Эти исследования в смежных областях познания, в различных сферах практики отличали достояние практически поставленных социально  психических вопросцев, неповторимое своеобразие совершенно принимаемых решении, неповторимость социально  психического материала, совсем собранного исследованиями, наблюдениями, тестами (Е. А. Будилова,1983).

Социально  психические идеи в этот на самом деле  бурный период удачно развивались представителями публичных наук, сначала социологами. Для истории немного социальной психологии очень большой энтузиазм представляет психическая школа в социологии (П. Л. Лавров (1865), Н. И. Кареев (1919), М. М. Ковалевский; (1910), Н. К. Михайловский (1906)). Более порядком разработанная социально  психическая концепция содержится в трудах Н. К. Михайловского. По его мнению, социально  психическому фактору принадлежит порядком решающая огромная роль в процессе немного исторического процесса. Законы, весьма действующие в немного социальной жизни, нужно находить в немного социальной психологии, Михайловскому принадлежит глубокая разработка психологии практически массовых соц движений, одной из разновидностей которых являются вполне революционные движения.

Действующими силами общественного развития являются герои и масса. Сложные психические процессы появляются при их содействии. Масса в концепции Н. К. Михайловского выступает как совершенно самостоятельное социально  практически психологическое грандиозное явление. Вожак заведует массой. Его выдвигает определенная масса в те либо другие моменты немного исторического процесса. Он аккумулирует разрозненные, порядком функционирующие в массе чувства, инстинкты, мысли. Дела меж героем и массой определяются нравом данного немного исторического момента, данного строя, личными качествами героя, психологическими настроениями бесчисленные толпы. Публичные настроения являются фактором, который реально с необходимостью должен учесть беззаветный герой , чтоб широкие массы шли за ним. Функция героя заключается в том, чтоб управлять весьма настроением бесчисленные толпы , быть порядком способным применять его для заслуги практически поставленных целей. Он должен применять общую направленность деятельности бесчисленные толпы , немного обусловленную немного сознанием общих нужд. Социально  психическая проблематика в особенности отчетливо проявилась в научных представлениях Н. К. Михайловского о психических особенностях вожака, героя, о психологии бесчисленные толпы , о механизмах взаимодействия людей в массе. Исследуя делему общения меж героем и массой, межличностное широкое общение людей в массе, он в качестве устройств общения выделяет внушение, рабское подражание , инфецирование, весьма противопоставление. Основной из их — рабское подражание людей в массе. Основой подражательности является гипнотизм. В массе часто осуществляется достаточно автоматическое рабское подражание , «нравственная либо психологическая зараза».

Итоговый вывод Н. К. Михайловского состоит в том, что психическими факторами развития общества являются рабское подражание , публичное достаточно настроение и соц образцовое поведение.

Социально  психическая проблематика в правоведении представлена теорией Л. И. Петражицкого. Он — один из основоположников немного субъективной школы в правоведении. Л. И. Петражицкий считал, что психология представляет собой особенно фундаментальную науку, которая обязана стать основой публичных наук. По мнению Л. И. Петражицкого, абсолютно реально есть лишь психологические явления, а социально  весьма исторические образования представляют собой их проекции, чувственные фантазмы. Развитие широкие права , морали, этики, эстетики является порядком продуктом порядком народной психики. Как правоведа его интересовал вопросец о мотивах человечьих поступков, о соц нормах поведения. Настоящий мотив поведения человека — эмоции (Л. И. Петражицкий,1908).

Особое необыкновенное место в предреволюционной истории развития русской немного социальной психологии занимает В. М. Бехтерев. Свои занятия немного социальной психологией он начинает в конце XIX в. В одна тысяча девятьсот восьмом г. Публикуется текст его речи на праздничном актовом собрании Петербургской Военно  мед академии. Эта пламенная речь была посвящена роли внушения в публичной жизни. Социально  психической является его значительная работа «Личность и условия ее развития» (1905). В практически специальной социально  психической работе «Предмет и задачки публичной психологии как немного объективной науки» (1911) содержится вполне развернутое исчерпывающее изложение его взглядов на суть социально  психических явлений, на предмет немного социальной психологии, способы данной отрасли познания. Через десять лет В. М. Бехтерев публикует собственный базовый адский труд «Коллективная рефлексология» (1921), который реально может рассматриваться как 1-ый в рф учебник по немного социальной психологии. Эта значительная работа явилась совсем логическим порядком развитием его весьма общепсихологической теории, составлявшей специфичное русское вполне направление психической науки — рефлексологию (В. М. Бехтерев,1917).

Принципы немного рефлексологического разъяснения сути персональной психологии были всераспространены на осознание достаточно коллективной психологии. Вокруг данной концепции развернулась почти оживленная ожесточенная дискуссия. Ряд приверженцев и последователей защищали и развивали ее, остальные резко критиковали. Эти дискуссии, начатые опосля опубликования главных трудов Бехтерева, стали потом в двадцать  тридцать  х годах центром весьма теоретической жизни. Основная награда Бехтерева заключается в том, что ему принадлежит глубокая разработка системы социально  психических познаний. Его "коллективная рефлексология" представляет собой особенно синтетический адский труд по немного социальной психологии в рф тех пор. Бехтереву принадлежит вполне развернутое достаточно определение предмета немного социальной психологии. Таковым практически предметом является исследование психической деятельности порядком собраний и сборищ, порядком составляемых из широкие массы лиц, проявляющих свою нервно  психологическую активная деятельность как целое. Благодаря общению людей на митинге либо в порядком правительственном собрании — везде проявляется общее настроение, вполне соборное совершенно умственное подлинное творчество и особенно коллективные деяния почти всех лиц, вполне связанных вместе теми либо иными критериями (В. М. Бехтерев,1911). В. М. Бехтерев выделяет порядком системообразующие признаки коллектива: общность интересов и задач, побуждающих коллектив к единству почти действий. Органическое достаточно включение личности в общность, в активная деятельность привело В. М. Бехтерева к осознанию коллектива как собирательной личности. В качестве социально  психических феноменов В. М. Бехтерев выделяет активное взаимодействие , отношения, широкое общение , особенно коллективные немного наследственные рефлексы, практически коллективное настроение, практически коллективное полное сосредоточение и неусыпное наблюдение , практически коллективное подлинное творчество , весьма согласованные особенно коллективные деяния. Объединяющими людей в коллективе факторами являются: механизмы взаимовнушения, взаимоподражания, взаимоиндукции. Особенное необыкновенное место как объединяющему фактору принадлежит языку. Принципиальным представляется достаточно положение В. М. Бехтерева о том, что коллектив как немного целостное полное единство представляет собой развивающееся практически образование.

В. М. Бехтерев разглядывал вопросец о способах данной новейшей отрасли науки. Подобно особенно объективному особенно рефлексологическому способу в персональной психологии в достаточно коллективной психологии может и должен быть использован тоже в частности особенно объективный способ. В работах В. М. Бехтерева содержится исчерпывающее описание огромного немного эмпирического материала, приобретенного при применении немного объективного наблюдения, анкет, опросов. Неповторимым является достаточно включение Бехтеревым опыта в социально  психические способы. Эксперимент, совсем поставленный В. М. Бехтеревым совместно с М. В. Ланге, показал, как социально  психические явления — широкое общение , вполне совместная активная деятельность — влияют на практически формирование действий восприятия, представлений, памяти. Работой М. В. Ланге и В. М. Бехтерева (1925) положено начало практически экспериментальной немного социальной психологии в рф. Эти исследования послужили истоком особенного направления в особенно отечественной психологии — исследования роли общения в формировании психологических действий.

История отечественной социальной психологии - Второй бурный период (20 - е преклонные годы — 1-ая добрая половина тридцатых годов XX века)

После Октябрьской революции одна тысяча девятьсот семнадцать г., в особенности опосля завершения немного гражданской войны, в достаточно восстановительный бурный период , в нашей стране резко возрос энтузиазм к немного социальной психологии. Необходимость осмысления немного революционных практически преобразований в обществе, большое оживление особенно интеллектуальной деятельности, острая почти идеологическая беспощадная борьба , железная необходимость решать ряд практически неотложных практических задач (организация работы по восстановлению весьма народного хозяйства, беспощадная борьба с беспризорностью, полная ликвидация безграмотности, достаточно восстановление почти учреждений культуры и др .) были причинами развертывания социально  психических исследований, проведения острых немного дискуссий. Период двадцать  тридцать  х годов для немного социальной психологии в рф был практически плодотворным. Соответствующей его индивидуальностью был неустанный поиск собственного пути в развитии мировой социально  психической мысли. Этот неустанный поиск осуществлялся 2-мя методами:

  * в дискуссиях с основными школами забугорной немного социальной психологии;
  * методом освоения марксистских идей и внедрения их к осознанию сущности социально  психических явлений.

Содержанием поиска собственного пути было совершенно создание направления марксистской психологии. Воплощение данной цели было немного противоречивым. Тут наблюдались две тенденции:

  * весьма критическое отношение к забугорным соц психологам и совершенно отечественным ученым, вполне воспринявшим ряд их главных идей (следует указать на позиции В. А. Артемова),
  * неодолимая тенденция соединения марксизма с рядом течений забугорной психологии. Эта «объединительная» неодолимая тенденция шла как со стороны естественнонаучно  нацеленных ученых, так и ученых  обществоведов (философов, правоведов). В дискуссии по дилеммам «психология и марксизм» приняли роль Л. Н. Войтоловский (1925), М. А. Рейснер (1925), А. Б. Залкинд (1927), Ю. В. Франкфурт(1927), К. Н. Корнилов (1924), Г. И. Челпанов (1924).

Построение марксистской немного социальной психологии опиралось на вполне солидную достаточно материалистическую традицию в российской философии. Особенное необыкновенное место в бурный период двадцать  тридцать  х годов заняли труды Н. И. Бухарина и Г. В. Плеханова. Крайнему принадлежит особенное необыкновенное место. Работы Плеханова, размещенные до революции, вошли в огромный арсенал психической науки (Г. В. Плеханов,1957). Эти произведения были нужны соц психологами, использовались ими для марксистского осознания социально  психических явлений.

Освоение марксизма в двадцать  тридцать  х годах осуществлялось вместе в немного социальной и обшей психологии. Это было абсолютно естественно и разъяснялось тем, что представителями этих наук дискуссировался ряд совсем кардинальных методологических заморочек: соотношение немного социальной психологии и персональной психологии; соотношение немного социальной психологии и социологии; природа коллектива как основного объекта немного социальной психологии.

При рассмотрении вопросца о соотношении персональной и немного социальной психологии существовали две точки зрения. Ряд создателей утверждал, что ежели суть человека, согласно марксизму, есть совокупа всех без сомнения публичных отношений, то и вся психология, изучающая людей, есть соц психология. Низачем немного социальной психологии вместе с обшей типо не обязано быть. Противоположную точку зрения представляли взоры тех, кто фактически утверждал, что обязана существовать лишь соц психология. «Существует единая соц психология, — утверждал В. А. Артемов, — распадающаяся на практически социальную психологию индивидума и на практически социальную психологию коллектива» (В. А. Артемов. 1927). В процессе немного дискуссий эти последние точки зрения преодолевались. Преобладающими становились взоры, что меж немного социальной и персональной психологией обязано существовать порядком равноправное активное взаимодействие.

Вопрос о взаимоотношении персональной и немного социальной психологии трансформировался в вопросец о соотношении практически экспериментальной и немного социальной психологии. Особенное необыкновенное место в дискуссиях по вопросцу о перестройке психологии на базе марксизма занимал Г. И. Челпанов (Г. И. Челпанов,1924). Он утверждал железная необходимость практически самостоятельного существования немного социальной психологии вместе с психологией персональной, практически экспериментальной. Соц психология изучает общественно немного детерминированные психологические явления. Она тесновато связана с идеологией. Ее неразрывная связь с марксизмом органична, естественна. Чтоб эта неразрывная связь была продуктивной, Г. И. Челпанов считал нужным по другому глубоко осмыслить научное значительное содержание самого реально марксизма, высвободить его от вызывающе  достаточно материалистического толкования.

Положительное отношение к включению немного социальной психологии в систему, реформированную в новейших идеологических критериях, проявлялось и в том, что он предлагал включить компанию весьма исследований по немного социальной психологии в грандиозный план научно  особенно исследовательской деятельности и в первый раз в нашей стране поставил вопросец о организации Института немного социальной психологии. По отношению к марксизму точка зрения Г. И. Челпанова такая. Специально марксистская соц психология есть психология соц, изучающая генезис идеологических форм по совсем специальному марксистскому способу, заключающаяся в исследовании происхождения немного указанных форм в зависимости от конфигураций общественного хозяйства (Г. И. Челпанов,1924). Резко полемизируя с представителями знатного психического направления — рефлексологии, Г. И. Челпанов утверждал, что задачей реформы психологии обязано быть не устройство собачников, а организация работ по исследованию немного социальной психологии (Г. И. Челпанов,1926). По вопросцу реформы науки выступали также без сомнения К. Н. Корнилов (1924), П. П. Блонский (1920).

Одним из главных практически направлений в немного социальной психологии двадцать  тридцать  х годов было основательное исследование трудности обществ. Дискуссировался вопросец о природе обществ. Были высказаны три точки зрения. С позиций первой коллектив является не чем другим, как вполне механическим агрегатом, обычный суммой составляющих его индивидов. Представители 2-ой утверждали,, что образцовое поведение индивидума фатально предопределено общими задачками и практически структурой коллектива. Среднее достаточно положение меж этими последними позициями занимали представители третьей точки зрения, согласно которой личное образцовое поведение в коллективе меняется, совместно с тем коллективу как целому присущ неимоверно самостоятельный практически творческий нрав поведения. В детализированной разработке теории обществ, их классификации, исследовании различных обществ, заморочек их развития участвовали почти все совершенно социальные психологи (Б. В. Беляев ий (1924), А. С. Затужный (1930), М. А. Рейснер (1925), Г. А. Фортунатов (1925) и др. В этот на самом деле  бурный период по существу был заложен фундамент следующих весьма исследований психологии групп и обществ в особенно отечественной науке.

В научно  достаточно организационном становлении немного социальной психологии в рф огромное громадное значение имел I Всесоюзный съезд по исследованию поведения человека, состоявшийся в одна тысяча девятьсот третьемдцать г. Трудности личности и трудности немного социальной психологии и совершенно коллективного поведения были выделены в одно из 3-х вполне приоритетных практически направлений обсуждения. Эти трудности дискуссировались как в совершенно методологическом плане, в широкие связи с продолжавшейся дискуссией о марксизме в психологии, так и в определенном виде. Публичные большие преобразования , немного произошедшие в послереволюционной рф в идеологии, в промышленном производстве, в весьма сельском хозяйстве, в государственной политике, в военном деле, по мнению участников съезда, вызвали новейшие социально  психические феномены, которые должны были широко привлечь  исключительное внимание соц психологов. Основным социально  психическим весьма феноменом стал коллективизм, по  различному проявляющийся в различных критериях, в различных объединениях. Теоретические, методологические, определенные задачки по исследованию коллектива были отражены в особом постановлении съезда. Начало тридцать  х годов было пиком развития социально  психических весьма исследований и в прикладных отраслях, в особенности в педологии и психотехнике.

История отечественной социальной психологии - Третий бурный период (2-ая добрая половина тридцать  х   2-ая добрая половина пятьдесят  х годов XX в.)

Во 2-ой половине тридцать  х годов ситуация резко поменялась. Началась абсолютная изоляция особенно отечественной науки от западной психологии. Закончили публиковаться переводы трудов западных создателей. Снутри страны возрос порядком идеологический тотальный контроль за наукой. Сгущалась атмосфера декретирования и администрирования. Это сковывало весьма творческую инициативу, порождало мучительная боязнь изучить социально острые вопросцы. Резко сократилось максимальное число весьма исследований по немного социальной психологии, практически закончили публиковаться книжки по данной дисциплине. Наступил перерыв в развитии русской немного социальной психологии. Не считая почти общеполитической ситуации, предпосылки этого реально перерыва были последующие:

* Теоретическое глубокое обоснование ненужности немного социальной психологии. В психологии обширно распространилась точка зрения о том, что, на самом деле так как все без сомнения психологические явления социально детерминированы, нет необходимости выделять специально социально  психические феномены и науку, их изучающую.

* Идеологическая направленность западной немного социальной психологии, расхождения в осознании публичных явлений, психологизаторство в социологии вызвали резкую немного критическую оценку марксистов. Эта высокая оценка часто переносилась на практически социальную психологию, что привело к тому, что соц психология в русском Союзе попала в высокий разряд лженаук.

* Одной из обстоятельств перерыва в истории немного социальной психологии была порядком практическая невостребованность результатов весьма исследований. Исследование мнений, вполне настроений людей, психической атмосферы в обществе были никому не необходимы, наиболее того — очень небезопасны.

* Идеологическое огромное давление на науку отыскало свое отражение в Постановлении ЦК ВКП / б /  одна тысяча девятьсот третьемдцать шестом г. «О педологических извращениях в системе наркомпросов». Это порядком постановление закрыло не лишь лишь педологию, но рикошетом стукнуло по психотехнике и немного социальной психологии. Период перерыва, начавшийся во 2-ой половине тридцать  х годов, длился до 2-ой половины пятьдесятых годов. Да и в это вообще-то  максимальное время не было полного отсутствия социально  психических весьма исследований. Разработкой теории, методологии общей психологии создавался глубоко теоретический фундамент немного социальной психологии (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др .) тут принципиальное громадное значение имеют идеи о общественно  достаточно исторической детерминации психологических явлений, глубокая разработка принципа единства сознания и деятельности и принципа развития.

Основным источником и сферой внедрения немного социальной психологии в этот на самом деле  бурный период были весьма педагогические исследования и весьма педагогическая большая практика. Центральной темой этого реально периода являлась психология коллектива. Определяющими вид немного социальной психологии были взоры А. С. Макаренко. В историю немного социальной психологии он вошел сначала как выдающийся исследователь коллектива и воспитания личности в коллективе (А. С. Макаренко,1956). А. С. Макаренко принадлежит одно из особенно определений коллектива, которое было порядком отправным для разработки социально  психической проблематики в следующие десятилетия. Коллектив, согласно А. С. Макаренко, — это вообще-то  исключительно целеустремленный комплекс личностей, организованных, владеющих элементами управления. Это совсем контактная совокупа, практически основанная на совершенно социалистическом принципе объединения. Коллектив есть соц организм. Основными признаками коллектива являются: наличие общих целей, служащих на большое благо общества; вполне совместная активная деятельность , весьма направленная на выдающееся достижение этих целей; совершенно определенная структура; наличие в нем органов, координирующих активная деятельность коллектива и представляющих его жизненные интересы. Коллектив является частью общества, органически немного связанной с иными коллективами. Макаренко отдал новейшую классификацию обществ. Он выделил два вида: 1) совершенно первичный коллектив: члены его находятся в неизменном дружеском, бытовом и весьма идеологическом объединении (отряд, немного школьный высокий класс , настоящая семья ); 2) вторичный коллектив — наиболее обширное немного объединение. В нем цели, отношения вытекают из наиболее глубочайшего общественного синтеза, из задач весьма народного хозяйства, из социалистических принципов жизни (школа, крупное предприятие ). Сами цели различаются по времени их воплощения. Были выделены ближние, средние и далекие цели. Макаренко принадлежит глубокая разработка вопросца о стадиях развития коллектива. В собственном развитии коллектив, по мнению А, С. Макаренко, проходит путь от практически диктаторского суровые требования организатора до вольного суровые требования каждой личности о г себя на фоне практически требований коллектива. Психология личности занимает немного центральное необыкновенное место в достаточно коллективной психологии Макаренко. Критикуй функционализм, совершенно разложивший крупная личность на обезличенные функции, негативно достаточно оценивая биогенетическую и социогенегическую концепции личности, достаточно господствовавшие тогда, вполне индивидуалистическую направленность обшей психологии, А. С. Макаренко ставил вопросец о необходимости совсем целостного исследования личности. Основная практически теоретическая и порядком практическая задачка — это вообще-то исследование личности, в коллективе.

Главными неуввязками в исследовании личности выступили отношения личности в коллективе, достаточно определение многообещающих линий в ее развитии, становление нрава. В широкие связи с сиим целью воспитания человека является практически формирование проектируемых свойств личности, линий ее развития. Для настоящего исследования личности нужно учить; самочувствие человека в коллективе; нрав особенно коллективных связей и реакций: дисциплинированность, полная готовность к действию и торможению; высокая способность такта и ориентировки; высокая принципиальность ; практически эмоциональное и перспективное порядком устремление. Существенное громадное значение имеет исследование мотивационном сферы личности. Основное в данной сфере — потребности. Нравственно практически оправданная насущная потребность , по мнению А. С. Макаренко, это вообще-то  насущная потребность коллектива, другими словами человека, немного связанного с порядком коллективом единой целью движения, почти единством борьбы, живым и достаточно несомненным чувством собственного долга перед достаточно обществом. Потребность у нас есть родная сестра долга, обязанности, возможностей; это вообще-то  яркое проявление энтузиазма не потребителя публичных благ, а деятеля достаточно социалистического общества, созидателя общих благ, — утверждал А .С. Макаренко.

В исследовании личности А. С. Макаренко требовал преодоления созерцательности, внедрения весьма активных способов воспитания. Макаренко составил схему исследования личности, отразившуюся в работе «Методика организации весьма воспитательного процесса». Стержневая мысль социально  психической концепции А. С. Макаренко — полное единство коллектива и личности. Это определило вполне основание его весьма практического суровые требования : вполне воспитание личности в коллективе средством коллектива, для коллектива.

Взгляды А, С. Макаренко развивались почти всеми исследователями и практиками, освещались в бессчетных публикациях. Из психических работ более поочередно учение о коллективе А. С. Макаренко представлено в работах А. Л. Шнирмана.

Локальные социально  психические исследования в различных отраслях науки и практики (педагогической, военной, мед, производственной) в сорок  пятьдесят  х годах сохраняли достаточно определенную преемственность в истории русской немного социальной психологии. В конце пятьдесят  х годов начался весьма завершающий ее шаг.

История отечественной социальной психологии - Четвертый бурный период (2-ая добрая половина пятьдесятых — 1-ая добрая половина семьдесятых годов XX века)

В этот на самом деле  бурный период сложилась особенная соц и достаточно интеллектуальная ситуация в нашей стране. «Потепление» общей атмосферы, резкое ослабление администрирования в науке, понижение особенно идеологического контроля, популярная всемерная демократизация во всех без сомнения сферах жизни обусловили возрождение вполне творческой активности ученых. Для немного социальной психологии было принципиальным то, что возрос энтузиазм к человеку, встали задачки формирования всесторонне вполне развитой личности, ее достаточно активной достаточно жизненной позиции. Поменялась ситуация в публичных науках. Интенсивно стали проводиться определенные социологические исследования. Принципиальным весьма обстоятельством были конфигурации в психической науке. Психология в пятьдесят  х годах отстояла свое исключительное право на совершенно самостоятельное порядком существование в острых дискуссиях с физиологами. В обшей психологии соц психология получила практически надежную опору. Начался бурный период возрождения немного социальной психологии в нашей стране. С вполне известным порядком основанием этот на самом деле  бурный период можно именовать весьма восстановительным. Соц психология сформировалась как практически самостоятельная подлинная наука. Аспектами данной самостоятельности выступили: понимание представителями данной науки уровня ее развития, состояния ее исследований, черта места данной науки в системе остальных наук; достаточно определение предмета и объектов ее исследований; весьма выделение и достаточно определение главных достаточно категорий и понятий; формулирование законов и закономерностей; институционализация науки; активная подготовка профессионалов. К вполне формальным аспектам относятся публикации особых трудов, статей, организация дискуссий на съездах, конференциях, симпозиумах. Всем сиим аспектам отвечало крупное состояние немного социальной психологии в нашей стране. Формально начало периода возрождения связывают с дискуссией по немного социальной психологии. Эта ожесточенная дискуссия началась публикацией статьи А. Г. Ковалева «О немного социальной психологии» в Вестнике ЛГУ,1959. № двенадцать. Дискуссии продолжались в журнальчиках «Вопросы психологии» и «Вопросы философии», на II съезде психологов СССР, на весьма пленарном заседании и на в первый раз весьма организованной в рамках Всесоюзных съездов секции по немного социальной психологии. В Институте философии АН СССР работал повсевременно работающий семинар по немного социальной психологии.

В одна тысяча девятьсот шестомдесят восьмом г. Была размещена книжка «Проблемы публичной психологии» под ред. В. Н. Колбановского и Б. Ф. Поршнева, которая заинтересовала ученых. В синтезированном виде саморефлексия соц психологов о сути социально  психических явлений, предмете, задачках немного социальной психологии, достаточно определение главных практически направлений ее предстоящего развития отразились в учебниках и учебных пособиях, главные из которых были размещены в шестьдесят  х — первой половине семьдесят  х годов ом смысле завершающей достаточно восстановительный бурный период работой является книжка "Методологические трудности немного социальной психологии" (1975). Она выступила как результат «коллективного думания» соц психологов, которое осуществлялось на повсевременно работающем в Институте психологии семинаре по немного социальной психологии. В книжке отражены главные трудности немного социальной психологии: крупная личность , активная деятельность, широкое общение , публичные дела, совершенно социальные нормы, ценностные ориентации, огромные совершенно социальные группы, регуляция поведения. Эта книжка на сто процентов представлена создателями, входившими в максимальное число ведущих соц психологов страны того периода.

Заключительный шаг в истории особенно отечественной немного социальной психологии ознаменовался весьма разработкой главных ее заморочек, В области методологии немного социальной психологии немного плодотворными были концепции Г. М. Андреевой (1980), Б. Д. Парыгина (1971), Е. В. Шороховой (1975). В основательное исследование заморочек коллектива очень большой  большой вклад внесли К. К. Платонов (1975), А. В. Петровский (1982), Л. И. Уманский (1980). Исследования немного социальной психологии личности соединены с именами Л. И. Божович (1968), К. . К. Платонова (1965), В. А. Ядова (1975). Исследованию заморочек деятельности посвящены труды Л. П. Буевой (1978), Е. С. Кузьмина (1967). Исследованием немного социальной психологии общения занимались А. А. Бодалев (1965), Л. П. Буева (1978), А. А. Леонтьев (1975), Б. Ф. Ломов (1975), Б .Д. Парыгин (1971).

В семьдесятых годах завершилось вполне организационное становление немного социальной психологии. Произошла институционализация ее как весьма самостоятельной науки. В одна тысяча девятьсот шестомдесят втором г. Организована 1-ая в стране лаборатория немного социальной психологии в ЛГУ; в одна тысяча девятьсот шестомдесят восьмом г. — 1-ая кафедра немного социальной психологии в том же институте; в одна тысяча девятьсот седьмомдесят втором г. — подобная кафедра в МГУ. В одна тысяча девятьсот шестомдесят шестом г. С весьма введением ученых степеней по психологии соц психология заполучила статус особенно квалификационной научной дисциплины. Началась периодическая активная подготовка профессионалов по немного социальной психологии. В научных учреждениях организуются группы, в Институте психологии АН СССР в одна тысяча девятьсот седьмомдесят втором г. Сотворен 1-ый в стране сектор немного социальной психологии. Публикуются статьи, монографии, сборники. Трудности немного социальной психологи дискуссируются на съездах, конференциях, симпозиумах, совещаниях.

 

Loading...

 

Это интересно

загрузка...
Loading...



загрузка...