Карьера и социальные стереотипы

Инна Толкунова,
кандидат педагогических наук,
доцент кафедры психологии и педагогики
Национального университета
физического воспитания и спорта Украины,
Александра Голец,
студентка магистратуры
Национального университета
физического воспитания и спорта Украины

В статье рассматриваются результаты многих современных исследований отечественных и зарубежных ученых, в которых показано, что женщины и мужчины оценивают свою деятельность в организационно-управленческой сфере согласно социальных стереотипов, которые ожидаются от каждого пола. Эти проблемы актуальны и для сферы физической культуры и спорта.

Актуальность проблемы состоит в том, что в современном мире быстро увеличивается число женщин, участвующих в принятии решений в сфере управленческой деятельности как на макро-, так и на микроуровнях. В США, Канаде и Германии, например, количество женщин - руководителей фирм растет быстрее, чем число руководителей-мужчин. В связи с этим одной из актуальнейших проблем в сфере организационно-управленческой деятельности становятся гендерные различия. Гендерная амбивалентность проявляется в стиле руководства и методах воздействия на подчиненных.

Между тем, специфика профессиональной деятельности руководителей показывает, что многие женщины лишены возможности реализовать себя как в экономической, так и в политической сфере. Путь к равенству женщин и мужчин требует нового типа мышления, в котором стереотипы должны уступить место гуманному философии, определяющий всех людей, независимо от пола, носителями социальных изменений.

Можно предположить, что знание различий и их проявлений в организационно-управленческой деятельности руководителей-мужчин и руководителей-женщин позволит менеджерам, в частности, физкультурно-спортивных организаций, спецификуваты руководство трудовым процессом с учетом гендерных особенностей, что, в свою очередь, положительно скажется на результатах их деятельности.

Цель этой работы заключается в определении факторов, препятствующих карьерному продвижению женщин.

«Женщины больше беспокоятся социальными проблемами и активнее подталкивают правительства к решению этих проблем. Кроме того, они менее уверены в завтрашнем дне и осмотрительно, чем мужчины, и поэтому больше внимания уделяют таким расходам, как налог на профилактику здоровья, детские учреждения и пенсии », - отмечает Дедерихс в книге« Хиллари Клинтон и власть женщин ».

По мнению многих авторов, женщины пользуются своим уникальным умением управлять не так, как мужчины, и добиваются успеха не вопреки тому, что определенные человеческие черты всегда считались «женскими» и будто не соответствовали требованиям, предъявляемым к руководителю, а именно благодаря этим качествам. В докладе за 1995 год, посвященной положению женщин, проблемам гендерного развития человеческого потенциала и приуроченной к IV Всемирной конференции по положению женщин, состоявшейся в Пекине, отмечается, что развитие человеческого потенциала - это процесс расширения возможностей всех людей, а не только отдельных социальных групп . Социальные условия, в которых женщины лишены возможности реализовать себя в экономической и политической жизни, - это хроническая порок развития всех современных обществ. Путь к равенству женщин и мужчин является не технократической целью, а процессом политического характера.

Широко бытует мнение, что карьера и семейное счастье несовместимы. Но никаких серьезных оснований она не имеет, поскольку то есть разные формы реализации личностного потенциала человека, она вполне может совмещать.

Такие исследователи, как Дж. Мак-Ки и А. Шерриффс пришли к выводу, что типично мужской образ - это набор черт, связанный с социально неограниченным стилем поведения, компетенцией и рациональными способностями, активностью и эффективностью. Типично женский образ, напротив, включает социальные и коммуникативные умения, теплоту и эмоциональную поддержку. В целом мужчинам приписывается больше положительных качеств, чем женщинам. При этом авторы считают, что чрезмерная акцентуация как типично маскулинных, так и типично фемининних рис приобретает уже негативного оценочной окраски: типично отрицательными качествами мужчин признаются грубость, авторитаризм, чрезмерный рационализм и т.д., а женщин - формализм, пассивность, излишняя эмоциональность и т. п.

Дж. Уильямс и Д. Бест предложили участникам эксперимента из 25 стран использовать 300 наиболее употребляемых прилагательных, описывающих личностные качества, для характеристики мужчин и женщин. Они обнаружили, что мужчинам приписывались 48 "эпитетов", а женщинам - 25 (см. таблицу).




Качества, которые ассоциируются только с мужчинами или только
с женщинами минимум в 19 из 25 стран
(Количество стран указана в скобках)

 

 

Качества, которые ассоциируются
с мужчинами



Качества, которые ассоциируются
с женщинами

 

Агрессивный (24), активный (23), амбициозный (22), бесстрастный (20), властный (24), гласный (21), грубый (23), дерзкий (24), доминирующий (25), жестокий (21), Жестокосердный (21), высокомерный (20), изобретательный (22), инициативный (21), искусный (19), крепкий (23), ленивый (21), логический (22), мудрый (23), мужественный (25), напористый (20), недобрый (19), независимый (25), неорганизованный (21), неосторожное (20), неотесанный (21), нестерпимая (19), неумолимый (24), неэмоциональным (23), оппортунистическое (20), прогрессивный (20), рациональный (20), реалистический (20), самоуверенный (21), серьезный (20), сильный (25), склонен к риску (25), строгий (23), трезвомыслящим (21), тупой (21 , убедительный (25), уверен (19), хвастливым (19), храбрый (23).

Робкая (23), хорошая (19), манерная (20), женственная (24), зависимая (23), застенчивая (19), ласковая (19), заинтересована (21), мечтательная (24), мягкая (21 , слаб (23), нежная (24), очаровательная (20), покорная (25), привлекательная (23), приятная (19), диалект (20), сексуальная (22), сентиментальная (25), слабая (23), спокойная (21), суеверный (25), тревожная (19), чувственная (24), эмоциональная (23).

 

Общая закономерность состоит в том, что мужчины воспринимаются как властные, независимые, агрессивные, доминирующие, активные, смелые, эмоциональные, грубые, прогрессивные и мудрые. О женщинах, напротив, говорят как о зависимых, кротких, слабых, трусливых, эмоциональных, чувственных, нежных, мечтательных и суеверных. При этом в ряде стран при описании мужчин и женщин была своя специфика. Например, в Нигерии слова высокомерный, грубый, ленивый, громкий были отнесены к женщинам. В Японии хвастливыми, невыносимыми и неорганизованными тоже были женщины. В одних странах (Германия, Малайзия) дифференцирования статей было резко выраженным, в других (Индия, Шотландия) - слабо выраженным. В ряде стран описание мужчин был негативнее.

Анализ литературы позволил выявить влияние социально-психологических аспектов гендера в различных областях профессиональной деятельности.

Так, установлено, что лучшие должности зачастую достаются мужчинам, а не женщинам, даже если они имеют одинаковую квалификацию. Дискриминация женщин наблюдается и тогда, когда устанавливается заработная плата: за одинаковую работу у женщин в США, например, она меньше на 30 - 40%, в Великобритании - на 49%, в Германии - на 38%, во Франции - на 28% . Удивительно, но даже в такой «женской» профессиональной сфере, как педагогика, учителя-женщины получают в США 89% зарплаты учителей-мужчин. Некоторые исследования показывают, что женщины получают более низкую стартовую зарплату даже если ведут упорные переговоры с работодателем, а с увеличением стажа получают меньшие прибавки к жалованью. 75% таких случаев остаются необъяснимыми.

Методы исследований: изучение и анализ специальной научно-методической литературы, опрос и интервью. В интервью приняли участие сотрудники Госкомитета Украины по вопросам физической культуры и спорта в количестве 7 человек, а также студенты, специализирующиеся в менеджменте и управлении физическим воспитанием и спортом Национального университета физического воспитания и спорта Украины, в количестве 38 человек.

Результаты изучения научно-исследовательской литературы, а также данные собственных исследований позволили определить некоторые факторы, препятствующие продвижению женщин в профессиональной карьере.

1. Институциональный сексизм. Основанная на гендере, дискриминация институциолизована в политическую, экономическую, образовательную, законодательную, профессиональную и религиозную сферы. Социальное влияние на женщин окружающей среды является трехсторонние. Во-первых, окружение считает, что женщины не такие компетентные, как мужчины («женщины не могут». Во-вторых, оно убеждено, что женщинам не стоит делать традиционную «мужскую» карьеру в традиционных для мужчин профессиональных сферах (то есть, «женщины не должны». В-третьих, даже если женщины компетентные действительно успешно развивают карьеру в нетрадиционной для женщин сфере, они могут не получить соответствующего вознаграждения и даже могут быть «наказаны» (например, разводом, одиночеством, невозможностью создать семью. Эти скрытые и явные барьеры становятся препятствием для выбора, освоение и развития карьеры в нетрадиционных профессиональных сферах, к которым относятся, например, менеджмент в экономике и политике на различных уровнях, предпринимательство.

2. Профессиональная дискриминация. Полоролевые предубеждения и вера в определенные самой природой роли мужчин и женщин влияют на профессиональную ориентацию, возможность получить "нетрадиционную" профессиональную подготовку. Это чувствует каждый пол.

Черты и поведение, которые по стереотипом приписываются исключительно мужчинам (компетентность, логическое мышление, инициативная поведение), заставляют предпринимателей и менеджеров-кадровиков рассматривать мужчин пригодными для определенных профессий, где требуются лидерство, профессиональные и технические навыки. Стереотипные черты, которые приписываются женщинам (всем), например, заботливость, кооперативнисть, нежность, ассоциируются с обслуживанием и заботой, то есть с кругом низькостатусних и низкооплачиваемых профессий.

Казалось бы, в Украине женщины наравне с мужчинами были включены в производственную оплачиваемую работу и получали нетрадиционные для женщин профессии. Но если проанализировать статистику, то окажется, что они были заняты в сфере низкооплачиваемой, статевотипизованои труда - в низшей и средней звеньях здравоохранения, образования, культуры, легкой промышленности. Если рассмотреть эту неравенство по каждой профессии, то можно сделать вывод, что в любой стране и в любом регионе мира существуют профессии, специально определяются как «женские». Работа мужчин чаще выше оплачивается и более уважается, и женщинам необходимо затратить много времени и усилий, чтобы войти в этот круг и занять такую же позицию. Даже для элементарного продвижения по службе от женщины требуются, по сравнению с мужчиной, выше квалификация и высокий уровень знаний.

Дискриминация на работе имеет такие последствия: женщины оставляют работу или их увольняют за неповиновение; усиливаются негативные условия на работе; снижаются возможности для достижений; невозможность получать доходы; невозможность получить трудовой стаж; прерван трудовой стаж; эмоциональный стресс, который обуславливает потерю самоуважения и уверенности, депрессию и страх.

3. Дискриминация в образовании. Полоролевых дискриминация в образовательной системе хорошо исследована и документирована.

Во-первых, многие исследования показывают, что учителя, воспитатели, администраторы относятся к мальчиков и девочек в той манере, что отражает их собственные традиционные полоролевые стереотипы.

Во-вторых, учебники, тесты и тексты, реклама включают в себя гендерные предубеждения. Например, буквари и образовательные материалы часто показывают женщин и мужчин, занятых традиционной активностью и профессиям.

В-третьих, административная иерархия в нашей образовательной системе также отражает полоролевые предубеждения. В то время как большинство работников образования - женщины, процент женщин на руководящих должностях и в администрации драматически снижается с повышением уровня образовательной системы.

В-четвертых, школьный персонал поддерживает у девушек и мальчиков желание выбирать традиционные карьеры. Нехватка поддержки или активное подавление нетрадиционного выбора удерживает женщин от того, чтобы освободиться от традиционной социализации.

4. Профессиональная ориентация.
Исследование отношения подростков к перспективам в области образования и профессии показывают, что соответствие традиционным стереотипам менее выражена в формировании образовательных перспектив, чем профессиональных. Под влиянием традиционной социализации большинство подростков выбирают профессии, которые считаются соответствующими их гендерной роли.

Как основное средство профессиональной ориентации применяются тесты интересов, поэтому они должны быть свободны от гендерных предубеждений (хотя, как выяснилось, большинство профессиональных консультантов вообще не задумываются над этой проблемой. Как правило, наиболее распространенные тесты профессиональных интересов имеют две формы - для мужчин и для женщин. Вариант для мужчин содержит традиционные «мужские» профессии, для женщин - традиционно «женские». Использование таких вариантов методик ограничивает возможности выбора как для мужчин, так и для женщин. Если же дать заполнить смешанную форму бланка, то выбор профессий окажется шире, и это позволит избежать формирующего влияния теста.

5. Распределение партнерских ролей. Большое значение для профессионального выбора и дальнейшей карьеры женщин, особенно в сфере бизнеса, имеет поддержка партнера. Ситуации, когда муж разделяет с женой обязанности в домашнем хозяйстве и воспитании детей в интересах карьеры жены, в основном более распространены в странах гражданского общества, особенно в Северной Европе. Профессиональная роль женщины - один из основных пунктов разногласий между мужчинами и женщинами. Мужчины допускают небольшие изменения в этой роли женщин; например, лучшая работа, лучшая оплата труда, но лишь в тех пределах, в которых не будут ущемлены их собственные позиции. Так, мужчины чаще считают, что если человек работает, то жена не должна претендовать на рабочее место; 80% мужчин признают, что им было бы трудно, если бы основным кормильцем стала жена. При этом такой же процент опрошенных мужчин считает, что главным критерием при приеме на работу должна быть квалификация.

6. Приписывание (атрибуции). Мужчины приписывают свой успех личным способностям, в то время как женщины - удачи или усилием. Женщины чаще объясняют свой успех влиянием внешних источников, а неудачу - внутренних, что приводит к формированию низкой самоуважения и избежания определенных ситуаций, ориентированные на достижение. Указанные гендерные различия имеют психологические основы, но есть доказательства, что они представляют собой социализированных феномен. Дж. Эклс отмечает, что взрослые чаще говорят успешным девочкам, что они счастливы, чем успешным мальчикам, что они милые и симпатичные. Взрослые приписывают неудачи мальчиков недостатке усилий, а неудачи объясняют нехваткой способностей.

7. Мотивация достижений.
Большинство исследований по мотивации достижений было проведено на группах мужчин. На этом основана теория мотиваций Д. Мак-Клеланда, согласно которой мотивация достижений является приобретенной и зависит от ситуации. Следующим шагом на пути изучения мотивации достижения стала концепция Дж. Аткинсона и Н. Фитера о существовании двух основных мотивов: потребности в успехе и боязни неудачи. Мотивация достижений будет высокой, если боязнь неудачи ниже, чем потребность в успехе. Только в более поздних работах по мотивации достижений стали уделять внимание карьере женщин.

Предположение, что женщины иначе мотивированы на достижение, чем мужчины, были дополнены гипотезой о том, что мужчины и женщины мотивированы различными потребностями. Для женщин потребность в аффилиации (эмоциональном восприятии) важнее, чем потребность в достижениях. Третья гипотеза объясняет, что хотя мужчины и женщины имеют мотивацию достижений в равной степени, они реализуют ее в разных видах деятельности.

8. Страх неудачи - ожидание невозможности достичь определенной цели.
Когда индивиды переживают страх неудачи, они вероятнее не смогут достичь цели. Несмотря на то, что и мужчины и женщины могут испытывать страх неудачи, потому что мужчины более уверены и получают больше поддержки, страх неудачи имеет более негативное влияние на женщин. Этот страх коррелирует с нехваткой самоуважения, низкой самооценкой, низким восприятием риска (ризикогеннистю) и страхом успеха.

9. Боязнь успеха.
М. Хорнер характеризует страх успеха как мотивацию в избежании успеха. Это ключевой фактор в гендерных различиях в мотивации мужчин и женщин, персональная черта, развивается с детства и связана с развитием полоролевой идентичности. Потому что достижение и «женственность» воспринимаются и определяются в обществе как конфликтующие между собой, женщины интернализирует этот конфликт. Другие исследователи не считают боязнь успеха персональной чертой женщин. Многое зависит от контекста. Например, успех в профессии, где доминируют мужчины или женщины; успех в конкурентной или кооперативной ситуации. Скорее, боязнь успеха рассматривается как реалистическая оценка социальных вознаграждений и наказаний для женщин, подчиняющихся или отклоняются от полоролевых стереотипов в ситуациях достижения.

Женщины, особенно с высоким уровнем достижений, воспринимают не только положительные вознаграждения, они получают их за высоких достижений в карьере, но и негативные последствия того, что их рассматривают как "нефеминних" или "нежинок. Женщины, переживающие страх успеха, ожидают большую вероятность столкнуться с негативными последствиями в нетрадиционной для женщин сфере достижений.

Таким образом, здесь имеется в виду не личностная черта, а скорее проявление культурных ограничений в отношении женщин. Когда за успех платится "высокая цена", включая осуждение за нефеминнисть, лишение помощи, повышенные внешние барьеры при реализации своего дела, изоляцию, многие женщины могут выбрать другие альтернативы, которые воспринимаются как имеющие позитивные результаты. В случае же выбора нетрадиционной профессии их ждут повышенные трудности. Кроме того, мужчины и женщины, демонстрирующие одинаково высокую компетентность и успешность, по-разному оцениваются другими людьми. Например, висококомпетентни женщины чаще не пользуются благосклонностью ни мужчин, ни женщин, потому что опровергают существующие гендерные стереотипы.

Успешная карьера - специфическая форма эффективности, по которым люди определяют, насколько они успешны в профессиональной деятельности. Успешность карьеры рассматривается как передающий фактор выбора профессии. Если индивид не верит в свою успешность в определенной профессии, то он и не стремится овладеть ею. Женский ожидания по поводу успешности определяются прежде полоролевых (гендерной) социализацией, т.е. тем, что у них нет прямого опыта в нетрадиционных профессиях, нет видимых успешных моделей развития карьеры других женщин, они получают меньшую поддержку со стороны других в нетрадиционных сферах; переживанием большей тревожности относительно испытаний. В то же время женщины развивают успешную карьеру в традиционных профессиях.

10. Уверенность (ассертивнисть). Недостаточная уверенность - один из главных внутренних барьеров для развития карьеры. Навыкам уверенности девушек не учат и не санкционируют эти навыки у женщины, так как оценка уверенной поведения женщины может быть осуждающе: лишнее самоуверенная, агрессивна, далека от женской природы и т.д. Неуверенная поведение ограничивает женщин в выражении и демонстрации своих способностей. Ассертивнисть чрезвычайно важна для конфронтации и настоянию на своих правах перед дискриминационными барьерами в образовательной и профессиональной системах. Уверенные в себе женщины чаще делают успешную карьеру в нетрадиционных для женщин профессиях.

11. Феномен «Самозванка» ввели П. Кланси и С. Имес для описания переживаний ошибочности (фальшивости) своих высоких достижений. Индивиды, достигшие успеха, но чувствуют себя «самозванцами», оценивают свои достижения незаслуженно и ожидают, что их уличат. «Самозванцы» не получают удовольствия от своих достижений и отрицают внешние доказательства своих способностей.

Многие характеристики «самозванок» показывают тесную связь между приписываньем, страхом успеха, страхом неудачи, самоуважением и полученным гендерными посланиями. «Самозванка» тревожится о неудаче, когда встречается с оценкой работы или новым задачам, чувствует вину или стыд по поводу своих успехов и амбиций; имеет сложности, интернализуючы положительная обратная связь; недооценивает собственные способности; приписывает свои достижения или удачи напряженной работе; ставит цель ниже своего потенциала. Женщинам нужно оправдать свои достижения («Я не достойна их»), потому что успех в трудных ситуациях, требует компетенции, не сочетается как с социальными ожиданиями от женщин, так и с «Я - концепцией» самих женщин.

12. Конфликт «дом - карьера».
Традиционная гендерная социализация подчеркивает место и роль женщин в первую очередь в домохозяйстве. Когда женщина выбирает карьеру, она ожидает (и другие ожидают от нее), она будет выполнять большинство домашних обязанностей, обслуживать детей и нести за них ответственность. Ее достижения на работе воспринимаются, только если она успешно справляется и с домашними обязанностями. Часто женщины вынуждены делать выбор только в пользу чего-то одного - быть женой и матерью или развивать карьеру. Женщине, особенно замужем, постоянно вменяется «конфликт» между запросами семьи и карьеры. Примечательно, что мужчины, имеющие семью и одновременно строят свою профессиональную карьеру, такого конфликта не отмечают.

13. Гендерные установки и представления. Множество гендерных установок и мифов связано с женщинами, работающими в нетрадиционных профессиях.

 

Те, кто выбирает нетрадиционную для женщин карьеру, имеют такие представления: рассматривают свою карьеру как равную карьере своего мужа и считают, что мужчина должен разделять с ними поровну домашние обязанности; имеют либеральные взгляды на гендерные стереотипы; выбирают менее типизированные по полу профессии.

Установки и представления русских, например, женщин, сформированные под влиянием реальной дискриминации в сфере оплаты труда, является закономерной реакцией на предыдущую государственную политику общей занятости в общественном производстве. Недовольство работой и оплатой труда характерны для женщин больше, чем для мужчин. Поэтому молодые женщины (до 24 лет) не считают наличие работы гарантией своей независимости и экономического благополучия.

Противоречия между эгалитарными тенденциями и традиционной гендерной сегрегацией характеризуют сейчас представление различных групп мужчин и женщин в России. Пытаясь объяснить свое стремление постичь определенную профессию и сделать карьеру только финансовыми причинами, страдая от чувства вины за свои амбиции на работе, российские женщины не осознают реальной конкуренции в профессиональной сфере и конфликтность в частных отношениях с мужчинами. Все это является препятствием для реконструкции гендерной политики и усиливает отчуждение между полами.

 

Loading...

 

Это интересно

загрузка...
Loading...



загрузка...