Контуры системной социальной психологии

Виталий Цыба,
доктор философских наук,
заведующий лабораторией социальной психологии
Института психологии им. Г. Костюка АПН Украины


Социальная психология как научная дисциплина находится на грани психологии и социологии, и с этим связаны проблемы выделения ее объекта и предмета исследования, понятийного аппарата, специфических социально-психологических явлений, закономерностей относительно их сущности и механизмов действия и т.д. Анализу этих проблем посвящено немало литературы. Кстати, с критическим анализом ее можно познакомиться по учебнику Г. Андреевой. Для систематики материала социальной психологии успешно использовался методологический принцип системного анализа, например, К. Платоновым. Благодаря зусилляы многих отечественных и зарубежных ученых социальная психология оформилась в современную науку. Однако, просматривая учебники и пособия по социальной психологии, убеждаемся, что по содержанию и логике изложения материала чрезвычайно существенным разнообразные. И это свидетельствует о недостаточном обоснование логики внутренней построения ее предмета.

В данной статье делается попытка оптимизации разработки и структуры предмета социальной психологии путем применения методологии системного подхода, что отражено в ее названии - системная социальная психология. Оптимизация формирования предмета науки обусловлена тем, что системный подход предполагает выявление инвариантных свойств изоморфных (или гомоморфних) систем, что позволяет разработать единую теорию для их совокупности.

I


Мы рассматриваем системную социальную психологию как социально-психологическую теорию социального субъекта - личности, группы контактов, организации, объединения организаций, государства и т.д. Социальный субъект рассматриваем как систему, удовлетворяющей все нижеследующие (II) требования к ее определению. Социальные субъекты, классифицированные по социальным институтами и стратифицированные по степеням сложности, составляют совокупность изоморфных систем, к которым применяется системный подход.

Объектом исследования системной социальной психологии является наиболее общая система "социальный субъект - ценностное социальное и техногенно-природную (жизненное) среда, состоящая, как это видно, из двух сопряженных подсистем:" социальный субъект "и" ценностное социальное и техногенно-природную (жизненное) среда ". Эта сложная система представляет собой иерархию изоморфных систем низшего порядка и содержит их как подсистемы:

 

  •       "Человек (элементарный субъект) - ценностное жизненная среда",
  •       "Личность - ценностное жизненная среда",
  •       "Личность - ценностное социальную среду",

 

  •       "Контактная группа - ценностное жизненная среда",

 

  •       "Контактная группа - ценностное социальную среду",

 

  •       "Организация - ценностное жизненная среда" и т.д.


Заметим, что под средой мы понимаем совокупность классифицированных и стратифицированных материальных и информационно-идеальных (духовных) ценностей как естественных, так и искусственных, как физического, так и социальной природы.

Структуре наиболее общего социального субъекта как системы, состоящей из субъектов-подсистем, отвечает структура предмета их исследования относительно механизмов и особенностей формирования и развития объекта исследования, т.е. общей системы и отдельных ее составляющих в форме внутренне сопряженных социально-психологических систем. Системная социально-психологическая теория социального субъекта состоит из теорий социальной психологии отдельных субъектов (личности, группы контактов, массового собрания людей, организации и т.п.) как частичных. Итак, предмет социальной психологии охватывает не только закономерности, механизмы формирования и развития личности как элементарного субъекта, но и социальных субъектов высшего порядка.

Построение системной социальной психологии основывается, как отмечалось, на идее системного подхода к анализу изоморфных (или гомоморфних) социальных систем с целью выявления их инвариантных свойств и разработки на их основе единой для всех субъектов системного социально-психологической теории. Тогда построение теории конкретного субъекта заключается в конкретизации теории абстрактного социального субъекта относительно его природы - будь то личность, формальная или неформальная, контактная или неконтактные группа, организация или ситуационное собрания людей. Это дает возможность предоставить социальной психологии системный характер.

Частично системные идеи относительно психологии социальных субъектов использованы в исследованиях социальной психологии организаций , частично реализованы в наших предыдущих разработках.

II

Охарактеризуем кратко суть методологии системного подхода. Основой его является общая теория систем. Предметом ее является сравнительный анализ инвариантов изоморфных (или гомоморфних) систем различной природы. Познания реальной системы состоит в том, что свойства абстрактной инвариантной системы адаптируются к реальной системы определенной природы.

Существует много различных определений понятия "система", но обобщенным является следующее: система - это совокупность элементов с определенными связями между ними, образующих определенную качественно своеобразную целостность. Системный анализ различных образований неживой, живой и социальной природы базируется на общих положениях анализа таких систем. Рассмотрим некоторые из них.

  • Система - социальный субъект - характеризуется определенной целостностью, обусловленной существенным независимостью принятия решений.

 

  • Системы делятся на открытые и закрытые. Открытые социальные системы обмениваются информацией с социальным окружением.

 

  • Каждая система входит в определенное иерархическое образование. Анализ фиксированной промежуточной системы в иерархической структуре с позиции внешней сложной системы называется макроподходов, ай с позиции ее внутренних подсистем - микропидходом.

 

  • Системы делятся на гомеостатические и гетеростатични. Гомеостатические системы находятся в состоянии динамического равновесия со средой и не является развивающими. Негомеостатични или гетеростатични системы с подвижной точкой динамического равновесия является развивающими. Человек как био-социальное существо состоит из организма человека как гомеостатическую подсистемы и психической сферы сознания личности как гетеростатичнои подсистемы.

 

  • Каждая система существует в пространстве и времени, и познание ее осуществляют сначала в статике - анализ структуры, а затем в динамике - развертывание ее действия во времени. В динамике системы, в частности, социальные, характеризуются стационарными и нестационарными процессами. Последние бывают прогрессирующими (развивающихся) и регресуючимы (которые деградируют. Показателем первых является уменьшение, а показателем вторых - увеличение показателя энтропии.


Из положений системного анализа следуют этапы и последовательность исследования системы: выделение ее как целостности; анализ фиксированной промежуточной системы в иерархической структуре с позиции более сложной системы (макропидхид) и с позиции ее внутренних подсистем (микропидхид. Анализ гомеостатическую и гетеростатичнои подсистем; анализ ее структуры (состояние), а потом действия ее во времени (динамики) и т. д.

III

Объективная реальность - социальное и физическое среда - структурирована и представляет собой систему ценностей - материальных и информационно-идеальных образований, в которых человек нуждается и которым она сопряженная. В ценностном среде происходят два противоположных процесса - энтропийный, разрушительное и антиентропийний, творювальний. Притом первый происходит спонтанно, произвольно, а второй, ему противодействует, требует приложения усилий субъектов на созидание ценностей.

Социальным субъектам, в частности - человеку, принадлежит активная роль в преодолении энтропийных процессов, т.е. в упорядочении, структурировании среды путем создания материальных и духовных ценностей. В системе "социальный субъект - социальное и техногенно-природную среду" в первой ее составляющей заложен механизм, антиентропийна целью которого является воспроизведение и создание искусственного ценностного среды. С этой общей картины противодействия творювальних и разрушительных тенденций ценностных преобразований, является развитием культуры, цивилизации, следует назначения каждого социального субъекта и, в частности, личности: найти свое место в структуре социума, быть им востребовано на определенную роль в механизмах создания ценностей. Следовательно, удовлетворение потребностей социальных субъектов представляет собой смысл их существования, а критерий их удовлетворения воспринимается как их самоактуализация. В частности, удовлетворение социогенных потребности личностью является смыслом ее жизни, а критерий удовольствия воспринимается как ее самоактуализация, самореализация.

IV

Для разработки абстрактной социально-психологической теории социального субъекта необходимо провести сравнительный анализ свойств (параметров, характеристик) ряда изоморфных социальных субъектов-систем для выявления их инвариантных свойств, не забывая о существовании специфических свойств для каждого из них. Разработку каждой из теорий конкретного социального субъекта мы будем начинать по адаптации к нему именно инвариантных свойств, наполняя их конкретным содержанием.

В общем случае структура и комплекс свойств субъектов любого уровня в социально-правовой иерархии общества (личность, ячейка, организация и др.) воспроизведены в соответствующих уставах и других правовых документах. Общим признаком таких субъектов является наличие интереса (потребности), сформулированной в виде цели деятельности, и регламентирующих его правовых норм (установок). Например, целью фирмы является получение прибыли при соблюдении норм законодательства о коммерческой деятельности; цель политической партии - прийти к власти в государстве на законной основе. Первая из этих свойств является детерминирующего (динамизуючою), а вторая - регулирующей деятельность субъекта. Эти свойства-параметры выделены как инвариантные для любых социальных субъектов и отражены в названии регулятивно-детерминистские теории социального субъекта.

В процессе удовлетворения потребностей в отношениях данного субъекта с другими субъектами последние выступают его партнерами или конкурентами, что обусловлено мотивацией их деятельности и что диктует необходимость согласования с ними своих или выяснения их действий. Именно с помощью механизма удовлетворения потребностей субъекты осуществляют антиентропийну деятельность, создавая искусственное ценностное среду.

V

Конкретизируем выявлены инвариантные свойства социальных субъектов по элементарного субъекта - личности и выложим кратко основное содержание регулятивно-детерминистские теории личности.

Личность является изоморфно системой в иерархии социальных систем-субъектов и объектом познания. В образовании "личность - социальная среда" (как частичном случае образования "социальный субъект - природно-техногенная и социальная среда) сопряжения составляющих его подсистем" личность "и" социальная среда "осуществляется с помощью социогенных параметров, приобретенных (а не врожденных ) в результате социальных влияний. Предмет этой теории содержит теоретические основы функциональной структуры и деятельности личности; обоснование ее главных параметров и их функционального назначения путем сравнения с соответствующими параметрами социальных субъектов высших уровней, определение роли личности в преодолении энтропийных процессов в социальной и техногенно-природной среде и в развитии общества .

Под структурой личности понимаем функциональную структуру ее сферы сознания как психического органа мышления и программирование деятельности с помощью ее параметров. Системный подход в исследовании позволяет провести сравнительный анализ функций сферы сознания личности с подобными функциями социальных субъектов высших уровней (организаций и объединений организаций), выделить комплексы соответствующих параметров субъектов и их "сплетений" в многоцелевых, полимотивацийних, относительно долгосрочных и ситуационных программ жизнедеятельности. Люди, с развитием цивилизации, стремятся определиться с жизненными ориентирами, которым соответствовали бы их способности, и, по возможности, спрогнозировать и запрограммировать свой жизненный путь не только об удовлетворении биогенных потребностей, связанного с материальным обеспечением, но прежде всего стратегических социогенных потребностей , которые составляли смысл жизни. Особенно это касается людей творческих профессий.

Проследим особенности системного анализа личности по указанным в разделе II этапами.

A) адаптируя инвариантные параметры субъектов к человеку и личности как ее социогенных подсистемы, приходим к выводу, что детерминирующих деятельность параметром является потребности (цели), а регулирующим - социальные установки (нормы, регламенты. Выделены инвариантные параметры личности обусловили название теории личности как регулятивно-детерминистский (как и название регулятивно-детерминистские теории социального субъекта.

Кроме того, личность характеризуется рядом специфических субъектов параметров - черты характера, профессиональная компетентность, жизненный опыт, гендерные свойства и т.д., которые следует учитывать в ее деятельности по удовлетворению потребительских и творювальних потребностей.

Б) Рассмотрим личность в статике. Объектом исследования является мотивационная сфера сознания личности, включающий память и операционную систему, в которой программируются ее детерминирующая и регулирующие функции. Предмет исследования - механизм детерминации и регуляции деятельности личности по удовлетворению ее материальных и информационно-идеальных потребностей.

Проанализируем свойства личности с позиций: а) макро-(описательного) и б) микро-(объяснительного) подходов.

а) В системе "личность - ценностное социальную среду" их составные объединены в целостность с помощью характеристик сопряжения. С материальными и духовными ценностями среды сопряжены соответствующие социогенных свойства личности: социогенных потребности, социальные установки, а также черты характера, профессиональная компетентность, гендерные признаки т.д. Приобретенные с помощью механизма социализации, эти свойства, гармоничным с комплексом врожденных свойств - темперамента с дифференциацией по типам психики, способностей и био-и психогенных потребностей, - обеспечивают гармоничное включение человека и его составляющей - личности - в соответствующую систему ценностей социального и техногенно-природной среды. Ценности классифицированы и стратифицированные соответствии со структурой общества и отражены в сфере сознания личности. Класотворювальною основой классификации ценностей есть разновидности социогенных и других потребностей, которые реализуются субъектами в созданных для этого социальных институтах. Трудовая, общественно-политическая, образовательно-воспитательная, культуро, семейно-бытовая, духовно-религиозная деятельность человека регулируются, соответственно, экономическими, политическими, педагогическими, культурническими, семейными и религиозными социальными институтами. Смысловые ценности-регуляторы в форме законов, постановлений, приказов и т.д. стратифицированные в иерархических структурах социальных институтов по шкалам статусов.

Общая классификация потребностей человека предстает в форме "дерева потребностей", в основе которого потребности двух видов: самосохранения и сохранения рода. Без нарушения общности родовое понятие "потребности" включает все виды потребностей: и био-и психо-и социогенных. Первый из двух классов потребностей включает адаптивно-преобразовательные потребности, обеспечивающие самосохранения человека в био-социальной среде. Процесс удовлетворения био-, психо- и социогенных потребностей, что означает гармоничное включение человека в систему материальных и духовных ценностей, проявляется двояко: как адаптация путем подстройки своих потребностей в ценностного среды и наоборот - как преобразование среды путем подстройки его ценностей своим потребностям. При этом последний способ удовлетворения потребностей, заключается в создании искусственного ценностного среды, т.е. в развитии культуры, становится преобладающим.

В дальнейшей классификации адаптивно-преобразовательные потребности делятся на био-, психо-и социогенных. Причем био-и психогенные потребности имеют генетическую наследственную природу и характерные для гомеостатических систем, а социогенных имеют природу социального подражания, и характерные для гетеростатичних систем. Последние отличаются от первых тем, что они не регламентированы нормами и могут развиваться бесконечно, например, социогенных потребности в создании продуктов творчества. В свою очередь, социогенных потребности классифицируются по социальным институтами.

Механизм проявления и удовлетворения всей системы потребностей ориентирует личность на достижение ряда жизненно стратегических целей: получение профессии, карьера, посвящение себя общественно-политической деятельности, раскрытие своих способностей в творческой деятельности в сферах науки, техники или искусства, нацеленность на создание семьи и воспитание детей и т.п.

Человек реализует каждую значимую социогенных потребность-цель как доминантную в разной последовательности в трудовом коллективе, общественно-политической организации, учебной группе, любительской студии, в семье в соответствии с бюджетом времени [8, с. 99]. Удовлетворение их является смыслом жизни, а критерий их удовлетворения воспринимается как самоактуализация личности.

VI

Следующей по сложности после субъекта-системы "личность" в иерархии социальных субъектов является система "контактная (малая) группа" как самостоятельное социальное образование (группа здоровья пенсионеров) или как подразделение сложного образования (лаборатория в научно-исследовательском институте . Итак, речь пойдет о предмете социальной психологии контактной группы.

В образовании "контактная группа - социальная среда" сопряжения составляющих его подсистем "контактная группа" и "социальная среда" осуществляется с помощью социальных параметров. Контактная группа, как и личность, является изоморфно системой в иерархии социальных систем-субъектов и как социальный субъект описуеться теми же инвариантными детерминированных и регулирующим параметрами.

В самой общей классификации контактные группы делятся на формальные и неформальные. В первом случае контактная группа - это подразделение определенной структуры или подсистема определенной системы, которую мы рассматриваем в множестве других подразделений как социальной среды, например, цех на предприятии, ячейка в партийной структуре, совет управляющих организации. Во втором случае контактная группа - это самостоятельное образование, для которого социальное окружение является ценностным средой, например, клуб любителей по определенному интересом или группа здоровья.

Вообще контактные группы классифицируются по социальным институтами: 1) в экономической сфере - это фирма малого бизнеса, бригада, экипаж, команда, группа забастовщиков т.п.; 2) в политической сфере - партийная ячейка, команда политического лидера, группа политического протеста, фракция депутатов, отряд добровольцев и т.д.; 3) в культурологической сфере - художественная студия, группа любителей по интересам, кружок художественной самодеятельности, клуб досуга, спортивная секция, группа здоровья, маргинальная группа т.п.; 4) в образовательной сфере - учебный класс, студенческая или аспирантская группа, группа слушателей учебных курсов и т.п.; 5) в семейной сфере - семья, родня; 6) в религиозной сфере - парафия.

Проследим указанных в разделе II этапы системного анализа особенностей контактной группы.

А) адаптируя инвариантные параметры субъектов к контактной группы, приходим к выводу, что детерминирующих ее деятельность параметром является потребность-цель, то есть назначение создание и существование такой группы, а регулирующим деятельность в социальной среде - социальные установки, т.е. нормы, регламенты регулирования ее отношений с другими субъектами, независимо от того, такая группа является подразделением организации или какой стихийной группой.

Важным признаком контактной группы является то, что она объединяет единомышленников из общей потребностью-целях группы. Идентифицируя себя по этому признаку, индивид вступает в такую группу или стремится стать ее членом, если она является подразделением определенной организации. Группа не возникает сама по себе спонтанно, именно общая цель объединяет индивидов в группу.

Кроме того, контактная группа характеризуется рядом специфических среди других субъектов параметров, такими, как сплоченность, напряженность межличностных отношений, совместимость, психологический микроклимат, влияние лидера, руководителя и другие, которые следует учитывать в ее деятельности по удовлетворению потребительских и творювальних потребностей.

Б) Рассмотрим контактную группу в статике. Это означает, что нужно определить ее структуру, особенности и место в социальном окружении. Эти характеристики контактной группы существенно отличаются в зависимости от того, включена она в определенную социальную структуру, а она достаточно независима в своей деятельности. Если группа является подразделением организации и создана с определенной целью (потребностью), то следует в "дереве целей" организации определить цель создания такой группы, проанализировать детерминирующая и регулирующие ее деятельность параметры в рамках организации (макропидхид. Одновременно нужно проанализировать внутреннюю структуру группы контактов, если каждый из ее членов выполняет определенную функцию, поскольку внутреннее "дерево целей" определяет официальные отношения между ними (микропидхид.

Проанализируем свойства и особенности контактной группы с позиций: а) макро-(описательного) и б) микро-(объяснительного) подходов.

а) В системе "контактная группа - ценностное социальную среду" их составляющие "контактная группа" и "ценностное социальная среда" объединены в целостность с помощью характеристик сопряжения. С ценностями среды сопряжены соответствующие социальные параметры контактной группы, прежде потребности-цели и социальные установки, а именно: потребности-цели группы сопряжены с материальными и духовными ценностями среды, а внутренние социальные установки (нормы, регламенты) группы - с внешними социальными установками (нормами , регламентами. Ценности классифицированы и стратифицированные соответствии со структурой общества и отражены в коллективном сознании контактной группы по ее назначению.

Формальную группу-подразделение определенной организации возглавляет руководитель - носитель и организатор достижения задачи группы в жизнь. Заметим, что руководитель назначается высшим руководителем для выполнения задания-цели как подцели "дерева целей" организации. Принятие решений по удовлетворению определенных потребностей группы основываются на формулировках причин того или иного хода деятельности, которые составляют содержание мотивов, которые делятся на обычные и защитные. Если потребности детерминируют деятельность по их удовлетворению, то мотивы побуждают возглавленную руководителем контактную группу к деятельности во взаимосвязи с реализацией потребностей другими субъектами. Удовлетворение потребностей - целей формальной или неформальной группы контактов представляет является смыслом ее создания и существования, а критерий их удовлетворения воспринимается как ее самоактуализация, самореализация в кругу других субъектов.

б) С позиции микропидходу главе руководителем контактная группа представляет собой определенную совокупность индивидов со своими индивидуальными потребностями относительно общей потребности-цели, и каждый член группы руководствуется собственными социальными установками, приобретенными в результате социализации. Для эффективной реализации потребности-цели группы, т.е. для эффективного функционирования ее как целостности, индивидуальные потребности ее членов должны быть увязаны без явных или скрытых противоречий в единый вектор - потребность-цель группы. В противном случае группа будет иметь вид аморфной, противоречивой, с напряженными межличностными отношениями. Кроме того, в группе могут оказаться члены с другими потребностями, которые ее дезорганизуют. Поэтому связанные с отклонениями от норм проблемы в группе должны быть развязанными. Производительность деятельности группы зависит от способности руководителя на основе компетентности и психологических особенностей ее членов консолидировать их усилия на реализацию совместной потребности-цели.

Наряду с официальной структурой в группе может возникнуть неофициальная структура во главе с неформальным лидером, которому члены группы предпочитают как более авторитетном компетентному, психологически совместимого. Неформальным лидером может быть и официальный руководитель.

Как и в случае субъекта-личности, движителем деятельности субъекта-группы является расхождение между осознанной коллективным разумом целью-потребностью группы и реальным состоянием ее удовлетворения, проявляющаяся как коллективный когнитивный диссонанс. В случае невыполнения определенных задач или замыслов, т.е. недовольство необходимости, в группе возникает психологическая напряженность, детерминирует деятельность, направленную на устранение ее и связанного с ней психического дискомфорта ее членов. Если такая контактная группа не является компонентным определенной социальной технологии (например, подразделением предприятия или учреждения), а достаточно самостоятельным образованием, назначение которого имеет заметную или высокую общественную значимость (например, группа добровольцев экологического надзора за местностью), то достижение цели по реализации потребности приобретает для нее стратегическое значение с последующей самоактуализацию и становится смыслом существования группы, смыслом жизни ее членов.

В) Согласно системного подхода, основные детерминирующая и регулирующие параметры контактной группы посредством мотивов увязываются в целевые относительно длительные программы или проявляются в комплексе ситуационно в зависимости от того, в какой степени они автономны, формальные или нет, и дальнейший процесс реализации потребностей рассматривается во времени, т.е. в динамике. От степени сознательности, сплоченности, совместимости, целостности контактной группы, способности выступать единым коллективным разумом, зависит успех ее деятельности.

Г) Исходя из логики проведенного системного анализа контактной группы как частичного случае социальных субъектов, отметим, что понятие субъекта является родовым относительно контактной группы и поэтому через него определяется. Это означает, что контактная группа, как и любой социальный субъект, характеризуется определенным комплексом детерминирующих и регулирующих деятельность параметров - потребностей и социальных установок, а также рядом специфических параметров, таких, как психологический микроклимат в группе, лидерство, компетентность ее членов т.д. Одновременно контактная группа рассматривается как подсистема системы-организации, и это предопределяет ее специфику отношений и взаимодействия с другими социальными субъектами.

VII

Системный анализ систем "субъект - социальная среда" можно продолжить. На очереди анализ системы "организация - социальная среда" или "собрание людей - социальная среда". Конкретизируя субъекты различной природы, получим семейство регулятивно-детерминистские теорий этих субъектов. Интегрированная совокупность таких теорий составляет предмет системной социальной психологии.

 

 

Loading...

 

Это интересно

загрузка...
Loading...



загрузка...