Особенности полоролевой социализации в условиях трансформации общества

Особенности полоролевой социализации в условиях трансформации общества

Валентина Москаленко,
доктор философских наук, профессор,
главный научный сотрудник
Института психологии им. Г. Костюка АПН Украины,
Валерия Романова,
кандидат психологических наук


В последние годы заметно возрос интерес к гендерной проблематике, особенно к проблеме гендерного равенства / неравенства. Ее можно рассматривать с точки зрения особенностей восприятия индивидами разного пола различий между мужчинами и женщинами, а также оценки этих различий. Разница в представлениях индивидов о мужчине и женщине значительно влияют на гендерную стратификацию общества. Так или иначе, проблема гендерного равенства касается взаимоотношений между социальными гендерными группами, которые обусловлены различными установками личностей относительно пола. Такие установки формируются в процессе социализации. Схемы воспитания мальчиков и девочек не меньшей степени, чем социально-экономические факторы, обусловливающие объединение индивидов в гендерные группы, а также определенные взаимоотношения между ними. Социальный статус женщин, как и мужчин, определяется оценкой гендерной группы, детерминированной не только социально-экономическими факторами, но и представлениями, установками, стереотипами людей.

В результате усвоения гендерных стереотипов, гендерных ролей, гендерных установок и других элементов гендерной культуры общества происходит процесс полоролевой социализации индивидов, который, в свою очередь, детерминирует отношение людей к тем или других социальных групп. В этом ракурсе мы видим связь проблемы гендерного равенства / неравенства с процессом полоролевой социализации индивидов.

Научная литература по гендерной психологии широко освещает проблемы, связанные с гендерной дифференциацией индивидов, вредности гендерных стереотипов, характеристикой гендерных ролей и т.д. [1, 2, 3; 4; 5; 6; 7; 8]. Однако, несмотря на разнообразие и большое количество работ, в которых анализируются гендерные проблемы, совершенно недостаточно таких, в которых они рассматриваются с точки зрения взаимосвязи с процессом полоролевой социализации.

Социальная проблема гендерного равенства / неравенства кроется в дисгармонийности процесса полоролевой социализации, в отклонениях гендерной идентичности, зрелости которой человек приобретает в подростковом возрасте.

В нашей статье рассматриваются некоторые вопросы взаимосвязи процесса полоролевой социализации с трансформациями, которые происходят в таких элементах современной гендерной культуры общества, как гендерные роли и гендерные стереотипы. Гендерные стереотипы как системообразующий элемент гендерной культуры определяют содержание всех других элементов гендерной культуры, объединяя их в единую схему как систему представлений о мужчине и женщине. С помощью стереотипов общество организует и структурирует информацию о лучшем тип полоролевой поведения. Эта информация закрепляется в гендерных ролях как ожидаемая обществом половое поведение. Упрощенность, схематичность, некритичность и эмоциональная окраска стереотипов предоставляют им особого действующей силы и одновременно - консервативности в трансляции гендерных схем из поколения в поколение. Гендерные роли, как ожидания общества, тесно связаны с требованиями социально-экономической сферы, скорее гендерные стереотипы схватывают общественные трансформации и оказываются более динамичными сравнению с гендерными стереотипами. Это противоречие между гендерными ролями и гендерными стереотипами временем может перейти в конфликт, на поверхности, в социуме, оказывается напряжением в той или иной сфере (возникновение феминистического движения, потери от неиспользования возможности личностей и т.п.). На уровне личностей этот конфликт проявляется дисгармония в формировании гендерной идентичности. Он снимается с помощью целенаправленных форм полоролевой социализации. Программы гендерного воспитания, через которые реализуются целенаправленные формы полоролевой социализации, должны опираться на знание закономерностей этого процесса, что требует научных исследований последнего. С целью анализа особенностей формирования гендерной идентичности в условиях трансформации гендерных ролей и гендерных стереотипов было проведено эмпирическое исследование среди подростков киевских средних учебных заведений на выборке 400 человек.

 

В исследовании применялись следующие методики: специально разработанная нами анкета, мини-произведение, методика "Незаконченные предложения", методика ММРІ (модификация Л. Собчик), методика С. Бем (BSPI) в адаптации А. РЕАН.

 

Нас интересовали следующие вопросы:

 

  1. каковы по содержанию и как изменяются гендерные стереотипы у подростков различных возрастных групп;
  2. какие требования предъявляют к гендерных ролей подростки разного пола,
  3. какие факторы способствуют идентификации индивида с гендерной ролью и какие существуют причины нарушения гендерного идентичности в подростковом возрасте.


Э. Эриксон, с работами которого ассоциируется у большинства ученых начало исследования понятия "идентичность", определял психосоциальную идентичность как необходимое условие для сохранения здоровья индивида, его внутренней целостности и стабильности, как важную личностную потребность [11]. Гендерная идентичность рассматривается психологами в следующих аспектах: адаптационная половая идентичность как осознание личностью соотношение своей реального поведения с поведением других женщин и мужчин; целевая концепция Я как набор индивидуальных наставлений супругов на то, какими они должны быть; персональная идентичность как личностное соотнесение себя с другими людьми; его-идентичность как глубинное психологическое ядро того, что именно личность человека как представитель пола означает для самой себя.

Гендерная идентичность формируется в процессе полоролевой социализации. Этот процесс происходит, с одной стороны, как усвоение индивидами ценностей гендерной культуры, транслируемые предыдущими поколениями, с другой - как трансформация этих ценностей, является реализацией присущей молодежи потребности в новациях.

В процессе полоролевой социализации подростковой стадии принадлежит особое место, так как именно на этот период приходится формирование зрелой гендерной идентичности (Э. Эриксон). В механизм гендерной идентификации в условиях подростковой гендерной субкультуры включаются такие факторы (принцип "мы - они", принцип большей подверженности отвечать примеру похожего на нас т.п.), благодаря которым гендерное поведение становится одним из главных параметров оценки подростка. Это становится решающим условием достижения зрелости гендерной идентичности. Зрелая гендерная идентичность - это статус человека, на основе самостоятельного решения и выводов достигла стабильного определения и осознания себя как мужчины или женщины, приняла себя вполне через гендерное поведение, которое соответствует ее биологической пола.

В процессе исследования нами были выявлены такие факторы, негативно влияющие на формирование гендерной идентичности:


1) нарушения идентификации с образом родителей в результате усвоения детьми дисгармоничных наставлений маскулинности-феминности в семье;

2) разрыв между поколениями в сфере профессиональной деятельности, что особенно влияет на воспитание мальчиков, в которых могут возникать трудности в выборе идеала-образца-образа человека, которого можно было бы следовать;

3) формирование емансипацийних установок у женщин средствами массовой информации, которые акцентируют внимание на достижениях женщин в традиционно мужских видах труда или спорта и этим могут иногда привести маскулинизации поведения девушек;

4) ошибки родителей в сфере социально-полового контроля за поведением детей, что проявляется в различных формах ограничений общение, которое в подростковом возрасте, как правило, имеет своим следствием "эффект бумеранга".


Результаты опроса по разработанной нами анкетой показали, что представление о чоловичнисть и женственность как у мальчиков, так и у девочек в основном совпадают с традиционными стереотипами. Рисуя образ-идеал современных мужчин и женщин, ребята показывают, что "женщина должна быть красивой, нежной, веселой, мать сына и дочь, хорошо готовить блюда, успевать все сделать дома", "мужчина должен быть сильным, умным, храбрым, здоровым, заботиться о семье. Привлекает внимание то, что исследуемые обеспокоены распространением вредных привычек (курение, пьянство, наркотики), которые считают несовместимыми с образами современных женщин и мужчин. Такое озабоченность выразили 70% опрошенных мальчиков младшей подростковой группы, 59% - старшей, 50% девочек младшей подростковой группы и 63% - старшей. В образах супругов ведущее место занимают моральные качества. Особенно это характеризует представление девочек, которые считают высокую нравственность основной характеристикой современного мужчины. 91% девочек старшей группы, 75% - младшей предпочитают в образе современного мужчины такой рыси, как доброта. Что касается мальчиков, то лишь 35% из младшей группы и 20% - старшей указали на эту черту как обязательное для современного мужчины.

Необходимо подчеркнуть, что образ современного мужчины в представлениях мальчиков более стереотипным, чем в представлениях девочек. Мальчики отдают предпочтение таким качествам, как ум (90% опрошенных старшей группы и 50% - младшей. Физическая сила (50% опрошенных), храбрость (50% опрошенных).

Несмотря на то, что в целом представление о женщине и мужчине у подростков остаются стереотипными, многие из них считают, что место человека в обществе не должно определяться принадлежностью к полу. Большинство мальчиков и девочек выделяют энергичность и силу как черты, одинаково необходимые мужчинам и женщинам в современном мире. Такие черты, как ум, оптимизм, самоуверенность, способность к компромиссу считаются обязательными характеристиками как мужчины, так и женщины.

Анализ полученных данных показал также, что гендерные представления старших подростков отличаются от представлений подростков младшего возраста. Эти отличия заключаются в том, что в образах старших подростков наблюдается большее количество нетрадиционных гендерных рис, превалируют загальноособистисни черты. Стереотипы маскулинности и феминности более "размыты". Так, среди черт, обязательных для современной женщины, девочки старшей подростковой группы указывают на новые, нетрадиционные для женщин свойства. Если младшие девочки акцентируют внимание на том, что женщина должна быть прежде всего хранительницей, то старшие высказываются за то, чтобы женщина "не сидела дома. Более трети из последних (36,5%) считают, что независимость и самостоятельность - обязательные черты женщины в современном мире. Более половины старших девочек считают, что современной женщине необходимо иметь хороший вкус к нарядам, быть элегантной (45%). Некоторые девочки считают, что важной чертой современной женщины является умение выслушать человека, разделить его интересы. Представление о современном идеального мужчину в старших девочек отличается от традиционного образа мужчины, который превалирует в представлениях младшей группы. Старшие девочки считают, что современному человеку нужны такие черты, как чувство юмора (54,5%), коммуникабельность (25%), аккуратность, хороший вкус, умение красиво одеваться, следить за своей внешностью.

Можно сделать вывод, что представления о современной женщине и современного мужчины меняются с возрастом. В формировании гендерно-ролевых стереотипов младших детей доминирующим фактором является семья. Как известно, семья, по сравнению с другими сообществами, является носителем основном консервативных ценностей. В старших подростков стереотипы феминности и маскулинности включают новые гендерные особенности, значение которых обусловливается современной ситуацией в обществе. Это объясняется тем, что в старшем возрасте влияние семьи на формирование гендерно-ролевых стереотипов существенно уменьшается. Решающую роль в этом процессе начинают играть факторы, связанные с включением подростков к широкому кругу социальных сообществ. В младшем возрасте на формирование личностных черт решающее влияние осуществляют "охранные" факторы, т.е. такие, которые способствуют сохранению у человека черт, свойственных духовному укладу группы, которая характеризуется "типичной психологией (психология, которая сложилась по законам приспособления к социально-экономических условий и потребностей. С возрастом на формирование личности усиливается влияние разрушительных факторов, т.е. таких, которые могут ослабить или уничтожить действие охранных факторов и привнести в психику подрастающей личности новые черты, чуждые или даже враждебные мировоззрению родной группы.

Анализируя данные, полученные у мальчиков, мы не зафиксировали какой существенной разницы в стереотипах "феминности" и "маскулинности" в зависимости от возраста. Образы мужчины и женщины в представлениях мальчиков обеих возрастных групп остаются более стереотипными сравнению с представлениями девочек. Возможно, это связано с тем установленным исследователями фактом, что стремление мальчиков отвечать гендерной роли оказывается в большей стереотипизации их поведения. В подростковом возрасте нормативные представления оказываются особенно жесткими и стереотипными именно у мальчиков. Желая закрепиться в своей мужской роли, мальчик всячески подчеркивает свое отличие от женщины, стремясь побороть все, что может восприниматься как проявление женственности.

Отмеченные нами изменения в гендерно-ролевых стереотипах отражают социально-экономические изменения в обществе, новые, более высокие требования как к мужчинам, так и к женщинам. Наши исследования подтверждают, что сегодня нельзя представлять маскулинность и феминность как ортогональные измерения личности. Однако это не означает, что идеалы женственности и чоловичности уже потеряли значение. Нежность, мягкость, красота, доброта, емпатийнисть и сейчас высоко оцениваются как свойства женственности, а сила, энергичность, воля и интеллект - как свойства чоловичности. Итак, маскулинность и феминность в образах - образцах супругов у подростков является доминантными. Образ мужчины - это образ годивника семьи, который осуществляет общее руководство и несет главную ответственность за детей. Образ женщины связывается с эмоциональностью. Женщина поддерживает групповую солидарность и обеспечивает детям эмоциональное тепло. Несмотря на то, что современная женщина вовлекается в общественно-производственное жизнь, женская роль продолжает основываться, прежде всего, на внутренних делах семьи, где женщина - жена, мать, хозяйка, в то время как роль мужа основывается прежде всего на его работе, что и предопределяет его функции в семье - обеспечение ей определенного статуса и средств к существованию.

Как уже отмечалось, важным признаком зрелой гендерной идентичности является наличие гетеросоциальности. Условием ее формирования является адекватность гендерных образов у подростков противоположного пола в процессе их общения, что обеспечивает, прежде всего, положительное восприятие друг друга. Различия между девочками и мальчиками в восприятии гендерных образов, которые оказались в исследуемых подростков, могут создавать препятствия в формировании у них гетеросоциальности, негативно влиять на формирование зрелой гендерной идентичности.

С целью детального анализа происходящих в гендерных схемах согласно трансформации гендерной культуры общества, а также определения адекватности гендерных образов в индивидов разного пола в процессе их межполовых общения, нами было проведено исследование содержания, которое вкладывают подростки в понимание "мужского" и " женского "[9]. Это исследование проводилось через анализ структуры образов мужчины и женщины в представлениях подростков по методике "10 качеств мужчины и женщины" (модифицированный вариант методики Т. Юферовои) [12].

На основе выделения шести групп качеств личности с содержательными характеристиками, которые определили целостную структуру образа мужчины и женщины в представлениях подростков (группа загальноособистисних черт характера; группа стереотипных качеств маскулинности и группа качеств феминности; группа моральных качеств; группа социально-коммуникативных качеств; группа качеств, касающиеся внешних данных личности), были проанализированы содержательные характеристики образов мужчины и женщины в представлениях подростков. Результаты анализа показали, что различия в образах мужчины и женщины состоят в том, что образ мужчины более стереотипным (маскулинные группа качеств на первом месте в структуре образа мужчины), в то время как образ женщины - более андрогинний (феминные группа качеств - на третьем месте в структуре образа женщины. Оказалась значима разница между девочками и мальчиками в восприятии образа мужчины. В представлениях мальчиков образ мужчины более маскулинным, чем в представлениях девушек. В восприятии образа женщины мальчиками и девочками тоже есть различия по этим признакам: женщина в представлениях девочек более феминные, чем в представлениях мальчиков. Эту особенность в восприятии подростками гендерного образа следует учитывать в половом воспитании подростков. Если в процессе полоролевой социализации у мальчиков и девочек сформируются принципиально разные взгляды на то, какими надлежит быть мужчине и женщине, то это может негативно повлиять на формирование их гетеросоциальности, стать основой конфликтов как на внутригруппового (например, в семье), так и на межгрупповую уровне. В этом мы усматриваем также источник проблем гендерного равенства / неравенства, феминистического движения и т. п.

Выводы

1. Полоролевых социализация осуществляется как динамический процесс усвоения индивидами гендерной культуры общества, каждый исторический этап которой выдвигает конкретные общие требования к содержанию гендерных качеств, формируя определенные гендерные типы личности. Основная противоречие гендерной культуры общества имеет место между гендерными ролями и гендерными стереотипами. Это противоречие сказывается на характере процесса полоролевой социализации. Формированию зрелой гендерной идентичности может мешать консервативность гендерных стереотипов, что нужно учитывать в воспитательном процессе.

2. Подростковая стадия полоролевой социализации оказывается решающим в формировании гендерного типа личности. Это объясняется тем, что в подростковый период формируется зрелая гендерная идентичность как осознание индивидом своей половой принадлежности, как субъективное осмысление, переживание половой роли, проявляющееся в единстве полового осознания и поведения. На подростковый период приходится окончательное формирование гендерной идентичности.

3. Применение методики ММРІ с целью определения уровня маскулинности-феминности показало, что у большинства подростков нашей выборки (61,5%) полоролевых идентификация осуществляется с отклонением от стереотипно-традиционных показателей маскулинности-феминности. Отклонение в профиле 5-й шкалы свидетельствуют о переориентации подростков из стереотипных традиционных феминные-маскулинных гендерных схем на андрогинни в процессе полоролевой идентификации.

4. Динамика отклонений в полоролевых идентификации в женских и мужских группах происходит в противоположных направлениях: в группах девочек с возрастом наблюдается уменьшение отклонений, в группах мальчиков - наоборот, от младшего до старшего возраста показатели отклонений возрастают. Это противоречит распространенному в литературе мнению, согласно которой у мальчиков в процессе их возмужания показатели их феминности имеют тенденцию к снижению. Уменьшение отклонений по показателям 5-й шкалы у девушек и увеличение этих показателей у мальчиков в процессе их взросления связан с адаптацией подростков к условиям современности. Эта адаптация осуществляется как формирование андрогинного гендерного типа со средними показателями андрогинности. Сбалансирования маскулинности с феминность, которое идет по андрогинною гендерной схеме, происходит в старшем подростковом возрасте в результате индивидуализации гендерной позиции личности.

5. Исследование, которое мы проводили с использованием методики С. Бем (BSPI), ставя целью выявления показателей андрогинности, подтвердило результаты наших данных, полученных по методике ММРІ, а именно изменение гендерных показателей в направлении формирования среднего уровня андрогинности, которое осуществляется как сбалансирование маскулинности- феминности по разным схемам у девочек и мальчиков.

6. Оказалась значительная разница между девушками и парнями в восприятии образа мужчины. Она заключается в том, что в представлениях юношей образ мужчины более маскулинным, чем в представлениях девушек. Это необходимо учитывать в полоролевых воспитании. Образ женщины воспринимается почти одинаково ребятами и девушками. Разница в восприятии гендерного образа может создавать препятствия в формировании гетеросоциальности подростков, может стать фактором социальных противоречий как внутри группы (семья), так и на межгрупповую уровне (проблема гендерного равенства / неравенства.

 
Литература

1. Берн Ш. Гендерная психология. - СПб.: Питер, 2001. - 320 с.

2. Говорун Т., Кикинеджи А. Пол и сексуальность: психологический ракурс. Уч. пособие. - М.: Богдан, 1999. - 384 с.

3. Ильин Е. Н. Дифференциальная психология мужчины и женщины. - СПб.: Питер, 2002. - 544 с.

4. Келли Г. Основы современной сексологиы. - СПб.: Питер, 2000. - 896 с.

5. Каган В. Е. Воспитатель в сексологиы. - М.: Педагог, 1991. - 256 с.

6. Кон И. С. Психология ранней юности. - М.: Просвещение, 1989. - 225 с.

7. Лавриненко Н. В. Женщина: самореализация в семье и общество (гендерные аспект). - М.: выполите 1999. - 172 с.

8. Майерс Д. Социальная психология. - СПб.: Питер, 1996. - 699 с.

9. Москаленко В. В., Романова В. Г. Особенности структуры гендерных образов в представлениях подростков / / Психология. Сб. научных работ НПУ им. М. Драгоманова. Вып. 14. - М.: НПУ им. Драгоманова, 2001. - С. 138 - 153.

10. Романова В. Г. Исследование андрогинности в гендерной идентификации подростков / / Психология. Сб. научных работ НПУ им. М. Драгоманова. Вып. 13. - М.: НПУ им. Драгоманова, 2001. - С. 292 - 309.

11. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Пер.с англ. - М.: Прогресс, 1996. - 341 с.

12. Юферова Т. И. Образы мужчин и женщин в сознании подростков / / Вопросы психологии. - 1985. - № 3. - С. 68 - 75.

 

Loading...

 

Это интересно

загрузка...
Loading...



загрузка...