Перспективные направления развития социальной психологии в контексте реальных проблем общества

Лидия Орбан-Лембрик,
доктор психологических наук, профессор,
заслуженный деятель науки и техники Украины,
заведующая кафедрой социальной психологии
Прикарпатского университета им. В. Стефаника


Лет десять - пятнадцать назад социальная психология как наука, можно сказать, едва прозябала. Ее курс читался лишь в нескольких высших учебных заведениях. И только в процессе национального возрождения, становления украинского демократического государства и становления гражданского общества в корне изменился состояние с теоретическим осмыслением основных понятий социальной психологии, а также с преподаванием этой дисциплины. В наше время все больше людей осознает, что без ликвидации социально-психологической неграмотности невозможно построить правовое и суверенную страну. Итак, учет потребности в социально-психологических знаниях, а также бурные социально-экономические изменения в украинском обществе способствуют росту требований как к осмыслению событий с точки зрения социальной психологии, так и к деятельности специалистов, которым знания по социальной психологии нужны в первую очередь (практики -предприниматели, менеджеры, руководители различных уровней, собственно психологи, педагоги, медики, экономисты, правоведы и др.).

Социальная психология - относительно молодая наука. Она стала самостоятельной в начале XX века и в наше время является одной из тех дисциплин, которые динамично развиваются, особенно в США, Западной Европе, Австралии.

В бывшем Советском Союзе, социальная психология прошла сложный путь становления: от бурного развития в 20-х годах ХХ века к стагнации, застоя и фактического запрета в 30 - 50-х годах. Это обусловливалось многими причинами, среди которых: выполнение вполне конкретных заказов в сфере политики, управления, производства, а отсюда и односторонность социально-психологического анализа действительности, "вредность" и, следовательно, ненужность социально-психологических исследований с точки зрения тех идеологических и социально- политических принципов, которые существовали в стране и т.д.

Возрождение социальной психологии приходится на 60-е годы ХХ века. Она становится учебной дисциплиной и начинает преподаваться в ряде учебных заведений, создаются отделы и лаборатории в научно-исследовательских институтах, учреждениях. Однако длительная изолированность советской психологии от мировой науки, ее идеологизация привели к деформациям в ее развитии, что отразилось, прежде всего, на отрыве социально-психологической теории от практики, на понимании социальной психологии только с позиций марксистского подхода. Возникла ситуация, когда достаточно высокий уровень психологической теории сочетался с низким уровнем социально-психологической практики внедрения социальных технологий. И это в то время как на Западе социально-психологические рекомендации, направленные на психологическую регуляцию поведения человека и социальных общностей, довольно интенсивно внедрялись в практическую деятельность политиков, управленцев, бизнесменов.

Тормозило общее развитие отечественной социальной психологии и длительное доминирование в этой области знания американских подходов. Речь идет прежде всего о американском опыте, методики и техники исследований, применение новейших средств регистрации и обработки результатов, высокую лабораторную культуру эксперимента, которые обеспечивали им приоритет и признание в социальной психологии. Все это привело к тому, что теоретические тезисы, подходы и методы американских исследователей стали переноситься на нашу почву, часто без критического осмысления, с имплицитно присущим представлением отечественных потребителей социально-психологических услуг о западной "першосортнисть" по сравнению с отечественной "второсортности". В процессе так называемого заимствования не учитывался этнопсихологических аспект проблемы, социокультурный контекст подготовки как специалистов по социальной психологии, так и, собственно, тех, кому на практике нужны социально-психологические знания для эффективной деятельности.

Все очевидным становилось и то, что методы подготовки специалистов имели принципиальный недостаток: они были ориентированы на передачу знаний и формирование частичных умений, а не опирались на рефлексию как внутренний механизм развития профессионального мышления. Именно поэтому изданные в Советском Союзе в 60 - 80-е годы учебники основном выполняют свою образовательную функцию, т.е. дают общее представление о социальной психологии как науке, ее главные проблемы и направления, играют положительную роль в развитии ее как учебной дисциплины. Однако при этом они не свободны от идеологических штампов и не учитывают последних изменений, которые произошли в развитии этой науки. Более того, без внимания некоторых ученых остался факт возникновения в Европе в 70-е годы этапа анализа американской социальной психологии, критики ее прагматичной позитивистской направленности, ограниченности теоретических концепций и направлений.

Социальная психология не является панацеей от всех наших проблем и неоднозначных подходов. Однако овладение ею позволяет более толерантно и гуманно осуществлять государства, осмысливать реальный опыт отношений между людьми, видеть его во всей полноте и разнообразии, находить адекватные и достаточно действенные способы развития и совершенствования межличностных и межгрупповых взаимодействий. Поэтому приоритетное значение приобретают социально-психологические аспекты национального возрождения, в частности процессы отражения человеком объективно существующих социальных отношений и социальных общностей, особенности социального взаимодействия государства и личности, взаимосвязь социальных отношений и общения, процессы социализации и десоциализацию личности, характеристика сообществ, социальных институтов и групп и их влияние на становление и развитие индивида, социально-психологическая подготовка специалистов, которая должна стать важной составляющей их общей профессиональной подготовки.

В связи с этим социальные психологи призваны пересмотреть собственные подходы к предмету социальной психологии, ликвидировать водораздел между практикой и теорией, предотвращать теоретическом вакуума, возникающего на почве противопоставления социально-психологической практики теории и наоборот. Речь идет о том, что отдельные современные отечественные социальные психологи попадают в своеобразную теоретико-методологическую ловушку: через свои обязательства перед конкретным организацией, которая требует, прежде всего, практического, заметного результата в возможно короткие сроки, они, осваивая зарубежный практический опыт , вынужденно пренебрегают анализом многих теоретических моделей, концепций, отечественных в том числе, лежащие в основе того или иного метода. Отсюда возникают искажения при оценке ими эффектов от применения выбранных средств, а феноменальный успех психотехнологий кое связывают не с факторами, действующими реально в конкретном социальной среде, а с желаемой или ожидаемой совокупности психологических воздействий. Именно поэтому современная теория социальной психологии должна дать достойный ответ на запросы социальной практики.

Диалектика социальных преобразований в нашей стране предполагает рост роли человека в обществе, ее деловой, коммуникативной, предпринимательской, организаторской активности, его профессиональных качеств и психологических свойств, умение взаимодействовать с разными людьми и в разных социальных сообществах. Говорится о переориентации мышления личности, формирование в новых условиях навыков взаимодействия индивида с социумом, постоянно меняется, об особенностях регуляции поведения людей в социальных группах, механизмы взаимовлияния, взаимоотношений, самосовершенствование и самоактуализацию личности, предотвращение неудач, стрессов, волнения в экстремальных условиях, решение вязания конфликтов т.д. Современная эпоха определяет также переход на всех уровнях взаимодействия (межнациональных, межгосударственных, межличностных) от доминанты конфронтации к доминанты диалога, от приоритета силы к приоритету убеждения. Следовательно, актуальность социально-психологических исследований как теоретического, так и прикладного характера очевидна, ведь названные проблемы современности по своей сути именно социально-психологические.

Однако процесс дальнейшего совершенствования социальной психологии не может быть непосредственным и прямым продолжением прошлого, несколько скорректированной под влиянием организационно-экономических и социально-политических изменений. Нужны коренные преобразования в подходах к отдельным фундаментальных ее аспектов.

В связи с этим при рассмотрении перспектив социальной психологии возникает ряд вопросов. Прежде всего, что является предметом социальной психологии? Что собой, с точки зрения социальной психологии, представляет реальность, которая связана с понятиями "нравственный", "духовный" и заявляющая о себе в обществе и науке? Есть ли такие социально-психологические феномены, как совесть, доверие, зависть и другие, качественно новыми по сравнению, например, с когнитивным диссонансом? Речь идет об усилении внимания не просто к моральному опыта, моральных чувств, нравственных представлений, а о качественно новый поворот в понимании сущности человека как существа духовного. Итак, предполагается обстоятельный анализ таких понятий социальной психологии, как социально-психологическая реальность, социально-психологические явления, социально-психологическое пространство, социально-психологический тип, социально-психологическое отражение, коммуникативный потенциал индивида, изучение социально-психологических проявлений личности в условиях изменения системы ценностей и форм хозяйствования, исследования феноменов веры, нравственных переживаний. Результатом этого может стать новая теория социальной психологии, которая будет предусматривать и собственные методы исследования: сдвиг от количественных методов к качественным, анализ данных психолингвистики т.д. П. Шихирев утверждает, что признание за духовностью системообразующей качества социального взаимодействия повлечет формирование качественно новых моделей человека, общества и их взаимодействия. В связи с этим актуализируется также значение таких категорий социальной психологии, как ценностное отношение (оценка), образ (форма существования ценностного отношения), социальной обмен, социальное.

Новая парадигма, скорее всего, охватывать не то одно из отношений системы "индивид - группа - общество", а всю систему. Итак, кроме продолжения развития социально-психологических исследований, направленных на изучение процессов группового взаимодействия (соотношение "индивидуального" и "группового", уровень эффективности лидерства, большинство - меньшинство, прогрессивный и регрессивный, кризисный и стабильное развитие личности и группы, особенности взаимовлияния, восприятие людьми друг друга, прогнозирования и корректировки различных уровней конфликтов, адаптация - дезадаптация, альтруизм и апатия, аномальная поведение, социально-психологические факторы суицида и т.д.), значительно больше изучаться отношения "общество - индивид", "группа - общество", о чем свидетельствует рост количества исследований в области прав человека и разного рода меньшинств, этики управления и бизнеса (отношения "предприниматели - общество", "руководитель - организация), взаимной ответственности общества и личности, общества и различных социальных групп и сообществ, социальной психологии религии.

Можно уверенно говорить, что предметом изучения социальной психологии станут большие социальные группы (этнические, религиозные и др.), кросскультурные, сравнительные исследования. Подтверждением этого является растущая заинтересованность социально-психологических исследователей названной проблематике.

Отечественная социальная психология имеет понять достояния, которые уже получили европейские социальные психологи. Речь идет прежде всего об исследовании таких социально-психологических феноменов, как социальная ситуация, социальный стереотип, социальный конфликт, социальная справедливость, социальная ритуал.

Немалое значение имеет дальнейшее изучение резервных возможностей междисциплинарных связей социальной психологии (речь идет, в первую очередь, о связи социальной психологии с акмеологии, этнопсихологии, психологией управления, возрастной и педагогической психологии. В разрезе основных тенденций, которые происходят в социально-психологической теории и практике, определены нами направления можно считать актуальными и перспективными. Детально проанализировать каждый из них в данном случае нет возможности, следовательно назовем лишь некоторые пути оптимизации приоритетных исследований.

 

Loading...

 

Это интересно

загрузка...
Loading...



загрузка...