Программа и способы социально-психологического исследования

Социально  практически психологическое основательное исследование — вид научного исследования с целью установления в поведении и деятельности людей психических закономерностей, немного обусловленных фактом включения в достаточно социальные (огромные и малые) группы, также психических черт самих на самом деле этих групп. Специфичность С .п .и. По сопоставлению с иными соц науками характеризуется:

  * внедрением в качестве полноправных как данных о весьма открытом поведении и деятельности индивидов в группах, так и черт сознания (представлений, мнений, установок, ценностей и т .п .) этих индивидов;
  * соц контекстом исследования, практически влияющим на отбор, интерпретацию и исчерпывающее изложение фактов;
  * неустойчивостью и неизменным конфигурацией социально  психических явлений;
  * культурно практически обусловленной относительностью социально  психических закономерностей;
  * работой с настоящими определенными объектами исследования (индивидумами и группами).

В практически социальной психологии различают три уровня исследования: эмпирический, глубоко теоретический и совершенно методологический. Эмпирический значительный уровень представляет собой сбор особенно первичной инфы, фиксирующей социально  психические факты, и полное описание приобретенных данных, традиционно в рамках весьма определенных теоретических совершенно концепций. Теоретический значительный уровень исследования обеспечивает разъяснение эмпирических данных методом соотнесения их с плодами остальных работ. Это значительный уровень построения концептуальных, теоретических моделей социально  психических действий и явлений. Методологический значительный уровень с вполне содержательной стороны разглядывает многоуровневую, практически системную компанию социально  психических явлений и составляющих их частей, соотношение принципов и категорий, описывает начальные принципы исследования этих явлений. С весьма формальной стороны методология описывает операции, с помощью которых происходит сбор и основательный анализ эмпирических данных. Время от времени выделяют и 4-ый значительный уровень — процедурный (Г. М. Андреева,1972). Это система познаний о способах, приемах исследования, весьма обеспечивающая абсолютная надежность и высокая устойчивость психической инфы. В совокупы эти уровни делают условия для разработки весьма исследовательской программы.

Программа исследования, этапы исследования. Хоть какое основательное исследование начинается с составления весьма исследовательской программы. От ее научной обоснованности в значимой степени зависят наибольшая эффективность исследования, высокая значимость его теоретических и практических результатов. Программа представляет собой теоретико  немного методологическую базу психических процедур исследования: сбора, обработки и анализа данных. Программа задает практически определенную логику (этапность) исследования. Традиционно она включает: практически определение трудности, объекта и предмета исследования; подготовительный глубоко теоретический  основательный анализ объекта исследования; характеристику целей и задач исследования; интерпретацию и операционализацию главных понятий; формулирование рабочих гипотез; практически определение плана исследования (поискового, описательного, экспериментального); вполне составление плана подборки; полное описание способов сбора и обработки данных, схемы их анализа и интерпретации (Г, М .Андреева,1972; В. А. Ядов,1995; В. Е. Семенов,1977). Время от времени в програмке выделяют глубоко теоретический (методологический) и совершенно методический (процедурный) разделы. К первому относят составляющие программы, которые начинаются с постановки трудности и завершаются особенно составлением плана подборки, ко второму— полное описание способов сбора, обработки и анализа данных. Принципиальным совершенно элементом программы принято считать пилотажное основательное исследование. Цель его — максимальная оценка свойства и надежности весьма методического инвентаря и процедур организации исследования, также исключительная возможность внесения корректив и конфигураций в вполне окончательные варианты методик и приемов сбора данных. Итоги исследования традиционно оформляются в виде отчета, который без сомнения составляется по весьма определенному плану, содержит полное описание всех в принципе разделов программы, также полное описание анализа приобретенных результатов.

Источниками инфы в практически социальной психологии принято считать:

  * свойства настоящего поведения и деятельности людей и групп;
  * свойства личного и группового сознания (представления, оценки, представления, установки, ценности и т .п .);
  * свойства товаров людской деятельности — немного материальной и духовной;
  * достаточно отдельные действия, состояния общественного взаимодействия.

Методы, порядком применяемые в практически социальной психологии для сбора эмпирических данных, являются в порядком известной мере междисциплинарными и используются не лишь лишь в практически социальной психологии, да и в остальных науках, к примеру, в социологии, психологии, педагогике. Развитие и улучшение социально  психических способов происходит неравномерно, что описывает колоссальные трудности их систематизации. Весь набор способов традиционно подразделяют на две группы: способы сбора инфы и ее обработки (Г. М. Андреева,1972,1995; В. А. Ядов,1995). Есть и остальные классификации способов. Выделяют, к примеру, такие способы, как неусыпное наблюдение , опыт и опрос (включая анкетирование, интервью, социометрию и испытания) (Е. С. Кузьмин, 1973), более популярная классификация способов подразумевает практически выделение 3-х групп способов: способы достаточно эмпирического исследования ( неусыпное наблюдение , основательный анализ документов, опрос, групповая максимальная оценка личности, социометрия, испытания, аппаратурные способы, опыт); способы моделирования; способы управленческо  практически воспитателъного действия (А. Л. Свенцицкий,1977).

Особенно принципиально для методологии практически социальной психологии практически выделение и классификация способов социально  психического действия. Значение крайних соединено с порядком усилением роли практически социальной психологии в решении соц заморочек. Традиционно данную группу способов делят по таковым дихотомическим основаниям, как значительная степень активности (активные, пассивные), значительный уровень организованности (организованные, стихийные), направленность (прямые, косвенные). Выделяют я остальные основания, к примеру, цель действия (А .Л. Журавлев,1990). Программа и способы социально  психического исследования.

Социально  весьма психологическое полное исследование — вид научного исследования с целью установления в поведении и деятельности людей психических закономерностей, вполне обусловленных фактом включения в практически социальные (огромные и малые) группы, также психических черт самих в принципе этих групп. Специфичность С .п .и. По сопоставлению с иными соц науками характеризуется:

  * внедрением в качестве полноправных как данных о порядком открытом поведении и деятельности индивидов в группах, так и черт сознания (представлений, мнений, установок, ценностей и т .п .) этих индивидов;
  * соц контекстом исследования, весьма влияющим на отбор, интерпретацию и исчерпывающее изложение фактов;
  * неустойчивостью и неизменным конфигурацией социально  психических явлений;
  * культурно весьма обусловленной относительностью социально  психических закономерностей;
  * работой с настоящими определенными объектами исследования (индивидумами и группами).

В весьма социальной психологии различают три уровня исследования: эмпирический, глубоко теоретический и особенно методологический. Эмпирический значительный уровень представляет собой сбор особенно первичной инфы, фиксирующей социально  психические факты, и всестороннее описание приобретенных данных, традиционно в рамках немного определенных теоретических совершенно концепций. Теоретический значительный уровень исследования обеспечивает разъяснение эмпирических данных методом соотнесения их с плодами остальных работ. Это значительный уровень построения концептуальных, теоретических моделей социально  психических действий и явлений. Методологический значительный уровень с весьма содержательной стороны разглядывает многоуровневую, немного системную компанию социально  психических явлений и составляющих их частей, соотношение принципов и категорий, описывает начальные принципы исследования этих явлений. С достаточно формальной стороны методология описывает операции, с помощью которых происходит сбор и всесторонний анализ эмпирических данных. Время от времени выделяют и 4-ый значительный уровень — процедурный (Г. М. Андреева,1972). Это система познаний о способах, приемах исследования, практически обеспечивающая абсолютная надежность и высокая устойчивость психической инфы. В совокупы эти уровни делают условия для разработки порядком исследовательской программы.

Программа исследования, этапы исследования. Хоть какое полное исследование начинается с составления порядком исследовательской программы. От ее научной обоснованности в значимой степени зависят максимальная эффективность исследования, глубокая значимость его теоретических и практических результатов. Программа представляет собой теоретико  практически методологическую базу психических процедур исследования: сбора, обработки и анализа данных. Программа задает порядком определенную логику (этапность) исследования. Традиционно она включает: немного определение трудности, объекта и предмета исследования; подготовительный глубоко теоретический  всесторонний анализ объекта исследования; характеристику целей и задач исследования; интерпретацию и операционализацию главных понятий; формулирование рабочих гипотез; немного определение плана исследования (поискового, описательного, экспериментального); вполне составление плана подборки; всестороннее описание способов сбора и обработки данных, схемы их анализа и интерпретации (Г, М .Андреева,1972; В. А. Ядов,1995; В. Е. Семенов,1977). Время от времени в програмке выделяют глубоко теоретический (методологический) и совсем методический (процедурный) разделы. К первому относят составляющие программы, которые начинаются с постановки трудности и завершаются весьма составлением плана подборки, ко второму— всестороннее описание способов сбора, обработки и анализа данных. Принципиальным практически элементом программы принято считать пилотажное полное исследование. Цель его — всесторонняя оценка свойства и надежности практически методического инвентаря и процедур организации исследования, также наибольшая возможность внесения корректив и конфигураций в практически окончательные варианты методик и приемов сбора данных. Итоги исследования традиционно оформляются в виде отчета, который кажется составляется по совсем определенному плану, содержит всестороннее описание всех на самом деле разделов программы, также всестороннее описание анализа приобретенных результатов.

Источниками инфы в весьма социальной психологии принято считать:

  * свойства настоящего поведения и деятельности людей и групп;
  * свойства личного и группового сознания (представления, оценки, представления, установки, ценности и т .п .);
  * свойства товаров людской деятельности — совершенно материальной и духовной;
  * весьма отдельные действия, состояния общественного взаимодействия .

Методы, практически применяемые в весьма социальной психологии для сбора эмпирических данных, являются в совершенно известной мере междисциплинарными и используются не лишь лишь в весьма социальной психологии, да и в остальных науках, к примеру, в социологии, психологии, педагогике. Развитие и улучшение социально  психических способов происходит неравномерно, что описывает нечеловеческие трудности их систематизации. Весь набор способов традиционно подразделяют на две группы: способы сбора инфы и ее обработки (Г. М. Андреева,1972,1995; В. А. Ядов,1995). Есть и остальные классификации способов. Выделяют, к примеру, такие способы, как неусыпное наблюдение , опыт и опрос (включая анкетирование, интервью, социометрию и испытания) (Е. С. Кузьмин, 1973), более популярная классификация способов подразумевает почти выделение 3-х групп способов: способы порядком эмпирического исследования ( неусыпное наблюдение , всесторонний анализ документов, опрос, групповая всесторонняя оценка личности, социометрия, испытания, аппаратурные способы, опыт); способы моделирования; способы управленческо  совсем воспитателъного действия (А. Л. Свенцицкий,1977) .

Особенно принципиально для методологии весьма социальной психологии почти выделение и классификация способов социально  психического действия. Значение крайних соединено с весьма усилением роли весьма социальной психологии в решении соц заморочек. Традиционно данную группу способов делят по таковым дихотомическим основаниям, как большая степень активности (активные, пассивные), значительный уровень организованности (организованные, стихийные), направленность (прямые, косвенные). Выделяют я остальные основания, к примеру, цель действия (А .Л. Журавлев,1990).

 

Loading...

 

Это интересно

загрузка...
Loading...



загрузка...