Психологические критерии определения стиля жизни

Юрий Швалб,
доктор психологических наук, профессор,
заведующий кафедрой социальной работы
Национального университета им. Т. Шевченко


Статья посвящена исследованию проблемы изменений в образе жизни людей в условиях социально-экономических и политических трансформаций общества. Основная идея заключается в том, что в условиях, когда трансформационные изменения превышают индивидуальную способность контролировать и управлять ситуациями, происходит неосознаваемый слом жизненных стереотипов, которые образуют основное содержание устоявшегося образа жизни отдельных людей и социальных групп.

В статье предлагается психологическая модель типов жизненных стилей, построенная на основе принципа векторного описания развертывания жизненных процессов.

Стиль жизни, который состоит в различных социальных группах, является обобщающим показателем качества бытия всего общества. Специфические характеристики производства и потребления социокультурных услуг, набор и содержание свободной деятельности и системы ценностей образуют устойчивый социально-психологический конструкт, который можно определить как способ или стиль жизни. Проблема образа жизни фактически не разработана в отечественной науке, но в тех немногочисленных работах, которые периодически появляются, отмечается ее первостепенное значение для оценки состояния общества. Вместе понятие образа жизни имеет и важное прикладное значение, ведь раскрывает динамику изменений социально-психологических норм и предпочтений людей и групп населения.

В условиях трансформации общества происходит существенное изменение устоявшихся стереотипов, возникают новые социальные группы, которые существенно отличаются по стилю и образу жизни. Изменения, происходящие, не являются нейтральными - они всегда положительный или отрицательный смысл с точки зрения потенциала развития личности и социума. Причем, если в условиях стабильности общества изменения в социокультурной сфере, в основном, определяются активностью самих людей, то в условиях трансформации происходящие изменения, превосходят индивидуальные возможности управления и контроля. В этом случае на первое место выдвигается фактор отношение населения к изменениям, который может быть оценен по степени их влияния на общие параметры стиля и образа жизни и их субъективного восприятия.

Конкретный тип отношения определяется сложной системой мотивов, как правило, трудно осознаются самими людьми. Конечно, в исследованиях мы обнаруживаем преимущественно не истинные мотивы, а определенные мотивировки, т.е. разъяснения причин того или иного поступка, а значит и отношение к нему. Поэтому психологический анализ мотивов может строиться по совокупным параметрам, которые в субъективном пространстве личности выступают как факторы, определяющие отношение к происходящему.

1. Фактор субъективной "связности", который показывает степень значимости проблемы для личности. Можно выделить четыре основных типа связей на индивидуальном или групповом уровнях: экономические, территориальные, социальные и индивидуально-личностные. В зависимости от степени значимости каждого из этих типов связей осуществляться субъективная оценка степени влияния изменения на жизнь человека и, соответственно, будет состоять в него соответствующее отношение.

2. Фактор идеологических представлений (сокращенно - фактор идеологии "), отражающий главные представление о глобальных принципах и стратегии жизни личности, социума и государства.

3. Фактор эмоциональных отношений, отражающий преобладающие эмоции, чувства и переживания. Последние могут плохо осознаваться, но выполняют важную роль в мотивации принятия или непринятия решения и определяют общий тон отношения населения к изменениям в целом и к отдельным явлениям, принятым политических решений, в органы власти, государства и т.д.

4. Фактор когнитивных оценок, отражающий осознанные и обоснованные мнения и оценки относительно тех или иных изменений. Идеологические представления ужесточаемыми консервативными общими установками, а когнитивные оценки отражают повседневные суждения и легче поддаются изменениям. Когнитивный фактор проявляется в системе распространенных оценочных суждений относительно того или иного варианта решения, повседневных мыслей о том, что из этого возникнет, и т.п.

Изменения в образе жизни людей могут быть вызваны действием как объективных, так и субъективных факторов. Более того, объективный смысл и их субъективная оценка могут быть разнонаправленными. Так, возможны ситуации, когда изменения (объективно) имеют положительный характер, а отношение к ним складывается негативное. И, наоборот, реальное ухудшение жизни может восприниматься как естественный и закономерный процесс, который не вызывает отрицательных переживаний. Следует также учитывать и то, что те же самые внешние воздействия приводят к существенно различных изменений в образе жизни различных социальных групп населения. Таким образом, анализ социокультурных ситуаций следует основывать на следующих основных психологических принципах:

Вписывание в образ жизни. Отдельные компоненты социокультурной ситуации, включая предоставленные услуги, принятые управленческие решения и т.п. следует согласовывать с культурными ценностями людей, традициями и групповым нормам, которые сложились.

Исследование эмоций. Учет мотивационно-эмоциональной насыщенности потребляемых форм культуры является обязательным условием их адекватной оценки и эффективного прогнозирования.

Общественная экспертиза. Изменения в социокультурной сфере могут быть адекватно оценены только самими людьми. Выявление субъективных параметров оценивания является единственной гарантией разработки эффективных стратегий принятия решений.

Расширение индивидуальных возможностей. Введение любых социально-культурных инноваций должна восприниматься людьми как расширение личностной возможности свободного выбора.

Построение модели, которая бы с одинаковым успехом отражала эту сложное взаимодействие объективных и субъективных перемен в образе жизни, является важной научной и прикладной проблемой. Исходя из идей системомиследияльноснои методологии, мы определили некоторые базовые характеристики категории образа жизни как одной из центральных для социальной психологии.

Во-первых, образ жизни является совокупностью устойчивых способов и форм организации социокультурной жизни людей. Понятие образа жизни может распространяться на все уровни социальности. Оно одинаково успешно может применяться к индивиду, к стабильной малой группы типа семьи или коллектива, к организации или социального института, в больших социальных групп с явно выраженными субкультурных признакам, к этнической группе или к обществу в целом.


Во-вторых, в социокультурном плане образ жизни является объективной характеристикой способов социального взаимодействия в важнейших сферах жизни общества - в производстве, потреблении, управлении, обеспечении защиты и т.д. В психологическом плане образ жизни представляет собой набор ценностей и норм, детерминирующих распространение и передачу от поколения к поколению определенных моделей поведения.

В-третьих, образ жизни представляет собой определенную целостную характеристику бытия индивида и социума. Однако это внутренне дифференцированная целостность, содержание которой определяется по линиям или параметрами основных отношений личности, в которых она получает возможность деятельной реализации своего видения мира и отношения к нему. Теоретическая модель образа жизни должна соответствовать следующим методологическим требованиям:

а) образ жизни должен быть представлен как внутренне дифференцированная целостность;
б) имманентными образу жизни должны быть определенные системы отношений, образующих его структуру;
в) образ жизни в целом и каждый его структурный элемент должны иметь социокультурные и психологические стороны (составляющие);
г) каждый структурный элемент образа жизни должен выступать как самостоятельная основание отношение личности или социальной группы к жизни;
д) структурные элементы должны быть способны образовывать различные композиционные организованности;
е) образ жизни в целом, каждый его структурный элемент и их композиционные организованности должны иметь потенциальную возможность бесконечных изменений и трансформации как в сторону усложнения содержания образа жизни, так и в сторону его упрощения.
ж) психологическая модель образа жизни должна иметь разъяснительный потенциал, что дает возможность типологизировать стиле жизни и оценивать изменения образа жизни как на уровне отдельных индивидов, так и на уровне сообществ, включая многообразие форм поведения.


Модель образа жизни

Современная методология дает возможность построить систему оценки изменений образа жизни через векторную модель. Нами выделено четыре вектора, которые в совокупности образуют целостный психологический пространство социокультурной ситуации. Графически это пространство можно изобразить в виде трехмерной модели, где осями координат выступают векторы: социальные возможности; психологическая ответственность; социально-психологическая защищенность. Условный ноль представляет собой свернутый вектор социально-психологической вынужденности в поведении и жизнедеятельности личности.
 
Остановимся кратко на характеристике каждого вектора.

1. Вектор социальных возможностей реализации ценностей и достижения значимых целей (сфера субъективной свободы). Выражается в таких показателях:

· Реальном многообразии альтернатив, существующих в социуме, и их расширении или сужении при принятии определенного решения для индивидов и групп;
· Реальной доступности альтернатив для различных групп населения или наличия социальных ограничений;
· Репрезентованости в сознании людей как самих альтернатив, так и степени их доступности; ценности (значимости) альтернатив для различных групп населения;
· Соответствия альтернатив сформированным традициям, нормам и правилам жизни общины.

2. Вектор психологической ответственности. Определяет те сферы жизнедеятельности личности и социальных институтов, в которых они готовы брать на себя ответственность за результаты собственной деятельности и защищать свои ценности перед собой и другими. Он выражается в таких показателях:

· Добровольность принятия ответственности;
· Реалистичность принимаемых обязательств относительно жизни личности и социума;
· Стабильность и непротиворечивость различных обязательств;
· Соответствие принятых обязательств моральным нормам, которые исповедуются в обществе.


3. Вектор социально-психологической защищенности. Определяет те сферы жизни личности, где она испытывает чувство безопасности и соблюдения прав. Он выражается в таких показателях, как:

· Сфера защищенности по уровням социальной организации жизни - индивидуально-личностном, микрогруповому и общественной;
· Субъективная оценка степени защищенности; представление о инстанцию, которая осуществляет контроль ситуации в конкретной сфере жизнедеятельности;
· Представление о надлежащем и о реальных субъектов, осуществляющих функцию защиты;
· Психологическая готовность к изменению моделей и стратегий поведения в меняющихся условиях жизни.


4. Вектор вынужденности. Он является формой негативной адаптации личности и групп к неблагоприятным социальным условиям жизни. Выражается в таких показателях, как:

· Социальная заданность жизненного пути, сфер деятельности и форм отношений к личности и социальных групп;
· Степень субъективного принятия принуждения как формы социальной регуляции;
· Преобладание чувства вины и субъективная готовность к принятию-выдвижение решений;
· Чувство временности и преобладание в жизненных установках ориентаций "на сегодня" за недостатком долгосрочных жизненных планов и проектов;
· Распространение социального иждивенчества и комплекса жертвенности.


Эти векторы относительно автономными, хотя и взаимосвязанными. Увеличение или уменьшение одного не приводит к автоматической изменения в других. В своей совокупности они образуют целостный психологический пространство образа жизни, который на эмпирическом уровне может фиксироваться как совокупность жизненных стилей.

Согласно данному способу схематизации совокупный пространство ограничивается кубом, вершины которого образуют "чистые" или экстремальные стили жизни. Четыре стиле одной сферы (пространства) жизнедеятельности, еще три - как результат течении двух пространств. И только один отражает абсолютную значимость всех трех положительных пространств жизнедеятельности.

Дадим краткую характеристику этих стилей:

1. "Новатор" - определяется абсолютным преобладанием значимости свободы и расширения возможностей.

 

2. "Доброволец" - определяется абсолютным преобладанием значимости ответственности и готовности его принятия.

 

3. "Ребенок" - определяется абсолютным преобладанием стремление к максимальной защищенности при отказе от личной инициативы и ответственности.

 

4. "Заложник" - определяется абсолютным преобладанием значимости определенности и заданности всей жизни, но может принимать и сугубо отрицательной характеристики переживания чувства вынужденности.

 

5. "Бизнесмен" - определяется пересечением и взаимодействием ценностей возможности (свободы) и ответственности за низкого уровня объективной и субъективной защищенности (минимум в современных условиях.

 

6. "Мафиози" - определяется пересечением высокого уровня значимости возможностей и защищенности при практически полном отсутствии значимости ответственности.

 

7. "Чиновник" - определяется пересечением значимости ответственности и защищенности при отсутствии ценности сферы свободы и новых возможностей (личностное восприятие регламентованости образа жизни и деятельности).

 

8. "Благотворитель" (мать Тереза, Джордж Сорос и др.) - определяется сочетанием высокой значимости всех трех положительных векторов существования - стремление к абсолютной свободе, взятие на себя всей полноты ответственности и чувство защищенности до полного игнорирования возможных опасностей.

Такое средство схематизации наглядно демонстрирует наличие связей между различными стилями. Так, стили, связанные с ребрами куба, наиболее близки и могут существовать как взаимодополняющие. Например, стиль "бизнесмен" связан со стилями "новатор", "благочинец" и "доброволец". Стили, которые находятся на противоположных концах диагоналей граней куба, является функционально противоположными, но они всегда связаны в реальной жизни социума. Так, тот же "бизнесмен" функционально противоположный "чиновнику" или "мафиози", но в реальной жизни они зависимы друг от друга.

 

Абсолютно противоположные стили, расположенные на противоположных концах внутренних диагоналей. Это такие противоположности, как "бизнесмен" - "ребенок", "новатор" - "чиновник", "доброволец" - "мафиози" и "благодетель" - "заложник". Наличие указанных связей и преобладание того или иного стиля позволяют не только описывать существующее положение общества, но и прогнозировать его развитие как целостной системы взаимосвязанных жизненных стилей.

Конечно, эти типы являются условными, так как абсолютное преобладание только одной ценности встречается крайне редко, поэтому их следует рассматривать либо как тенденцию, или как иерархию ценностей. Существенной особенностью этой модели является то, что она позволяет "работать" на любом уровне социальности - индивидуально-личностном, групповом и общественном. Кроме того, она является устойчивой по отношению к максимально широкому кругу социокультурных проблем.

 

Loading...

 

Это интересно

загрузка...
Loading...



загрузка...