Социальное проектирование и прикладная психология

Виталий Панок,
кандидат психологических наук,
директор Украинского научно-методического центра
практической психологии и социальной работы


Интеграция психологии в общественную практику происходит через привлечение к ней методической (методологической) базы, претворенням классических методов психодиагностики и психокоррекции в социальные технологии. Таким образом, социальная технология вбирает в себя методы и приемы различных общественных наук - политологии, социологии, экономики, педагогики, управления, психологии и т.п. Мостиком между научной психологией и общественной практикой является, по нашему мнению, практическая (прикладная) психология. В этом аспекте чрезвычайно важно теоретический анализ методологии практической психологии.

Ранее мы пытались розризннюваты научную, практическую и бытовую психологию. В результате пришли к таким выводам (кратко). Научная психология отмечается аналитическим подходом к предмету исследования, практическая - синтетическим. Последний предусматривает интеграцию знаний о человеке как неповтору социобиологичну сущность, как индивидуальность. Научная психология имеет дело с абстрактной, среднестатистической человеком, практическая - с конкретной. Конечной целью научной психологии есть верифицирован научный факт (закономерность, закон. Практической - оказание помощи конкретному человеку в его конкретных жизненных обстоятельствах (контексте). Методологической единицей научной психологии есть метод научного познания (исследовательская методика); практической - технология. Попробуем подробнее рассмотреть сущность и структуру социальной технологии, сравнить ее с методом и методикой.

Практическая психология испытывает воздействий как со стороны научной, так и со стороны бытовой психологии, постоянно балансируя между общечеловеческим и специфическим, национальным и индивидуальным.

В практической профессиональной деятельности психотерапевтов, школьных психологов, других представителей этой профессии постоянно возникают проблемы трансляции общепсихологических законов и закономерностей, методик и технологий в конкретном случае, конкретной проблемы, к индивидуально неповторимой человеческой личности. Дело в том, что индивидуальность сочетает в себе как общечеловеческое, так и уникальное, неповторимое. Итак, практикующий психолог должен учитывать это в своей деятельности.

Практическая психосоциальная работа коренным образом отличается от научной. Если в последнем случае исследователь изучает определенное психическое явление, то предметом его интереса является, прежде всего, не конкретный человек, а именно это явление. Психолог-исследователь отыскивает общие закономерности, присущие многим людям. Поэтому результатом его исследований является определенная норма и пределы ее варьирования. История создания многих известных методик это подтверждает.

Говоря о деятельности практикующего психолога, мы отметить, что в случае проведения психодиагностического обследования все формальные процедуры тестирования осуществляются соответственно требованиям методики. Но стратегия интерпретации полученных данных корне иная. В этом случае индивидуальные результаты сопоставляются с уже известными научными данными. Таким образом сопоставляются результаты психодиагностического обследования конкретного человека по данной методике с нормами, разработанными многими исследователями.

Такое сопоставление позволяет определить место обследуемого в семантическом пространстве среднестатистических показателей вариации исследуемого психического явления или функции. Результатом сопоставления, как правило, является вывод о развитости - неразвитость определенной психической функции у конкретного обследуемого по сравнению с "нормой" (стандартом). Вот тут и возникает противоречие между общим ("нормой") и индивидуальным, неповторимым.

Это противоречие решается в деятельности практикующего психолога благодаря его профессиональной интуиции, за попытки построить системное, целостное представление о клиенте как индивидуальность. Вот почему в практической психологии индивидуальнисний подход может рассматриваться как отдельный принцип.


Прежде отметим, что проблемам методологии и методов научного исследования посвящена довольно много трудов философов и методологов науки. В научной психологии этому вопросу предоставлялась и предоставляется большое внимание (А. Адлер, Б. Ананьев, Г. Балл, Л. Бурлачук, А. Бондаренко, П. Блонский, Л. Выготский, В. Давыдов, А. Киричук, Г. Костюк , А. Леонтьев, С. Максименко, Ж. Пиаже, В. Роменец, В. Рыбак, С. Рубинштейн, В. Татенко, А. Ткаченко, Т. Яценко и др.).

Метод назагал определяется как способ, инструмент, средство научного познания или практической деятельности человека. Он предусматривает применение стандартных приемов, процедур, действий, обеспечивающих получение результата. Скажем, "Философский энциклопедический словарь"  определяет метод как путь исследования, познания. "Метод является способом построения и обоснования определенного знания. Совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности.

Методология составляет совокупность методов. Методология, в свою очередь, рассматривается как "система принципов и способов организации и построения теоретической и практической действительности, а также учение об этой системе ... В процессе исторического развития методология выделяется в специальный предмет рационального познания и фиксируется как система социально апробированных правил и нормативов познания и деятельности, которые соотносятся со свойствами и законами окружающей действительности ".

Рассматривая соотношение между теорией и методом в науке в целом, и в психологии частности, академик С. Максименко отмечает, что "методология понимается как система методов, которые применяются в процессе познания в рамках той или иной науки, то есть методология рассматривается как часть конкретной науки. С другой стороны, методология является совокупностью основных философских положений, отражающих первичные гносеологические концепции формирования и анализа научного знания ".

"В методе осуществляется своеобразное" вращения "объективно-истинных знаний в систему требований к научной деятельности, превращение полученных знаний в орудие для получения новых знаний". "Таким образом, в реальности теория и метод неразрывны. С одной стороны, теория создается с помощью определенных методов, с другой - она сама может рассматриваться как своеобразный метод познания. Согласно этому и метод нельзя определять только как средство, инструмент познания, его следует понимать и как теоретически оформлен средство, и как определенный способ существования теоретического знания ".

Научный метод представляет собой совокупность познавательных процедур, определяющих условия и способы познания (условия получения валидного результата) с точки зрения получения объективного результата, а не процедуры конструирования последнего. Научный метод не предусматривает получение заранее заданного результата. Результат в науке имеет статистические, вероятностные свойства.

Если же будем говорить о методах практической деятельности в социальной сфере, то прежде должны отметить, что метод здесь - это совокупность определенных приемов, действий, методик, применяемых в конкретных социальных условиях и в конкретной сфере социальной практики (педагогика, политика, психолгия, социальная работа, медицина, правоохранительная деятельность и т.п.). Специфика метода здесь заключается, по нашему мнению, в применении определенных устоявшихся действий к конкретным условиям практической деятельности. Метод применяется, в первую очередь, для реализации отдельных действий (операций) для получения соответствующей информации или ее изменения.

Применений метода в практике направлено на ответ на вопрос "как?", "Каким образом?" Поэтому и названия многих методов формулируются терминами: формирование, исследование, корректировки, привитие, развитие, социализация, обучение и т.д. Другими словами, метод, в первую очередь, является процессом, технология - совокупность процессов, подчиненной конкретной цели, получению конкретного результата (продукта).

Проиллюстрируем преимущества и недостатки методического подхода на примере педагогической практики.

Известно, что главной целью учебно-воспитательной деятельности учреждения образования, формулируется в годовом плане работы, является "... формирование всесторонней и гармонично развитой личности гражданина независимого украинского государства". Если вдуматься в эту формулировку, то становится понятным, что школа берет на себя обязательство то делать в этом направлении, фактически - стараться, стремиться. С точки зрения методики, большего нечего и требовать от педагогического коллектива.

Если подойти к формулированию цели с технологической точки зрения, то вполне справедливо возникают следующие вопросы: "Сколько" всесторонне развитых граждан ... "подготовила школа за прошлый учебный год? Насколько у конкретного ученика были сформированы черты и качества "всесторонне развитого гражданина"? Почему один заведение считается лучшим других?

Такая неопределенность конечной цели порождает и соответствующие критерии оценки эффективности учебно-воспитательной работе. С одной стороны, за основной критерий берется учебная успеваемость учащихся, с другой - такие неконкретные показатели, как "послушание", "вежливость", "порядочность" и т.п., а также то, что не было зарегистрировано правонарушений и нарушений внутреннего распорядка. Очевидно, что с "гармонично развитой личностью" такие критерии носят достаточно мало общего.

Технологу, например, трудно объяснить, почему в конкретном классе необходимо именно сейчас проводить экскурсию в зоопарк, а в другом - лыжные соревнования. Почему общешкольных конкурс песни считается важным для достижения конечной цели воспитания конкретного ученика, чем индивидуальная консультация с его родителями.

В последнее время в социальной сфере, в том числе и в психолого-педагогической науке, все чаще можно встретить понятие "технология". Вместе с тем, во многих случаях оно применяется некорректно, заменяя собой якобы устаревшее понятие "методика". Те же интеллектуальные продукты, предлагаемые в ряде публикаций, остаются, по сути, методиками деятельности в социальной сфере, а не технологиями.

Интенсификация и расширение сферы профессиональной деятельности в гуманитарных науках, рост спроса на практическое внедрение, необходимость конструирования конкретного социального результата обусловливают развитие проектно-технологической методологии. Все чаще в социальной сфере осуществляется проектная деятельность и применяются конкретные технологии. Поэтому важно определить сущность социальной технологии, ее природу и возможности.

"Технология - (гр. - мастерство, умение) - совокупность приемов и способов получения, обработки и переработки сырья, материалов, информации, осуществляемых в различных отраслях производства. Также - научная дисциплина, разрабатывающая и совершенствует такие приемы и способы ".

 

Технология во всех случаях предусматривает получение конкретного заранее заданного результата, а технологические процедуры строятся таким образом, чтобы точнее, эффективнее реализовать проектные требования в конкретном продукте (результате).

Мы, таким образом, должны осуществить анализ такого явления, как проект.

Один из последователей проектного подхода С. Бушуев дает такое определение проекта: "Проект - это одноразовая совокупность действий и задач, имеющих следующие признаки:

Четкие цели, должны быть достигнуты с одновременным соблюдением ряда технических, экономических и других требований.
Внутренние и внешние взаимосвязи "язки операций, задач и ресурсов, требующих координации в процессе выполнения проекта.
Конкретные сроки начала и завершения проекта.
Ограниченные ресурсы.
Определенную степень уникальности целей проекта, условий его реализации.
Неизбежность различного рода конфликтов ".


От себя добавим, что проект является детальным описанием конечного продукта (результата), как правило - с описанием приближений (допустимых пределов) и конкретных процедур (методов, методик, приемов, применение которых как раз и обеспечивает этот результат. Проектирование сейчас рассматривается как отдельный вид профессиональной деятельности и базируется именно на применении различных технологий. Мастерство реализации проектов как раз и заключается в оптимальном выборе технологий и технологических процедур. Во многих случаях для выполнения проекта необхино сконструировать эксклюзивную технологию.

Необходимыми понятиями и одновременно элементами любого социального проекта есть миссия, цель, задачи, целевая группа (аудитория), условия, в которых он будет исполняться, имеющиеся ресурсы (возможности), сроки и этапы, промежуточные результаты, конечные результаты (описание конечного результата , показатели (критерии) эффективности исполнения, система и показатели мониторинга. Эти элементы составляют единую систему и взаемообумовлюють друг друга.

Конструирования или выбор технологии (технологий) осуществляется в соответствии с техническим заданием, которое определяет основные проектные требования к процессу и результату. Поэтому технология (технологии) выступает как средство реализации социального проекта.

В технологии метод выполняет второстепенную, подчиненную роль. Можно сказать, что технология представляет собой совокупность методов, применяемых в определенной логической последовательности. Для достижения результата можно применять различные методы и методические приемы. Важным здесь является применение оптимальных методов с точки зрения достижения конечного результата.

Социальная технология - это система взаимосвязанных и взаимообусловленных методов, методик и процедур, направленных на внесение изменений, преобразования предмета, достижение конкретного конечного результата. Она содержит диагностические, формирующие и оценочные составляющие и направлена на разрешение определенного типа (круга) социальных проблем.

Основными признаками социальной технологии, на наш взгляд, являются:

- Социальная технология всегда направлена на изменение поведения человека, его настроений, отношений, мотивов, ценностей;
- Ориентация на решение (решение) конкретной проблемы человека или группы людей;
- Анализ и учет конкретного социального и природного контекста, в котором находится клиент (объект воздействия);
- Наличие конкретной цели, детализированного образа конечного результата;
- Наличие целей, раскрывающие (детализируют) цель и обуславливающие планирование и содержательное наполнение этапов деятельности;
- Структурность и системность (взаимосвязь и взаимообусловленность составляющих);
- Мультидисциплинарный характер (привлечение знаний, методов, приемов из разных областей науки и практики);
- Наличие функционирующего обратной связи и оценка хода и результата деятельности;
- Соответствие приемов и методик, применяемых в технологии, сущности социальных явлений и проблем, на решение которых направлена технология;
- Ваемозвьязок и взаимообусловленность диагностических, формирующих (корректирующих) и оценочных составляющих;
- Гибкий характер применения отдельных приемов и методов для решения проблемы.


Попробуем проанализировать соотношение между методом, методикой и технологией по определенным критериям.

Вытекающие определенные расхождения между методом, методикой и технологией.

Обратим внимание на одну особенность технологий. Она заключается в том, что к технологическому процессу включаются методы и приемы из разных наук или сфер профессиональной деятельности. Для примера: в избирательные техногий включаются довольно часто методы социологии, социальной психологии, управления, политологии и т.д. Поэтому следующим вопросом должен быть вопрос о видах и типах социальных технологий.

Виды (типы) социальных технологий могут быть определены по нескольким критериям, а именно:

- По цели, конечным результатом, который должен быть достигнут в процессе реализации социального проекта (политические, педагогические и др.);
- По сфере применения в общественном отрасли;
- По методам, которые применяются и составляют подавляющее большинство технологических процедур.


Применение общей методологии социальных технологий в практической психологии как раз и обеспечивает реализацию синтетического подхода.

 

Переход от традиционных методов и методик к гибких технологий в социальной сфере определяет, на наш взгляд, ближайшие перспективы развития не только общественных наук, но и общественной жизни. Проектно-технологическая методология уже доказала свои преимущества в процессе выборов, в области паблик рилейшнз, рекламы, социальной и психологической помощи и реабилитации, отдельных отраслях государственного управления и других сферах.

 

Loading...

 

Это интересно

загрузка...
Loading...



загрузка...