Теоретические подходы к исследованию общения в социальной психологии

Теоретические подходы к исследованию общения в социальной психологии

В вполне историческом плане можно выделить три подхода к исследованию трудности: немного информационный (направленный на передачу и прием инфы); международный (направленный на активное взаимодействие ); реляционный (направленный на связь общения и отношения). Невзирая на совсем очевидное поразительное сходство концепций, терминологии и немного исследовательской техники, каждый несомненно подход опирается на различные практически методологические традиции и подразумевает хотя фактически и взаимодополняющие, но тем не наименее различные нюансы анализа трудности общения.

Информационные подходы. Были развиты в основном в тридцать  е — сорок  е преклонные годы и с того времени обширно употребляются до реального времени. Объектом достаточно исследований является передача сообщений, основным образом фактических, настоящих меж «участниками» — обществами, организациями, индивидумами, животными, техническими устройствами, которые способны посылать и принимать информацию с помощью зачем на самом несомненно деле   то системы сигналов либо знаков.

Теоретические основания подхода базируются на 3-х главных положениях:


  * глубокое содержание инфы может преобразовываться в разные знаки (кодироваться / декодироваться в слова, жесты, образы, предметы и т. Д.);
  * подлинный человек (его тело, глаза, лицо, руки, поза) образует типичный экран, на котором «проявляется» достаточно передаваемая полная информация опосля ее восприятия и переработки (в форме мыслей, чувств, установок);
  * весьма принятие вполне аристотелевской и ньютоновской картины мира: существует совершенно нейтральное место, в каком взаимодействуют достаточно дискретные организмы и объекты весьма ограниченного размера.

В рамках достаточно информационного подхода есть два главных направления достаточно исследований.

Первое практически направление занимается теорией и порядком практикой обращения либо конфигурации сообщений е разные изображения, знаки, сигналы, знаки, языки либо коды и их следующей декодировкой. Более популярная модель была разработана К. Шенноном и В. Вивером (1949),

Первоначальная модель состояла из пять частей: мощный источник инфы, передатчик инфы (шифратор), канал для передачи сигналов, приемник инфы (дешифратор), получатель инфы ( необыкновенное место получения инфы). Считалось, что все реально элементы организованы в практически линейном порядке. Дальнейшие исследования дозволили сделать лучше достаточно первоначальную схему. Были введены разграничения меж «сообщением» как таким и «источником» и введены принципиальные доп понятия: «обратная связь» ( живой отклик получателя инфы, дающий наибольшая возможность источнику кодифицировать и корректировать следующую передачу инфы); «шум» (преломления и помехи в сообщении при его прохождении по каналу); «избыточность» либо «дублирование» (лишние повторения в кодировке инфы для того, без сомнения чтоб сообщение могло быть корректно декодировано); «фильтры» (преобразователи сообщения, когда всё таки оно добивается шифратора либо покидает дешифратор).

Данная совершенно теоретическая модель владела рядом практически положительных свойств   весьма простотой и наглядностью, возможностью стремительной квантификации, универсальностью. Но эти же происшествия привели к игнорированию, недооценке исследователями возможной полезности либо даже способности существования остальных подходов в исследовании трудности общения.

Первый аналитический исчерпывающий обзор использования данной немного теоретической модели совсем коммуникаций в разных дисциплинах и сферах исследовании был дан К. Черри в одна тысяча девятьсот пятомдесят седьмом г.

Второе практически направление достаточно исследований появилось в шестьдесят  х годах.

Основным весьма предметом этого на самом несомненно деле направления явился полный анализ социально вполне организованных критерий для циркулирования инфы меж членами определенной совсем социальной группы либо в межличностных взаимодействиях, включая диадические. Главные исследования в данной области были выполнены И. Гофманом (1963,1969, 1975),

В собственных исследованиях Гофман разработал и употреблял для анализа общения модель практически коммуникационного обмена, немного состоящую из четыри частей:

  * достаточно коммуникационные условия либо условия общения, совершенно устанавливаемые индивидумами в определенных ситуациях общественного взаимодействия (к примеру, прямое, непосредственное—непрямое, опосредованное, практически симметричное  асимметричное вполне передавание сообщений);
  * особенно коммуникационное образцовое поведение либо стратегия общения, которые употребляют участники общения во отношениях друге другом;
  * достаточно коммуникационные жесткие ограничения , включающие экономические, технические, достаточно интеллектуальные и чувственные причины, практически ограничивающие огромный выбор участниками общения той либо другой стратегии;
  * базы либо аспекты интерпретации, практически определяющие и вполне направляющие методы восприятия и оценки людьми собственного поведения по отношению бесценный друг к другу.

Именно глубокая разработка и внедрение данной модели в анализе межличностного общения посодействовала более много сблизить и навести мосты меж особенно информационным и интеракциональным подходами к исследованию трудности общения.

Интеракциональные подходы. Были развиты основным образом в шестьдесят   семьдесят  е преклонные годы В принципиальное отличие от достаточно информационного подступай, рассматривающего широкое общение как трансакции по передаче инфы (отдельные достаточно коммуникационные акты), в интеракциональном подходе широкое общение рассматривается как ситуация весьма совместного присутствия, которая взаимно устанавливается и поддерживается людьми с помощью разных форм поведения и наружных атрибутов (наружности, предметов, обстановки и т. П.). И это несомненно поведенческое совершенно управление ситуацией весьма совместного присутствия, ее порядком поддержание происходит относительно независимо от намерении участвующих индивидов Хотя они владеют реальным контролем за входом либо выходом из ситуации в согласовании со своими намерениями, до того времени пока участники воспринимают весьма присутствие и образцовое поведение друг дружку в ситуации, они не могут избежать неизменной координации поведения по отношению бесценный друг к другу.

Интеракциональный подход признает положение, что само на самом несомненно деле  активное взаимодействие включает активный обмен сообщениями. Но основной вполне исследовательский энтузиазм больше ориентирован на компанию поведения. Теоретические основания этого на самом несомненно деле подхода: ориентация на многоаспектность анализа людского поведения во множестве немного жизненных критерий и событий (в разных соц контекстах); образцовое поведение является не столько функцией внутренних побуждений индивидума, его мотивационных либо личных причин, а больше — функцией самой естественно ситуации взаимодействия и соц отношений (позиция ситуационного подхода в совсем социальной психологии); положения обшей теории систем, вводящей в вполне исследовательский достаточно инструментарий и весьма концептуальный аппарат такие порядком фундаментальные понятия как «система», «динамическое равновесие», «саморегуляция» и «программа».

В рамках интеракиионального подхода был разработан ряд теоретических моделей, пытающихся разъяснить основной вопросец — какими методами / способами структурируются и управляются ситуации общественного присутствия с помощью средств поведения.

Условно можно выделить пять более принципиальных моделей.

Лингвистическая модель, весьма предложенная сначала шестьдесят  х годов (Р. Бёдвистел,1970) для невербального общения. Одно из главных совершенно положений модели — невзирая на обилие взаимодействий, они все образуются и комбинируются из 1-го и такого же весьма ограниченного репертуара либо набора, состоящего из пятьдесят  шестьдесят простых движений и поз человеческого тела. Делается невероятное предположение , что последующие бесценный друг за другом поведенческие акты, практически сформированные из простых единиц, организуются таковым образом, каким организуется последовательность звуков как простых единиц языка в словах, предложениях и фразах.

Модель общественного навыка (М. Аргайл, А, Кендон,1967). Эта модель опирается на достаточно положение о том, что межличностные трансакции (коммуникационные акты), подобно иным видам соц умений и способностей (к примеру, вождение кара, танцы, игра в карты и т. П.), иерархично организуются и формируются средством серии обычных, целенаправленных, но нередко пробных и допускающих двоякое истолкование шагов, т. Е. Высказывается мысль научения общению в самом несомненно общении.

Равновесная модель (М. Apгайл, Дж. Дин,1965). Модель опирается на достаточно положение о том, что вполне взаимодействующие участники постоянно стремятся открыто поддержать весьма определенный общий баланс разных форм собственного поведения в широкие связи с особенно присутствием и активностью остальных лиц в ситуации, Т. Е. Хоть какое коренное изменение в использовании поведения типа X традиционно постоянно компенсируется надлежащими переменами в использовании поведения типа У и напротив (к примеру, диалог—монолог, практически сочетание вопросцев и ответов).

Программная модель общественного взаимодействия (А. Шефлен,1968). В данной модели постулируется, что общественная структура межличностной встречи либо ситуации взаимодействия (и синхронная, и диахронная) порождается благодаря действию, по последней мере,3-х видов программ: 1-ый вид программы имеет необыкновенное дело с обычный координацией движений; 2-ой — контролирует коренное изменение видов активности индивидов в ситуации, когда всё таки появляются помехи либо неопределенности; 3-я широкая программа модифицирует сами несомненно процедуры конфигураций, другими словами заведует вполне комплексной задачей метаобщения.

Эти программы интернализуются либо усваиваются индивидумами по мере научения функционированию в качестве всеполноценных членов определенной группы, общества и культуры; также разрешают организовывать вполне разнородный поведенческий материал в порядком осмысленные и пригодные взаимообмены. Конкретно глубоко содержательный контекст определенной ситуации, определенная задачка и определенная соц организация «запускают» потрясающее действие определенной программы.

Системная модель (А. Кендон,1977) разглядывает активное взаимодействие как конфигурацию систем поведения, любая из которых заведует особенно отдельным нюансом межличностной трансакции. До реального времени идентифицированы и проанализированы две такие системы; 1-ая — это несомненно система поведения, весьма управляющая обменом речевых выражений; 2-ая — это несомненно система поведения, весьма управляющая основным образом внедрением места и местности взаимодействия.

Реляционный подход. Этот подход начал равномерно активно развиваться с середины пятьдесят  х годов (Р. Бёдвистел,1968; Г. Бэйтсон,1973).

Основное достаточно положение этого на самом несомненно деле подхода состоит в том, что соц контекст и людская среда не образуют условия и происшествия, в каких преобразуется полная информация и происходит межличностное активное взаимодействие , а являются самим несомненно общением как таким и понимаются как системы отношений. Иными словами, термин «общение», «коммуникация» — это несомненно практически обозначение общей системы отношений, которые люди развивают вместе, с общиной и средой обитания, в зачем они живут.

Любое коренное изменение зачем на самом несомненно деле   или части данной системы, вызывающее коренное изменение остальных частей, именуется «информацией».

Согласно этому наконец подходу, нельзя огласить, что люди, практически животные либо остальные организмы вступают в широкое общение (информационный подход) либо участвуют в нем (интеракциональный подход), так как они уже являются практически неотъемлемой частью этого на самом несомненно деле процесса независимо от того, без сомнения желают они этого на самом несомненно деле иди нет, частью как локальной, так и практически глобальной экосистемы отношений. Они врубаются в эту систему с момента рождения не покидают до момента погибели.

Рассмотрим этот кажется подход подробнее. В вполне историческом нюансе (информационный и интеракциональный подходы) исследование общения и межличностных отношений числились 2-мя разными сторонами достаточно исследований. С весьма развитием реляционного подхода укрепилась неодолимая тенденция к интеграции этих сфер исследования: делать упор на исследование таковых характеристик процесса общения, которые охарактеризовывают дела меж людьми в «реальных» видах человечьих отношений. Основная посылка состоит в том, что хоть зачем акт общения   это несомненно акт роли во отношениях.

С данной точки зрения можно считать, что отношения не есть как весьма отдельные настоящие сути в котором  или смысле; быстрее их природа выводится из потока взаимообменов меж индивидумами, являющимися частью их отношений. Иными словами, главный элемент концепции: отношения — это несомненно «нечто», что существует меж и вне индивидов; другими словами отношения есть на над личном либо «трансактном» уровне. Основная позиция новейшего подхода состоит в последующем: природа отношений существует в процессе общения в настоящем времени и пространстве.

Три направления теоретических достаточно исследований оказались достаточно инструментальными и содействовали возникновению реляционной теории коммуникаций: а) кибернетика и теория общих систем; б) теория логических типов, которая идентифицирует разрывы непрерывности меж разными уровнями абстракции (например: «индивид  общение», «индивид  взаимоотношения» и т.д.); в) био исследования экосистем и динамики отношений меж организмами и средой обитания.

Наиболее достойные внимания и принципиальные исследования, немного проведенные на базе реляционного подхода, были осуществлены в области психопатологии (Г. Бэйтсон и др.,1956; Р. Д. Лэйнг,1959). В частности, была предложена реляционная практически объяснительная модель общения больного шизофренией.

По утверждению самих фактически приверженцев подхода, реляционная теория общения находится на исходной стадии собственного развития, невзирая на долгий бурный период существования с момента зарождения (Р. Харре, Р. Ламб (ред.), 1983), Признается, что эта теория представляет один из самых естественно многообещающих подходов к исследованию соц явлений, к исследованию общения, взаимодействия и поведения, которые до этого времени были известны соц и поведенческим наукам.

Ее порядком методологический неограниченный потенциал и дьявольская сила заключаются в том, что она подменяет весьма аристотелевский принцип картины мира на «системный подход».

 

Loading...

 

Это интересно

загрузка...
Loading...



загрузка...