Толпа и её особенности

Психология толпы

С психологической точки зрения слово "толпа" получает совсем другое значение. Сознательная личность исчезает, причем чувства и идеи всех отдельных единиц, которые базируют целое, которое называется толпой, принимают одно и то же направление. Образуется коллективная душа, имеющая, конечно, временный характер, но и довольно определенные черты. Собрание в таких случаях становятся организованной толпой или толпой вдохновенным, который составляет единую существо и пидчиняеться закона духовного единства толпы.

Одному факта случайного поступления в месте многих индивидов недостаточно для того, чтобы они приобретали характер организованной толпы.

Тысячи индивидов, отделенных друг от друга, могут в выдающиеся моменты подпадать одновременно от влияние некоторых сильных эмоций или какого-либо крупного национального события и приобретать, таким образом, все черты вдохновенного толпы. Нужно лишь каком-либо случае свести этих индивидов вместе, чтобы все их действия и поступки немедленно приобрели характер действий и проступков толпы.

 

Общая характеристика толпы. Психологический закон ее духовного единства

В поздней фазе организации толпы среди неизменных и преобладающих основных черт расы выделяются новые специальные черты и проходит ориентирование чувств и мыслей собрания в одном и том же направлении, и только тогда обретает свою силу вышеназванный психологический закон духовного единства толпы.

Самый впечатляющий факт, наблюдавшийся в вдохновенному толпе, следующий: какие бы не были бы индивиды, составляющие ее, каков бы ни был их образа жизни, занятий, их или характер ум, одного их превращения в толпу достаточно для того, чтобы в них образовался род коллективной души, заставляет их чувствовать, думать и действовать совершенно иначе, чем думали бы, действовали и чувствовали каждый из их отдельно.

Не трудно заметить, насколько изолированный индивид отличается от индивида в толпе, но более труднее определить причины этой разницы. Для того чтобы хоть как-то объяснить эти причины, ми должны вспомнить одно из положений современной психологии, а именно то, что явления бессознательного играют выдающуюся роль не только в органической жизни, но и в отправлениях ума. Наши сознательные поступки вытекают из субстрата бессознательного, создаваемого в особенности влиянием наследственности. В этом субстрате заключаются бесчисленные наследственные остатки, составляющие собственно душу расы.

Элементы без сознательного, образующие душу расы, как раз и являются причиной сходства индивидов этой расы.

Эти общие качества характера, управляемые бессознательным и существующие в почти одинаковой степени у большинства нормальных индивидов расы, соединяются вместе в толпе. В коллективной душе интеллектуальные способности индивидов и, следовательно, их индивидуальность исчезают; разнородное утопает в однородном, и берут верх бессознательные качества.

Именно такая связь заурядно качеств в толпе и объясняет нам, почему толпа никогда не может выполнять действия, требующие возвышенного ума. Решения, касающиеся общих интересов, принятые собранием даже знаменитых людей в области разных специальностей, мало все-таки отличаются от решений, которые приняли собранием глупцов, так как и в том и в другом случае соединяются не какие-нибудь выдающиеся качества, а только рядовыекоторые встречаются у всех. В толпе может происходить накопление только глупости, а не ума.

Появление этих новых специальных черт, характерных для толпы и притом не встречающихся у отдельных индивидов, входящих в ее состав, обусловливается различными причинами. Первая из них заключается в том, что индивид в толпе приобретает, благодаря только численности, сознание непреодолимой силы, и это сознание позволяет ему поддаваться таким инстинктам, которым он никогда не дает волю, когда бывает один. В толпе же он менее склонен обуздывать эти инстинкты, потому что толпа анонимный и не несет на себе ответственности. Чувство ответственности, сдерживающим всегда отдельных индивидов, совершенно исчезает в толпе.

Вторая причина - заразительность или зараза - также способствует образованию в толпе специальных свойств и определяет их направление. Зараза представляет собой такое явление, которое легко указать, но не объяснить, ее нужно причислить к разряду гипнотических явлений. В толпе всякое чувство, всякая действие заразна, и притом в такой степени, что индивид очень легко приносит в жертву свои личные интересы интересу коллективному. Подобное поведение, однако, противоречит человеческой природе, и потому человек способен на него только тогда, когда он составляет частицу толпы.

Третья причина, и притом самая главная, вызывая появление у индивидов в толпе таких специальных свойств, которые могут не встречаться в них в изолированном положении, - это восприимчивость к внушения; зараза, о которой мы только что говорили, служит лишь следствием этой восприимчивости. Он уже не осознает своих поступков, и у него, как в загипнотизированного, одни способности исчезают, другие же доходят до крайней степени напряжения. Люди, обладающие достаточно сильной индивидуальностью, чтобы противиться внушению, в толпе слишком малочисленны и поэтому не в состоянии бороться с течением. Самое большее, что они могут сделать, - это отвлечь толпу с помощью какого-нибудь нового внушения. Так, например, удачное слово, какой-нибудь образ, вызванный, кстати, в воображении толпы, отвлекали ее иной раз от самых кровожадных поступков.

Итак, исчезновение сознательной личности, преобладание личности бессознательной, одинаковое направление чувств и идей, обусловленный внушением, и стремление превратить немедленно в действия вызваны идеи - вот главные черты, характеризующие индивида в толпе.

Таким образом, становясь частицей организованной толпы, человек спускается на несколько ступеней ниже по лестнице цивилизации. В изолированном положении он, быть может, был бы культурным человеком; в толпе - это варвар, т.е. существо инстинктивное. У нее проявляется склонность к произволу, буйству, свирепости, но также и к энтузиазму и героизму, свойственным первобытному человеку, сходство с которым еще более усиливается тем, что человек в толпе чрезвычайно легко подчиняется словам и представлениям, не сделали бы на него в изолированном положении никакого влияния, и делает поступки, явно противоречащие и его интересам, и его привычкам.

Толпа в интеллектуальном отношении всегда стоит ниже изолированного индивида, но с точки зрения чувств и поступков, вызываемых этими чувствами, он может быть или лучше хуже его, в зависимости от обстоятельств. Все зависит от того, какому внушению повинуется толпа. Толпа часто бывает преступным - это правда, но часто также он бывает героическим. Толпа пойдет на смерть ради какого-либо торжества или верования идеи.

Чувство толпы

В числе специальных свойств, характеризующих толпу, мы встречаем, например, такие: импульсивность, раздражительность, неспособность обдумывать, отсутствие рассуждения и критики, преувеличенную чувственность и т.д., которые наблюдаются у существ, принадлежащих к низшим формам эволюции, как : у женщин, дикарей и детей.

Так как возбудители, действующие на толпу, весьма разнообразны и толпа всегда им повинуется, то отсюда вытекает его чрезвычайная изменчивость.

Из-за этой изменчивости толпой очень трудно руководить, особенно если часть общественной власти находится в его руках.

Толпа не только импульсивный и изменчив: как и дикарь, он не допускает, чтобы что-нибудь становилось между его желанием и реализацией этого желания. Толпа тем менее способен допустить это, если численность создаст у него чувство непреодолимой мощи. Для индивида в толпе понятия о невозможности не существует. Изолированный индивид осознает, что он не может один поджечь дворец, ограбить магазин, а если даже он почувствует влечение сделать это, то легко устоит против него. В толпе же у него является сознание могущества, доставляемого ему численностью, и достаточно лишь внушить ему идеи убийства и грабежа, чтобы он тотчас же поддался искушению.

Как бы ни был нейтральным толпу, он все же находится зачастую в состоянии выжидательной внимание, что облегчает всякое внушение. Первое формулируемой внушение тотчас же передается вследствие заразительности всем умам, и немедленно возникает соответствующее настроение. Как у всех существ, находящихся под влиянием внушения, идея, овладевшая умом, стремится выразиться в действии.

Блуждая всегда на границе бессознательного, легко подчиняясь всяким внушения и обладая буйными чувствами, свойственными тем существам, которые не могут подчиняться влиянию разума, толпа, лишенный всяких критических способностей, должен быть чрезвычайно легковерным. Невероятного для него не существует, и это надо помнить, потому что этим объясняется и необыкновенная легкость, с которой создаются и распространяются легенды и самые неправдоподобные рассказы.

Толпа мыслит образами, и вызванный в его воображении образ в свою очередь вызывает другие, не имеющие никакой логическая связь с первым.

Казалось бы, что искажения, которые претерпевает какое-нибудь событие в глазах толпы, должны иметь очень разнообразный характер, потому что индивиды, составляющие толпу, имеют очень разные темпераменты. Но ничуть не бывало. Под влиянием заразы эти искажения имеют всегда одинаковый характер для всех индивидов. Первое искажение, созданное воображением одного из индивидов собрания, служит ядром заразительного внушение.

Такой всегда механизм всех коллективных галлюцинаций, о которых часто говорится в истории и достоверность которых подтверждается тысячами человек.

Самые сомнительные события - это именно те, которые наблюдались наибольшим числом людей. Говорить, что какой-нибудь факт единовременно подтверждается тысячами свидетелей, - это значит сказать в большинстве случаев, действительный факт совсем не похож на существующие о нем рассказы.

Не нужно даже, чтобы прошли столетия после смерти героев, для того чтобы воображение толпы совершенно видоизменила их легенду. Превращение легенды совершается иногда в несколько лет. Мы видели, как менялась несколько раз, менее чем в пятьдесят лет, легенда об одном из величайших героев истории. При Бурбонах Наполеон изображался каким-то идиллическим филантропом и либералом, другом униженных, воспоминание о котором, по словам поэтов, должен жить долго под кровлей хижин. Тридцать лет спустя добродушный герой превратился в кровожадного деспота, что, завладев властью и свободой, погубил три миллиона человек единственно для удовлетворения своего тщеславия.

Какие бы ни были толпы, хорошие или дурные, характерными их чертами являются односторонность и преувеличение. В этом отношении, как и во многих других, индивид в толпе приближается к примитивным существам.

Односторонность и преувеличение чувств толпы ведут к тому, что он не ведает ни сомнений, ни колебаний. Как женщина, толпа (толпа) всегда бросается в крайности.

Сила чувств толпы еще более увеличивается отсутствием ответственности, особенно в толпе разнокалиберными.

Обладая преувеличенными чувствами, толпа способна подчиняться влиянию только таких же преувеличенных чувств. Оратор, желающий потянуть его, должен злоупотреблять сильными выражениями. Преувеличивать, утверждать, повторять и никогда не пробовать доказывать что-либо соображениями - вот способы аргументации, хорошо известные всем ораторам публичных собраний. Толпа желает видеть и в своих героях такое же преувеличение чувств; их кажущиеся качества и добродетели всегда должны быть увеличены в размерах. Искусство говорить толпе, без сомнения, принадлежит к искусствам низшего разряда, но, однако, требует специальных способностей.

Толпы знакомы только простые и крайние чувства; всякую мысль, идею верования, вызванные ему, толпа принимает или отвергает целиком и относится к ним или как к абсолютным истинам, или же как к столь же абсолютным заблуждений.

Толпа выражает такую же авторитетность в своих суждениях, как и нетерпимость. Индивид может перенести противоречие и оспаривание, толпа же никогда их не переносит. В публичных собраниях меньше возражения со стороны какого-либо оратора немедленно вызывает яростные крики и бурные ругательства в толпе, за которыми следуют действия и изгнание оратора, если он будет настаивать на своем.

Авторитетность и нетерпимость представляют собой такие определенные чувства, которые легко понимаются и усваиваются толпой и так же легко применяются им на практике, как только они будут ему навязаны. Массы уважают только силу, и доброта их мало трогает, так как они смотрят на него как на одну из форм слабости. Симпатии толпы всегда были на стороне тиранов, которые подчиняют его себе, а не на стороне добрых властителей, и самые высокие статуи толпа всегда воздвигает первым, а не последним. Если толпа охотно топчет ногами поверженного деспота, то это происходит лишь от того, что, потеряв свою силу, деспот этот уже попадает в категорию слабых, которых презирают, потому что их не боятся. Тип героя, дорогого сердцу толпы, всегда будет напоминать Цезаря, шлем которого привлекает толпу, власть внушает ему уважение, а меч заставляет бояться.

Верить в преимущество революционных инстинктов в толпе - это значит не знать его психологии. Толпа слишком руководствуется бессознательным и поэтому слишком подчиняется влиянию вековой наследственности, чтобы не быть на самом деле чрезвычайно консервативной. Предоставленный сам себе, толпа скоро утомляется своими собственными беспорядками и инстинктивно стремится к рабству. Он питает самое священное уважение к традициям и бессознательный ужас, очень глубокий, ко всякого рода новшествам, способным изменить реальные условия его существования. Если бы демократия имела такую же мощь, как теперь, в ту эпоху, когда было изобретено машинное производство, пара и железной дороги, то реализация этих изобретений была бы невозможна или же она осуществилась бы ценой повторных революций и побоищ. Большое счастье для прогресса цивилизации, власть толпы стала рождаться уже тогда, когда были выполнены великие открытия в промышленности и науке.

Нравственность толпы

Толпа может обнаружить иногда очень высокую нравственность.

Действуя на индивида в толпе и вызывая у него чувство славы, чести, религии и патриотизма, легко можно заставить его пожертвовать даже своей жизнью. История богата примерами, подобными крестовым походам и волонтерам 93-го года. Только толпа способна к проявлению крупнейшей бескорыстия и величайшей преданности. Как много раз толпа героически умирал за какое-либо верования, или слова идеи, которые он сам едва понимал. Толпа, устраивающая стачки, делает это не столько для того, чтобы добиться увеличения своего скудного заработка, которым он удовлетворяется, сколько для того, чтобы повиноваться приказу. Личный интерес очень редко бывает могущественным двигателем в толпе, тогда как у отдельного индивида он занимает первое место. Никак не интерес, конечно, руководил толпой во многих войнах, чаще всего недоступных его понятием, но он шел на смерть и так же легко принимал его, как легко дают себя убивать ласточки, загипнотизированные зеркалом охотника.

Если считать нравственными качествами бескорыстие, покорность и абсолютную преданность причудливом или реальному идеалу, то надо признать, что толпа очень часто обладает этими качествами в такой степени, в какой они редко встречаются даже у самого мудрого из философов. Эти качества толпа предлагает к делу бессознательно, толпа главным образом управляется бессознательными инстинктами и совсем не соображает. Если бы он рассуждал иногда и справлялся бы со своими непосредственными интересами, то, быть может, никакая цивилизация не развилась бы на поверхности нашей планеты и человечество не имело бы истории.

Заключение

Сознательная личность исчезает, причем чувства и идеи всех отдельных единиц, которые базируют целое, которое называется толпой, принимают одно и то же направление. Образуется коллективная душа, имеющая, конечно, временный характер, но и довольно определенные черты.

Толпа в интеллектуальном отношении всегда стоит ниже изолированного индивида, но с точки зрения чувств и поступков, вызываемых этими чувствами, он может быть или лучше хуже его, в зависимости от обстоятельств. Все зависит от того, какому внушению повинуется толпа. Толпа часто бывает преступным - это правда, но часто также он бывает героическим.

В числе специальных свойств, характеризующих толпу, мы встречают такие как: импульсивность, раздражительность, неспособность обдумывать, отсутствие рассуждения и критики, преувеличенную чувственность и т.д..

 

Loading...

 

Это интересно

загрузка...
Loading...



загрузка...